Вам нужен реферат?
Интересует Экология и БЖД?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек – общество - природа

  • 16 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 21.03.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Морально-нравственные аспекты экологических проблем
Современный уровень нарушений экологических условий на Земле
Формирование концепции ноосферы
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Еще более тревожна картина уничтожения растительности. В середине 70-х годов происходило уничтожение одного вида и подвида растений (преимущественно в тропиках) ежедневно. К концу 80-х годов этот показатель прогнозируется равным одному виду в час.
Обеднение генетического потенциала биоты Земли происходит также в области окультуренных растений и животных. Но здесь причина не в разрушении мест их обитания или чрезмерном потреблении человеком, как это имеет место в отношении дикой флоры и фауны, а в сознательном сокращении сортового и породного разнообразия культурных биологических видов.
Чисто экологические и социально - экономические негативные последствия процесса многочисленны: колоссальные потери влаги, деградация почв и опустынивание, изменение локальных климатических условий, разрушение огромных, неподдающихся оценке природно-экономических ресурсов и так далее. Обезлесивание тропиков изменит структуру поверхности Земли, увеличит ее отражательную способность (альбедо). А это уже чревато наряду с изменением глобальных баланса газа, воды и энергии последствиями, которые могут привести к дестабилизации климата планеты.
Гидросфера (водная оболочка Земли) подвергается тяжелейшим испытаниям в результате хозяйственного вторжения в водные системы. Реки, озера и моря превращаются в места сброса различных отходов и загрязняющих веществ. Качественное изменение гидросферы (химического состава и свойств водной среды) становится в наше время главным фактором и количественного истощения пресной воды на Земле, а также уничтожения обширного класса биоты - речной, озерной, морской.
В последние два десятилетия проблема ресурсов пресной воды на Земле претерпела резкое изменение: в странах, богатых источниками воды стали появляться признаки водного дефицита. С учетом же стран, традиционно испытывающих в силу природно - географических условий нехватку этого жизненно важного ресурса, налицо картина напряженности водного баланса в обще планетарном масштабе.
Начало космической эры породило проблему сохранения целостности еще одной земной оболочки - космосферы (околоземного космического пространства). Проникновение человека в космос не просто героическая эпопея, это еще и целенаправленная долговременная политика овладения новыми ресурсами природы и естественной средой. Слагаемыми ресурсного потенциала космоса, уже используемого человечеством, либо гипотетического, являются географическое положение, невесомость, вакуум, другие физические свойства этой среды, сильная солнечная радиация, космические излучения, а также и территория, специфические природные условия и минеральные ресурсы небесных тел.
Формирование концепции ноосферы
При разработке нравственных и моральных аспектов взаимодействия общества и природы невозможно обойтись без плодотворной прогностической идеи Вернадского о становлении ноосферы как процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. Концепция ноосферы у В. И. Вернадского - это идея о роли разумной человеческой деятельности в природе. В условиях обострения глобальных проблем современности, и особенно, экологической ситуации, многие исследователи - представители естественных и гуманитарных наук - для осмысления этих сложных процессов обращаются к наследию Вернадского, пытаясь найти у основоположника материалистической концепции ноосферы ответы на проблемы о месте человека в природе и биосфере, о будущем биосферы и взаимодействия общества и природы о судьбах мировой цивилизации и человечества в целом. Сам Вернадский, работавший на протяжении многих десятилетий над этой проблемой, не оставил обобщающей работы о ноосфере. В своих работах он поставил проблему, развил, углубил и создал ее фундамент, однако ученый не был удовлетворен достигнутыми результатами в исследовании этой темы.
Основной его труд, посвященный проблеме ноосферы, - «Научная мысль как планетарное явление» - не был опубликован при жизни автора. Вернадский делает попытку увязать естественно - научную теорию геохимической миграции вещества и энергии с развитием общества, то есть найти момент перехода биосферы (вследствие количественных изменений, вносимых в нее человеком) в качественно новое состояние - ноосферу.
Ноосфера, согласно В.И. Вернадскому - это преобразованная в интересах человека природа, равновесное состояние которой поддерживается целенаправленной деятельностью обобществившегося человечества. Очеловеченная природа появляется вместе с человеком, когда он был еще не в состоянии регулировать протекание глобальных процессов природы. Ноосфера же - сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естественных процессов природы, но это управляемая человеком природная среда его существования. Поскольку такое состояние еще не достигнуто, то преждевременно современный этап изменения биосферы называть ноосферой.
Чтобы материально техническая деятельность по изменению природной среды не приняла угрожающую форму экологического кризиса, она необходимо должна сопровождаться коренными социальными изменениями. Без таких социальных изменений не может быть осуществлен рациональный обмен веществ с природой в интересах всех людей. Ноосфера не совместима с антропогенной деградацией природной среды.
Гуманист Вернадский видел, что для осуществления перехода биосферы в ноосферу созданы реальные объективные предпосылки: произошла величайшая научная революция, открывшая путь для безграничного увеличения материальных и духовных сил человечества, начался процесс экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию. Эти предпосылки должны морально-нравственной основой, на которой человек может сознательно воплощать в жизнь свою идею о преобразовании биосферы в ноосферу, подчинить своей воле и разуму процессы миграции вещества и энергии и общественных трансформаций для обеспечения своего беспредельного прогрессивного развития.
Заключение
Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, моральные и нравственные аспекты антропогенного воздействия, активно преобразующего отношения общества, природы и человека, в настоящее время должны являться определяющими, ведущими. Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях «человек  - общество - природа» является основой формирования человека с высоким уровнем эколого-нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.
Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления. В обществе должно быть выработано твердое убеждение в том, реализация любого проекта без уверенности в его безвредности для окружающей среды является аморальным и безнравственным.
 
Литература
Будыко М. И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.- 328 с.
Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М.: Знание, 1986. – 48 с.
Мовчан В.Н. Экология человека, С-Пб.: Изд. С-Пб Университета, 2004. – 174 с.
Стадницкии Г. В. Экология. С-Пб.: «Химиздат», 2001. – 288 с.
Степановских А. С. Экология. М.: «Юнити», 2001.- 703 с.

Степановских А. С. Экология. М.: «Юнити», 2001.- 468 с.

Мовчан В.Н. Экология человека, С-Пб.: Изд. С-Пб Университета, 2004.– 95 с.

Стадницкии Г. В. Экология. С-Пб.: «Химиздат», 2001. – 148 с.

Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М.: Знание, 1986. – 32 с.

Будыко М. И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.- 241 с.













16

1.Будыко М. И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977.- 328 с.
2.Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М.: Знание, 1986. – 48 с.
3.Мовчан В.Н. Экология человека, С-Пб.: Изд. С-Пб Университета, 2004. – 174 с.
4.Стадницкии Г. В. Экология. С-Пб.: «Химиздат», 2001. – 288 с.
5.Степановских А. С. Экология. М.: «Юнити», 2001.- 703 с.

Содержание

1. Сущность нравственного сознания, отношения и поведения

2. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали

библиография

1. Суть неравственнго сознания, отношения и поведения

Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Нравственное сознание определяет оптимальный для данного общества модель поведения. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Для лучшего изучения нравственного сознания, чтобы исследовать внутренний мир каждого человека. Еще в древности в человеческой душе выделялись три части: разумная, волевая, чувствующая. Кроме того индивидуальное моральное сознание состоит из трех компонентов.

Первая - рациональная часть индивидуального морального сознания, формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания и включает в себя такие понятия, представления о хорошо и зла, долга, совести, высших ценностях. Еще Сократом и Платоном отмечалась важная роль разума в нравственной жизни человека. Именно благодаря уму человек может намечать стратегию нравственного поведения, тактики конкретных действий, от анализа конкретной ситуации.

Однако, не во всех ситуациях (особенно, в которых проявляется отсутствие информации о том или ином событии, о той или иной индивиде или дефицит времени), рациональная часть индивидуального морального сознания, может помочь человеку сделать правильный выбор. Здесь разум дополнить нравственные чувства - долга, ответственности, справедливости и так далее - второй компонент индивидуального нравственного сознания. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Веление чувств, в значительной степени превышают силы ума. Стихийность эмоционального потребовать обязательную регуляцию и саморегуляцию. Специфика высших нравственных чувств проявляется, в частности, в том, что они обладают свойством императивности, то есть вменяются в обязанность.

Для нравственной жизни важно гармоничное взаимодействие разума и чувств. Их единство обеспечивает целостность внутренней личности, формирование ее нравственных. Однако, не всегда человек, имеющий достойные, моральные убеждения, чтобы реализовать их в своей жизни. И здесь следует упомянуть о третьем компоненте морального сознания - воле, которая проявляется в стойкости, решительности, в определенном психологический настрой и готовность к конкретным действиям. Именно воля играет решающую роль в утверждении моральных принципов человека в его жизни.

Узнать стоимость работы