К.Менгер. Основание политической экономии. ГЛБ. Учение о цене. Австрийская школа в политической экономии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История экономических учений
  • 1414 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 14.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
«Основания политической экономии» К. Менгера. Учение о цене.
Учение О. Бём-Баверка
Работы Фридриха фон Визера
Заключение. Идеи, близкие австрийской школе
ЛИТЕРАТУРА
Фрагмент для ознакомления

Визер развивает не только менгеровское положение, что ценность благ высших порядков определяется через блага первого порядка, но и намеченный Менгером подход с позиций «упущенной выгоды». Визером сформулирован «закон издержек производства» (впоследствии получивший название «закона Визера»). Суть этого закона в том, что ценность производительного блага, выступающего как издержки производства конкретного потребительского блага, определяется не ценностью данного потребительского блага, а ценностью продукта, имеющего наименьшую предельную полезность среди всех продуктов, которые можно изготовить с помощью этого производительного блага. Визер доказывает, что предельная полезность, а следовательно, ценность данного продукта — величина, достаточно близкая ценности издержек на его производство, но бывают случаи, когда эти величины резко расходятся.
Среди сторонников австрийской школы не было единства мнений относительно количественного соотношения ценности всей совокупности благ данного вида и предельной полезностью единицы этого блага. Одни, — как Бём-Баверк, были сторонниками концепции аддитивности: так как разные единицы блага предназначены для удовлетворения разных по важности потребностей, их полезность не одинакова, и совокупная ценность нескольких благ — сумма их разных ценностей. Другие придерживались концепции мультипликативности; совокупная предельная полезность, значит и совокупная ценность группы однородных благ есть умноженная на число этих благ предельная полезность единицы блага. Визер стоит на позиция мультипликативности.
Если Бём-Баверк склонялся к кардиналистскому подходу, т. е. считал возможным количественное измерение полезности, то Визер был последовательным ординалистом, признающим лишь возможность ранжирования полезностей. После Визера этот подход стал господствующим среди маржиналистов.
Визер считается основоположником теории вменения, объясняющей распределение доходов между участниками производства. Производительные средства комплементарны. Ни капитал, ни земля, ни труд не создают дохода сами по себе, друг без друга. Поэтому речь может идти только о том, какая часть произведенного должна быть отнесена на счет данного фактора производства, вменена ему. На практике, подчеркивает Визер, проблема распределения дохода ставится не для выявления физической причинности, а для определения экономического вменения. Дополнительный урожай, получаемый с более плодородной земли, вменяется земле как фактору производства, хотя в действительности без труда, без орудий, без семян никакой добавки по сравнению с урожаем на других землях не было бы. Вменение есть не что иное, как исчисление полезности для случая, когда факторы производства выступают во взаимодействии. Чтобы решить задачу вменения, необходимо найти продукты, в производстве которых участвуют в разной пропорции одни и те же факторы (количество этих продуктов должно быть равно количеству факторов) и построить систему уравнений, каждое из которых отражает для определенного продукта связь его предельной полезности, устанавливаемой на рынке, с затратами факторов производства. Так как число неизвестных (факторов производства) равно числу уравнений, задача вменения практически решаема.



Заключение. Идеи, близкие австрийской школе
Идеи, весьма близкие австрийской школе, но независимо от нее, развивал английский ученый Уильям Стенли Джевонс (1835—1882).
Его работа «Теория политической экономии» вышла в том же 1871 г., что и положившая начало австрийской школе книга К. Менгера «Основания политической экономии». Как и «австрийцы», Джевонс видел цель экономической науки в изучении условий получения человеком максимального наслаждения. Джевонс сформулировал положение, идентичное первому закону Госсена (с работой Госсена он познакомился лишь в 1878 г.), и, исходя из представления о падающей полезности любого блага, пришел к идее «конечной степени полезности» как основе цены. Функцию полезности Джевонс считает непрерывной. Конечной степенью полезности он называет полезность последнего добавления бесконечно малого количества запаса блага (термином «предельная полезность» он обозначает то добавление, полезность которого равна нулю).
Обмен товаров строится на уравнивании конечных степеней полезности. Соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению конечных степеней их полезности. Джевонс сформулировал теорему, получившую его имя: при рациональном потреблении конечные степени полезности приобретенных товаров пропорциональны их ценам.
Представители австрийской школы весьма малое внимание уделяли труду. В концепции Джевонса труд занимает не ведущее, но заметное место. При этом он рассматривается под углом зрения полезности как получаемого человеком наслаждения. Наряду с понятием полезности Джевонс вводит в анализ понятия бесполезности (нулевой полезности) и антиполезности (отрицательной полезности). Труд на начальной своей стадии — источник положительных эмоций, но затем он становится тягостным, т. е. антиполезностью. Тягость труда является функцией количества выполненной работы. Производство благ будет продолжаться до тех пор, пока отрицательные ощущения от труда (антиполезность) меньше, чем удовольствие, доставляемое продуктом труда (полезность). Когда антиполезность труда и полезность продукта труда уравновешиваются, процесс производства прекращается. Труд влияет на меновые пропорции, но не прямо, а косвенно: благодаря труду меняется количество благ, следовательно, и предельная их полезность.
В отличие от ученых австрийской школы Джевонс широко использовал математические и статистические методы. Применение дифференциального исчисления к исследованию полезности, ценности, спроса и предложения, капитала и процента он считал необходимым условием превращения политической экономии в точную науку. Подчеркивая коренное отличие экономической теории, использующей строго формализованный и потому объективный анализ, от прежней политизированной науки, Джевонс отказывается от самого названия «политическая экономия». С его легкой руки в научный обиход вошло название «Economics» – обычно переводится как «экономическая теория», «теория экономики» (последний оставшийся незавершенным труд Джевонса озаглавлен «Principles of Economics»).














ЛИТЕРАТУРА
1. К. Менгер, Е. Беем Баверх, Ф. Визер. Основания политической экономики. – М., 1992. – 493 с.
2. Такаши Негиши. История экономической теории. – М., 1995. – 462 с.
3. Ливита Р.Я. История экономических учений.– М., 1998. – 192 с.












3

1. К. Менгер, Е. Беем Баверх, Ф. Визер. Основания политической экономики. – М., 1992. – 493 с.
2. Такаши Негиши. История экономической теории. – М., 1995. – 462 с.
3. Ливита Р.Я. История экономических учений.– М., 1998. – 192 с.

Вопрос-ответ:

Что изучает австрийская школа в политической экономии?

Австрийская школа в политической экономии изучает экономические явления и процессы, сосредоточиваясь на роли индивидуального поведения и предпринимательства в формировании экономики и рынка.

Какие идеи развивает Фридрих фон Визер?

Фридрих фон Визер развивает такие идеи, как определение ценности благ высших порядков через блага первого порядка и концепцию "упущенной выгоды". Он также формулирует "закон издержек производства".

В чем заключается учение о цене в австрийской школе?

Учение о цене в австрийской школе основано на предположении, что цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке. Она отражает относительную ценность товара для потребителей и стимулирует предпринимателей к производству и предоставлению нужных товаров и услуг.

Какие идеи содержатся в работах К. Менгера "Основания политической экономии"?

В работах К. Менгера "Основания политической экономии" содержатся идеи о роли индивидуальной потребности и предпринимательства в экономическом развитии, а также о том, что ценность товара определяется его полезностью для удовлетворения потребностей людей.

Что такое "закон издержек производства" в учении Фридриха фон Визера?

"Закон издержек производства" в учении Фридриха фон Визера означает, что производство определенного товара требует определенных затрат и ресурсов, и что эти издержки должны быть учтены в процессе формирования цены на товар.

Что такое австрийская школа в политической экономии?

Австрийская школа в политической экономии - это одно из направлений экономической мысли, которое развивается в Австрии с конца XIX века. Ее основателем считается Карл Менгер, который в своей работе "Основание политической экономии" предложил новый подход к изучению экономики, основываясь на понятии ценности, спроса и предложения.

Какие идеи развивает Фридрих фон Визер?

Фридрих фон Визер развивает идеи австрийской школы в политической экономии, включая понятие ценности благ высших порядков, которая определяется через блага первого порядка. Он также формулирует "закон издержек производства", который объясняет, что производство благ высших порядков требует использования ресурсов и имеет свои издержки.

Какое учение о цене предлагает Карл Менгер?

Карл Менгер предлагает учение о цене, основанное на понятии предельной полезности. Он утверждает, что цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения, а сама ценность товара определяется его предельной полезностью для потребителя. Таким образом, цена является результатом относительной редкости товара и его предельной полезности для потребителя.

Какое место занимает идея "упущенной выгоды" в работе Карла Менгера?

Идея "упущенной выгоды" занимает важное место в работе Карла Менгера. Он считает, что цена товара определяется не только его предельной полезностью, но также "упущенной выгодой" от отказа от использования этого товара в других целях. Если есть возможность использовать товар для других целей, то его цена будет выше.

Какие работы Фридриха фон Визера относятся к идеям австрийской школы?

Работы Фридриха фон Визера, которые относятся к идеям австрийской школы, включают развитие понятия ценности благ высших порядков через блага первого порядка, а также формулировку "закона издержек производства". Эти работы близки к идеям австрийской школы в политической экономии и дополняют учение Карла Менгера.

Какие основные идеи содержатся в работе К. Менгера "Основание политической экономии"?

В работе К. Менгера "Основание политической экономии" содержатся такие основные идеи, как учение о цене, концепция спроса и предложения, анализ благ высших и низших порядков. Менгер развивает теорию стоимости и объясняет, что цены формируются на основе индивидуальной оценки благ и их полезности.

Что представляет собой австрийская школа в политической экономии?

Австрийская школа в политической экономии - это школа экономической мысли, которая развивает идеи К. Менгера, Ф. фон Визера и других австрийских экономистов. Эта школа акцентирует внимание на роли индивидуального предпринимательства, рынка и конкуренции в экономике. Австрийская школа также выделяется своим подходом к анализу экономических явлений, основанном на понятии "преднамеренности" и учете неэкономических факторов.