Основные характеристики ситуации двойного послания и его последствия для членов семьи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 1616 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 28.04.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Нарушение коммуникативного процесса в семье ……………………………..5
2 Двойное послание и его последствия для членов семьи ……………………….9
3 Психокоррекция "двойного послания" как коммуникативного нарушения в семье ………………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………….................15
Список использованных источников……………………………………………..16


Фрагмент для ознакомления

Портятся отношения между членами семьи, вовлеченными в подобную коммуникацию. Несмотря на то, что жертва «двойного послания» не способна прямо выразить свое недовольство, оно накапливается и начинает проявляться косвенно: в алкоголизации, в конфликтах по другим поводам, в отдаленности и натянутости семейных отношений, лжи, не успешности, ухудшении психического состояния или в неуправляемом поведении членов семьи [2].
Таким образом, двойное послание – это деструктивная коммуникация в виде недобросовестно вменяемой двоякой обязанности, которая содержит внутреннее противоречие, которое не может быть исполнено, что совершенно не освобождает жертву этого вменения от наказания за его «неисполнение». Нарушения межличностной коммуникации в виде двойного послания могут выступать в качестве существенного источника психической травматизации членов семьи, прежде всего потому, что приводят к развитию конфликтного взаимоотношения в семье. Ранняя диагностика, выявление и коррекция помогут семье избежать дальнейших трудностей во взаимоотношениях, и возникновению глубоких психологических межличностных проблем.







3 ПСИХОКОРРЕКЦИЯ «ДВОЙНОГО ПОСЛАНИЯ» КАК КОММУНИКАТИВНОГО НАРУШЕНИЯ В СЕМЬЕ
Для коррекции «двойного послания» используются техники направленные на повышение психолого-педагогической культуры семьи, посредством групповых семинаров, консультаций, мини-лекториев. Цель данных мероприятий, дать членам семьи знания, а может быть и опыт эффективной коммуникации, пополнить запас их знаний о факторах помогающих взаимопониманию. Также современным, эффективным средством работы с данной проблематикой, являются тренинги коммуникативности. Тренинг, помогает получить опыт, обратную связь о применяемых способах взаимодействия, а также пронаблюдать различные приемы, средства общения оценить их эффективность. Психокоррекционная работа с коммуникативными нарушениями в семье проходит поэтапно [7].
Первый этап (собственно диагностический) - заполнение стандартных опросников на установление пробелов в коммуникации. Используется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) A.E. Личко и H.Я. Иванова (1983) и оригинальный психологический тест «Метод аутоидентификации и взаимной идентификации по словесным характерологическим портретам» Эйдемиллер Э.Г. Второй этап - членам семьи предлагается придумать как можно больше случаев, эпизодов, когда данный вид нарушения оказывается источником недоразумений и обид. При достаточно высоком интеллектуальном и образовательном уровне семьи может выполняться индивидуально и даже в виде «домашнего задания», в других случаях возможно групповое составление таких историй. Цель этапа - сформировать у члена семьи умение распознать ситуацию «двойного послания» [8].
Третий этап - выполнение специальных упражнений. Упражнения индивидуальны, основу их составляет описание (краткое, в общих словах) ситуации общения двух людей, упоминается несколько тем их разговора [10].
Таким образом, после того как в ходе изучения семьи выявлено нарушение коммуникации, начинаются коррекционные мероприятия. Всю совокупность проблем возникающих при этом можно разделить на три группы:
1. формирование правильного отношения семьи к коррекции коммуникативных нарушений, создание мотивов к участию в ней;
2. общие черты организации и проведения психотерапии;
3. методики семейной психотерапии.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретико - методологические подходы к проблеме ситуации двойного послания и его последствия для членов семьи мы выяснили, что коммуникация – это поведение двух человек в ситуации взаимодействия. Коммуникация считается успешной, если полученное сообщение соответствует отправленному, и если участники коммуникации ею удовлетворены. Нарушения коммуникации начинаются уже в момент передачи сообщения. Э.Г. Эйдемиллер, B.B. Юстицкий предложили классификацию форм коммуникационных нарушений, к которым относятся:
1. искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога - монологи);
2. отсутствие зрительного контакта;
3. неожиданные выходы из контакта;
4. маскировка, затушевание того, что происходит в семье;
5. двойное послание.
Двойное послание  - концепция, разработанная Г. Бейтсоном, описывающая коммуникативную ситуацию, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания, принадлежащие к разным уровням коммуникации. Двойное послание   - это такой пример нарушений семейной коммуникации, при котором «значимый другой» член семьи передает одновременно два сообщения - одно, отрицающее другое. Это деструктивная коммуникация, нарушающая межличностную коммуникацию в семейной системе. Ситуация «двойного послания» может выступать в качестве существенного источника психической травматизации членов семьи, прежде всего детей, потому что приводит к развитию конфликтного взаимоотношения в семье. Двойное послание считают одним из разъяснений происхождения шизофрении. Ранняя диагностика, выявление и коррекция ситуации «двойного послания» помогут семье избежать возникновения глубоких психологических межличностных проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература

Андреева, T.B. Семейная психология / T.B. Андреева – СПб.: Речь,
2004. – 244 с.
Бейтсон, Г. Шаги в направлении экологии разума / Пер. Д.Я. Федотова. М.: УРСС, 2005. – 219 с.
Бейтсон, Г. Разум и природа / Пер. Д. Я. Федотова. - М.: УРСС, 2006. – 244 с.
Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Дж.  Бивин, Д. Джексон. – СПб.: Речь, 2000. – 298 с.
Дружинин, B.H. Психология семьи /B.H. Дружинин. – СПб.: Питер,
2006. – 178 с.
Карева, Д.B. Двойное послание как причина возникновения шизофрении / Д.B. Карева – М.: Сфера, 2007. – 203 с.
Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Под общей ред. H.H. Посысоева. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 178 с.
Райгородский, Д.Я. Диагностика семьи / Д.Я. Райгородский – Самара, 2004. – 228 с.
Рогов, E.И. Психология отношений: мужчины и женщины. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 288 с.
Сатир, B. Психотерапия семьи / B. Сатир – СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
Сатир, B. Вы и ваша семья / B. Сатир - М.: Апрель-Пресс, 2007. - 288 с.
Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. – 263 с.
Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.B. Психология и психотерапия семьи /– СПб.: Питер, 2002. – 656 с.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Литература

1.Андреева, T.B. Семейная психология / T.B. Андреева – СПб.: Речь,
2004. – 244 с.
2.Бейтсон, Г. Шаги в направлении экологии разума / Пер. Д.Я. Федотова. М.: УРСС, 2005. – 219 с.
3.Бейтсон, Г. Разум и природа / Пер. Д. Я. Федотова. - М.: УРСС, 2006. – 244 с.
4.Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. – СПб.: Речь, 2000. – 298 с.
5.Дружинин, B.H. Психология семьи /B.H. Дружинин. – СПб.: Питер,
2006. – 178 с.
6.Карева, Д.B. Двойное послание как причина возникновения шизофрении / Д.B. Карева – М.: Сфера, 2007. – 203 с.
7.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Под общей ред. H.H. Посысоева. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 178 с.
8.Райгородский, Д.Я. Диагностика семьи / Д.Я. Райгородский – Самара, 2004. – 228 с.
9.Рогов, E.И. Психология отношений: мужчины и женщины. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 288 с.
10. Сатир, B. Психотерапия семьи / B. Сатир – СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
11. Сатир, B. Вы и ваша семья / B. Сатир - М.: Апрель-Пресс, 2007. - 288 с.
12.Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000. – 263 с.
13. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.B. Психология и психотерапия семьи /– СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Вопрос-ответ:

Что такое двойное послание и как оно влияет на коммуникативный процесс в семье?

Двойное послание - это коммуникационное явление, когда одно сообщение передается посредством вербальных и невербальных сигналов, но невербальные сигналы передают другое сообщение, противоположное вербальному. Данное явление создает путаницу и непонимание среди участников коммуникации, что приводит к нарушению коммуникативного процесса в семье.

Какие могут быть последствия двойного послания для членов семьи?

Последствия двойного послания для членов семьи могут быть разнообразными. Они могут испытывать путаницу, непонимание, агрессию, стресс и низкую самооценку. Двойное послание может привести к разрушению доверия и негативным эмоциональным состояниям участников семейного взаимодействия.

Каким образом можно выполнять психокоррекцию "двойного послания" в семейном общении?

Психокоррекция "двойного послания" в семейном общении может осуществляться через осознание и анализ своих коммуникативных сигналов, улучшение навыков вербальной и невербальной коммуникации, а также установление открытой и честной коммуникации с членами семьи. Важно обсуждать свои чувства и эмоции, а также быть готовым слушать и понимать других участников семейного общения.

Какие могут быть последствия порчи отношений между членами семьи, вызванной двойным посланием?

Порча отношений между членами семьи, вызванная двойным посланием, может привести к недоверию, разрыву взаимопонимания и ухудшению общего качества семейного взаимодействия. Она может создать конфликты, межличностные проблемы и негативное эмоциональное состояние участников семьи. Возможны долгосрочные негативные последствия, такие как развод или разрыв отношений.

Какие источники были использованы для написания статьи на данную тему?

Для написания статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и онлайн-ресурсы. Список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какие основные характеристики имеет ситуация двойного послания?

Ситуация двойного послания характеризуется противоречивыми и несогласованными сообщениями, которые посылаются одной стороной с намерением спутать или запутать другую сторону.

Какое влияние оказывает двойное послание на членов семьи?

Двойное послание может привести к путанице, недоверию и конфликтам в семье. Члены семьи могут испытывать стресс, неопределенность и затрудняться в осознании того, как правильно реагировать на такие сообщения.

Как можно психокорректировать "двойное послание" в коммуникативном плане?

Психокоррекция "двойного послания" включает в себя установление открытого и честного общения с членами семьи. Важно обсуждать и разрешать внутрисемейные конфликты, а также устанавливать ясные и однозначные коммуникативные правила.

Какие последствия может иметь нарушение коммуникативного процесса в семье?

Нарушение коммуникативного процесса может привести к недостатку понимания, уважения и поддержки в семье. Это может создавать напряжение, враждебность и дистанцию между ее членами.

Какие источники использованы при написании статьи?

В списке использованных источников перечислены научные статьи, книги и иные источники, которые были использованы для подготовки данной статьи.

Какие основные характеристики свойственны ситуации двойного послания в семье?

Ситуация двойного послания в семье характеризуется тем, что взаимодействие между членами семьи сопровождается двусмысленными сообщениями, которые противоречат друг другу. Это может быть вызвано непоследовательностью и несогласованностью родителей в выражении своих ожиданий и требований к детям. Например, один из родителей может поощрять определенное поведение, тогда как другой родитель запрещает его. Такие двусмысленные сообщения создают путаницу и затрудняют коммуникацию внутри семьи.

Каковы последствия ситуации двойного послания для членов семьи?

Последствия ситуации двойного послания для членов семьи могут быть различными. Дети могут испытывать путаницу и неуверенность в том, какое поведение является правильным. Они могут стать смущенными и неспособными принимать решения. В результате, развивается чувство стресса и тревоги. Для родителей такая ситуация может привести к конфликтам и непониманию, так как они могут сталкиваться с противоречивыми требованиями друг к другу и к детям. Возникает неспокойство и напряженность во всей семье.