Рыцарство Й. Хейзинга («Осень средневековья»)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 1010 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 14.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Рыцарство Й. Хейзинга («Осень средневековья»)


Фрагмент для ознакомления

Не приходится сомневаться, что рыцарский идеал не был интеллектуальным. Зато он предполагал богатую эмоциональную жизнь. Мужчины высыхали с тоски, теряли разум, если не сдержали своего слова; легко заливались слезами. А для женщин, лишиться чувств было парой пустяков, умереть от любви — безделицей.
Время позднего Средневековья — один из тех завершающих периодов, когда культурная жизнь высших слоев общества почти целиком сводится к светским забавам. Действительность полна страстей, трудна и жестока; ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра. В игру вступают под личиною Ланселота; это грандиозный самообман, но его мучительное неправдоподобие сглаживается тем, что и проблеск насмешки позволяет избавиться от собственной лжи. Во всей рыцарской культуре XV столетия царит неустойчивое равновесие между легкой насмешкой и сентиментальной серьезностью. Рыцарские понятия чести, верности и благородной любви воспринимаются абсолютно серьезно, однако время от времени напряженные складки на лбу расправляются от внезапного смеха. Ну и конечно, именно в Италии все это впервые обращается в сознательную пародию. Однако рыцарски-романтическое чувство вновь побеждает: неприкрытая насмешка сменяется необычно возвышенным тоном, превышающим шутку или серьезность, и рыцарская фантазия находит здесь свое классическое выражение.
Можно назвать немало примеров, иллюстрирующих примитивный характер рыцарских обетов. Взять хотя бы стихи, описывающие «Обет цапли», дать который Робер Артуа вынудил короля Эдуарда III и английских дворян, поклявшихся в конце концов начать войну против Франции. Это рассказ не столь уж большой исторической ценности, но дух варварского неистовства, которым он дышит, прекрасно подходит для того, чтобы познакомиться с сущностью рыцарского обета.
Значение обета состояло, как правило, в том, чтобы, подвергая себя воздержанию, стимулировать тем самым скорейшее выполнение обещанного. В основном это были ограничения, касавшиеся принятия пищи.
Так усталая аристократия смеется над собственными идеалами. Когда с помощью всех средств фантазии и художества она пышно нарядила и щедро украсила страстную мечту о прекрасной жизни, мечту, которую она облекла пластической формой, именно тогда она решила, что жизнь, собственно, не так уже прекрасна. И она стала смеяться.
Крестовый поход! Иерусалим! — вот что было тогда величайшим политическим устремлением, неразрывно связанным с рыцарским идеалом. Именно так все еще формулировалась эта мысль, которая как высшая политическая идея приковывала к себе взоры европейских государей и попрежнему побуждала их к действию. Налицо был странный контраст между реальными политическими интересами — и отвлеченной идеей. Перед христианским миром XIV—XV вв. с беспощадной необходимостью стоял восточный вопрос: отражение турок, которые уже взяли Адрианополь (1378 г.) и уничтожили Сербское королевство (1389 г.). Над Балканами нависла опасность. Но первоочередная, наиболее неотложная политика европейских дворов все еще определялась идеей крестовых походов. Турецкий вопрос воспринимался не более как часть великой священной задачи, которую не смогли выполнить предки: освобождение Иерусалима.
В этой мысли рыцарский идеал выдвигался на первое место: здесь он мог, должен был оказывать особенно устойчивое воздействие. Ведь религиозное содержание рыцарского идеала находило здесь свое высшее обетование, и освобождение Иерусалима виделось не иначе как священное, благородное рыцарское деяние. Именно тем, что религиозно-рыцарский идеал в столь большой степени влиял на выработку восточной политики, можно с определенной уверенностью объяснить незначительные успехи в отражении турок. Походы, в которых, прежде всего, требовался трезвый расчет и тщательная подготовка, замышлялись и проводились в нетерпении и спешке, так что вместо спокойного взвешивания того, что могло быть достигнуто, стремились к осуществлению романтических планов, оказывавшихся тщетными, а нередко и пагубными. Катастрофа при Никополисе в 1396 г. показала, сколь опасно было затевать настоятельно необходимую экспедицию против сильного и боеспособного врага по типу одного из тех рыцарских походов в Литву или Пруссию, которые предпринимались, чтобы убить сколько-то жалких язычников. Кем же разрабатывались планы крестовых походов? Мечтателями вроде Филиппа де Мезьера, который занимался этим в течение всей своей жизни; людьми, витавшими в мире политических фантазий; именно таким, при всей своей хитроумной расчетливости, был и Филипп Добрый.
Для аристократии характерно стремление к славе, непомерное честолюбие. Аристократический образец имеет личностную форму, его носителем может быть только человек благородного происхождения; основой основ этого образца является убеждение, что честь и достоинство личности выше любых материальных благ, самой жизни.
Благородство аристократа заключается в том, чтобы хранить честь и привилегии своего сословия, не унижаясь до равноправного общения с представителями низших сословий, оно ярко выражается в том, что карточный долг для него священен, а долг мяснику ни к чему не обязывает.


Источник

И. Хейзинга. Осень средневековья. М. Издательская группа «Прогресс» «Культура» 1995. С. 236.

И. Хейзинга. Осень средневековья. М. Издательская группа «Прогресс» «Культура» 1995. С. 236.












1

И. Хейзинга. Осень средневековья. М. Издательская группа «Прогресс» «Культура» 1995. С. 236.

Вопрос-ответ:

В чем состоял рыцарский идеал Й. Хейзинга?

Рыцарский идеал Й. Хейзинга состоял в богатой эмоциональной жизни и соблюдении данного слова. Рыцари стремились быть честными, доблестными и верными своим обязательствам.

Что происходило с мужчинами, если они не сдерживали свое слово по рыцарскому идеалу?

Если мужчины не сдерживали свое слово по рыцарскому идеалу, они чувствовали тоску, теряли разум и могли высыхать от горя.

Какие эмоции проявляли рыцари по рыцарскому идеалу?

По рыцарскому идеалу рыцари проявляли разнообразные эмоции, включая тоску, горе, радость, гнев и даже слезы.

Что означало лишиться чувств для женщин во времена рыцарства?

Для женщин во времена рыцарства лишиться чувств означало немногое, так как они были лишены некоторых свобод и прав. Женщины не имели такой возможности проявлять эмоции, как мужчины, и их чувства были часто подчинены мужской воле.

Какое значение имела любовь и преданность согласно рыцарскому идеалу?

Любовь и преданность имели огромное значение согласно рыцарскому идеалу. Рыцари стремились быть верными своим возлюбленным и часто готовы были пойти на самые крайние меры, чтобы защитить их честь и благополучие.

Какие эмоции были важны для рыцарского идеала?

Рыцарский идеал предполагал богатую эмоциональную жизнь. Важными эмоциями были тоска и горе в случае невыполнения обещаний, а также проливание слез в проявлении горя или сострадания.

Какими особенностями была отличительна эмоциональная жизнь рыцарей?

Одной из особенностей была склонность мужчин высыхать с тоски, если не сдерживали своего слова. Также рыцари легко заливались слезами во время горя или сострадания.

Были ли женщины вовлечены в рыцарский идеал и их эмоциональная жизнь?

Да, женщины также играли свою роль в рыцарском идеале. Для них ожидаемым было лишение чувств, а также способность умереть от любви, считалось ничтожным.

В какой период истории происходили изменения в рыцарском идеале?

Изменения в рыцарском идеале происходили в позднем Средневековье, которое было одним из завершающих периодов культурной жизни высших слоев общества.