Журналист как манипулятор

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Журналистика
  • 1414 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 04.05.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Воздействие средств массовой информации на сознание человека
Заключение
4. Библиография

Фрагмент для ознакомления

Заключение
Наблюдения за долгой историей журналистики показывают, что «перспектива поступательного развития личности и общества открывается только в рационалистической парадигме, когда люди убеждены, что законы жизни есть, что их можно познать и, следуя им, добиться личной свободы и общего благосостояния и т.п.». Поэтому тексты такого рода «во все времена, даже при самых безнадежных психоисторических состояниях социума, должны быть и обязательно есть в массовых коммуникациях, хотя бы как свет в конце тоннеля».
Г. Шиллер в книге «Манипуляторы сознанием» отмечает следующий факт: «Считается, что СМИ также должны быть нейтральны. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми. Тот факт, что СМИ (печать, периодические издания, и ТВ) почти без исключения являются коммерческими предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб».
В анализе российских медиа 1990-х годов британский ученый Брайан Макнэйр выделил как ключевые понятия: власть, выгоду, коррупцию и ложь. Он, в частности, обращает внимание на такую особенность российской прессы, как «слияние политики и медиа». Свобода прессы в России, как он пишет, главным образом означает свободу владельцев изданий диктовать свою редакционную политику. Это характерно для всех медиарынков и не вызывало бы особого беспокойства относительно России, однако владельцы многих российских газет оказывают влияние на государственную политику, что редко можно встретить в зрелых капиталистических системах. Относительно профессионализма журналистов он пишет:
«В России все еще относительно мало аккумулировалось опыта объективной или независимой журналистики. Аудитория привыкла и все еще ожидает от журналистов, чтобы те были политически преданными пропагандистами. В России медиа продолжают ассоциироваться с манипуляцией общественным мнением больше, чем с его формированием и больше с частными интересами, нежели общественным служением (McNair, 2000, 91).
Ученый полагает, что проблемы российской журналистики относятся больше к проблемам политической культуры, нежели наличия цензуры, больше к «неразвитому профессионализму, нежели диктаторскому закону» (McNair, 2000, 91-92)».
Политик не только выступает в роли манипулятора, но зачастую сам становится жертвой манипуляций со стороны СМИ. Понимая это, российские политики пытаются заполучить «свои» СМИ или, по крайней мере, «своих» людей в СМИ. «Свои» журналисты выступают в роли постановщиков заранее отрепетированного шоу, что совсем не вяжется с образом журналиста как «сторожевого пса демократии». Зато на политика, которого поручено «мочить», журналисты набрасываются так, что никаким псам не снилось. Подобная избирательная бдительность наших масс-медиа, во многом способствовала тому, что российская демократия сегодня практически окончательно дискредитировала себя в глазах граждан России, да и всего мира.
Решение проблемы организации и редактирования информационных потоков в обществе массового информационного потребления, возможно, является одним из ключевых моментов для глобального развития. Вопреки знаменитой парадигме Ф. Фукуямы, что «история закончена», социальные конфликты и катаклизмы переносятся в информационную сферу как верхушку айсберга современных систем государственного управления.
4. Библиография
Бритков В., Дубовский С. Информационные технологии в национальном мировом развитии // Общественные науки и современность. №1, 2000.
Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / науч. ред. А.А. Стриженко - Барнаул: 2003. - 300 с.
Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. - 80 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. – 733 с.
Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга. / Под редакцией проф. Д.П. Гавры. Университет Тампере, 2004. - С. 27.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - М., Издательство МГУ, 2002.
Социология журналистики. Под ред. С.Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 c.
Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы, 1992, №2.
Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М.: Книжный дом «Университет». 1999. - 144 с.
Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Перевод В. Данченко Издательство: Институт психотерапии, 2004. - 192 с.

Бритков В., Дубовский С. Информационные технологии в национальном мировом развитии // Общественные науки и современность. №1, 2000.
Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / науч. ред. А.А. Стриженко. – Барнаул: 2003. - С. 7.
Социология журналистики. Под ред. С.Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 111.
Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - С. 39.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием - М.: Алгоритм, 2000. - С. 605.
Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Перевод В. Данченко Издательство: Институт психотерапии, 2004. - С. 13.
Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы, 1992, №2.
Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит». - 1998. - С. 27.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Издательство: М.: Алгоритм, 2000. - С. 615.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества, М., Издательство МГУ. - С. 118.
См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980. - 326 с.
Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга. Под редакцией проф. Д.П. Гавры. Университет Тампере, 2004. - С. 27.
Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - С. 68.












2

1.Бритков В., Дубовский С. Информационные технологии в национальном мировом развитии // Общественные науки и современность. №1, 2000.
2.Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / науч. ред. А.А. Стриженко - Барнаул: 2003. - 300 с.
3.Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. - 80 с.
4.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2000. – 733 с.
5.Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга. / Под редакцией проф. Д.П. Гавры. Университет Тампере, 2004. - С. 27.
6.Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. - М., Издательство МГУ, 2002.
7.Социология журналистики. Под ред. С.Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 c.
8.Фрейре П. Образование в современном мире // Перспективы, 1992, №2.
9.Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М.: Книжный дом «Университет». 1999. - 144 с.
10.Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Перевод В. Данченко Издательство: Институт психотерапии, 2004. - 192 с.

Вопрос-ответ:

Что показывают наблюдения за долгой историей журналистики?

Наблюдения показывают, что «перспектива поступательного развития личности и общества открывается только в рационалистической парадигме, когда люди убеждены, что законы жизни есть, что их можно познать и, следуя им, добиться личной свободы и общего благосостояния и т.п.».

Какое воздействие оказывают средства массовой информации на сознание человека?

Средства массовой информации оказывают значительное воздействие на сознание человека. Они могут формировать мнения, убеждения и стереотипы, влиять на восприятие реальности и манипулировать общественным мнением.

Какую роль играют журналисты в манипуляции информацией?

Журналисты могут играть роль манипуляторов информацией. Они могут выбирать определенный угол зрения, представлять факты необъективно и влиять на восприятие читателей, слушателей или зрителей.

Какая парадигма поддерживает перспективу поступательного развития личности и общества?

Перспектива поступательного развития личности и общества открывается только в рационалистической парадигме. В этой парадигме люди убеждены, что законы жизни существуют, что они могут быть познаны и придерживаясь их, можно достичь личной свободы и общего благосостояния.

Какие тексты имеют влияние на сознание людей и в каких случаях?

Тексты, которые имеют влияние на сознание людей, это тексты рационалистической парадигмы. Они особенно важны в тех случаях, когда общество находится в безнадежном психоисторическом состоянии.

Какое влияние оказывают средства массовой информации на сознание человека?

Средства массовой информации имеют значительное влияние на сознание человека. Они формируют общественное мнение, создают определенную картину мира и влияют на восприятие различных событий и явлений. С помощью средств массовой информации можно манипулировать массами, воздействовать на их убеждения и привычки.

Как журналист может быть манипулятором?

Журналист может быть манипулятором, используя различные техники и методы воздействия на аудиторию. Он может выбирать определенные факты, искажать информацию, создавать эмоциональное напряжение, чтобы вызвать определенную реакцию у читателей или зрителей. Журналист может также подавать информацию с определенным акцентом или взглядом, чтобы влиять на мнение и убеждения людей.

В какой парадигме развивается личность и общество?

Долгая история журналистики показывает, что развитие личности и общества происходит в рационалистической парадигме. В этой парадигме люди убеждены в существовании законов жизни, которые можно познать и следовать им для достижения личной свободы и общего благосостояния. Рационалистическая парадигма предполагает разумное и осознанное принятие решений на основе знаний и анализа информации.

Какие техники манипуляции используются в журналистике?

В журналистике используются различные техники манипуляции. Например, это может быть выбор определенных фактов или искажение информации, создание эмоционального напряжения, использование убедительных риторических методов, подача информации с определенным акцентом или взглядом. Журналисты также могут использовать приемы манипуляции с помощью образов, символов и стереотипов.