Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Бюджет

  • 15 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 23.07.2005
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
§1. Основные понятия бюджета
§2. Структура бюджета
§3. Роль бюджета в экономической политике государства
§4. Бюджетные дефицит и профицит
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Профицит - существенное превышение доходов над расходами - является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению “перегрева” экономики.
Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую политику, которая призвана “гасить” экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится.
Значит, очевидно:
- ежегодно сбалансированный бюджет не является “нейтральным” по отношению к циклическим колебаниям;
- государственный бюджет целесообразно балансировать с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.
Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.
Таким образом, бюджетный дефицит, т.е. превышение государственных расходов над доходами, - финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х годов в России явились:
- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
- нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т. п. ;
- неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.
Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита всегда настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения активной финансовой политики, использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем сбалансированности государственного бюджета - это всегда одна из главных задач государства. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.
Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.
Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:
1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.
2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.
3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.
4. Одалживание денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка , но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

Заключение
Российская бюджетная система, состоящая из трех уровней бюджетов – федерального, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – является, таким образом, многоуровневой. Такое устройство бюджетной системы является на сегодняшний день оптимальной. Оно, например, позволяет перераспределять средства между уровнями. Вообще, бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает государству реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Бюджет оказывает сильное влияние на экономическую жизнь в стране. Через бюджетную политику государство воздействует на макроэкономические регуляторы экономики. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется финансирование социальных программ.
Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов.
На сегодняшний день государственное регулирование, проводимое посредством бюджетной политики – признанная необходимость развития рыночной экономики, обусловленная объективными и закономерными причинами.
Анализ экономики России за последние 3-4 года, когда достигается экономический рост, позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая отсутствие бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению запланированных темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
Литература
Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
Бюджет-2005: кому вершки, а кому корешки: Правительство распланировало, как мы будем жить в следующем году // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» // www.president.kremlin.ru.
Глазьев С.Ю. «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» (часть 1) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №9 (54)- 1997.
Горегляд В. Бюджет-2005 ждут «очень радужные» перспективы // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. - 2002. - №4.
Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2002.
Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
Определены приоритеты бюджетной политики России на период до 2005 года // РИА «Новости» - 20.06.2002.
Прогноз социально-экономического развития России до 2005 года и параметры проекта федерального бюджета на 2003 год // Материалы научно-практической конференции. - М., 2002.
Совет федерации одобрил бюджет на 2005 год // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Счётная палата анализирует бюджет-2005 // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.











4

1.Бюджетный кодекс РФ. Сборник кодексов и основных законов РФ. – М.: Славянский Дом Книги, 2002.
2.Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
3.Приложения 2, 3, 6, 7, 8, 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» N 115-ФЗ от 15 августа 1996 года.
4.Бюджет-2005: кому вершки, а кому корешки: Правительство распланировало, как мы будем жить в следующем году // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
5.Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» // www.president.kremlin.ru.
6.Глазьев С.Ю. «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики» (часть 1) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №9 (54)- 1997.
7.Горегляд В. Бюджет-2005 ждут «очень радужные» перспективы // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
8.Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. - 2002. - №4.
9.Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.: Экономика, 2002.
10.Грицюк Т.В. Бюджетная политика государства как фактор экономической стабилизации бизнеса. // Налоговое планирование (Москва). - 28.07.2003.
11.Определены приоритеты бюджетной политики России на период до 2005 года // РИА «Новости» - 20.06.2002.
12.Прогноз социально-экономического развития России до 2005 года и параметры проекта федерального бюджета на 2003 год // Материалы научно-практической конференции. - М., 2002.
13.Совет федерации одобрил бюджет на 2005 год // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
14.Счётная палата анализирует бюджет-2005 // Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной Палаты РФ // www.gisasp.ru
15.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета

Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета

Савчук Владимир Павлович

1. Структура бюджета предприятия

Бюджетирование-это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты, чтобы решить проблемы распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность избранным перспективам существования фирмы.

среди основных задач бюджетирования относится следующее:

- обеспечение текущего планирования;

обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

обоснование затрат предприятия;

создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

исполнение требований законов и договоров.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком оплатить стоимость их внедрения и развития. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Таким образом, принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном сейф. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т. д.;

поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;

разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);

пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов подразделений филиалов от специфики деятельности предприятия;

Узнать стоимость работы