Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Учебная мотивация и самооценка младших школьников.

  • 45 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 04.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И САМООЦЕНКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
1.2. САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника. С уровнем резко заниженной самооценкой учеников не выявлено.
Таким образом, показатели самооценки младших школьников 2-го и 4-го классов сравнительно отличаются: среди детей второго класса больше детей с завышенным и адекватным уровнем самооценки и меньше – с заниженным, чем у детей четвертого класса.
Это можно объяснить тем, что самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). Полученные данные согласуются с данными анализа литературных источников, приведенными в теоретической главе: считается нормой, если учащихся младших классов ставят себя на верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. По мере взросления самооценка меняется. Так, А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию [13]. Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1—2-х классах, стремятся сохранить высокую самооценку. По мере взросления и перехода из класса в класс у части детей нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1-го к 4-му классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается [13].
А.В. Захарова, прослеживая развитие самооценки на протяжении младшего школьного возраста, также выявила общее снижение ее уровня, появление у детей более критического отношения к себе [5].
Итак, результаты эмпирического исследования согласуются с данными литературных источников.
Проведенный корреляционный анализ на выявление взаимосвязи уровня мотивации и самооценки показал, что во втором классе достоверной взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивации не выявлено ((2=0,212). Это можно объяснить тем, что у учащихся 2-го класса самооценка чаще завышенная. Как было показано в литературном обзоре это является для детей 1-2 класса возрастной нормой. Это связано, в частности, как с нежеланием считать себя хуже других, так и со слабо развитой рефлексией, то есть способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих.
В 4-м классе выражена достоверная взаимосвязь уровней самооценки и
мотивации, так при положительном уровне мотивации выражена адекватная
самооценка ((2=0,016). Это можно объяснить тем, что к концу младшего школьного возраста, по данным исследований А.В. Захаровой, появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. При этом проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. Е. И. Рогов отмечает, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки [20]. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Развитие учебной мотивации во многом зависит от оценки.
Во всей выборке (2-м и 4-м классах) выражена достоверная взаимосвязь уровней самооценки и мотивации, так при положительном уровне мотивации выражена адекватная самооценка ((2=0,053).
Таким образом, проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу: чем выше уровень самооценки младших школьников, тем выше учебная мотивация.

ВЫВОДЫ

1. На основе анализа результатов эмпирического исследования выявлено, что показатели учебной мотивации младших школьников 2-го и 4-го классов сравнительно отличаются: у детей второго класса мотивация выше (больше детей с высоким уровнем мотивации и меньше – с низким), чем у детей четвертого класса.
2. Показатели самооценки младших школьников 2-го и 4-го классов также сравнительно отличаются: среди детей второго класса больше детей с завышенным и адекватным уровнем самооценки и меньше – с заниженным, чем у детей четвертого класса.
3. Проведенный корреляционный анализ на выявление взаимосвязи уровня мотивации и самооценки показал, что во втором классе достоверной взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивации не выявлено. В 4-м классе выражена достоверная взаимосвязь уровней самооценки и мотивации, так при положительном уровне мотивации выражена адекватная самооценка. Во всей выборке (2-м и 4-м классах) выражена достоверная взаимосвязь уровней самооценки и мотивации.
Результаты эмпирического исследования согласуются с данными литературных источников. Анализ результатов исследования подтвердил верность выбора методик исследования и выдвинутую гипотезу: чем выше уровень самооценки младших школьников, тем выше учебная мотивация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Учебная мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности, оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Через учебную мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых, формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития.
Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
Проведенное эмпирическое исследование было нацелено на изучение особенностей учебной мотивации и самооценки детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие учащиеся 2-го и 4-го классов в количестве 40 детей. Методами сбора данных являлись методика для оценки школьной мотивации Н.Г. Лускановой и методика определения самооценки  «Лесенка» автор В.Г. Щур. В качестве методов обработки данных применены описательные статистики, сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию Спирмена.
Эмпирическое исследование показало, что учебная мотивация младших школьников 2-го и 4-го классов сравнительно отличается: у детей второго класса показатели мотивации выше (больше детей с высоким уровнем мотивации и меньше – с низким), чем у детей четвертого класса. Показатели самооценки младших школьников 2-го и 4-го классов также сравнительно отличаются: среди детей второго класса больше детей с завышенным и адекватным уровнем самооценки и меньше – с заниженным, чем у детей четвертого класса.
Корреляционный анализ показал, что во втором классе достоверной взаимосвязи между уровнем самооценки и мотивации не выявлено. В 4-м классе выражена достоверная взаимосвязь уровней самооценки и мотивации, так при положительном уровне мотивации выражена адекватная самооценка.
Результаты эмпирического исследования согласуются с данными анализа литературных источников, приведенными в теоретической главе.
Анализ результатов исследования подтвердил выдвинутую гипотезу исследования: чем выше уровень самооценки младших школьников, тем выше учебная мотивация.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
Виноградова А.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. - СПб., 1995.
Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 — 162.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.-256с.
Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград, 1983.
Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям/Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – 68с.
Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. - Москва : Фолиум, 1999. - 32 с.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997 - 176 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/Под ред. Л.А. Головей, У.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании, Москва, "Владос", 1995.
Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81.
Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. - 416с.
http://festival.1september.ru/articles/508424/, Ивакина Г.Н., зам. директора по УВР, учитель начальных классов.
http://shol55.ucoz.ru/index/0-21 https://sites.google.com/site/motivaciyarebenka/teoria-po-motivacii/formirovanie-motivacii

Приложение №1
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся


Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ 1 1 3 0 2 0 1 3 3 1 0 3 4 3 1 0 5 0 3 1 6 1 3 0 7 3 1 0 8 1 0 3 9 1 3 0 10 3 1 0
Приложение №2
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Приложение №3

Критерий Манна-Уитни

Ранги класс N Средний ранг Сумма рангов мотивация 2 класс 20 18,30 366,00 4 класс 20 22,70 454,00 Всего 40
Статистики критерияb мотивация Статистика U Манна-Уитни 156,000 Статистика W Уилкоксона 366,000 Z -1,242 Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,214 Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)] ,242a a. Не скорректировано на наличие связей. b. Группирующая переменная: класс
Ранги класс N Средний ранг Сумма рангов самооценка 2 класс 20 17,75 355,00 4 класс 20 23,25 465,00 Всего 40


Статистики критерияb самооценка Статистика U Манна-Уитни 145,000 Статистика W Уилкоксона 355,000 Z -1,766 Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,077 Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)] ,142a a. Не скорректировано на наличие связей. b. Группирующая переменная: класс Ранги класс N Средний ранг Сумма рангов мотивация 2 класс 20 18,30 366,00 4 класс 20 22,70 454,00 Всего 40 самооценка 2 класс 20 17,75 355,00 4 класс 20 23,25 465,00 Всего 40
Статистики критерияb мотивация самооценка Статистика U Манна-Уитни 156,000 145,000 Статистика W Уилкоксона 366,000 355,000 Z -1,242 -1,766 Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,214 ,077 Точная знч. [2*(1-сторонняя Знач.)] ,242a ,142a a. Не скорректировано на наличие связей. b. Группирующая переменная: класс
Приложение №4

Таблицы сопряженности 2-го класса

Сводка обработки наблюдений Наблюдения Валидные Пропущенные Итого N Процент N Процент N Процент мотивация * самооценка * класс 20 100,0% 0 ,0% 20 100,0%
Таблица сопряженности мотивация * самооценка * класс Частота класс самооценка Итого завышенная адекватная заниженная 2 класс мотивация высокая 1 4 0 5 хорошая 1 5 0 6 положительная 0 5 1 6 низкая 0 1 1 2 негативная 0 0 1 1 Итого 2 15 3 20
Критерии хи-квадрат
класс Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) 2 класс Хи-квадрат Пирсона 10,822a 8 ,212 Отношение правдоподобия 10,633 8 ,223 Линейно-линейная связь 6,742 1 ,009 Кол-во валидных наблюдений 20
a. В 15 (100,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна ,10.

Таблицы сопряженности 4-го класса

Сводка обработки наблюдений Наблюдения Валидные Пропущенные Итого N Процент N Процент N Процент мотивация * самооценка * класс 20 100,0% 0 ,0% 20 100,0%
Таблица сопряженности мотивация * самооценка * класс Частота класс самооценка Итого завышенная адекватная заниженная низкая 4 класс мотивация высокая 0 1 0 0 1 хорошая 1 3 3 0 7 положительная 0 6 2 0 8 низкая 0 1 2 0 3 негативная 0 0 0 1 1 Итого 1 11 7 1 20
Критерии хи-квадрат
класс Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) 4 класс Хи-квадрат Пирсона 24,712a 12 ,016 Отношение правдоподобия 12,957 12 ,372 Линейно-линейная связь 3,937 1 ,047 Кол-во валидных наблюдений 20
a. В 20 (100,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна ,05.
Таблицы сопряженности всей выборки (2-го и 4-го классов)

Сводка обработки наблюдений Наблюдения Валидные Пропущенные Итого N Процент N Процент N Процент мотивация * самооценка * класс 40 100,0% 0 ,0% 40 100,0%


Таблица сопряженности мотивация * самооценка * вся выборка Частота класс самооценка Итого завышенная адекватная
заниженная низкая
Вся выборка мотивация высокая 1 5 0 0 6 хорошая 2 8 3 0 13 положительная 0 11 9 0 14 низкая 0 2 3 0 5 негативная 0 0 1 1 2 Итого 3 26 10 1 40
Критерии хи-квадрат
класс Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Вся выборка Хи-квадрат Пирсона 10,822a 12 , 053 Отношение правдоподобия 11,534 12 ,318 Линейно-линейная связь 4,426 1 ,026 Кол-во валидных наблюдений 40
В 35 (100,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна ,05.
















3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
2.Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
3.Виноградова А.Д. и др. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. - СПб., 1995.
4.Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
5.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
6.Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с. 152 — 162.
7.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.-256с.
8.Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград, 1983.
9.Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям/Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2002. - 64 с.
10.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс¬ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
11.Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
12.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
13.Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – 68с.
14.Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. - Москва : Фолиум, 1999. - 32 с.
15.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997 - 176 с.
16.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
17.Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).
18.Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/Под ред. Л.А. Головей, У.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.
19. Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.
20.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании, Москва, "Владос", 1995.
21.Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81.
22.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1980.
23.Эриксон Э. Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000. - 416с.
24.http://festival.1september.ru/articles/508424/, Ивакина Г.Н., зам. директора по УВР, учитель начальных классов.
25.http://shol55.ucoz.ru/index/0-21 https://sites.google.com/site/motivaciyarebenka/teoria-po-motivacii/formirovanie-motivacii


Введение

младший школьный возраст - это период, когда ребенок радикально меняет образ жизни, подготовка к новой учебной деятельности, в которой он полностью развивают ранее сложившиеся формы поведения и приобретает новые. Он учится понимать и принимать в себе, приобретает навык разрешения сложных задач, которые стоят перед ним.

В данный момент существует проблема психического развития ребенка. Многие студенты сталкиваются с трудностями в учебной деятельности, общения, в результате неадекватной оценки себя. При всем многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время основными остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль над этими процессами. В контексте идеи лично-ориентированной сферы образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы было причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б. Ананьев, Ю. К. Бабанский, p. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский. А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина).

Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания, только тогда они смогут предоставить вам эффективную помощь. Можно выделить противоречие между тем, что проблема взаимосвязи самооценки и учебной деятельности очень актуально сейчас, но это не достаточно изучена отечественными и зарубежными педагогами-психологами, в итоге, количество теоретического материала не достаточно, для более широкого исследования.

Цель исследования-выявить и определить возможности психодиагностики в исследовании влияния учебной деятельности на самооценку младших школьников.

Объект исследования - сфера личной начальных классов.

Предмет исследования - влияние деятельности обучения на самооценку учащихся начальных классов.

Гипотеза исследования - на самооценку учащихся начальных классов влияет на учебную деятельность.

Узнать стоимость работы