Пути и проблемы интернационализации российских компаний

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международный бизнес
  • 4949 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 30.06.2005
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты интернационализации компаний
1.1.Причины интернационализации деятельности компаний
1.2.Теории интернационализации деятельности компаний
1.3.Типология международных компаний
Глава 2. Интернационализация российских компаний
2.1.Транснациональные корпорации в России
2.2.Модель и пути интернационализации российских компаний
2.3.Основные проблемы интернационализации российских компаний
2.4.Перспективы международного развития российских компаний
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Основным критерием, по которому компанию причисляют к числу предприятий с интернациональной собственностью, это размещение финансовых инструментов на мировых рынках, их доступность в странах, где действует материнская и дочерние компании. Российские компании сегодня размещают ADR различного уровня на мировых финансовых рынках, что, по мнению экспертов, можно считать большим достижением. Особенно активны в этом отношении крупные компании российской сырьевой отрасли - выпуск ADR осуществили более половины крупных нефтегазовых компаний России.
Тем не менее, при размещении ценных бумаг за рубежом и привлечении иностранного капитала российских компании сталкиваются с массой комплексных проблем. Это как макроэкономические факторы: недостаточная стабильность российской экономики, неразвитость российской финансовой системы, негативный имидж российского бизнеса за рубежом, недостаточная поддержка отечественного бизнеса российским правительством, так и факторы, связанные с внутренней деятельностью компаний: недостаточная эффективность управления персоналом и активами, недостаточная проработанность бизнес-процессов, высокие издержки, низкий уровень инвестиций и т.д.
Все эти проблемы вызывают недооценениость российских компаний мировыми рынками, и решение этих проблем является не только вопросом эффективности деятельности самой компании, но и российского правительства.
Состав высшего руководства международных компаний, как правило, формируется из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности компании на интересы одной страны. Для этого компании организуют набор кадров в странах, где размещены дочерние компании и предоставляют им возможность продвижения по службе вплоть до высшего руководства. Так поступают глобальные корпорации, развивающие бизнес в России.
Управленческий персонал материнской компании, как показывает практика, формируется из представителей страны базирования корпорации, часто из них же состоит и высшее руководство дочерних фирм, особенно на первых этапах вхождения на новый рынок. Местные кадры на начальном этапе используются в основном на рядовых должностях. Лидерами по привлечению зарубежного персонала являются Nestle (97%) и ABB (93,9%). Также можно выделить транснациональные корпорации Великобритании, в которых повышена доля иностранного топ-менеджмента.
В свою очередь российские компании имеют меньшую склонность к интернационализации управления. Между тем, привлечение иностранных топ-менеджеров для управления отечественными предприятиями становится обычной практикой для крупных российских компаний. Это вызвано недостатком в стране профессиональных кадров, которые могли бы осуществлять стратегическое управление в глобальном масштабе. Эта проблема, безусловно, весьма серьезна, но решаема с течением времени. Сейчас благодаря все той же глобализации у российских менеджеров появилась возможность получать специализированное образование за рубежом, развивается и отечественное бизнес-образование.
Препятствовать вовлечению иностранных менеджеров в процесс управления российскими корпорациями, может неуверенность российских руководителей в необходимости такого сотрудничества. Российские руководители до сих пор не пришли к пониманию о необходимости привлечения иностранных менеджеров к управлению. Специфика российских бизнес-условий, особенности отечественной правовой системы могут снизить эффективность их деятельности, а различные подходы к управлению могут привести к сложностям в процессе совместной работы с российскими коллегами. Кроме того, иностранные менеджеры стоят дорого, что также может останавливать некоторых руководителей от привлечения их к управлению.
В качестве наиболее значимой проблемы интернационализации российских компаний, как и всего российского бизнеса в целом, часто называют несовершенство отечественного законодательства как налогового, так и в регулировании вопросов, связанные с международным бизнесом.
Законодательные вопросы являются одними из важнейших в экономической деятельности. Государственное регулирование может как способствовать развитию бизнеса, так и поставить непреодолимые преграды для этого процесса. Когда компания ведет международную деятельность, особое значение приобретает вопрос о соответствии нормативных положений в законодательствах страны базирования и принимающих стран. Области права стран базирования и принимающих стран, которые затрагивают интересы международных компаний, включают налогообложение доходов и прибылей, вопросы распределения прибылей, плата за использование ресурсов и инфраструктуры, социальные, экологические и другие налоги и выплаты, законодательство относительно структуры капитала дочерних компаний, система лицензирования, ограничения на импорт и экспорт, таможенные пошлины и контроль, валютное регулирование и контроль, ценовое регулирование и антидемпинговое законодательство, антитрестовое и антимонопольное законодательство, правила и требования финансовой и бухгалтерской отчетности.
Одним из основных препятствий на пути российского бизнеса на международную арену может стать негативный имидж, который российские компании имеют за рубежом. Необходимо отметить, что связано это не всегда с криминалом или теневым характером российской экономикой. Дело в том, что российский бизнес, особенно крупный, имеет природу, отличную от западных компаний. Если иностранные компании создавались с нуля и постепенно накапливали деловую репутацию, то современные крупные российские компании в своем подавляющем большинстве представляют собой приватизированную государственную собственность. Не имея истории самостоятельного развития, данные компании не воспринимаются западными компаниями как надежные партнеры. Имидж компании сильно связан с имиджем страны ее базирования. Стабилизация политической и социальной ситуации в России должна привести к снижению оценки странового риска России международными организациями, а, следовательно, и повышению кредита доверия к российским компаниям.
Серьезным препятствием в интернационализации российских компаний является противодействие со стороны зарубежных конкурентов. Крупные иностранные компании обладают значительно большим опытом и ресурсами, по величине капитализации эти компании зачастую превосходят российские предприятия на несколько порядков. По данным журнала Forbes, капитализация ведущих российских интегрированных нефтяных компаний в 2002 г. выглядела следующим образом: "ЛУКОЙЛ" - 20,176 млн. долл. США, ЮКОС - 9,629 млн. долл. США, "Сургутнефтегаз" - 5,044 млн. долл. США. Указанные компании заняли в списке крупнейших компаний соответственно 168-ое, 267-ое и 488-ое места. Таким образом, несмотря на значительный уровень активов российских компаний в сфере добычи нефти и газа, они все же значительно уступают иностранным корпорациям. Сопоставление объемов оборота западных и российских компаний также оказывается не в пользу последних.
Конкурентоспособность собственно российских продуктов и услуг также вызывает опасения экспертов. Действительно, в некоторых областях промышленности российским компаниям сложно что-либо противопоставить их конкурентам, однако сегодня концепция о необходимости равномерного развития страны по всем отраслям теряет свою актуальность. В условиях глобализации и международного разделения труда страны будут, скорее всего, стремится к большей специализации деятельности, совершенствованию своих уникальных конкурентных преимуществ. Однако при интеграции в мировую экономику необходимо учитывать, что стратегическая безопасность такой крупной и уникальной страны как Россия требует относительной многоплановости экономики.
В числе проблем, которые препятствуют интернационализации деятельности российских компаний, можно назвать и деятельность российских властей. Прежде всего, это недостаточно активное участие России в работе международных организаций. В частности, вступление России в ВТО все еще остается под вопросом. Эта проблема пересекается с проблемой отсутствия поддержки со стороны российского правительства. Не представляя в достаточной степени интересов страны в международных организациях, невозможно оказывать весомую поддержку российскому бизнесу за рубежом. Отмечается также недостаточная активность действий по поддержке отечественного бизнеса на международной арене.
При этом необходимо отметить, что, несмотря на противоречивость взаимоотношений правительства с отечественным бизнесом и некоторые недочеты в построении международной политики, по мнению некоторых представителей российских компаний, в целом государство оказывает ведущим предприятиям поддержку при действиях на международной арене.

Перспективы международного развития российских компаний
В ситуации развития глобальной экономики для России представляется исключительно важным стать равноправным партнером в сотрудничестве с другими странами. Этому может способствовать более масштабный выход российского бизнеса на международную арену. Стать же заметными игроками на международном рынке, как показывает мировой опыт, могут только крупные компании. Поэтому поддержка развития отечественных корпораций должна стать одним из приоритетов в развитии страны.
Сегодня уже можно говорить о наметившейся тенденции более активной интернационализации российских компаний. Помимо крупных российских нефтяных корпораций и Газпрома, в процессе интернационализации реально участвуют такие компании как, например, «Русский алюминий», «Норильский никель», АЛРОСа.
Занятию адекватного положения на мировом рынке российских компаний будет способствовать наличие у России огромных конкурентных преимуществ благодаря наличию богатых запасов энергоносителей. На территории России находится одна треть мировых запасов природного газа, страна располагает огромными мощностями в сфере гидро- и атомной электроэнергетики, что теоретически позволит ей занять доминирующие позиции на мировых рынках энергоемкой продукции, включая сталь, алюминий, минеральные удобрения. Сегодня Россия является крупнейшим нефтепроизводителем и занимает второе место по добыче газа в мире, лишь немного отставая от США.
Рост экономики азиатских и тихоокеанских стран расширяет их рынки сырья и энергоресурсов. Сотрудничество с ними открывает большие перспективы для российских компаний. Сегодня совокупный объем экспорта в эти страны составляет около 10%, однако эта доля судя по всему будет увеличиваться. Особенно интересными для России партнерами кроме Китая, чьи потребности в этих ресурсах уже превысили объемы собственной добычи, являются Япония, Корея и Тайвань.
Кроме того, Россия располагает крупными восполняемыми лесными ресурсами. Несмотря на это, лесная промышленность развита недостаточно. Та же ситуация сложилась и в сельскохозяйственном секторе. Однако этот сектор получил в последние годы большое развитие: в 2002 г. стоимость экспорта сельскохозяйственных товаров увеличилась в пять раз и составила 660 млн. долл. США. Обе эти отрасли обладают большим потенциалом роста.
Перспективными можно считать также и поддерживающие секторы экономики (складские комплексы, транспортные предприятия, банковские и страховые компании). Одним из перспективных направлений совместного предпринимательства России со странами СНГ является их долевое участие в создании и эксплуатации транспортной инфраструктуры, в том числе ориентированной на обслуживание российского экспорта.
Безусловно, Россия должна максимально полно использовать свои преимущества в ресурсном секторе. Многие эксперты указывают на то, что дальнейший рост российской экономики будет достигаться за счет добычи, переработки и экспорта природных ресурсов. Чем более глубокой будет производимая отечественными компаниями переработка, тем большая часть добавленной стоимости будет оставаться в стране.
В российской экономике наблюдается сильный перекос в сторону именно добывающей промышленности. Такая исторически сложившаяся диспропорция уменьшает устойчивость российской экономики, поскольку колебания мировых цен на продукцию сырьевого сектора оказывают на нее чуть ли не определяющее воздействие. Для создания гибкой экономической системы необходимо создавать благоприятные условия для развития других отраслей. Уже не первый год обсуждается вопрос о необходимости усиления роли перерабатывающей промышленности и уменьшения зависимости России от экспорта сырьевых ресурсов.
При постоянном увеличении российского экспорта через определенное время на традиционных для России рынках спрос может начать насыщаться, что приведет к падению цен. Необходимо будет искать новые рынки сбыта, при входе на которые часто существуют высокие барьеры. Сейчас экспортируемые Россией товары практически не подвергаются несправедливому тарифному регулированию, однако та сфера экспорта, в которой Россия могла бы занять доминирующие позиции благодаря наличию дешевых энергоносителей, сырья и инфраструктуры, более защищена от иностранных производителей. В развитых странах на этих рынках действуют жесткие протекционистские меры, поскольку эти отрасли имеют важное внутриполитическое значение. Доступ к новым рынкам может быть получен через вступление страны в ВТО и активное участие России в других международных организациях.
В отличие от Запада, где большое развитие получили глобальные компании в высокотехнологичных сферах, таких как электроника, телекоммуникации, химическая промышленность, в России инвестиционная активность традиционно непропорционально велика в сырьевых отраслях и тяжелой промышленности. Именно эти отрасли и рассматриваются как наиболее перспективные с точки зрения международной деятельности.
При этом развитие сырьевой сферы можно использовать как трамплин для вывода на мировую арену российских компаний, работающих в обрабатывающих и наукоемких отраслях. Отрасли цветной и черной металлургии также обладают большим потенциалом для развития в них процессов интернационализации. В числе других возможных отраслей с возможностью международной деятельности предприятий следует отметить лесную и лесоперерабатывающую промышленность, химическую промышленность, а также телекоммуникацию и связь. Большим потенциалом, несомненно, обладают получившие большое развитие во времена СССР оборонная и космическая промышленность.
Менее высоким потенциалом для развития интернационализации компаний обладают пищевая промышленность, финансовый сектор. Тем не менее, среди них можно отметить отдельные компании с более высокой возможностью интернационализации деятельности: Вимм-Билль-Данн, Балтика, SunInterbrew, Внешэкономбанк, Альфа Групп, Внешторгбанк, Сбербанк РФ.
В транспортной отрасли можно выделить Аэрофлот, однако с повышением активности отечественных компаний добывающего сектора на международных рынках в процесс интернационализации могут включиться и компании, занимающиеся транспортировкой природных ресурсов. Этому должно, в том числе способствовать и запланированное реформирование Газпрома.
В целом, мнения ведущих российских ученых, политиков и бизнесменов, свидетельствуют о том, что Россия в настоящее время стоит перед выбором стратегии развития. И ведущую роль в этом вопросе играет международное развитие экономики. Более активное международное сотрудничество должно привести к повышению объемов инвестиций в российскую экономику, которые являются одним из основных факторов развития любой экономики.
Заключение
В поле зрения автора оказались далеко не все вопросы, характеризующие современный процесс интернационализации российских компаний, ряд положений, безусловно, носит дискуссионный характер. Однако на основе проведенного в работе анализа можно сделать следующие обобщения и выводы.
Интернационализация, как правило, выгодна российским компаниям. Основные преимущества процесса интернационализации для развития российских компаний заключаются в появлении новых возможностей, связанных с выходом компаний на новые рынки; повышении эффективности деятельности компании за счет привлечения новых ресурсов, знаний, компетенции, сотрудничества с иностранными партнерами; повышении престижа и улучшение имиджа компании, способствующее привлечению инвесторов; сокращении издержек за счет перенесения производства в страны, где цены на ресурсы и рабочую силу ниже.
Более того, в выигрыше от выхода российского бизнеса на международную арену и интеграции России в глобальную систему экономических отношений останется как отечественный бизнес в частности, так и государство и общество в целом. В качестве важнейших масштабных положительных последствий можно отметить усиление конкуренции на внутреннем и международном рынке, ускорение научно-технического прогресса, распространение новых товаров и технологий, расширение международного сотрудничества.
Вместе с тем, можно говорить о неоднозначности в отношении готовности российских компаний к интернационализации своего бизнеса. В частности, отечественный бизнес осуществляет размещение ценных бумаг на мировых рынках, участвует в интернационализации собственности. Этот процесс уже начался, однако активному выходу на мировые финансовые рынки российских компаний мешает недооцененность их активов, вызванная неоднозначной историей развития российского бизнеса и недостаточной эффективностью управления им сегодня.
Многие российские предприятия не всегда готовы достойно представить свою продукцию на мировых рынках. Основной причиной этого является неоднородность российской экономики, неразвитость некоторых отраслей промышленности. В то же время, в некоторых сферах, таких как топливный комплекс, металлургия, атомная энергетика, космическая промышленность российская продукция оказывается вне конкуренции на мировом рынке. В целом, российской экономике необходима большая сбалансированность
Процессы интернационализации управления, происходящие на современном этапе в международном бизнесе еще слабо затронули российские компании, среди большинства собственников нет однозначной уверенности в необходимости привлечения иностранных менеджеров к управлению.
Также отмечается незначительная готовность российских корпораций к размещению производственных мощностей за рубежом, переноса части производства из России. Ключевыми проблемами здесь являются низкие возможности привлечения заемных средств и инвестиций российскими компаниями, а также негативное отношение российского общества и государства к выводу активов за рубеж. Этот фактор может стать одним из важнейших препятствий интернационализации российских компаний. Среди общих факторов, усложняющих выход российских компаний на международную арену, можно назвать следующие проблемы: несовершенство российского законодательства, как в области налогообложения, так и в регулировании вопросов, связанных с международным бизнесом; негативный имидж российского бизнеса за рубежом; конкуренция со стороны зарубежных компаний и протекционистская политика иностранных государств; недостаточно активное участие России в работе международных организаций; недостаток поддержки нарождающихся отечественных транснациональных корпораций российским правительством.
Решение этих проблем во многом будет зависеть как от самого российского бизнеса, так и от государственной политики в сфере интернационализации. Необходимо определение приоритетов в развитии российской экономики. В то же время вместо эпизодического государственного вмешательства в экономическую сферу, ограничения свободы действий отдельных компаний и т.д. государству необходимо создавать среду, в которой развитие бизнеса носило бы естественный характер.
Актуальным сегодня как для бизнеса, так и для российского правительства является вопрос о том, какие отрасли отечественной экономики наиболее перспективны с точки зрения участия входящих в них компаний в международном бизнесе. Кроме очевидных конкурентных преимуществ России в топливном комплексе, цветной и черной металлургии, электроэнергетике, можно отметить перспективность в этом отношении химической, лесной и лесоперерабатывающей промышленности, а также такой высокотехнологичной отрасли как телекоммуникации и связь. При этом одним из наиболее перспективных регионов для международного развития российских компаний безусловно являются страны СНГ, с которыми более тесные исторические, культурные и экономические связи.
Таким образом, проведенное исследование показало, что российские компании заинтересованы в выходе на мировую арену, многие из них стремятся участвовать в глобальных экономических процессах на равных с иностранными корпорациями. Интеграция в мировую экономическую систему позитивно скажется на экономическом и социальном состоянии России, поднимет международный престиж страны. Однако множество проблем, стоящих перед отечественным бизнесом, требует решения и через активный диалог бизнеса с государством. Определение ключевых отраслей промышленности, их развития, в том числе интернационального, должны, на наш взгляд, стать основными приоритетными направлениями построении экономической политики российским правительством, а не быть только заботой самих компаний, которым в одиночку не удастся занять достойное место в мировой экономике.
Список литературы
Can Honda Go It Alone?//Business Week, 5.07.1999.
Cateora, Ph. R., Graham, J.L. International Marketing. - Irwin/McGraw-Hill, Boston, etc., 1999.
Ewing J. This show of muscle isn’t so scarcy.//Business Week, 10.01.2000, p .7.
Go Global, Sue Local.//The Economist, 14.08.1999, p. 54.
Levitt T. The globalisation of markets//Global marketing management: Cases and readings. – Addison-Wesley Publishing company, 1995.
Ohmae K. Thriad Power, The coming Shape of Global Competition. – Macmillan, The Free Press, N.Y.,1985.
Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах.//Российский экономический журнал. – 2000. - №1. - с.14.
Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике.//Российский экономический журнал. – 1997. - №8. - с.16.
Белорусов А.С. Международный менеджмент и американские ТНК.//США: Экономика, политика, идеология. – 1998. - №3. - с. 100.
Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999; Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: Теория и практика. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России.//Российский экономический журнал. - 1998. - №11-12. - с. 28.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // "Менеджмент в России и за рубежом", 2001, №3
Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. - с. 70-71.
Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. -1998.-№2.
Владимирова И.Г. Слияние и поглощение компаний.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №1. – с. 33.
Доклад о мировых инвестициях 2004 г. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию - UNCTAD, - New York, Geneva. 2004 г.
Евсеенко А., Некрасовский К. О японских “сюданах”.//Российский экономический журнал. – 1995. - №12. - с. 67.
Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. - М.: ПРИОР, 1998, с.3.
Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. с.179-187.
Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М.: Финстатинформ, 1998.
Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономистъ, 2003 г.
Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. - М.: Финансы и статистика, 1997. с. 273.
Мовсесян А.Г. Модели и методы банковско-промышленной интеграции.//Вестник МГУ. - Серия 6. - Экономика. – 1998. - №1. - с. 59-68.
Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену / Ассоциация менеджеров, 2003 г. www.amr.ru

 См., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. С. 218-219.

Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов и др. - М., 2003. С.57.
Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. - М.: Финансы и статистика, 1997. с. 273.
Can Honda Go It Alone?//Business Week, 5.07.1999, p.44.
Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России.//Российский экономический журнал. - 1998. - №11-12. - с. 28.
Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. - М.: ПРИОР, 1998, с.3.
Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. с.179-187.
Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах.//Российский экономический журнал. – 2000. - №1. - с.14.
 Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике.//Российский экономический журнал. – 1997. - №8. - с.16.
 Международный менеджмент./под ред. Пивоварова С.Э., Баркана Д.И., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. - СПб.: Питер, 2000, с.191.
Евсеенко А., Некрасовский К. О японских “сюданах”.//Российский экономический журнал. – 1995. - №12. - с. 67.
Ewing J. This show of muscle isn’t so scarcy.//Business Week, 10.01.2000, p .7.
Владимирова И.Г. Слияние и поглощение компаний.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №1. – с. 33.
Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М.: Финстатинформ, 1998. - с. 38-40.
Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999; Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: Теория и практика. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
Мовсесян А.Г. Модели и методы банковско-промышленной интеграции.//Вестник МГУ. - Серия 6. - Экономика. – 1998. - №1. - с. 59-68.
Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М.: Финстатинформ, 1998.
Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. - с. 70-71.
Белорусов А.С. Международный менеджмент и американские ТНК.//США: Экономика, политика, идеология. – 1998. - №3. - с. 100.
Go Global, Sue Local.//The Economist, 14.08.1999, p. 54.
Политика национальной безопасности Российской Федерации (1996-2000) (проект).//НГ-Сценарии. – 1996. - №2.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Экономистъ, 2004.
Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – №2.
Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: в 2-х книгах.- М., 2001 г.
Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003 г.
См., Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. С. 227-229.
Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену / Ассоциация менеджеров, 2003 г. www.amr.ru
Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С.Э., Тарасевича Л.С., Майзеля А.И. – СПб: Питер, 2002 г.
Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену / Ассоциация менеджеров, 2003 г. www.amr.ru
Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену / Ассоциация менеджеров, 2003 г. www.amr.ru









1


47

1.Can Honda Go It Alone?//Business Week, 5.07.1999.
2.Cateora, Ph. R., Graham, J.L. International Marketing. - Irwin/McGraw-Hill, Boston, etc., 1999.
3.Ewing J. This show of muscle isn’t so scarcy.//Business Week, 10.01.2000, p .7.
4.Go Global, Sue Local.//The Economist, 14.08.1999, p. 54.
5.Levitt T. The globalisation of markets//Global marketing management: Cases and readings. – Addison-Wesley Publishing company, 1995.
6.Ohmae K. Thriad Power, The coming Shape of Global Competition. – Macmillan, The Free Press, N.Y.,1985.
7.Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах.//Российский экономический журнал. – 2000. - №1. - с.14.
8.Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике.//Российский экономический журнал. – 1997. - №8. - с.16.
9.Белорусов А.С. Международный менеджмент и американские ТНК.//США: Экономика, политика, идеология. – 1998. - №3. - с. 100.
10.Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты: Российский опыт. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999; Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: Теория и практика. – М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1998.
11.Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России.//Российский экономический журнал. - 1998. - №11-12. - с. 28.
12.Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // "Менеджмент в России и за рубежом", 2001, №3
13.Владимирова И.Г. Компании будущего: организационный аспект.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №2. - с. 70-71.
14.Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. -1998.-№2.
15.Владимирова И.Г. Слияние и поглощение компаний.//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. - №1. – с. 33.
16.Доклад о мировых инвестициях 2004 г. Конференция Организации Объе¬диненных Наций по торговле и развитию - UNCTAD, - New York, Geneva. 2004 г.
17.Евсеенко А., Некрасовский К. О японских “сюданах”.//Российский экономический журнал. – 1995. - №12. - с. 67.
18.Забелин П.В. Основы корпоративного управления концернами. - М.: ПРИОР, 1998, с.3.
19.Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. с.179-187.
20.Макарова Г.Л. Организация финансово-промышленных групп. - М.: Финстатинформ, 1998.
21.Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. – М.: Экономистъ, 2003 г.
22.Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. - М.: Финансы и статистика, 1997. с. 273.
23.Мовсесян А.Г. Модели и методы банковско-промышленной интеграции.//Вестник МГУ. - Серия 6. - Экономика. – 1998. - №1. - с. 59-68.
24.Российские транснациональные корпорации: выход российского бизнеса на международную арену / Ассоциация менеджеров, 2003 г. www.amr.ru

Вопрос-ответ:

Какие причины могут побудить российские компании интернационализировать свою деятельность?

Причины интернационализации деятельности российских компаний могут быть различными. Во-первых, это доступ к новым рынкам и клиентам. Во-вторых, интернационализация позволяет сократить риски, связанные с зависимостью от одного рынка или страны. Также, компании могут искать доступ к новым технологиям, ресурсам или квалифицированной рабочей силе.

Какие теории интернационализации деятельности компаний существуют?

Существует несколько теорий интернационализации деятельности компаний. Одной из них является теория преимущества владения, которая утверждает, что компании интернационализируются, чтобы использовать свои уникальные преимущества на других рынках. Другой теорией является теория преимущества местоположения, которая утверждает, что компании интернационализируются, чтобы использовать преимущества определенного местоположения, такие как доступ к ресурсам или рынкам.

Какие типы международных компаний существуют?

Существует несколько типов международных компаний. Одним из типов является экспортная компания, которая занимается продажей своей продукции на международном рынке. Еще одним типом является иностранный филиал, который является подразделением иностранной компании в другой стране. Также существуют международные совместные предприятия, в которых участвуют компании из разных стран и объединяют свои ресурсы.

Какие проблемы могут возникнуть при интернационализации деятельности российских компаний?

При интернационализации деятельности российских компаний могут возникать различные проблемы. Одной из таких проблем является языковой барьер, когда компании сталкиваются с необходимостью общения на иностранных языках. Еще одной проблемой может быть различие в культуре и бизнес-практиках разных стран, что может затруднить взаимодействие и достижение бизнес-целей. Также, возможны проблемы со снабжением, логистикой и правовым регулированием в других странах.

Какие причины могут побуждать компании к интернационализации своей деятельности?

Одной из главных причин интернационализации деятельности компаний является поиск новых рынков сбыта. Когда рынок внутри страны насыщен или ограничен, компании вынуждены искать возможности для расширения за пределами своей страны. Кроме того, интернационализация может быть использована для сокращения конкуренции и увеличения прибыли. Другие причины включают доступ к новым технологиям и знаниям, улучшение репутации компании и снижение рисков, связанных с валютными колебаниями и политическими нестабильностями.

Какие теории интернационализации деятельности компаний существуют?

Существует несколько теорий, объясняющих интернационализацию деятельности компаний. Одна из них - теория эволюционного развития, которая утверждает, что компании проходят через несколько стадий развития, начиная с экспорта и заканчивая созданием филиалов и дочерних компаний за рубежом. Другая теория - теория внутреннего роста, которая предполагает, что компании могут сами создавать международные возможности и расти за счет своих собственных ресурсов. Третья теория - теория международной торговли, которая утверждает, что международная активность компаний объясняется их стремлением использовать различия в производительности и ресурсах между разными странами.

Каковы основные типы международных компаний?

Существует несколько типов международных компаний. Одним из них является компания, осуществляющая экспорт своей продукции или услуг за рубеж. Такие компании могут иметь официальных дистрибьюторов или агентов в других странах. Другой тип - компания с прямыми иностранными инвестициями, которая создает свои собственные филиалы и заводы за границей. Такие компании контролируют свою продукцию и могут более эффективно управлять своей деятельностью. Еще одним типом является международная совместная компания, которая создается путем объединения с иностранными партнерами. В этом случае компании совместно участвуют в управлении и дележе прибылей и расходов.

Какие причины могут побудить компанию к интернационализации своей деятельности?

Причины интернационализации деятельности компаний могут быть различными. Одной из основных причин является поиск новых рынков сбыта для расширения бизнеса и увеличения выручки. Также компании могут стремиться к доступу к новым технологиям, ресурсам и инновациям, которые могут быть доступны только на международном рынке. Повышение конкурентоспособности и укрепление своей позиции на рынке также может быть одной из причин интернационализации. Кроме того, компании могут быть мотивированы стремлением к разнообразию рисков и снижению зависимости от одного рынка или региона.