Культура как проблема психоанализа (Зигмунд Фрейд)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 1313 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Введение
2.Культурологическая теория Зигмунда Фрейда
3.Заключение
4.Библиография
Фрагмент для ознакомления

Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм. Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность» (психологическая антропология). Самостоятельную психоаналитическую концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической теории культур создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем дела Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур был Г. Рохейм.










3. Заключение
Культура ХХ в. (особенно массовая культура, но также и многие направления авангарда, модернизма, постмодернизма) во многом буквально и вполне сознательно приняла эту концепцию Фрейда на вооружение, т.е. начала активно фабриковать продукты, позволяющие ослабить конфликт человека с культурой и природой. В своих бесчисленных произведениях и конкретных проявлениях (особенно в сфере искусства и литературы) она дает выход наружу главным табуированным или вытесненным влечениям - сексуальному во всех его проявлениях и агрессивному - «выпускает пар» из достигшего предела перенапряженности котла бессознательного с помощью сублимации и компенсации в феноменах культуры и искусства, максимально приближенных к реализации скрытых влечений человека. В постмодернизме, возникшем на стыке постструктурализма и постфрейдизма, одной из существенных форм сублимации бессознательного стало выдвижение на первый план категории «телесности» и актуализации в арт-практиках всевозможных форм ее манифестации.
«Сам Фрейд признавал себя мало компетентным в вопросах искусства и эстетики. Более того, он полагал, что перед сущностью красоты и искусством в целом психоанализ бессилен. К искусству он подходил исключительно со своей профессиональной позиции ученого-психоаналитика, т.е. сугубо рационалистически; он подчеркивал, что не может наслаждаться произведением искусства (например, музыкой вообще), если не понимает, что доставляет это наслаждение. Сугубо рационалистический подход к искусству позволил Фрейду (как это ни парадоксально) выявить именно иррациональную природу искусства, показать, что искусство является наиболее полной и адекватной формой сублимации вытесненных влечений художника. В искусстве осуществляется игра психических энергий, освобожденных от внешних ограничений. Художник в своих формах и образах «обходит» запреты цензора (Я) и выводит на поверхность запретные зовы и вожделения плоти, до того бушевавшие в бессознательном».
В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд писал, что культурный процесс человечества и процесс воспитания отдельного человека имеют сходную природу:
«Но если пристально посмотреть на соотношение культурного развития человечества и индивидуального процесса развития или воспитания индивида, то мы без колебаний решим, что они сходны по своей природе, если вообще не представляют собой один и тот же процесс развития разнородных объектов. Конечно, культурное развитие человеческого рода есть абстракция более высокого порядка, чем развитие индивида. Поэтому его труднее изобразить наглядно, а при поиске аналогий возможны натяжки и преувеличения. Но при однородности целей не удивляет и сходство средств осуществления: здесь - включения индивида в ряды человеческой массы, там - установление из множества коллективов их единства».
Отбросив «устаревшие» положения учения Фрейда, его последователи сохранили тезис о том, что поведение человека, его культура определяются прежде всего бессознательными влечениями. Неофрейдизм назвал свою теорию «культурно-психоаналитическим подходом», сделав заявку на установление взаимосвязи между психикой, культурой и обществом.
4. Библиография
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет. М., 1999. - 241 с.
Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. Издательство: Проект, 2003. - 386 стр.
Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов М., 1989.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., Издательство: Ренессанс, 1992 - 296 с.
Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды. // Психоаналитический вестник. - № 9, 2001.
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 251 с.
Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии . - СПб: «Алетейя», 1997 - 222 с.
Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., Издательство: Ренессанс, 1992 - 296 с.
Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - С. 282.
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет. М., 1999. - 241 с.
Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии . - СПб: «Алетейя», 1997. - С. 195.
Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды. // Психоаналитический вестник. - № 9, 2001.
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов М., 1989.
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 251 с.
Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс Издательство: Проект, 2003. - 386 стр.
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 251 с.












14

1.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный университет. М., 1999. - 241 с.
2.Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. Издательство: Проект, 2003. - 386 стр.
3.Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.
4.Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов М., 1989.
5.Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., Издательство: Ренессанс, 1992 - 296 с.
6.Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды. // Психоаналитический вестник. - № 9, 2001.
7.Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя. - 1998. - 251 с.
8.Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии . - СПб: «Алетейя», 1997 - 222 с.

Вопрос-ответ:

Какой подход к изучению культуры разработал Зигмунд Фрейд?

Зигмунд Фрейд предложил психоаналитический подход к изучению культуры, считая, что культурное поведение и явления имеют свою корень в неосознаваемых эмоциональных и психологических процессах.

Кто были последователями Фрейда в исследовании культуры?

В качестве наиболее убежденных и правоверных последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм.

Какую роль занимают постулаты фрейдизма в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт и Дж. Долларда?

Постулаты фрейдизма, хоть и в модернизированной форме, занимают значительное место в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей культурологии, отражаяся в их исследованиях и теориях.

Как психоаналитический подход к изучению культуры получил развитие в культурологии XX века?

Психоаналитический подход к изучению культуры получил дальнейшее развитие в культурологии XX века благодаря работам и исследованиям таких ученых, как В. Райх, О. Ранк и Г. Рохейм, которые продолжали и развивали идеи Зигмунда Фрейда в области исследования культуры.

Кто считается одним из основателей культурологии и какую роль он сыграл в ее развитии?

Зигмунд Фрейд считается одним из основателей культурологии. Он разработал психоаналитический подход к изучению культуры, который стал основой для дальнейших исследований и концепций в этой области.

Какие последователи Фрейда оказали наибольшее влияние на исследование культуры?

Наиболее убежденными и правоверными последователями Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк и Г. Рохейм.

В каких концепциях в конце XX века заняло значительное место влияния фрейдизма?

Постулаты фрейдизма, в модернизированной форме, нашли свое место в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления.

Какие теоретики развивали психоаналитический подход к изучению культуры в культурологии XX века?

Фрейдовскую культурологическую теорию развивали такие теоретики, как В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм, М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Доллард и другие.