Эволюционные идеи Г.Спенсера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 05.12.2005
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Введение
2.Сущность эволюции по Спенсер
3.Органическая аналогия
4.Факторы социальных процессов
5.Заключение
6.Словарь терминов
7.Библиография
Фрагмент для ознакомления

Формула эволюции гласит: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Известно, что этот закон эволюции, полученный чисто дедуктивным путем, Спенсер прилагал по отношению ко всей Вселенной и ко всем ее частям. Высшим понятием сознания Спенсер признает понятие силы. Все остальные, даже пространство, время, вещество и движение, либо построены на данных опыта о силе, либо абстрагированы из них. Истиной, превосходящей доказательства, для Спенсера является постоянство силы. Из этого постулата он с удивительной логичностью выводит неуничтожаемость материи, непрерывность движения, постоянство отношений между силами, превращение и эквивалентность сил, направление движения и т.д. Подтверждением сказанному могут служить следующие слова Спенсера по поводу установленных им принципов: «Это истины, которыми объединяются конкретные явления природы». Но они объединяются именно по принципу выведения из основного понятия - постоянства силы».
Г. Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Не будучи социальным реалистом на манер Конта, он вместе с тем считал общество особой реальностью, возникшей в результате взаимодействия индивидов и зависящей от них.
«Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия между ними и рассматривая общество как «сверхорганический» организм, т.е. как специфическую организацию».
Подобный подход позволил Спенсеру сделать ряд ценных выводов общего и частного порядка. Это относится, например, к различению трех систем органов (институтов) в социальной системе: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля и т. п.) и регулятивной (управленческой). Спенсеровская трактовка таких категорий, как «воинственный» и «индустриальный» типы обществ, «социальная структура», «социальная функция», «социальные институты», «социальная дифференциация и интеграция», внедренных им в социологию, до сих пор сохраняет свое значение.
Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.
Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства. В своих исследованиях он не ограничивался подобными аналогиями, сочетая их со скрупулезным анализом громадного количества фактов, взятых из этнографии, истории и других социальных наук.
Из всей фундаментальной и многоплановой системы Спенсера, изобилующей глубокими идеями и разнообразными фактами, в сознании научного сообщества и публики оседали, как правило, три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование» и «выживание сильнейшего». Хотя эти формулы действительно присутствовали у английского мыслителя, их удельный вес и значение в его теоретической системе часто преувеличивались, а их истолкование носило вульгарный и карикатурный характер у эпигонов и тех, кто нашел в них для себя удобное основание аморализма, беззакония и политической беспринципности.
Он был критиком социализма, представляющего собой «поощрение худших за счет лучших» и ведущего к росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением. В то же время он был сторонником равенства, понимаемого как равная свобода индивидов и равенство перед законом. Он был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, считая правительство «неизбежным злом». Но вместе с тем он доказывал усиление значения управленческих функций в современном обществе и первостепенную роль государства в защите прав его граждан.
В изображении же ряда интерпретаторов Спенсер выглядел мизантропом, бесчувственным и жестокосердным человеком, призывающим холодно наблюдать за тем, как в борьбе за существование сильнейшие будут безжалостно пожирать слабейших невзирая ни на какие моральные и правовые нормы. Именно из подобной интерпретации некоторых сторонников и противников Спенсера и вырос один из ходячих стереотипов «социального дарвинизма».
6. Словарь терминов
Аналогия (от греч. analogia - соответствие, сходство) - означает первоначально соответствие, подобие или равенство в известных отношениях одной вещи с другою.
Гетерогенность (от греч. heterogenes) - разнородность. Принцип гетерогенности требует, чтобы объединяемые общим родовым понятием видовые понятия различались между собой.
Дискретный (от лат. discretus) - разделенный, прерывистый.
Дифференциация социальная (от англ. differentiation, social) - расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация социальная прежде всего включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т.д.  
Естественный отбор (от англ. survival of the filtest) - в теории эволюционизма - основной механизм наследственного накопления признаков, повышающих приспособляемость, изменяющих направление случайной изменчивости (новых генных сочетаний), сохраняющих изменчивые генотипы.
Институты социальные (от лат. institutum - учреждение, установление) - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.
Интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) - процесс связывания отдельных дифференцированных частей в единое целое; часто употребляется в смысле сближения наук, понятий.
Интеграция социальная (от англ, integration, social) - процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.
Общество индустриальное - англ, society, industrial. Тип общества, в котором преобладающей отраслью народного хозяйства является промышленность. О. и. характеризуется концентрацией производства и населения, урбанизацией, изменением соц., профессиональной, квалификационной и др. структур, развитием государственной и промышленной бюрократии, системой ценностей, ориентированной на эффективность и рациональность.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.
Разложение (или рассеяние) - высвобождение движения и дезинтеграция материи.
Структура общества социальная - совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей, или, по-другому, совокупность названных элементов и взаимосвязей.
Филогенез - процесс исторического развития целого рода организмов.
Функция социальная - а) роль, выполняемая определенным элементом соц. системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов соц. групп и классов; б) зависимость между различными соц. процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; в) стандартизированное, соц. действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое соц. институтами.  
Эволюция - процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.
7. Библиография
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - 358 с.
Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Издательство «Вече», 1999. - 1072 с. 
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб, Издательство «Ольга», 1996.
История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 576 с.
Кондратьев Н.Л. Основные учения о законах развития общественной жизни.// Избранные сочинения / Ред. колл. Л.И. Абалкин и др.- Сост. В. М. Бондаренко, В. В. Иванов, С. Л. Комлев и др. - М.: Экономика, 1993. - 543 с.
Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии, 1992, №3, с. 34-52.

Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии, 1992, №3. - С. 34-52.
Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - Издательство «Ольга», 1996.
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - С. 55.
Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - С. 61.
История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - С. 43.
Кондратьев Н.Л. Основные учения о законах развития общественной жизни.// Избранные сочинения / Ред. колл. Л.И. Абалкин и др. - М.: Экономика, 1993. - С. 101.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.












21



Простое

неопределенная бессвязная
однородность

Сложное

определенная
связная
разнородность

1.Анурин В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. - Н. Новгород: НКИ, 1998. - 358 с.
2.Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Издательство «Вече», 1999. - 1072 с.
3.Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
4.Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб, Издательство «Ольга», 1996.
5.История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Отв. редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 576 с.
6.Кондратьев Н.Л. Основные учения о законах развития общественной жизни.// Избранные сочинения / Ред. колл. Л.И. Абалкин и др.- Сост. В. М. Бондаренко, В. В. Иванов, С. Л. Комлев и др. - М.: Экономика, 1993. - 543 с.
7.Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии, 1992, №3, с. 34-52.

Вопрос-ответ:

Какую формулу эволюции сформулировал Г. Спенсер?

Формула эволюции, сформулированная Г. Спенсером, звучит так: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение».

Какая сущность эволюции по Спенсеру?

Сущность эволюции по Г. Спенсеру заключается в интеграции вещества и рассеянии движения. Эволюция представляет собой процесс, в результате которого вещество переходит от состояния бессвязной однородности к состоянию связной разнородности. При этом сохраненное веществом движение также претерпевает превращение.

Какую органическую аналогию вводит Г. Спенсер в своих идеях?

Г. Спенсер вводит органическую аналогию, сравнивая общество с живым организмом. Он считает, что общество проходит через стадии эволюции, аналогичные стадиям развития живого организма. Так, как живой организм развивается от низких органических форм к более сложным, так и общество эволюционирует от простых форм организации к более сложным и высшим.

Какие факторы влияют на социальные процессы по Спенсеру?

По мнению Г. Спенсера, социальные процессы подвержены влиянию трех основных факторов: внешней среды, внутренних факторов и социального окружения. Внешняя среда, такая как климат, географические условия и доступ к ресурсам, оказывает влияние на развитие общества. Внутренние факторы, такие как наследственность и биологические особенности, также играют роль в эволюции общества. Наконец, социальное окружение, такое как культура, образование и социальные институты, формирует поведение и ценности людей, и тем самым влияет на социальные процессы.

Какую формулу эволюции выдвинул Г.Спенсер?

Г.Спенсер сформулировал следующую формулу эволюции: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение».

Какова сущность эволюции по Спенсеру?

Сущность эволюции по Г. Спенсеру состоит в процессе интеграции вещества, сопровождающемся рассеянием движения. В результате этого процесса вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение.

Чему социальные процессы подвержены по Г.Спенсеру?

Социальные процессы, согласно Г. Спенсеру, подвержены влиянию ряда факторов. К ним относятся факторы внешней среды, такие как биологические, географические и климатические условия, а также факторы внутренней среды, например, общественные институты, политическая система и социальные нормы.

Что представляет собой органическая аналогия по Спенсеру?

Органическая аналогия по Г. Спенсеру представляет собой сравнение социальных процессов с процессами, присущими живым организмам. Спенсер утверждал, что общество может рассматриваться как организм, в котором все его части взаимосвязаны и выполняют определенные функции для благополучия всего организма.

Какие термины используются в эволюционных идеях Г. Спенсера?

В эволюционных идеях Г. Спенсера используются следующие термины: эволюция, вещество, интеграция, рассеивание движения, неопределенная бессвязная однородность, определенная связная разнородность, сохраненное движение, превращение, социальные процессы, организм.