Государственный и финансовый контроль в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 2323 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность государственного финансового контроля
1.1. Понятие ГФК
1.2. Цели и принципы ГФК
1.3. Органы, осуществляющие ГФК
2. Формы и методы ГФК
2.1. Формы ГФК
2.2. Методы ГФК
2.2. Бюджетная политика как одно из главных направлений государственной финансовой политики
3. Пути реформирования и развития ГФК
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В 1995-2004 годах было проведено 415 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 1995 году - 33, в 2004 - 42). Рассмотрено 5787 вопросов (в 1995 году - 229, в 2004 - 600), в том числе 2941 - по результатам контрольных мероприятий (в 1995 году - 46, в 2004 - 357).
Отчеты о результатах всех контрольных мероприятий сразу же после утверждения Коллегией направляются в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания. В обеих палатах Федерального Собрания созданы структуры по взаимодействию со Счетной палатой: комиссия в Совете Федерации, подкомитет в Государственной Думе.
Исключительная актуальность вопросов организации эффективной системы ГФК, предотвращающей усиление позиций теневой экономики и распад государства, позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в нашей стране.
Вполне очевидно, что основные направления преобразований, наиболее характерные черты новой модели системы ГФК, его современную концепцию можно разработать только на основе всестороннего анализа его теоретических и практических вопросов, изучения отечественного и зарубежного исторического опыта, современной практики. Но необходимо отметить, что опыт организации ГФК, накопленный в дореволюционный и постреволюционный периоды российской истории, а также опыт организации ГФК в иных государствах можно использовать лишь отчасти. ГФК имеет в России богатую историю, так как напрямую связан с созданием и функционированием государства. В то же время дореволюционный период отечественной истории богат как реформами, так и застоем в развитии ГФК. [7] Огромный же опыт, накопленный контрольными органами в период социализма, как уже отмечалось, может быть полезен лишь в определенной степени. В принципе же, те или иные концепции (или, скорее, видение) ГФК социалистического прошлого неприменимы в основном потому, что были разработаны в условиях иного государственного строя, иных требований к государственному хозяйствованию. [6]
Также и брать за основу какую-либо иностранную модель организации ГФК без критического анализа и учета российской специфики нецелесообразно.
Итак, для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню экономически развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований. Создание системы ГФК, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупности мер правового, организационного и методологического характера. И все это требует безотлагательного и поэтапного решения. С учетом результатов научных исследований отечественного ГФК, международной науки и практики, особенностей современного российского социума, исторического наследия и исходных позиций, правовых норм должна быть разработана цельная концепция реформирования и развития ГФК в Российской Федерации, создания его системы в современных условиях построения развитого рынка. Идеи, которые будут заложены в данной концепции, будут требовать основополагающих государственных решений.
Основные же, или магистральные, пути реформирования ГФК, направленные на создание его целостной системы, в современных условиях нам представляются в следующем:
приведение теоретической базы (в том числе методологического обеспечения ГФК) в соответствие с современными условиями;
реформирование организационных структур;
формирование системной и завершенной нормативной базы (в том числе стандартизация ГФК);
формирование системы процедур контроля (методического обеспечения);
создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения;
организация адекватной информационно - коммуникативной инфраструктуры, в том числе внедрение, стандартизация и унификация необходимых информационных технологий ГФК;
повышение уровня материально-технического (включая социально-бытового) и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов (материально-технические и финансовые ресурсы органов ГФК должны быть достаточными). [2, 151]
Следует отметить, что свойства системы ГФК развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшими из таких факторов являются способность системы аккумулировать и эффективно использовать свои ресурсы и потенциалы развития, а также восприимчивость к нововведениям. Также необходимо проанализировать и максимально использовать имеющиеся (начальные) возможности, а также стартовые, условия развития.




Заключение
Четкая и продуманная концепция организации системы ГФК в Российской Федерации в условиях построения развитого рынка отсутствует.
Среди же основных недостатков, а также «белых пятен» современного отечественного ГФК необходимо выделить следующие:
1. Не разработана адекватная условиям перехода к развитому рынку теория ГФК. Ее отсутствие не позволяет правильно оценивать сложившиеся и предлагаемые механизмы организации ГФК в Российской Федерации. Следует заметить, что отдельные теоретические аспекты ГФК рассматривались в отечественной литературе, но лишь фрагментарно и некомплексно. Так, в научных работах отсутствует четкая интерпретация значения и функций ГФК, не адаптированы к современным условиям хозяйствования его классификационные признаки и принципы проведения, не систематизированы критерии его эффективности, сформулированные же авторами определения понятия ГФК, его целей и задач имеют ряд существенных недостатков. При этом в работах не исследовались аспекты организации и функционирования ГФК как целостной системы.
2. Не определены основные направления организации государственного контроля за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации.
3. Нет четкой и полной нормативной базы ГФК. Существующая же база характеризуется отрывочностью и бессистемностью, имеет принципиальные изъяны и упущения.
4. Отсутствует системная методическая база ГФК, не разработаны его общие правила (стандарты) и комплексные методические руководства по осуществлению контрольных мероприятий. Разработанные же в отдельных органах ГФК методики в полной мере не позволяют осуществлять комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций в современных условиях.
5. Имеет место нерациональное разделение функций между субъектами ГФК, происходит пересечение направлений их деятельности, что без соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств. Не отвечают требованиям происходящих реформ организация и порядок деятельности субъектов ведомственного контроля, а также организация контроля на региональном уровне. В то же время практика прокурорского надзора показывает, что контрольная деятельность многих государственных органов является неэффективной.
6. Недостаточно налажена система взаимодействия между органами государственного, аудиторского (независимого) и внутреннего контроля проверяемых организаций. Недостаточно развита система обмена информацией между органами ГФК о выявленных нарушениях. Отсутствие же единой информационной базы органов ГФК не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в его среде.
Итак, следует признать, что ГФК в России в полной мере не выполняет своего назначения, а его целостная система в современных условиях не создана. Отсутствие же соответствующей современному экономическому укладу и эффективной системы ГФК встает серьезным препятствием на пути движения России к уровню высокоразвитого демократического государства. Следовательно, необходимо определить основные направления реструктуризации отечественного ГФК, необходима продуманная концепция создания и функционирования его системы.

Список литературы
Конституция РФ от 12.12.1993г. в ред. от 14.10.2005г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. №19-ФЗ // http://www.consultant.ru
Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2005.
Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1983.
Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Дундуков Г.С., Богдашев П.П. Ревизия и контроль в торговле. – М.: Экономика, 1981.
Ефимович А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России. – М.: Фин. изд-во НКФ СССР, 1928.
Использование бюджетных средств. Сборник. — М.: Экар, 2003.
Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сб. статей. – М.: Издание НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.
Миляков Н.Н. Финансы: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2004.
Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004
Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет. №3, 1996.
Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в России: история и современное развитие // Бухгалтерский учет. №7, 2003.
Колесов А.С. О сущности бюджетной политики // Финансы. 1999, №12.
Пансков В. Г. Главное — финансовая стабилизация // Финансы. 2004. №12.











5

1.Конституция РФ от 12.12.1993г. в ред. от 14.10.2005г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru
2.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 02.02.2006г. №19-ФЗ // http://www.consultant.ru
3.Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4.Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
5.Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2005.
6.Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. – М.: Юридическая литература, 1983.
7.Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. – М.: Финансы и статистика, 1999.
8.Дундуков Г.С., Богдашев П.П. Ревизия и контроль в торговле. – М.: Экономика, 1981.
9.Ефимович А.И. Финансовый контроль в дореволюционной России. – М.: Фин. изд-во НКФ СССР, 1928.
10.Использование бюджетных средств. Сборник. — М.: Экар, 2003.
11.Клочков В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сб. статей. – М.: Издание НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005.
12.Миляков Н.Н. Финансы: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2004.
13.Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004
14.Данилевский Ю.А. Проблемы становления государственного финансового контроля // Бухгалтерский учет. №3, 1996.
15.Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в России: история и современное развитие // Бухгалтерский учет. №7, 2003.
16.Колесов А.С. О сущности бюджетной политики // Финансы. 1999, №12.
17.Пансков В. Г. Главное — финансовая стабилизация // Финансы. 2004. №12.

Вопрос-ответ:

В чем сущность государственного финансового контроля?

Государственный финансовый контроль - это система мероприятий, осуществляемых государственными органами для обеспечения правильного и эффективного использования финансовых ресурсов государства.

Что означает понятие ГФК?

ГФК значит государственный финансовый контроль и представляет собой комплекс мер, направленных на проверку и контроль за выполнением финансовых планов и бюджетов государства, а также на оценку эффективности использования государственных финансовых ресурсов.

Какие цели и принципы государственного финансового контроля?

Основными целями ГФК являются обеспечение финансовой стабильности государства, предотвращение мошенничества и коррупции, гарантия прозрачности и открытости финансовых операций государства. Принципы ГФК включают независимость и объективность контролирующих органов, передачу информации о результатах проверок и соответствующее реагирование на нарушения.

Какие органы осуществляют государственный финансовый контроль?

Основными органами, осуществляющими ГФК, являются Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и Российская налоговая служба. Кроме того, региональные органы власти также имеют свои механизмы финансового контроля.

Какие формы и методы ГФК существуют?

Формы ГФК включают проверки, аудиты, анализ финансовой отчетности, а также мониторинг системы государственных финансов. Методы ГФК включают использование экспертных оценок, анализ данных, аудиторских проверок, а также проведение специальных расследований.

Что такое бюджетная политика и как она связана с государственной финансовой политикой?

Бюджетная политика - это направление государственной финансовой политики, которое определяет размеры и направления расходования государственных средств, а также принимает решения по формированию и исполнению государственного бюджета. Она тесно связана с ГФК, так как контроль за использованием бюджетных средств является одним из основных задач государственного финансового контроля.

Что такое ГФК?

ГФК - это государственный финансовый контроль, который представляет собой систему мер, методов и органов, направленных на обеспечение эффективного и законного использования государственных финансовых ресурсов.

Какие цели и принципы ГФК?

Основной целью ГФК является обеспечение эффективности, прозрачности и законности использования государственных финансовых ресурсов. Принципы ГФК включают независимость контролирующих органов, объективность и нейтралитет контроля, ответственность за нарушения и т.д.

Какие органы осуществляют ГФК в РФ?

Основными органами, осуществляющими ГФК в РФ, являются Счетная палата, Министерство финансов, налоговые органы и другие специальные контрольные органы.

Какие формы ГФК существуют?

Формы ГФК включают проверки и аудит государственных финансовых органов и учреждений, анализ финансовой отчётности, контроль над исполнением бюджетов и другие меры, направленные на контроль использования государственных финансовых ресурсов.

Какие методы ГФК используются?

Методы ГФК включают проверку документов, аудит финансовых операций, анализ данных, проведение инспекций и контрольных мероприятий, применение штрафных санкций и т.д.

Что представляет собой бюджетная политика как направление государственной финансовой политики?

Бюджетная политика - это комплекс мер и решений, направленных на регулирование доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения социально-экономических задач государства.