Бог, дьявол и человек в "Фаусте" Гёте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 1818 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 29.01.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Бог и Дьявол: спор о сущности человека.
Глава 2. Мефистофель и Фауст: борьба добра и зла.
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Тем более что “образы такого большого значения порождены глубокими стремлениями писателей выразить свое понимание природы человека, выявить то прекрасное, что есть в людях, но не обойти вниманием и противоречия, присущие человеческой личности. Сила и слабость человека, его подъемы и падения, столкновения с препятствиями на жизненном пути, трагедии и комедии жизни – все это несут в себе образы, созданные художниками, особенно глубоко постигающими действительность”. Как выразился Поэт в “Театральном вступлении”, поэзия “все частное всеобщим освящает”.
Фаусту не чужды слабости и заблуждения, присущие многим людям. Ничто человеческое ему не чуждо, но, тем не менее, он сам болезненно осознает свое несовершенство. И поэтому он и возвышается над обычным человеческим уровнем, будучи яркой и значительной индивидуальностью. Он – носитель лучшего, что есть в человеке – разума, благородных чувств, любви, ему свойственно стремление к совершенству, жажда беспредельного знания и вера в конечное торжество лучших начал жизни, в отличие от Мефистофеля, который отрицает все человеческие идеалы, считая их иллюзией и самообманом. Сам Мефистофель говорит о Фаусте:
Он рвется в бой, и любит брать преграды,
И видит цель, манящую вдали,
И требует у неба звезд в награду
И лучших наслаждений у земли,
И век ему с душой не будет сладу,
К чему бы поиски его не привели.
Фауст идет на союз с Мефистофелем, надеясь с его помощью осуществить, реализовать от высокое стремление, что бьется у него в груди, но не находит выхода наружу. Повседневность человеческого бытия для Фауста, как лучшего представителя человечества, презирается Фаустом и он проклинает ее с такой силой, что даже Мефистофелю становиться не по себе:
Всему, что душу обольщает,
Я шлю проклятие, всему,
Что наше сердце увлекает,
Что льстит несчастному уму!
Фауст желает стать лучше и сделать мир более совершенным для других людей. Цель Фауста велика и безгранична, но Мефистофель сомневается под силу ли она одному Человеку. Поэтому он и заключает с Фаустом договор, желая узнать, чем же все это закончится. И, как мы знаем, проигрывает. Ведь именно за эту свою беспокойную деятельную жизнь Фауст и удостоится в конце пьесы спасения души. Именно в этой непрерывной жажде действия и видит Гете спасение всего человечества от соблазнов, которые преподносит ему Дьявол.



Заключение.

Данная работа была посвящена рассмотрению образов Бога, Мефистофеля и Человека в “Фаусте” Гете. Отметим, что “Фауст” занимает совершенно особенное место в истории европейской литературы. Его образная система находиться в непосредственной связи с художественным опытом всех предшествующих эпох – античности, средневековья, возрождения. И в то же время он является качественно новым достижением не только по отношению к литературам этих эпох, но и по отношению к современной Гете литературе, так как в ней как ни в одном другом произведении не рассмотрен с такой силой вопрос о Человеке, его судьбе и его роли в жизни.
Уже в “Прологе на небе”, вводной части к поэме, намечены все основные характеристики интересующих нас персонажей, которые в дальнейших главах 1 и 2 части получать свое дальнейшее развитие.
Образы Бога, Мефистофеля и Фауста, олицетворяющего в своем лице все человечество, возникли в поэме Гете отнюдь не случайно. Они нужны были писателю не как самоценные понятия, которые испокон веков несут на себе большую смысловую нагрузку, а скорее как образы, способные символически выразить главные мысли Гете о судьбе Человека и Человечества. При этом трактовка и Бога, и Дьявола далека у Гете от церковных религиозных традиций их изображения.
Это позволяет писателю, сместив акцент с религиозного сюжета, углубить философский смысл своего произведения. В основном образы Бога и Мефистофеля использованы в “Фаусте” для того, чтобы “художественно конкретизировать, персонифицировать всеобщие, космические силы природы, составляющие, по представлению Гете, сущность всех ее конкретных форм, в том числе и общественного бытия человека”.
Фауст же – образ, находящийся на страницах трагедии в непрерывном развитие. Это сложный, психологически остро и точно прорисованный характер. По мысли Гете именно он воплощает в себе лучшие черты, которые есть у Человека – беспокойство жизни и жажду знаний. Заключив договор с Дьяволом, он, тем самым, взял на себя ответственность за все человечество.
В заключение скажем, что по своей обшей концепции “Фауст” является произведением просветительским, для которого вполне естественна вера в высокое предназначение человека и человечества, вера в возможность его борьбы с искушающим его Дьяволом и, главное, победы над ним. Именно в “Фаусте” Гете в целом наиболее полно и многогранно сконцентрировал замечательные завоевания философской мысли и художественного творчества 18 века.



Список литературы.

Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению – М., Книга, 1983 – 241 с., ил.
Аникст А. “Фауст” Гете: Литературные комментарии. – М., Просвещение, 1979. – 240 с., ил.
Аникст А. “Фауст” – великое произведение Гете (К 150 – летию выхода в свет). – М., Знание, 1982 – 64 с.
Вильмонт Н. Гете и его “Фауст”// Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., Гос. Издательство художественной литературы, 1960 – С. 5 – 20.
Волков И. Ф. “Фауст” Гете и проблема художественного метода. – М., Издательство МГУ, 1970 – 265 с.
Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – 461 с.
Жирмунский В. Творческая история “Фауста”.// Жирмунский В. Очерки по истории немецкой классической литературы. – Л., Худ. Литература, 1972 – С. 466 – 481.
Тураев С. Гете в Веймаре.// История всемирной литературы. В 9 томах. Т. 5. – М., Наука, 1987 – С. 234 – 241.


Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – С. 13.
Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – С. 16.
Аникст А. “Фауст” Гете: Литературные комментарии. – М., Просвещение, 1979. – С. 14.
Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению – М., Книга, 1983 – С.149.
Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – С. 14
там же – С. 15.
там же – С. 13
там же – С. 48.
там же – С. 15
Тураев С. Гете в Веймаре.// История всемирной литературы. В 9 томах. Т. 5. – М., Наука, 1987 – С. 240.
Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению – М., Книга, 1983 – С. 148
там же, С 148.
Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению – М., Книга, 1983 – 21
Волков И. Ф. “Фауст” Гете и проблема художественного метода. – М., Издательство МГУ, 1970 –С. 239.
Аникст А. “Фауст” – великое произведение Гете (К 150 – летию выхода в свет). – М., Знание, 1982 - C. 3.
Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – С. 8.
Там же – С. 14
там же –С. 52.
Волков И. Ф. “Фауст” Гете и проблема художественного метода. – М., Издательство МГУ, 1970 –С. 204.












19

1.Аникст А. Гете и Фауст. От замысла к свершению – М., Книга, 1983 – 241 с., ил.
2.Аникст А. “Фауст” Гете: Литературные комментарии. – М., Просвещение, 1979. – 240 с., ил.
3.Аникст А. “Фауст” – великое произведение Гете (К 150 – летию выхода в свет). – М., Знание, 1982 – 64 с.
4.Вильмонт Н. Гете и его “Фауст”// Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., Гос. Издательство художественной литературы, 1960 – С. 5 – 20.
5.Волков И. Ф. “Фауст” Гете и проблема художественного метода. – М., Издательство МГУ, 1970 – 265 с.
6.Гете И. Фауст. Пер. с нем. Б. Пастернака – М., ООО “Издательство АСТ”, 2002 – 461 с.
7.Жирмунский В. Творческая история “Фауста”.// Жирмунский В. Очерки по истории немецкой классической литературы. – Л., Худ. Литература, 1972 – С. 466 – 481.
8.Тураев С. Гете в Веймаре.// История всемирной литературы. В 9 томах. Т. 5. – М., Наука, 1987 – С. 234 – 241.


Вопрос-ответ:

Какую роль играют Бог и Дьявол в "Фаусте" Гёте?

Бог и Дьявол в "Фаусте" Гёте играют роль символов и антагонистов. Бог представляет добро, мораль и духовность, в то время как Дьявол символизирует зло, темные страсти и соблазны. Они ведут спор о сущности человека и его способности к духовному преображению.

Что пытается показать Гёте через спор Бога и Дьявола в "Фаусте"?

Через спор Бога и Дьявола Гёте пытается показать внутренний конфликт человека, его постоянную борьбу между добром и злом. Он выражает сложность человеческой природы и неоднозначность моральных выборов. Также он исследует возможность духовного преображения и поиска смысла жизни.

Какие аспекты человеческой личности и природы рассматриваются в "Фаусте"?

В "Фаусте" рассматриваются различные аспекты человеческой личности, такие как сила и слабость, добро и зло, повышенные и падающие моменты. Гёте исследует столкновение человека с препятствиями на его жизненном пути, его стремления и противоречия. Он также обращается к проблеме смысла жизни и своего рода духовного преображения.

Какую роль играет Мефистофель в "Фаусте" Гёте?

Мефистофель в "Фаусте" Гёте играет роль привлекателя, искусителя и антагониста главного героя, Фауста. Он представляет зло и темные страсти, искушая Фауста соблазнительными предложениями. Мефистофель также выполняет роль проводника Фауста в мире духовности и знания.

Что можно узнать о человеке через "Фауста" Гёте?

Через "Фауста" Гёте можно узнать о сложности человеческой природы, внутреннем конфликте и постоянной борьбе между добром и злом. Этот произведение исследует аспекты человеческой личности, такие как сила и слабость, трагические падения и великие подъемы. Оно также поднимает вопросы о смысле жизни и духовном преображении.

Вопрос: Какие вопросы обсуждаются в главе 1 "Бог и Дьявол: спор о сущности человека"?

Ответ: В главе 1 "Бог и Дьявол: спор о сущности человека" обсуждаются вопросы о природе человека, его месте в мире, взаимодействии добра и зла, споре между Богом и Дьяволом о судьбе человека.

Вопрос: Какую роль играет Мефистофель в "Фаусте" Гёте?

Ответ: Мефистофель в "Фаусте" Гёте играет роль дьявола, который искушает и сопровождает главного героя Фауста. Он предлагает ему неземные наслаждения и познание, но в то же время олицетворяет зло и противоречия.

Вопрос: Какие идеи Гёте выражает через образ Мефистофеля?

Ответ: Через образ Мефистофеля, Гёте выражает идеи о противоречии человеческой природы, стремлении к знанию и наслаждению, а также о силе и слабости человека. Мефистофель символизирует дьявола, который искушает человека и открывает ему новые грани жизни, но при этом приводит к разрушению и трагическому концу.

Вопрос: Что такое Фауст в понимании Гёте?

Ответ: Фауст в понимании Гёте - это символ человеческой личности, ее вечного стремления к познанию и наслаждению. Фауст олицетворяет сложность и противоречия жизни, его поиски и ошибки, столкновение с препятствиями и внутреннюю борьбу.

Вопрос: Какие конфликты присутствуют в "Фаусте" Гёте?

Ответ: В "Фаусте" Гёте присутствуют конфликты между добром и злом, Богом и Дьяволом, познанием и наслаждением, жизнью и смертью. Также есть внутренний конфликт Фауста, его стремление к совершенству и одновременная слабость перед искушениями.

О чем говорится в главе 1 "Бог и Дьявол: спор о сущности человека"?

В главе 1 "Бог и Дьявол: спор о сущности человека" рассказывается о споре между Богом и Дьяволом о том, что именно составляет сущность человека.