Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

К.Менгер. Основание политической экономии. ГЛБ. Учение о цене. Австрийская школа в политической экономии.

  • 14 страниц
  • 3 источника
  • Добавлена 14.03.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
«Основания политической экономии» К. Менгера. Учение о цене.
Учение О. Бём-Баверка
Работы Фридриха фон Визера
Заключение. Идеи, близкие австрийской школе
ЛИТЕРАТУРА
Фрагмент для ознакомления

Визер развивает не только менгеровское положение, что ценность благ высших порядков определяется через блага первого порядка, но и намеченный Менгером подход с позиций «упущенной выгоды». Визером сформулирован «закон издержек производства» (впоследствии получивший название «закона Визера»). Суть этого закона в том, что ценность производительного блага, выступающего как издержки производства конкретного потребительского блага, определяется не ценностью данного потребительского блага, а ценностью продукта, имеющего наименьшую предельную полезность среди всех продуктов, которые можно изготовить с помощью этого производительного блага. Визер доказывает, что предельная полезность, а следовательно, ценность данного продукта — величина, достаточно близкая ценности издержек на его производство, но бывают случаи, когда эти величины резко расходятся.
Среди сторонников австрийской школы не было единства мнений относительно количественного соотношения ценности всей совокупности благ данного вида и предельной полезностью единицы этого блага. Одни, — как Бём-Баверк, были сторонниками концепции аддитивности: так как разные единицы блага предназначены для удовлетворения разных по важности потребностей, их полезность не одинакова, и совокупная ценность нескольких благ — сумма их разных ценностей. Другие придерживались концепции мультипликативности; совокупная предельная полезность, значит и совокупная ценность группы однородных благ есть умноженная на число этих благ предельная полезность единицы блага. Визер стоит на позиция мультипликативности.
Если Бём-Баверк склонялся к кардиналистскому подходу, т. е. считал возможным количественное измерение полезности, то Визер был последовательным ординалистом, признающим лишь возможность ранжирования полезностей. После Визера этот подход стал господствующим среди маржиналистов.
Визер считается основоположником теории вменения, объясняющей распределение доходов между участниками производства. Производительные средства комплементарны. Ни капитал, ни земля, ни труд не создают дохода сами по себе, друг без друга. Поэтому речь может идти только о том, какая часть произведенного должна быть отнесена на счет данного фактора производства, вменена ему. На практике, подчеркивает Визер, проблема распределения дохода ставится не для выявления физической причинности, а для определения экономического вменения. Дополнительный урожай, получаемый с более плодородной земли, вменяется земле как фактору производства, хотя в действительности без труда, без орудий, без семян никакой добавки по сравнению с урожаем на других землях не было бы. Вменение есть не что иное, как исчисление полезности для случая, когда факторы производства выступают во взаимодействии. Чтобы решить задачу вменения, необходимо найти продукты, в производстве которых участвуют в разной пропорции одни и те же факторы (количество этих продуктов должно быть равно количеству факторов) и построить систему уравнений, каждое из которых отражает для определенного продукта связь его предельной полезности, устанавливаемой на рынке, с затратами факторов производства. Так как число неизвестных (факторов производства) равно числу уравнений, задача вменения практически решаема.



Заключение. Идеи, близкие австрийской школе
Идеи, весьма близкие австрийской школе, но независимо от нее, развивал английский ученый Уильям Стенли Джевонс (1835—1882).
Его работа «Теория политической экономии» вышла в том же 1871 г., что и положившая начало австрийской школе книга К. Менгера «Основания политической экономии». Как и «австрийцы», Джевонс видел цель экономической науки в изучении условий получения человеком максимального наслаждения. Джевонс сформулировал положение, идентичное первому закону Госсена (с работой Госсена он познакомился лишь в 1878 г.), и, исходя из представления о падающей полезности любого блага, пришел к идее «конечной степени полезности» как основе цены. Функцию полезности Джевонс считает непрерывной. Конечной степенью полезности он называет полезность последнего добавления бесконечно малого количества запаса блага (термином «предельная полезность» он обозначает то добавление, полезность которого равна нулю).
Обмен товаров строится на уравнивании конечных степеней полезности. Соотношение между обмениваемыми товарами равно обратному отношению конечных степеней их полезности. Джевонс сформулировал теорему, получившую его имя: при рациональном потреблении конечные степени полезности приобретенных товаров пропорциональны их ценам.
Представители австрийской школы весьма малое внимание уделяли труду. В концепции Джевонса труд занимает не ведущее, но заметное место. При этом он рассматривается под углом зрения полезности как получаемого человеком наслаждения. Наряду с понятием полезности Джевонс вводит в анализ понятия бесполезности (нулевой полезности) и антиполезности (отрицательной полезности). Труд на начальной своей стадии — источник положительных эмоций, но затем он становится тягостным, т. е. антиполезностью. Тягость труда является функцией количества выполненной работы. Производство благ будет продолжаться до тех пор, пока отрицательные ощущения от труда (антиполезность) меньше, чем удовольствие, доставляемое продуктом труда (полезность). Когда антиполезность труда и полезность продукта труда уравновешиваются, процесс производства прекращается. Труд влияет на меновые пропорции, но не прямо, а косвенно: благодаря труду меняется количество благ, следовательно, и предельная их полезность.
В отличие от ученых австрийской школы Джевонс широко использовал математические и статистические методы. Применение дифференциального исчисления к исследованию полезности, ценности, спроса и предложения, капитала и процента он считал необходимым условием превращения политической экономии в точную науку. Подчеркивая коренное отличие экономической теории, использующей строго формализованный и потому объективный анализ, от прежней политизированной науки, Джевонс отказывается от самого названия «политическая экономия». С его легкой руки в научный обиход вошло название «Economics» – обычно переводится как «экономическая теория», «теория экономики» (последний оставшийся незавершенным труд Джевонса озаглавлен «Principles of Economics»).














ЛИТЕРАТУРА
1. К. Менгер, Е. Беем Баверх, Ф. Визер. Основания политической экономики. – М., 1992. – 493 с.
2. Такаши Негиши. История экономической теории. – М., 1995. – 462 с.
3. Ливита Р.Я. История экономических учений.– М., 1998. – 192 с.












3

1. К. Менгер, Е. Беем Баверх, Ф. Визер. Основания политической экономики. – М., 1992. – 493 с.
2. Такаши Негиши. История экономической теории. – М., 1995. – 462 с.
3. Ливита Р.Я. История экономических учений.– М., 1998. – 192 с.

'К. Менгер: Основания политической экономии'

Содержание:

Введение

К. Менгер &';Основания политической экономии"................................................3

Раздел первый.........................................................................................4

Во второй части.........................................................................................10

Раздел третий.........................................................................................13

Вывод

библиография

Введение.

Долгое время австрийская школа рассматривалась в западной литературе лишь как одна из движущих сил маржиналистской революции, которая достигла более успешно, чем другие, потому что у них не было инструментов, математические. Такая оценка сложилась в середине 30-х годов XX века, когда различные направления маржинализма, казалось, навсегда слились в едином неоклассическом потоке и, кроме того, были отодвинуты на второй план в результате следующей революции в экономической науке – кейнсианской. Но сначала 70 лет, в ходе ослабления кейнсианства и возрождения острого интереса к микроэкономическому анализу выяснилось, что могикане австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек (последний получил в 1974 г. Нобелевскую премию), чтобы носить через все эти годы некоторые наиболее важные особенности австрийской школы, не дали ей слиться полностью с неклассической парадигмы.

Таким образом, по сравнению с лозаннской и уголовного (англо-американской) школами маржинализма австрийская школа оказалась наиболее четко очерченной и длительный. Можно с большей степенью уверенности назвать известных экономистов, принадлежащих к разным поколениям австрийской школы, включая наших современников. Основатель ее, Потому что Менгер.

Потому что Менгер родом из дворянской семьи, учился на юридическом факультете Венского университета, затем поступил на государственную службу, преподавал в университете.

Будучи малоизвестным молодым (31 год) государственным служащим и журналистом, он решил стать частным-доцентом Венского университета и в качестве рекомендации представил только что изданную книгу &';Основания политической экономии&';, никто, конечно, не могли подумать, что это в течение более чем ста лет будет основным источником идей экономистов австрийской школы. У Менгера практически не было учителей, хотя были предшественники. Собственно говоря, все, что говорилось выше о характерных особенностях австрийской школы в целом, в первую очередь и в наибольшей степени относится к шедевру Менгера. Тем более удивительно, что эта книга была очень трудная судьба. Первое издание прошло практически незамеченным. Второе издание &';Основания политической экономии&'; появились только в 1923г., после смерти автора, когда основные идеи австрийской школы уже стали широко известны в более доступной интерпретации Бем-Баверка и Визера. На международный язык экономистов—английский—книга была переведена лишь спустя 80 лет после написания.

Узнать стоимость работы