Проблемы улучшения инвестиционного климата РФ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 6363 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 15.10.2005
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
1. 1. Анализ понятия «инвестиции» и их классификация
1.2. Сущность иностранных инвестиций и их роль в переходной экономики России
1.3. Анализ подходов к понятию инвестиционного климата и методы его оценки
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РФ
2.1. Анализ динамики и структуры иностранных инвестиции в российскую экономику в период 2002-2004 гг.
2.2. Оценка инвестиционного климата РФ по ключевым факторам инвестиционной деятельности
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ
3.1. Инструменты инвестиционной политики государства как фактор повышения инвестиционной привлекательности территории
3.2. Анализ опыта применения инструментов инвестиционной политики в России и зарубежом
3.3. Разработка рекомендаций по формированию механизма улучшения инвестиционного климата РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

2) Развитие фондового рынка как форма инвестиционного механизма
В качестве другой базы для формирования механизма привлечения инвестиций предлагается развитие фондового рынка. Обоснованию и методам реализации такого механизма посвящены работы многих российских ученых, в частности диссертация Гаврилов В. В. «Рынок ценных бумаг как форма инвестиционного механизма», защищенная в 1998 г. Основной задачей органов власти, согласно такому подходу, является задача восстановления фондового рынка России как важнейшего инвестиционного механизма.
Основанием для таких выводов является тот факт, что фондовый рынок является важнейшим институтом рынка капитала и механизмом обеспечения инвестиционной активности в финансовых системах многих развитых стран. Преимуществом этого механизма является прямая связь между инвестором и объектом инвестирования, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. Это, с одной стороны, минимизирует для инвестора трансакционные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.
Относительное значение фондового рынка в системе механизмов обеспечения инвестиционной активности зависит от множества факторов, сильно различающихся в разных странах. Среди этих факторов первостепенную роль играют : доверие населения к рынку ценных бумаг, его защищенность от мошенничества и прозрачность, наличие развитого законодательства и инфраструктуры, а также - самое главное - наличие больших объемов сбережений граждан, формирующих ресурсную основу фондового рынка.
При нынешнем состоянии российского фондового рынка, характеризующегося многократно заниженным уровнем капитализации (по оценкам специалистов, общая капитализация российского рынка корпоративных ценных бумаг составляет 60-80 млрд. долларов, что в 2 раза меньше капитализации акций компании «Coca-cola Corp.») , низким рейтингом корпоративных ценных бумаг, спекулятивным характером подавляющей части обращающихся на нем инвестиций, весьма наивно надеяться на возможности привлечения через него требуемого уровня капиталовложений.
Для того чтобы фондовый рынок стал эффективным механизмом привлечения инвестиций в развитие производства, он должен стать привлекательным для долгосрочных инвестиций. А для этого нужна стабилизация российской финансовой системы, которая в течение достаточно длительного времени должна демонстрировать устойчивость национальной валюты, низкую инфляцию и, самое главное, привлекательность обращающихся на рынке ценных бумаг.
К сожалению, в планах правительства необходимых мер по упорядочиванию фондового рынка не предусматривается. Это означает, что сформировавшись стихийно как чисто спекулятивный, он еще долго будет таковыми и оставаться.
3) Инвестиционные институты развития как механизм привлечения инвестиций.
Инвестиционная поддержка реализации приоритетных направлений экономического роста возможно также через инвестиционные фонды, функционирующие как институты развития.
Согласно Указу Президента РФ от 26 июля 1995 года № 765 “О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации”, паевой инвестиционный фонд представляет собой совокупность имущества, переданного гражданами и юридическими лицами (инвесторами) в доверительное управление управляющей компании, имеющей специальную лицензию от ФКЦБ России, в целях прироста имущества, составляющего фонд.
К числу очевидных недостатков этого механизма следует отнести высокий риск принятия неэффективных инвестиционных решений, приводящих к экономическим потерям и провоцирующих инфляцию. Поэтому необходимыми условиями его работоспособности являются, во-первых, эффективная система перспективного прогнозирования и индикативного планирования социально-экономического развития.
Относительная простота данного инвестиционного механизма предопределяет границы его эффективного применения. Наиболее эффективно он работает в странах, где на фоне общей технологической отсталости экономики есть ряд очевидных сравнительных преимуществ, позволяющих быстро и масштабно развивать производства, конкурентоспособные на мировом рынке. Экспортная ориентация финансируемых государственными институтами развития инвестиционных проектов существенно снижает риск неэффективных решений. По мере приближения страны к передовому научно-техническому уровню растет как разнообразие сравнительных конкурентных преимуществ, так и сложность конкурентной борьбы, повышается уровень неопределенности ожидаемых последствий и, соответственно, рискованности принимаемых решений. Поэтому с повышением уровня экономического развития роль государственных институтов развития снижается, относительно большую роль начинают играть более гибкие и осторожные частные банки. [15]
4) Инвестиционный инструмент стимулирования инвестиционных процессов на основе трансформации сбережений в инвестиции
Данный инвестиционный инструмент предполагает обеспечение инвестиционного роста за счет имеющихся средств российских частных лиц и предприятий. При этом основными рычагами увеличения инвестиционной активности являются:
сбережения населения России в виде банковских вкладов и валютных накоплений,
банковские ресурсы в виде временно свободных средства предприятий и организаций;
амортизационные фонды предприятий.
Сторонники этой точки зрения [48, 31] отмечают, что по оценкам экспертов, образующихся в российской экономике сбережений вполне достаточно, чтобы обеспечить трехкратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Так, в 1999 году совокупные сбережения составили 31,4% от ВВП, в то время как все валовое накопление - 15,1%. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее чем наполовину. Кроме того, не используется в должной мере амортизационный потенциал, призванный обеспечивать простое воспроизводство основного капитала. Даже наличные средства банков не находят применения в производственной сфере. Остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций составляют около 80 млрд. рублей. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся “на руках граждан”. Их общая сумма грубо оценивается в 50 млрд. долларов, что превышает весь объем инвестиций, ожидаемых в 2001 году. Кроме того, из-за нелегального оттока капитала российская экономика ежегодно теряет порядка 20 млрд. долларов потенциальных инвестиций.
Таким образом, на основе таких данных авторы делают вывод, что имеющийся в российской экономике совокупный инвестиционный потенциал реализуется менее чем на треть, 2/3 аккумулированных сбережений лежит без движения или вывозится за границу. Отсюда следует, что механизмом привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики должно явиться вовлечение аккумулированных сбережений в инвестиционный процесс за счет развития банковского сектора, продуманной налоговой и амортизационной политики, развития системы гарантий и системы защиты интересов инвесторов и т.п.
5) Налоговые льготы как инсрмуент актививзации инвестиционной активности
Для проведения политики поддержки инвесторов с помощью льготного налогообложения, правительством РФ переданы на региональный уровень – уровень субъектов РФ – полномочия по предоставлению льгот в части их поступления в бюджет соответствующего субъекта Федерации. Налоговые льготы предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Наиболее часто льготы предоставляются:
по налогу на имущество;
по налогу на приобретение автотранспортных средств по грузовым автомобилям и автобусам свыше 10 пассажиров, используемым для международной перевозки грузов и пассажиров;
по налогу на пользователей автомобильных дорог;
по налогу на прибыль .
В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот основывается на дифференциации размеров преференций по конкретному виду налога в зависимости:
- от размера инвестиций;
- от рода деятельности льготируемого субъекта инвестиционной деятельности (производственный сектор, банковское дело, страхование, лизинговая деятельность и т.д.);
- от длительности предоставления льгот (первый год, первые два года, третий, четвертый год, период окупаемости);
- от целевого назначения инвестиций (республиканские целевые программы, инфраструктура, экспортеры, разведка и освоение новых месторождений).
В настоящее время использования налоговых льгот для предприятий осуществляющих инвестиционную деятельность (в том числе для банков, лизинговых и страховых компаний) приобрело повсеместный характер. Во многих регионах имеется практика полного освобождения предприятия от всех налогов, право льготирования по которым принадлежит субъектам Федерации, до полной окупаемости инвестиционного проекта.
Помимо инвестиционных налоговых льгот, в регионах используются отраслевые налоговые льготы, направленные на стимулирование развития отдельных, приоритетных с точки зрения принятой в регионе стратегии развития, отраслей и производств. Отраслевые налоговые льготы устанавливаются в отношении налога на прибыль и налога на имущество.
6) Гарантии инвесторам
Технология предоставления гарантий инвесторам основывается на создании сбалансированной системы правовой защиты, привлекательной для потенциальных инвесторов.
Возможные виды гарантийных обязательств можно условно разделить на правовые, финансовые и имущественные.
К правовым гарантиям относятся:
обеспечение стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности;
обеспечение благоприятного правового режима для иностранных инвесторов;
гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц;
государственная регистрация прав инвесторов на недвижимое имущество;
гарантии прав инвестора на земельные участки.
К финансовым и имущественным гарантиям относятся:
гарантии по обязательствам юридических лиц, вытекающим из их отношений с инвесторами;
гарантии использования доходов иностранных инвесторов;
компенсации и возмещение убытков иностранным инвесторам;
дополнительные гарантии для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
гарантии по проектам, имеющим социальную значимость;
гарантии при прекращении инвестиционной деятельности.
Однако, законодательное закрепление гарантий еще не является залогом отсутствия риска по перечисленным статьям. Поэтому инвестором может оцениваться не только развитость законодательного закрепления гарантий, но и практика их воплощения в действительность.
7) Государственный заказ
В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков.
Государственный заказ является одним из средств повышения конкурентоспособности экономики. Он активно содействует изменению отраслевой структуры производства, перераспределению загрузки отдельных отраслей, повышению занятости, созданию, практическому воплощению новой техники, а также ее быстрому внедрению и использованию в интересах крупного капитала.
Упрочение тенденции к усилению централизации управления экономикой в руках государства, характерной для развитых стран с рыночной экономикой начиная с 70-х годов, привело к созданию специальных и дополнительных органов власти. Так, в США в 1974 году в составе исполнительного аппарата президента конгрессом было сформировано Управление по правительственной политике в области государственных заказов.
К пониманию важности государственного заказа как инструмента государственного регулирования экономики уже пришли и в России. Так, например, депутаты Московской городской думы приняли закон "О городских государственных заказах" (№4 от 10 марта 2000 г.). Документ вступил в силу 1 апреля 2000 года.
Таковы основные инвестиционные инструменты, применяемы для активизации инвестиционной деятельности в России и других странах. Как правило, данные инструменты не используются изолированно, а организуются в упорядоченный комплекс, составляющий инвестиционную программу развития на несколько лет.

3.3. Разработка рекомендаций по формированию механизма улучшения инвестиционного климата РФ

В настоящее время правительству России необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата именно в индустриализации страны.
Важным направлением в этой связи является задача поддержать зарождающийся инновационный бизнес. В частности, стимулировать компании, занимающиеся научными исследованиями, разработкой и внедрением новых технологий в производство. Во-вторых, пора изменить подходы в предоставлении налоговых преференций для привлечения инвестиций. Они должны обеспечивать стимулирование долгосрочных инвестиций и быть согласованными со сроками окупаемости проектов
Инновационные производства, которых сегодня в России пока очень немного, должны получить налоговые преференции для старта работы и мы должны требовать от них отдачи или налоговых выплат с момента, когда производство начнет работать и получать прибыль, а ни тогда, когда они только приступили к этой работе.
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения. В стране в ближайшее время должно быть завершено формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечено проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, а также работ по постановке объектов интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, определены ответственность и права государственных органов, являющихся государственными заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот.
Структурные реформы следует направить по пути улучшения инвестиционного климата и снижения зависимости от нефтяного сектора. В условиях имеющихся проблем во многих областях правительству следует сосредоточить внимание на реформах, нацеленных на ускорение диверсификации экономики и снижение ее зависимости от нефтяного сектора за счет стимулирования инвестиций в не сырьевых отраслях. Особенно важным представляется развитие сектора малых и средних предприятий. В отсутствие таких реформ снижение цен на нефть с высокого уровня, наблюдаемого в течение последних лет, скорее всего, приведет к заметному снижению темпов роста ВВП. В МВФ считают, что планы в отношении жилищной реформы, в том числе, развития ипотечного рынка, являются наиболее важными. Стремление к досрочному вступлению в ВТО будет способствовать проведению в России ключевых реформ, развитию конкуренции и снижению масштаба коррупции. Одной из задач в этой области является противодействие сопротивлению со стороны отраслей, рассчитывающих сохранить защитные барьеры за счет необоснованного продления переходного периода, опасаясь конкуренции с иностранными производителями.
Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению базового комплекса услуг. Так, в настоящее время доля финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%.
Укрепление финансового положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики.
В то же время, существует ряд серьезных проблем, в том числе системного происхождения, решение которых позволит ускорить развитие банковской системы. Так, существенной причиной, накладывающей экономические ограничения на расширение масштабов банковской деятельности, являются сохраняющиеся на высоком уровне системные риски банковской деятельности. Высокий кредитный риск значительно ограничивает потенциальные сферы приложения капиталов. Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в которой преобладают краткосрочные обязательства и очевиден дефицит средне- и долгосрочных ресурсов.
Очевидно, что капитализация банковского сектора России еще недостаточна для адекватного обслуживания растущих потребностей экономики. Поэтому, в нынешней ситуации в России позитивное влияние на развитие российской банковской системы способно оказать расширение присутствия банков с иностранным участием.
Можно отметить, что Правительством Российской Федерации продолжается целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов, включая и всех тех, кто представлен на данной конференции.  
В бизнесе России отмечается также медленное, но уверенное нарастание прозрачности компаний. Также в последнее время мы наблюдаем появление новых компаний на фондовом рынке, которые мы два-три года назад еще и не думали увидеть.
В сою очередь российские компании выходят на зарубежные рынки и размещают на международных рынках свои ценные бумаги.
Есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему.



Заключение
Цель дипломной работы состояла в том, чтобы рассмотреть теоретические и практические основы улучшения инвестиционного климата в России.
Понятие “инвестиционный климат” отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к иностранным инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Оценка инвестиционного климата, приведенная в работе, основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат и способствующих экономическому росту. Для этого применены выходные параметры инвестиционного климата в стране (объем инвестиций, их динамика и структура), а также входные параметры, определяющие значения выходных, характеризующие потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.
Анализ инвестиционной активности со стороны иностранных инвесторов, проведенный за 2002-2004 году показал, что на протяжении данного периода наблюдалась тенденция роста иностранных инвестиций как в целом, так и в части прямых иностранных инвестиций. Улучшилась структкра иностранных инвестиций, расширилось число регионов и отраслей, характеризующихся ростом иностранных инвестиций. Таким образом, налицо значительное улучшение инвестиционной конъюнктуры в России.
Однако, при анализе инвестиционного климата по его ключевым факторам было выявлено, что в России остается еще множество проблем препятствующих привлечению иностранных инвестиций и росту инвестиционной активности российских предприятий. Среди них остается недостаточная прозрачность финансовой отчетности предприятий, слабая защита прав собственности, особенно интеллектуальной, слабое развитие корпоративного управления, высокая степень коррупции и т.д. Но, несмотря на перечисленные негативные факторы, инвестиционный климат России по очень многим показателям изменился в лучшую сторону и хотя и остается в целом недостаточно благоприятным.
Поэтому в настоящее время правительству России необходимо принять меры по дальнейшему улучшению инвестиционного климата страны. Из всего арсенала используемых в России и на западе мер по активизации инвестиционной активности рекомендуется повышать открытость экономики, внедрять налоговые льготы и другие меры поддержки инновационного предпринимательства, развивать инфраструктуру, реформировать финансовый сектор.
Есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему.
Список литературы
Адрианов В. Д. “Россия: экономический и инвестиционный потенциал”. - М.: ОАО “Издательство “Экономика”, 1999
Бард В. С. “Инвестиционные проблемы Российской экономики” – М.: “Экзамен”, 2000
Бекларян Л. А. “Инвестиционная деятельность с учетом региональной инвестиционной политики” // “Аудит и финансовый анализ”, 2003, № 2
Bevan Alan A., Estrin Saul “The determinants of forein direct Investment in Transition Economies”, William Davidson Institute Working Paper, 2000
Богатин Ю. В., Швандар В. А. “Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов”- М.: “ЮНИТИ-ДАНА”, 2000
Большой экономический словарь. / Под ред. А. И. Азримяна. – М.: «Институт новой экономики», 2004.
15. Васильев Д. “Корпоративное управление в России: есть ли шанс улушений” //Материалы международной конференции “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России”, 2002, www.opeg.ruw
Глазьев C. Пути преодоления инвестиционного кризиса // "Вопросы экономики", № 11, 2001
Gregory Chow, Anloh Lin “Accounting for economic growth in Taiwan and Mainland China: a comparative analysis” // Princeton University, 2000
Heidenreich M. «The Changing System of European Cities and Regions». // http://www.fortunecity.com/victorian/hornton/117/regionew.htm
Жданов В. П. “Организация и финансирование инвестиций” – Калининград: “Янтарный сказ”, 2004.
Jonathan Morduch “Economic Analysis of Development (Advanced)” // Woodrow Wilson School, Princeton University, Spring 2000
Завгородняя А. В. “Инновационные тип развития экономики – базовое условие ее экономического роста ” - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 2001.
Инвестиционный словарь / Под ред. А. И. Азримяна. – М.: «Институт новой экономики», 2003.
“Инвестиционное законодательcтво в России” // Инвестиции в России, 2004, № 8
“Инвестиционный климат в России” Доклад НБФ "Экспертный институт" совместно с компанией "Эрнст энд Янг", Высшей школой экономики и Бюро экономического анализа, 1999 // http://www.eycis.com/
Investment climate statement for Russia 2004 // The report of the Business Information Service for the Newly Independent States (BISNIS), 2005
“Инвестиционный рынок: конъюктура 2004 г.”// Инвестиции в России, 2005, № 2
“Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы” // Под ред. Фаминского И. П.. – М.: Междунар. отношения, 2003.
Информационная прозрачность российского рынка прямых инвестиций. Доклад Президента Фонда "Институт прямых инвестиций" Грудинина М.Ю. на Гарвардском форуме 6.10.2000 // www.ivr.ru
Kenichi Ohmae “Invisible continent. Four Stratagic imperitives of the New Economy”, - M.: New York, Harper-Collins Publishers Inc., 2000
Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
Колмак Е. А. «Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций. Эмпирический анализ» // “Научные доклады”, Российская программа экономических исследований, 2000 г.
“Конкуренция и вхождение российских предприятий на рынок” доклад Г. Дж. Бродмана //Материалы международной конференции “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России”, 2002
Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. — М.: ИНФРА-М, 2003.
Лапо В. Ф. Оценка инвестиционного климата региона: на примере городов и районов Красноярского края // Регион: экономика и социология, 2001 г. №
Мальков Э. Д. “Оценка инвестиционного климата в России” // “Предпринимательское право”, № 11-12, 2003.
Martin Ravallion and Quentin Wodon (1999), “Does Child Labor Displace Schooling? Evidence on Behavioral Responses to an Enrollment Subsidy,” Economic Journal, forthcoming.
Нехаев С.А., Никитина Е.Н. Влияние интернет-технологий на развитие инвестиционного рынка // МГК «Сигма», 13.09.2001
Нещадин А.“Экономический рост и кадровый потенциал России”// Вопросы экономики, 2000, № 7
Никифорова В. Д. Денежно-кредитное регулирование инвестиций. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
Панкова Т. А., Плешкова Е. А. “Инвестиционная политика – преодоление кризиса ” - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 2002.
Портер М. “Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран”, - М.: “Международные отношения”, 1993
Предпринимательский климат регионов России. М.: Начала-Пресс, 2003.
“Текущая экономическая ситуация. Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)”, 05.04.2005 // www.polit.ru
Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски. - М., 2003.
Тумусов Ф. Инвестиционный потенциал региона. – Якутия, 2003.
Турмачев Е. С. “О возможных вариантах перспективы развития инвестиционного процесса в России” // “Аудит и финансовый анализ”, 2004, № 1
“Условия для инвестиций в России с банковской точки зрения” // Речь Тессена фон Хейдебрека, члена правления Дойче Банка на Консультативном Совете по иностранным инвестициям 13 марта 2004 года, www.ivr.ru.
Фишер П. “Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности”, М.: Финансы и статистика, 1999
Фоломьев А., Ревазов В.“Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения”// Вопросы экономики, 1999, № 9
Царкунов С. “Инвестиции в России: ожидание оттепели.” // Рынок ценных бумаг, 1999, № 6
Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ “Инвестиционная деятельность в промышленности в 2004 году”// Инвестиции в России, 2005, № 2
Щербаков А. “Частное инвестиционное финансирование: нужна конструктивная государственная политика”// Инвестиции в России, 2004, № 11
Yudaeva K., Popov V., Volchkova N., M. Gorban “Global research project explaning growth in Russia” // Российская программа экономических исследований, 2001 г.
Ясин Е. Г., Кузьминов Я. И. “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России” // Материалы пресс-конференции, 2000, www.hse.ru
World Investment Report 2004 // Статистика Юнктад www.unctad.org
World Investment Report 2003: Promoting Linkages. 2. Global inflows of FDI 1993-2000, USD billions, by group of countries // www.unctad.org
Инвестиции в экономику России в 2004 году (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики: Ежемес. науч.-информ. журн. / ; Гос. ком. РФ по статистике .— Москва. — 2005 .— №4 .
Темник, Д.В. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России / Д.В. Темник // Деньги и кредит: Ежемес. журн. Гос. банка СССР .— Москва. — 2004 .— №11
Станиславчик, Н.Б. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России / Н.Б. Станиславчик // Внешнеэкономический бюллетень: Ежемес. деловой журн. / Всерос. акад. внешней торговли .— Москва. — 2003 .— №5 .
Белоус, Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы / Т. Белоус // Мировая экономика и международные отношения / ; АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений .— Москва. — 2003 .— №9 .
Курьеров, В.Г. Иностранные инвестиции в России в 2003 г. / В.Г. Курьеров // Экономика и организация промышленного производства (ЭКО): Всерос. экон. журн. / ; АН СССР, Сиб. отд-ние .— Новосибирск. — 2004 .— №2.
Hirt, G. A. Fundamentals of investment management .— Homewood; Boston: Irwin, 1986 .— 710p.
International investment instruments: A compendium: In 10 vol. — Geneva; New York: United Nations, 1996-2002 .— (United Nations Conference on trade and development).
Thomsen, S. The evolution of Japanese direct investment in Europe: Death of a transistor salesman / S. Thomsen, P. Nicolaides .— New York et.al.: Harvester Wheatsheaf, 1999 .
Russia’s Investment Climate Is Improving, But Not Fast Enough // 25.05.2005 // http://www.fcinfo.ru
Russian financial control monitor // http://www.fcinfo.ru
The Investment Climate in Russia // http://www.compiler.fi
The Business Climate in Russia: A Roundtable Discussion // http://www.cipe.org
2005 INVESTMENT CLIMATE STATEMENT – RUSSIA // http://www.state.gov/e/eb/ifd/2005/42109.htm
Российская экономика в 2004 году: тенденции и перспективы // Обзор Институту экономики переходного периода, 2005. // www.iet.ru

1.Адрианов В. Д. “Россия: экономический и инвестиционный потенциал”. - М.: ОАО “Издательство “Экономика”, 1999
2.Бард В. С. “Инвестиционные проблемы Российской экономики” – М.: “Экзамен”, 2000
3.Бекларян Л. А. “Инвестиционная деятельность с учетом региональной инвестиционной политики” // “Аудит и финансовый анализ”, 2003, № 2
4.Bevan Alan A., Estrin Saul “The determinants of forein direct Investment in Transition Economies”, William Davidson Institute Working Paper, 2000
5.Богатин Ю. В., Швандар В. А. “Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов”- М.: “ЮНИТИ-ДАНА”, 2000
6.Большой экономический словарь. / Под ред. А. И. Азримяна. – М.: «Институт новой экономики», 2004.
15. Васильев Д. “Корпоративное управление в России: есть ли шанс улушений” //Материалы международной конференции “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России”, 2002, www.opeg.ruw
7.Глазьев C. Пути преодоления инвестиционного кризиса // "Вопросы экономики", № 11, 2001
8.Gregory Chow, Anloh Lin “Accounting for economic growth in Taiwan and Mainland China: a comparative analysis” // Princeton University, 2000
9.Heidenreich M. «The Changing System of European Cities and Regions». // http://www.fortunecity.com/victorian/hornton/117/regionew.htm
10.Жданов В. П. “Организация и финансирование инвестиций” – Калининград: “Янтарный сказ”, 2004.
11.Jonathan Morduch “Economic Analysis of Development (Advanced)” // Woodrow Wilson School, Princeton University, Spring 2000
12.Завгородняя А. В. “Инновационные тип развития экономики – базовое условие ее экономического роста ” - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 2001.
13.Инвестиционный словарь / Под ред. А. И. Азримяна. – М.: «Институт новой экономики», 2003.
14.“Инвестиционное законодательcтво в России” // Инвестиции в России, 2004, № 8
15.“Инвестиционный климат в России” Доклад НБФ "Экспертный институт" совместно с компанией "Эрнст энд Янг", Высшей школой экономики и Бюро экономического анализа, 1999 // http://www.eycis.com/
16.Investment climate statement for Russia 2004 // The report of the Business Information Service for the Newly Independent States (BISNIS), 2005
17.“Инвестиционный рынок: конъюктура 2004 г.”// Инвестиции в России, 2005, № 2
18.“Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы” // Под ред. Фаминского И. П.. – М.: Междунар. отношения, 2003.
19.Информационная прозрачность российского рынка прямых инвестиций. Доклад Президента Фонда "Институт прямых инвестиций" Грудинина М.Ю. на Гарвардском форуме 6.10.2000 // www.ivr.ru
20.Kenichi Ohmae “Invisible continent. Four Stratagic imperitives of the New Economy”, - M.: New York, Harper-Collins Publishers Inc., 2000
21.Кныш М. И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
22.Колмак Е. А. «Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций. Эмпирический анализ» // “Научные доклады”, Российская программа экономических исследований, 2000 г.
23.“Конкуренция и вхождение российских предприятий на рынок” доклад Г. Дж. Бродмана //Материалы международной конференции “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России”, 2002
24.Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А. — М.: ИНФРА-М, 2003.
25.Лапо В. Ф. Оценка инвестиционного климата региона: на примере городов и районов Красноярского края // Регион: экономика и социология, 2001 г. №
26.Мальков Э. Д. “Оценка инвестиционного климата в России” // “Предпринимательское право”, № 11-12, 2003.
27.Martin Ravallion and Quentin Wodon (1999), “Does Child Labor Displace Schooling? Evidence on Behavioral Responses to an Enrollment Subsidy,” Economic Journal, forthcoming.
28.Нехаев С.А., Никитина Е.Н. Влияние интернет-технологий на развитие инвестиционного рынка // МГК «Сигма», 13.09.2001
29.Нещадин А.“Экономический рост и кадровый потенциал России”// Вопросы экономики, 2000, № 7
30.Никифорова В. Д. Денежно-кредитное регулирование инвестиций. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
31.Панкова Т. А., Плешкова Е. А. “Инвестиционная политика – преодоление кризиса ” - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Государственного Университета экономики и финансов, 2002.
32.Портер М. “Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран”, - М.: “Международные отношения”, 1993
33.Предпринимательский климат регионов России. М.: Начала-Пресс, 2003.
34.“Текущая экономическая ситуация. Доклад Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП)”, 05.04.2005 // www.polit.ru
35.Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: ре¬гиональные риски. - М., 2003.
36.Тумусов Ф. Инвестиционный потенциал региона. – Якутия, 2003.
37.Турмачев Е. С. “О возможных вариантах перспективы развития инвестиционного процесса в России” // “Аудит и финансовый анализ”, 2004, № 1
38.“Условия для инвестиций в России с банковской точки зрения” // Речь Тессена фон Хейдебрека, члена правления Дойче Банка на Консультативном Совете по иностранным инвестициям 13 марта 2004 года, www.ivr.ru.
39.Фишер П. “Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности”, М.: Финансы и статистика, 1999
40.Фоломьев А., Ревазов В.“Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения”// Вопросы экономики, 1999, № 9
41.Царкунов С. “Инвести¬ции в России: ожидание оттепели.” // Рынок ценных бумаг, 1999, № 6
42.Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ “Инвестиционная деятельность в промышленности в 2004 году”// Инвестиции в России, 2005, № 2
43.Щербаков А. “Частное инвестиционное финансирование: нужна конструктивная государственная политика”// Инвестиции в России, 2004, № 11
44.Yudaeva K., Popov V., Volchkova N., M. Gorban “Global research project explaning growth in Russia” // Российская программа экономических исследований, 2001 г.
45.Ясин Е. Г., Кузьминов Я. И. “Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России” // Материалы пресс-конференции, 2000, www.hse.ru
46.World Investment Report 2004 // Статистика Юнктад www.unctad.org
47.World Investment Report 2003: Promoting Linkages. 2. Global inflows of FDI 1993-2000, USD billions, by group of countries // www.unctad.org
48.Инвестиции в экономику России в 2004 году (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики: Ежемес. науч.-информ. журн. / ; Гос. ком. РФ по статистике .— Москва. — 2005 .— №4 .
49.Темник, Д.В. Иностранные инвестиции и инвестиционный климат в России / Д.В. Темник // Деньги и кредит: Ежемес. журн. Гос. банка СССР .— Москва. — 2004 .— №11
50.Станиславчик, Н.Б. Прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики России / Н.Б. Станиславчик // Внешнеэкономический бюллетень: Ежемес. деловой журн. / Всерос. акад. внешней торговли .— Москва. — 2003 .— №5 .
51.Белоус, Т. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы / Т. Белоус // Мировая экономика и международные отношения / ; АН СССР, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений .— Москва. — 2003 .— №9 .
52.Курьеров, В.Г. Иностранные инвестиции в России в 2003 г. / В.Г. Курьеров // Экономика и организация промышленного производства (ЭКО): Всерос. экон. журн. / ; АН СССР, Сиб. отд-ние .— Новосибирск. — 2004 .— №2.
53.Hirt, G. A. Fundamentals of investment management .— Homewood; Boston: Irwin, 1986 .— 710p.
54.International investment instruments: A compendium: In 10 vol. — Geneva; New York: United Nations, 1996-2002 .— (United Nations Conference on trade and development).
55.Thomsen, S. The evolution of Japanese direct investment in Europe: Death of a transistor salesman / S. Thomsen, P. Nicolaides .— New York et.al.: Harvester Wheatsheaf, 1999 .
56.Russia’s Investment Climate Is Improving, But Not Fast Enough // 25.05.2005 // http://www.fcinfo.ru
57.Russian financial control monitor // http://www.fcinfo.ru
58.The Investment Climate in Russia // http://www.compiler.fi
59.The Business Climate in Russia: A Roundtable Discussion // http://www.cipe.org
60. INVESTMENT CLIMATE STATEMENT – RUSSIA // http://www.state.gov/e/eb/ifd/2005/42109.htm
61.Российская экономика в 2004 году: тенденции и перспективы // Обзор Институту экономики переходного периода, 2005. // www.iet.ru

Вопрос-ответ:

Какие существуют подходы к понятию инвестиционного климата и как их можно оценить?

Существуют различные подходы к понятию инвестиционного климата. Один из подходов основывается на анализе экономических, политических и юридических условий, которые влияют на привлекательность инвестиций. Другой подход сосредоточен на оценке доступности и эффективности инфраструктуры, налоговой системы и регулирования инвестиций. Получить оценку инвестиционного климата можно с помощью различных методов, таких как опросы и анкетирование инвесторов, анализ статистических данных, проведение международных сравнительных исследований.

Какие классификации инвестиций существуют и какие понятия связаны с инвестиционным процессом?

Инвестиции могут быть классифицированы по различным признакам. Например, по сфере вложения инвестиции могут быть реальными и финансовыми. По периоду вложения инвестиции классифицируются на долгосрочные и краткосрочные. Также, инвестиции могут быть внутренними и иностранными. В связи с инвестиционным процессом также важными понятиями являются: риски, доходность, инновации, уровень инфляции и др.

Какие проблемы возникают в процессе улучшения инвестиционного климата РФ?

В процессе улучшения инвестиционного климата РФ возникают различные проблемы. Одной из главных проблем является высокая степень риска, связанная с политической и экономической нестабильностью, неэффективной системой правоприменения и ограниченным доступом к финансовым ресурсам. Также, значительные проблемы вызывает недостаточно развитая инфраструктура, высокие налоговые и административные барьеры, а также отсутствие четкого и предсказуемого законодательства.

Какие существуют подходы к понятию инвестиционного климата?

В статье рассмотрены два подхода к понятию инвестиционного климата: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономический подход основан на анализе факторов, влияющих на инвестиционную активность в стране в целом, таких как политическая стабильность, экономические институты, налоговая система и т.д. Микроэкономический подход, анализирует влияние инвестиционного климата на привлечение инвестиций в отдельные отрасли и регионы.

Какие есть методы оценки инвестиционного климата?

Оценка инвестиционного климата осуществляется с помощью различных методов и показателей. В статье рассмотрены следующие методы: опросы и анкетирование представителей бизнес-сообщества, анализ перспективного плана развития инвестиций, анализ статистических данных и экономических показателей, а также использование экспертных оценок.

Какие инвестиции существуют по классификации?

В статье представлена классификация инвестиций, которая включает следующие виды: по источнику формирования капитала (внутренние и внешние), по срокам вложения капитала (краткосрочные и долгосрочные), по направлению использования капитала (прямые и портфельные), по степени риска (консервативные, умеренные и агрессивные), по отраслевой принадлежности (производственные, непроизводственные и финансовые) и по стране происхождения капитала (внутренние и международные).

Какую роль играют иностранные инвестиции в переходной экономике России?

В статье указано, что иностранные инвестиции играют важную роль в переходной экономике России. Они способствуют модернизации отраслей и привлечению новых технологий, развитию международных связей и интеграции в мировую экономическую систему. Иностранные инвестиции также влияют на улучшение инвестиционного климата и способствуют привлечению внутренних инвестиций.

Какова роль иностранных инвестиций в переходной экономике России?

Иностранные инвестиции играют важную роль в переходной экономике России. Они способствуют притоку капитала, передовых технологий и управленческого опыта из-за рубежа. Такие инвестиции помогают модернизировать отечественные предприятия, создавать новые рабочие места и повышать конкурентоспособность российской экономики. Однако, существуют проблемы, связанные с привлечением иностранных инвестиций, такие как недостаточно благоприятный инвестиционный климат в России, высокий уровень коррупции и нестабильность законодательства.

Как оценивается инвестиционный климат России?

Оценка инвестиционного климата России осуществляется с помощью различных методов и подходов. Одним из распространенных инструментов является опрос бизнес-сообщества и иностранных инвесторов, которые высказывают свое мнение о состоянии и перспективах инвестиций в страну. Также проводятся исследования экспертами и аналитиками, которые анализируют различные индикаторы, такие как правовая система, налоговая политика, доступ к финансированию и рыночная конкуренция. Общий уровень экономического развития и социальной стабильности также учитываются при оценке инвестиционного климата.

Каковы основные проблемы улучшения инвестиционного климата России?

Улучшение инвестиционного климата в России сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, высокий уровень коррупции и нестабильность законодательства отпугивают потенциальных инвесторов. Во-вторых, недостаточная защита прав собственности и сложные процедуры регистрации бизнеса создают дополнительные риски для инвесторов. В-третьих, низкая эффективность государственной системы взаимодействия с бизнесом и отсутствие прозрачности в принятии решений также затрудняют улучшение инвестиционного климата. Необходимо провести реформы в области бизнес-регулирования, укрепить правовую систему и борьбу с коррупцией, а также улучшить взаимодействие между государственными органами и бизнес-сообществом для привлечения инвестиций и развития экономики.