Социальные аспекты развития человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Антропология
  • 1818 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.08.2005
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

1. Введение
2. Социальная сущность человека
3. Личность, аспекты ее развития в социуме
4. Заключение
5. Библиография

Фрагмент для ознакомления

Эти объективные формы являются результатом предметнопрактической деятельности предшествующих поколений, а также продуктами творческой энергии и созидательной деятельности других людей - современников данного индивида. Представленный в таком аспекте социальный мир объективных реальностей выступает как сфера необходимости, которой детерминируется и с которой сопрягается свобода каждого отдельного индивида. Влияние внешних факторов (раздражителей) на феномены внутреннего духовного мира всегда опосредовано целостной структурой личности и такими ее доминантами, как мышление, эмоции, воображение, совесть, ответственность. Все это создает интерпсихологические механизмы реализации человеком своей свободы, целеполагания, творческих потенций, поиска смысла жизни. Современная наука свидетельствует, что чем более развита личность, тем более усложнен механизм опосредованных интерпсихологических процессов.
Вторая область взаимодействия человека и социума характеризуется проблемами относительной независимости внутреннего мира человека от объективированных социальных форм, институтов и отношений. Предметом внимания антропологии при этом выступает вся сложная структура внутреннего духовного мира, его самообусловленность. В этой связи непосредственный интерес для антропологии представляет раскрытие собственной имманентной логики формирования и функционирования духовного мира человека, тем более что высшие уровни этого духовного мира (рефлексивное мышление, творчество, ответственность, целеполагание) весьма опосредованно связаны с внешними объективными социальными раздражителями.
«Социальная перспектива строится на антропоморфности общества. Человек и общество в определенном смысле гомоморфны. Социальная перспектива всякий раз, т.е. и на микро- и на макро-социальном уровнях ограничена, с одной стороны, природными константами человека, с другой, - его социальными константами, с третьей, - социальной средой, началом (возникновением) и исчезновением (трансформацией) социальных целостностей. Историческая социальная перспектива определяется тем же, но уже относительно таких макросоциальных целостностей как государства, цивилизации, человечество».
4. Заключение
Несомненно, что социальная антропология есть определенная реакция на периферийное положение проблем индивидуальности, субъективности, самоценности человека в ряде влиятельных философских и социологических концепций XIX-XX вв. Но эта реакция по самой своей сути компенсаторная, дополнительная, а не нигилистическая. Она требует лишь специального исследования того факта, что носителями объективности общества являются не вещи сами по себе, а люди - субъекты-носители социальной специфики. Кроме того, нельзя не учитывать, что актуализация самой проблемы объективации продуктов духовного мира человека связана прежде всего с реальным возрастанием роли субъективного фактора в историческом процессе XX в. Существенно важно и то, что современная наука раскрыла объективную обусловленность субъективного, его относительное (за пределами «основного вопроса философии”), а не абсолютное противостояние объективному (антропный принцип в физике и космологии, идеи самоорганизации и синергетики, концепция глобальной эволюции), что во многом способствовало усилению внимания к субъективному миру человека, проблемам его творческой активности, свободы и ответственности.
Веделенное отношение к окружающей действительности. Включенные в содержание массовой деятельности функции общественной психологии имеют своей целью воплощение убеждений, установок, других образований в реальные социальные отношения. Это позволяет говорить о познании социально-психологического состояния общества как важного условия для более полного и точного понимания социального развития.
«Обращение к разнообразным аспектам социального бытия человека, в том числе таким, которые раньше были вне поля зрения исследователей, имеет огромное значение для формирования новой российской социологии, «конструирования»"мы. Смысловым «стержнем» гуманистически ориентированной социологии является идея о том, что демиургом социальной реальности выступает сам человек, который «творит», «конструирует» окружающий мир в ходе ежедневного взаимодействия с себе подобными. Иными словами, первостепенное внимание должно уделяться человеческой, личностной субъектности, выявлению стимулов поведения людей в конкретном жизненном мире. Такой подход, по мнению приверженцев гуманистического направления, способен дать более объективное и глубокое знание о человеке, значительно расширить наши представления о его адаптационных и творческих возможностях».
Природа человека не является каким-то абсолютом, чем-то совершенно неизменным. Хотя и следует заметить, что постоянно развивающийся феномен, а человек, безусловно, относится к таковым, исключает только статику, но не постоянство, устойчивость, стабильность. Человек - существо трансцендирующее, то есть постоянно выходящее за наличные, однажды положенные границы или пределы. В то же время человек, сколько бы он ни изменялся исторически, не перестает быть человеком. Он может и меняется лишь в пределах своего человеческого качества, и выходит за него, пожалуй, в одном случае - перестав быть человеком, самим собой.
Природа человека - это своеобразный сущностной осадок его естественно-исторического генезиса, те универсальные структуры, функциональные и иные формирования, в которых закреплялось становление и упрочение человеческого общества, социально-родового единения людей. История как бы ушла здесь в основание. Устойчивость и сохраняемость указанных образований обеспечивается не их изначальной положенностью или жесткой содержательной заданностью, а индивидуальными жизненно-значимыми усилиями людей, их постоянно воспроизводящейся деятельностью. Прекратись случайно эта деятельность - «рассыпется», прекратит свое существование и человек, его природа. Человеческая природа, таким образом, не вырождена, - наоборот, она живет постоянным рождением в поступках, делах, труде - словом, в общественно-исторической деятельности людей.
5. Библиография
Александров В.Н., Александрова Г.И, Гудзь В.В. Социология и социальная антропология в системе современного человековедения. // Материалы Международной международной научно-практической конференции «Роль антропологического фактора в технологиях ХХІ столетия». -  Мелитополь. - 23-25 марта 2002 г.
Дыльнов Г.В., Климов В.А. К вопросу об основном понятии «социологии жизни// Журнал «СОЦИС». - № зин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Научный статус социальной антропологии. // Журнал «Социально-гуманитарные знания». - М. - №6, 1997.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
Сивиринов Б.С. Социальная перспектива - человеческое измерение. // Журнал «СОЦИС». - №6, 2001.

Мамзин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Научный статус социальной антропологии. // Журнал «Социально-гуманитарные знания». – М. - № 6, 1997.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. – С. 4.
Сивиринов Б.С. Социальная перспектива - человеческое измерение. // Журнал «СОЦИС», №6, 2001.
Кальной И.И. «Homo» и его духовное измерение. // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.32.
Сивиринов Б.С. Социальная перспектива – человеческое измерение. // Журнал «СОЦИС», 2001, № 6.
Александров В.Н., Александрова Г.И, Гудзь В.В. Социология и социальная антропология в системе современного человековедения. // Материалы Международной международной научно-практической конференции «Роль антропологического фактора в технологиях ХХІ столетия». -  Мелитополь. - 23-25 марта 2002 г.
Мамзин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Научный статус социальной антропологии. // Журнал «Социально-гуманитарные знания». – М. - № 6, 1997.
Сивиринов Б.С. Социальная перспектива – человеческое измерение. // Журнал «СОЦИС», № 6, 2001.
Дыльнов Г.В., Климов В.А. К вопросу об основном понятии «социологии жизни». // Журнал «СОЦИС». - №4, 2003 .




15

1.Александров В.Н., Александрова Г.И, Гудзь В.В. Социология и соци-альная антропология в системе современного человековедения. // Ма-териалы Международной международной научно-практической кон-ференции «Роль антропологического фактора в технологиях ХХІ сто-летия». - Мелитополь. - 23-25 марта 2002 г.
2.Дыльнов Г.В., Климов В.А. К вопросу об основном понятии «социоло-гии жизни// Журнал «СОЦИС». - № 4, 2003 .
3.Кальной И.И. «Homo» и его духовное измерение. // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.31-36.
4.Мамзин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Научный статус социальной антропологии. // Журнал «Социально-гуманитарные знания». - М. - №6, 1997.
5.Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
6.Сивиринов Б.С. Социальная перспектива - человеческое измерение. // Журнал «СОЦИС». - №6, 2001.

Вопрос-ответ:

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность человека - это набор социальных характеристик и ролей, которые определяют его место и функции в обществе.

Какие аспекты личности развиваются в социуме?

В социуме развиваются различные аспекты личности, такие как социальные навыки, ценности, моральные установки и понимание общественных отношений.

Какая роль предыдущих поколений влияет на развитие личности?

Предыдущие поколения оказывают значительное влияние на развитие личности, так как они создают социальные структуры, нормы и ценности, которые формируют основу для развития каждого индивида.

Что такое объективный социальный мир?

Объективный социальный мир - это совокупность социальных структур и реальностей, которые существуют независимо от индивидуальных представлений и взглядов людей.

Какие факторы определяют социальные аспекты развития человека?

Социальные аспекты развития человека определяются различными факторами, такими как социальные структуры, культура, история и взаимодействие с окружающими людьми.

Какие являются результатом предметнопрактической деятельности предшествующих поколений?

Результатом предметнопрактической деятельности предшествующих поколений являются объективные формы социального мира.

Какие являются продуктами творческой энергии и созидательной деятельности других людей?

Продуктами творческой энергии и созидательной деятельности других людей являются объективные формы социального мира.

Что представляет собой социальный мир объективных реальностей в аспекте социальных аспектов развития человека?

Социальный мир объективных реальностей в аспекте социальных аспектов развития человека представляет собой сферу необходимости, которой детерминируется и с которой сопрягается человек.

Что является социальной сущностью человека?

Социальная сущность человека - это его общественное бытие, взаимодействие с другими людьми и сознательное включение в социальные отношения и структуры.

Что такое личность в социуме и какие аспекты ее развития существуют?

Личность в социуме - это уникальное индивидуальное существование человека, формирующееся под воздействием социальной среды. Аспекты развития личности в социуме включают социальную адаптацию, социализацию, формирование социального самосознания и индивидуального мироощущения.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность человека - это его способность взаимодействовать с другими людьми и обществом в целом. Она определяется социальными отношениями, ролевыми функциями и социальными нормами, которые формируются в процессе социализации.