Теория спроса и предложения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2828 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 30.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………....3

1.Теория рыночного ценообразования: спрос, предложение
и рыночное равновесие………………………………………..…………………….…..5
1.1.Спрос: закон спроса; кривая спроса; факторы (детерминанты) изменения спроса…………………………………………………………………………...……5
1.2.Предложение: закон предложения; кривая предложения; факторы (детерминанты) изменения предложения…………………………….....................7
1.3.Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Влияние изменения спроса и предложения на равновесную цену……………...………….9

2.Государственное регулирование рынка: контроль над ценами,
налоги и субсидии……………………………………………………………………....13
2.1.Установление государством фиксированных цен.………………………………13
2.2.Изменение рыночного равновесия под воздействием налогов.………………...14
2.3.Субсидирование производства, потребления или продаж различных товаров..15

3.Спрос и предложение на агропродовольственном рынке Белгородской области….17
3.1.Отличительные особенности рыночного механизма агропродовольственного рынка…...………………………….…………………………………….………….17
3.2.Состояние, основные тенденции и проблемы современного развития агропродовольственного рынка Белгородской области……...............................24
3.3. Направления формирования стратегии государственного воздействия на агропродовольственный рынок, позволяющие получить значимые социально-экономические эффекты…………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………………….28

?
Фрагмент для ознакомления

Удовлетворение растущего спроса на продовольствие целесообразно обеспечить продукцией внутреннего производства, что обуславливает необходимость анализа динамики предложения.На основе анализа функционирования первой стадии агропродовольственного рынка Белгородской области нами теоретически обоснована практическая возможность его дальнейшего развития на основе следующих показателей: коэффициента специализации, коэффициента хозяйственной специализации и коэффициента локализации [11].Таблица 5– Расчётные коэффициенты специализации агропроизводства Белгородской области Вид продукта2005г.2006г.2007г.2008г.2009г.Зерно 2,441,962,212,852,31Сахарная свёкла11,119,3610,778,697,78Семена подсолнечника2,322,472,852,683,76Картофель1,461,051,491,571,40Овощи1,061,101,041,271,22Скот и птица3,915,086,315,476,37Молоко и молочные продукты1,571,571,661,671,69Яйца, млн. шт.2,072,552,863,533,29Величина коэффициента специализации (таблица 5) свидетельствуют о преобладающей доле в производстве Белгородской области сахарной свёклы, а также мяса скота и птицы. Наибольшие темпы динамики увеличения данного коэффициента наблюдаются в сфере производства продукции животноводства.Расчётные данные динамики изменения коэффициента хозяйственной специализации Белгородской области представлены на рисунке 17.Рисунок 17 - Динамика коэффициента хозяйственной специализации Белгородской областиРасчётные данные коэффициента хозяйственной специализации за анализируемый период имеют постоянную возрастающую тенденцию к увеличению. В 2009 году данный коэффициент составил значение 0,27. В результате проведённого исследования установлено, что уровень, достигнутый на сегодняшний момент, можно считать начальным, а для достижения среднего уровня специализации данный коэффициент должен составлять не менее 0,36. Данный факт обосновывает целесообразность проведения дальнейшей специализации региона.Степень локализации регионального производства относительно общероссийских масштабов отражена коэффициентом локализации (таблица 6) [12].Таблица 6– Значение коэффициента локализации по видам сельскохозяйственной продукции в Белгородской областиВид сельскохозяйственной продукции2005г.2006г.2007г.2008г.2009г.Зерно 1,032550,750040,854080,984780,63216Сахарная свёкла5,832843,862663,655142,926632,33027Семена подсолнечника1,207291,062061,229330,754411,13039Картофель0,521580,461430,456150,465880,39822Овощи0,567990,779780,478190,560440,63642Скот и птица1,741372,065752,454501,868131,97960Молоко и молочные продукты0,684790,554380,601000,534800,44357Яйца0,983870,872560,940881,105760,93669По результатам исследования в настоящее время наиболее локализированным производством в Белгородской области относительно общероссийских масштабов является производство сахарной свёклы, яиц, семян подсолнечника, а также мяса скота и птицы.При анализе второй сферы агропродовольственного рынка нами были установлены недостаточное обеспечение спроса на сельскохозяйственное сырьё и высокая доля переработки сырья за пределами области.На основе анализа сырьевой составляющей агропродовольственного рынка Белгородской области можно утверждать, что использование перерабатывающих мощностей на территории региона недостаточно. Преимущественно переработка произведенного на территории области сырья осуществляется за её пределами. Данный факт определяет необходимость дальнейшего развития сферы переработки продукции агропродовольственного рынка на территории области с целью стимулирования её дальнейшего развития и увеличения занятости и доходов населения.3.3. Направления формирования стратегии государственного воздействия на агропродовольственный рынок, позволяющие получить значимые социально-экономические эффектыПо результатам проведённого исследования можно утверждать, что особенности агропродовольственного рынка, как экономической категории, обуславливают его социальную значимость и определяют необходимость его государственного регулирования (рис. 18)[12].Рисунок 18– Концептуальная схема государственного воздействия на агропродовольственный рынокГосударство на основании поддержания конкуренции на агропродовольственном рынке и обеспечения контроля качества продукции должно стимулировать эффективный спрос, потребление внутреннего продукта и обеспечивать мелким товаропроизводителям свободный доступ на рынок. В свою очередь, стимулирование конкуренции и обеспечение контроля качества является необходимым условием применения указанных методов регулирования рынка. Необходимо также отметить необходимость создания системы обеспечения информационного мониторинга и информационной доступности товаропроизводителей к данным о состоянии агропродовольственного рынка.Особую роль в стимулировании конкуренции и развитии товародвижения в регионе играет совершенствование системы межрегиональных поставок. Данную функцию способен выполнить региональный государственный оптовый рынок. В первую очередь, он должен быть в большей степени подчинён органам государственной власти и обеспечивать следующие функции:Стимулировать конкуренцию путём установления единых правил торговли открытости торгов и рыночных цен на продукцию. Это позволит сократить количество «теневых сделок», обеспечить «прозрачность» расчётов по налогам, упорядочить взаимодействие между контрагентами и стимулировать развитие рыночных цен на продукцию;Создать большую ликвидность продукции за счёт объёма и обеспечить доступ к реализации своей продукции даже мелким сельхозтоваропроизводителям;Оптимизировать логистику внутри региона и сократить величину издержек обращения продукции, что в конечном итоге обеспечит снижение цен на продовольствие.Стать удобным местом реализации механизма централизованных государственных закупок продовольствия.Предложенные концептуальные направления государственного воздействия на агропродовольственный рынок способны обеспечить функционирование рыночных механизмов с учётом отличительных особенностей данного рынка, учитывать интересы производителей и потребителей, обеспечить социально-политическую стабильность и стимулировать дальнейшее развитие региона.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Спрос – это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Иначе говоря, спрос – это такое количество экономического блага, которое готовы приобрести покупатели по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.Поведение на рынке продавцов, представляющих производство, выражается понятием «предложение». Предложение – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.В современном мире государство, как правило, оказывает более или менее интенсивное воздействие на рыночные процессы. Это вмешательство может принимать многочисленные формы:фиксирование цен либо выше, либо ниже рыночного равновесия;налогообложение производства или продаж;субсидирование производства или продаж различных товаров;непосредственное управление производством.Агропродовольственный рынок можно представлять как комплексную структурную составляющую аграрного рынка. Аграрный рынок, в свою очередь, представляет собой совокупность рыночного механизма, инфраструктуры и специализированных рынков.Агропродовольственный рынок является одним из видов рынков, которому присущи как общие, так и отличительные черты. Основная проблема продовольственного рынка заключается в увеличении за счет возможностей собственного производства товарных ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в расширении их ассортимента и повышении качества при снижении затрат на производство и доставку их потребителям. Данная проблема иллюстрирует отличительные черты агропродовольственного рынка по отношению к остальным и ставит объективную задачу рассмотрения отличий функционирования рыночного механизма и действующих на нём законов.Рыночная инфраструктура аграрного рынка представлена субъектами агропродовольственного рынка, среди которых можно выделить товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, рекламные агентства, службы информации, консалтинговые службы и другие.Основной определяющей причиной отличия функционирования рыночного механизма на агропродовольственном рынке является социальная значимость продуктов питания, которая, в свою очередь, накладывает отпечаток на рыночный механизм.Результаты определения прогноза поведения спроса на агропродовольственном рынке Белгородской области отражают положительную динамику показателя «условная численность населения», что служит основанием утверждать о необходимости покрытия увеличивающегося спроса на продовольствие. Удовлетворение растущего спроса на продовольствие целесообразно обеспечить продукцией внутреннего производства, что обуславливает необходимость анализа динамики предложения.На основе анализа функционирования первой стадии агропродовольственного рынка Белгородской области нами теоретически обоснована практическая возможность его дальнейшего развития на основе следующих показателей: коэффициента специализации, коэффициента хозяйственной специализации и коэффициента локализации.По результатам исследования, в настоящее время наиболее локализированным производством в Белгородской области относительно общероссийских масштабов является производство сахарной свёклы, яиц, семян подсолнечника, а также мяса скота и птицы.При анализе второй сферы агропродовольственного рынка нами были установлены недостаточное обеспечение спроса на сельскохозяйственное сырьё и высокая доля переработки сырья за пределами области.На основе анализа сырьевой составляющей агропродовольственного рынка Белгородской области можно утверждать, что использование перерабатывающих мощностей на территории региона недостаточно. Преимущественно переработка произведенного на территории области сырья осуществляется за её пределами. Данный факт определяет необходимость дальнейшего развития сферы переработки продукции агропродовольственного рынка на территории области с целью стимулирования её дальнейшего развития и увеличения занятости и доходов населения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСелищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002 – 448 с: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 3-х т./Общая редакция В. М. Гальперина. – М.: Омега-Л. – 2010. – Т. 1. – 349 с.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — 416с.Вечканов Г., Вечканова Г. Микроэкономика. Краткий курс. 2-е изд. / Г. Вечканов, Г. Вечканова - СПб: Питер, 2008. –272 с.Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник / Под общ.ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 934 с.Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 608 с: ил. (Серия «Учебники для вузов»).Савицкая. Е.В. Курс лекций по микроэкономике. – М., 2002.Симкина Л.Г. Микроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. — М.:КНОРУС, 2012. – 360 с.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 576 с.Середин А.С. Концептуальная модель воздействия на формирование спроса на продовольственном рынке региона / Н. Н. Новикова, А. С. Середин. Бюллетень научных работ. Вып. 18. Белгород, 2009. с. 187-198.Середин А.С. Современное состояние и перспективы развития отрасли животноводства в Белгородской области / Н. Н. Петрюк, А. С. Середин. Сборник научных трудов «Экономика АПК: опыт и проблемы». Вып. 3. Белгород. 2008. с.103-108.Ивасенко А.Г. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов: учеб.пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 232 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002 – 448 с: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
2.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 3-х т./Общая редакция В. М. Гальперина. – М.: Омега-Л. – 2010. – Т. 1. – 349 с.
3.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).
4.Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2001. — 416с.
5.Вечканов Г., Вечканова Г. Микроэкономика. Краткий курс. 2-е изд. / Г. Вечканов, Г. Вечканова - СПб: Питер, 2008. – 272 с.
6.Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2: Учебник / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф., д-ра экон. наук Г.П. Журавлевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 934 с.
7.Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 608 с: ил. (Серия «Учебники для вузов»).
8.Савицкая. Е.В. Курс лекций по микроэкономике. – М., 2002.
9.Симкина Л.Г. Микроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. — М.: КНОРУС, 2012. – 360 с.
10.Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 576 с.
11.Середин А.С. Концептуальная модель воздействия на формирование спроса на продовольственном рынке региона / Н. Н. Новикова, А. С. Середин. Бюллетень научных работ. Вып. 18. Белгород, 2009. с. 187-198.
12.Середин А.С. Современное состояние и перспективы развития отрасли животноводства в Белгородской области / Н. Н. Петрюк, А. С. Середин. Сборник научных трудов «Экономика АПК: опыт и проблемы». Вып. 3. Белгород. 2008. с.103-108.
13.Ивасенко А.Г. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 232 с.

Вопрос-ответ:

Что такое теория спроса и предложения?

Теория спроса и предложения - это основной инструмент экономической анализы, который исследует взаимодействие спроса и предложения на рынке.

Что влияет на спрос?

На спрос влияют различные факторы, такие как цена товара, доход населения, цены на связанные товары, вкусы и предпочтения потребителей, ожидания и другие экономические и социальные факторы.

Что такое рыночное равновесие?

Рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором спрос на товар равен предложению, и нет давления на изменение цен. В этом состоянии рыночные силы находятся в равновесии.

Какие факторы влияют на предложение?

Факторы изменения предложения включают изменение цен на производственные ресурсы, технологические изменения, налоговые и регуляторные политики, изменение численности населения и другие факторы, которые влияют на возможности производителей предложить товары на рынке.

Как определяется цена товара на рынке?

Цена товара на рынке определяется в результате взаимодействия спроса и предложения. Если спрос на товар выше, чем его предложение, то цена возрастает. Если предложение превышает спрос, то цена снижается. Рыночное равновесие достигается при цене, при которой спрос равен предложению.

Что такое теория спроса и предложения?

Теория спроса и предложения - это основы микроэкономики, которые объясняют, как формируется цена на товар на рынке. Спрос представляет собой количество товара или услуги, которое потребители готовы приобрести при разных уровнях цен. Предложение, в свою очередь, представляет собой количество товара или услуги, которое продавцы готовы предложить на рынке при разных уровнях цен. Рыночное равновесие достигается тогда, когда спрос и предложение совпадают, определяя цену товара.

Какие факторы могут влиять на спрос?

На спрос влияют различные факторы. Некоторые из них включают доход потребителей, цены на товары-заменители и товары-комплементы, предпочтения потребителей, наличие или отсутствие сезонности, демографические характеристики населения и т.д. Если один из этих факторов изменяется, то это может привести к сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Какова роль закона спроса и предложения в теории рыночного ценообразования?

Закон спроса и предложения являются основными принципами, определяющими ценообразование на рынке. Закон спроса утверждает, что при увеличении цены на товар спрос на него снижается, а при снижении цены - растет. Закон предложения утверждает, что при увеличении цены на товар, продавцы готовы предложить больше данного товара на рынке, а при снижении цены - меньше. Взаимодействие закона спроса и предложения определяет рыночное равновесие, т.е. цену, при которой спрос равен предложению.

Какие факторы могут влиять на предложение?

На предложение также влияют различные факторы. Это могут быть изменения в себестоимости производства, технологические новшества, налоговая политика, количество конкурентов на рынке, изменения в доступности ресурсов и т.д. Если один из этих факторов изменяется, то это может привести к сдвигу кривой предложения вправо или влево.