человеческие пороки в комедиях Мольера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 1414 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 22.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Введение
2.Комедии Ж.-Б. Мольера как «зеркало общества»
2.1.Мольер как писатель-классицист
2.2.Метод построения характера в мольеровских комедиях
2.3.Проблема маски в комедиях Мольера
2.4.«Высокие комедии» Мольера
3.Заключение
4.Список использованной литературы



Фрагмент для ознакомления

Кроме того, данный сюжет еще трижды был обработан разными драматургами. Таким образом, до Мольера было уже четыре различных обработки испанской легенды. Но именно Мольер дает оригинальную трактовку этого образа, именно он сделал образ Дон Жуана вечным в мировой литературе. Заслуга сатирика состоит в том, что он сделал своего героя типичным представителем французской знати XVII века, изображенным при этом без гиперболизации и гротеска.
Здесь Мольер отступает от классицистических принципов трех единств и принципа правдоподобия. Более того, характер Дон Жуана лишен прямолинейности, он противоречив, имеет индивидуальность. Дон Жуан вобрал в себя противоречивые черты. С одной стороны, это наглый, самонадеянный хищник, попирающий права и достоинства других; он лишен сыновних чувств, избивает спасшего его крестьянина, цинично соблазняет женщин. С другой стороны, это остроумный, блестящий, вызывающий симпатию зрителя персонаж. При этом устами своего героя Мольер высказывает немало своих собственных мыслей о религии, загробной жизни, о мещанских добродетелях, разоблачает мир, в котором живет (Гриб 2000).
Однако эти отступления носят не характер реализма, а отражают барочные тенденции мольеровских произведений.
«Мизантроп» (1966) – это еще одна «высокая комедия» Мольера, в которой комизм положений уступает место комизму интеллектуальному, философскому. Здесь также появляются трагические нотки, теснящие комический элемент. Не случайно комедия не имела большого успеха у современников, поскольку отпугивала их чрезмерной серьезностью.
В центре комедии – образ Альцеста, человека честного, благородного, поборника справедливости. Это «интеллектуальный герой». Он вступает в конфликт с великосветским обществом, который носит трагический характер. Комизм возникает на основе несоответствия между содержанием критики Альцеста и формы ее проявления. Он кипятится по пустякам, «метает бисер перед свиньями», обвиняет ничтожных людей. В характере Альцеста есть тема донкихотства: его крайняя непрактичность, абстрактность идеалов, готовность жертвовать собой. Элемент трагизма проявляется и в том, что он несчастлив: он одинок в своей борьбе против общества, переживает неразделенную любовь к лицемерной кокетке.
Альцесту противопоставлен его друг Филинт – воплощение «золотой середины».
Исследователи долго спорили, на чьей стороне находятся симпатии автора: на стороне героя, давшего название комедии; на стороне Филинта, так как Мольер проповедовал принцип «золотой середины». До сих пор по данному вопросу нет единой точки зрения (см. об этом: Бордонов 1983; Бояджиев 1967).
Таким образом, в «высоких комедиях» Мольера мы видим результат эволюции его творчества, его художественного метода. В этих пьесах появляется трагический элемент, отказ от прямолинейности и переход к противоречивым характерам, отступления от классицистического принципа трех единств.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как было показано выше, Мольер, является драматургом-классицистом и, сохраняя основные классицистические принципы, внес ряд изменений в эстетику классицизма.
Драматург опирался на основные положения своей классицистической системы, сформулированные в собственных произведениях. Согласно этой системе, комедия является «зеркалом общества», при этом ее целью является обнажение и осмеяние общественных пороков. Комедия ориентируется на здравый смысл, руководствуется «разумной природой». Она опирается на народные вкусы. Дело не только в том, что Мольер использует народные обороты речи, выводит народные характеры, но и в том, что он как бы смотрит на описываемые события с точки зрения простолюдина.
Мольер соблюдает принцип типизации характеров. Мольер рисует не портреты, а нравы, не конкретных людей, а типичные пороки общества. Здесь действует принцип обобщения, который зачастую лишает характеры индивидуальности.
Важнейшими чертами мольеровского метода построения характера являются три принципа: принцип плоскостности, принцип прямолинейности и принцип антитезы. При этом художник достигает абстракции своего образа с помощью гиперболы невероятных размеров.
Оставаясь классицистом, Мольер считает возможным отступать от некоторых принципов классицизма.
Однако эти отступления касаются лишь второстепенных принципов классицизма. Несмотря на все отступления, в главном все же Мольер остается классицистом. Он ориентируется на эстетические идеалы античности, берет многие свои сюжеты у античных авторов, в большинстве произведений все же соблюдает правило трех единств, является рационалистом, ориентируясь на здравый смысл, придерживается принципа типизации, не предполагающего индивидуализации.
Одной из важнейших заслуг сатирика является создание жанра «высокой комедии», совмещающей в себе комическое и трагическое, допускает противоречивость характера главного героя («Тартюф», «Дон Жуан, или Каменный гость» и «Мизантроп»).
Комедии Мольера, являющиеся «зеркалом общества», рисуют картину нравов общества, его пороков и заблуждений. При этом данные пороки являются типичными и носят вневременной характер. Вероятно, поэтому его комедии до сих пор идут на сценах театров и на экранах телевизоров.
Как справедливо отметил литературовед Ж. Бордонов, голос произведений Мольера «никогда не смолкнет, каждое поколение обращается к ним в свой черед, заново им удивляется, открывает в них новые богатства. Такова власть мольеровского гения!.. Его персонажи – а их более трехсот – остаются нам близки, невзирая на их кружева и перья, потому что в большинстве своем они лишь формально принадлежат XVII веку: это вечные характеры» (Бордонов 1983: 365).




4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.
Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. – М., 1980.
Гриб В. Мольер // Мольер Ж.-Б. Пьесы. – М., 2000. – С. 677-701.
История французской литературы / Под ред. В.М. Жирмунского. Т. I. С древнейших времен до революции 1789 г. – М.-Л., 1946.
Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1994.








1


15

1.Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. – М., 1987.
2.Бордонов Ж. Мольер. – М., 1983.
3.Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
4.Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. – М., 1980.
5.Гриб В. Мольер // Мольер Ж.-Б. Пьесы. – М., 2000. – С. 677-701.
6.История французской литературы / Под ред. В.М. Жирмунского. Т. I. С древнейших времен до революции 1789 г. – М.-Л., 1946.
7.Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1994.

Он отрицал любое проявление божественного начала в мире. Все, что происходит, имеет научное объяснение. Другая важная роль l-атеизм-это оправдание для собственных поступков. Не верит, что есть Бог, Дон Хуан ссылается на собственные аристократические предрассудки, которые являются типичными для высшего общества, и они имеют место быть.

Насмешки над статуей убил человека, соблазнение женщин, обман и лицемерие ведут Don Juan к трагической развязке. Возможность покаяния перед небом не представляется Дон Жуану надо, герой остается неизменным до последних строк пьесы.

Создавая "Дон жуана", Мольер следовал не повторять испанский субъекта, построения испанской комедии с чередованием трагических и комических сцен, что характерно для классицистической драмы период творчества X - Bi Мольера. Комедия построена на принципе "трех единств" - времени, места и действия. Характер главного героя не является многомерным, но является воплощением отличительных качеств негативных. В соответствии с требованиями классицистической драмы, изображение человеческих пороков, воплотившихся в образ Дон Хуан, обличению и высмеиванию. Поэтому, J.-Bi Мольер выбрать для себя жанр комедии. Герой комедии X - Bi Мольера - статический стиль, характерный для поэтики классицизма. Герой не меняется до конца комедии остается верен принципам и нормам поведения. В общем, Дон Жуан Мольера - размышляющий герой, хотя и отрицательный. Своих поступков характеризуются определенной логике и последовательности. На протяжении всей комедии Дон Хуан излагает свою философию, и каждый способ ее продвижения. Гедонизм и практицизм Don Juan X - Bi Мольера выведены эпохи. Обличая в его "высокой комедии" пороки, драматург стремился совершенствовать человеческую эпоху и исправлять нравы.

3. Русская литература первой половины 19 века. Творчество . А. Пушкина

Русской поэзии начала XIX века знаменуется творчество А. с. Пушкина. Жанровое мышление, которое в XVIII веке v. работает строго как в литературе в начале XIX в v. изжило себя и предотвратить свободу выражения внутреннего мира человека. От жанра зависели тема, стиль и даже сам образ автора, личность которого не была выражена в художественной продукции. Основные усилия писателей начала XIX в  - го века были направлены на преодоление гендерного мышления и выработку единого национального литературного языка. Этот этап в литературе связан с развитием романтического направления и с обозначившимися реалистичные тенденции. [Коровин V. I. 2005. - c. 210]