Оценка конкурентно-способности транспортного предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономический анализ
  • 2424 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 07.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность анализа и конкурентоспособности транспортного предприятия………………………………………………………………………...5
1.1.Понятие анализа, его задачи и методы применения…………………………………………………………………………5
1.2.Конкурентоспособность транспорта…………………………………………..9
Глава 2.Оценка конкурентоспособности автотранспортного предприятия……13
2.1.Формирование конкурентного статуса транспортного предприятия………13
2.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности транспортного предприятия…………………………………………………………………………15
3.Заключение………………………………………………………………………..21
4.Список использованной литературы……………………………………………23
5.Приложения………………………………..……………………………………..24


Фрагмент для ознакомления

Уровень безопасности перевозок:
K = Af /An ,где
Af – фактическое число аварий и крушений,
An – нормативная величина показателя.
Уровень экологичности транспортных процессов:
Ke = Kf /Kp, где
Kf – фактическая концентрация вредных веществ,
Kp – предельно допустимая концентрация вредных веществ или уровень
вредного воздействия от перевозок.
В настоящее время целесообразно учитывать при оценке конкурентоспособности отдельных технических средств показатель импортозамещения, а также инновационный потенциал отрасли (№8,стр.13).
В соответствии с системным подходом общий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев можно рассчитать как сумму всех указанных показателей качества с учетом их взаимного влияния и значимости для потребителей. Таким образом, качество в сочетании с ценой транспортной услуги для клиента составляет ядро понятия «конкурентоспособность», которое является важнейшим критерием выбора решений в области управления.
Наиболее проработанными и распространенными в мировой практике являются методы оценки конкурентоспособности, основанные на классической теории международного разделения труда, теории равновесия фирмы и отрасли А.Маршалла и теории факторов производства. Под равновесием в данном случае принимается такое состояние, при котором достигается максимально возможный объем выпуска и сбыта товара при устойчивом спросе и достигнутом уровне развития техники на данном рынке. При этом каждый из факторов производства используется наиболее эффективно. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у других конкурентов, производительностью. В качестве показателей стоимости факторов производства используются процентные ставки по банковским кредитам, индексы цен, относительные ставки заработной платы. Указанные способы оценок в основном применимы в условиях совершенной конкуренции и полной мобильности факторов производства между отраслями и фирмами, поэтому не могут быть применимы в сфере транспорта. Кроме того, условие стремления к равновесию не выполняется в периоды революционных преобразований в экономике (№7,стр.58).
Конкурентоспособность автотранспорта России на внутреннем и мировых ранках транспортных услуг может быть обеспечена за счет научно обоснованной оценки и оптимального использования совокупного экономико-технологического потенциала всех подсистем. Особо важное значение приобретает комплексное использование технологического, имущественного и финансового потенциала (№7,стр.17).
Для более полного использования возможностей автотранспортного предприятия и выработки стратегических, организационных, экономических и технических мероприятий необходимо изучение условий работы конкурирующих видов транспорта и выявление базы конкуренции, т.е. тех сегментов грузоотправителей, за которые другие виды транспорта вступают в соперничество. Чтобы решить данную задачу рекомендуется известный SWOT-анализ (силы, слабости, возможностей и опасностей), который следует проводить до выбора стратегии маркетинга на каждом из выделенных сегментов грузоотправителей.
Для каждого сегмента на основе проведенного исследования выделяют несколько наиболее важных требований к качеству и особенностям перевозки, которые являются ключевыми факторами успеха (КФУ) при его обслуживании(№9,стр.137).
На основе экспертных оценок или фактических данных следует сравнить степень наличия соответствующего КФУ автотранспортного предприятия и его основных конкурентов (табл.1).
Таблица 1.Пример SWOT – анализа возможностей транспортных предприятий.
КФУ Вес Автотранспорт Железная дорога 1.Скорость доставки на расстояние свыше 200 км. 0,30 6 7 2. Сохранность 0,35 7 6 3. Доставка «от двери до двери» 0,20 10 7 4. Простота оформления груза 0,15 8 6 ИТОГО: 1,00 – – Взвешенная оценка – 7,45 6,5 Общая взвешенная оценка железной дороги может быть рассчитана следующим образом:
7 х 0,3 + 6 х 0,35 + 7 х 0,2 + 6 х 0,15 = 6,5
Общая взвешенная оценка автотранспортного предприятия составит:
6 х 0,3 + 7 х 0,35 + 10 х 0,2 + 8 х 0,15 = 7,45
Таким образом, SWOT – анализ показывает, что по большинству КФУ и по суммарной взвешенной оценке автотранспортные предприятия превосходят железную дорогу.
Разделение грузоотправителей на сегменты дает возможность более детально изучить их основные требования и проблемы и наиболее полно удовлетворить существующие потребности клиентов, тем самым сохранив их на будущие периоды времени (№1,стр.106).
















Заключение

Автотранспорт является отраслью хозяйства, в которой важное значение имеет не только улучшение экономических и финансовых результатов работы отрасли, но и влияние на результаты работы других отраслей хозяйства. Взаимодействие с другими отраслями развивается в направлении повышения качества перевозочного процесса, расширения перечня предоставляемых услуг и, как следствие, привлечение дополнительного объема перевозок. Таким образом, объем перевозок определяется как объемом производства, так и качеством транспортного обслуживания, что особенно актуально в условиях конкуренции.
Формирование и поддержание конкурентного преимущества в условиях регулирующего воздействия государства представляет собой сложный экономический процесс, затрагивающий весь механизм деятельности предприятия, связанный с созданием, производством и реализацией продукции.
Отсутствие ярко выраженной дифференциации в конкурентных преимуществах предприятий приводит к снижению конкурентной борьбы и, следовательно, потребности разработки и осуществлении эффективных конкурентных стратегий. В случае, если предприятия имеют значительные различия в конкурентных преимуществах, положение кардинальным образом меняется. Это ведет к тому, что предприятия, не имеющие конкурентных преимуществ, вынуждены осуществлять энергичные меры по достижению уровня соперников (№3,стр.8).
Предприятия, имеющие высокие конкурентные преимущества, должны принимать эффективные меры по их сохранению.
В данной ситуации и возникает проблема разработки и осуществления эффективных конкурентных стратегий, направленных на достижение или сохранение конкурентоспособности.
Конкуренция на транспорте, т.е. соперничество между транспортными предприятиями, направленное на применение лучших методов хозяйствования (наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получения максимальной выгоды), заставляет транспортные предприятия переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствовать научно- техническому прогрессу (№4,стр.882).




































Список используемой литературы

1.Абрамов А.П, Галабурда В.Г, Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте. Москва, изд.Желдориздат,2001,330с;
2.Большая энциклопедия транспорта под ред. Конарева Н.С. Москва, изд. Большая российская энциклопедия,2003,1040с;
3.Витченко М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий .Москва, изд. Маршрут, 2003,240с;
4.Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. Москва, изд.Маршрут,2004,565с;
5.Евдокимова Е.Н. Управление и планирование эксплуатационной работы на транспорте. Москва, изд.Желдориздат,2001,76с;
6.Лапидус Б.М. Экономические проблемы транспорта. Москва, изд.Желдориздат,2002,112с;
7.Терешина Н.П. Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок. ЦНТБ МПС РФ,1995,132с;
8.Терешина Н.П, Шкурина Л.В. Конкурентоспособность транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала. Москва, УМК МПС России,2002,128с;
9.Экономика железнодорожного транспорта под ред. Терешиной Н.П.Москва, УМК МПС России,2001,598с.















Приложение 1.
Основные объекты анализа хозяйственной деятельности






Наличие и использование фондов и ресурсов




Основные средства Оборотные средства Трудовые ресурсы Материальные ресурсы Энергетические ресурсы
Производственные мощности предприятия Расходы на производство, себестоимость продукции, работ, услуг
Объемы и качество произведенной продукции, работ, услуг Внедрение новой техники, технологии организационно-технических мероприятий Прибыль от продажи продукции, работ, услуг. Внереализационные финансовые результаты
Доходы от продажи продукции, работ, услуг Использование прибыли


Спрос на продукцию, работы, услуги



Приложение 2.
Качество транспортного обслуживания

Элемент
морфологи-ческого описания транспорт-ного комплекса
Параметры и характеристики Транспортная обеспеченность Качество работы Качество услуги («Фирменный уровень обслуживания») Характеристики Геометрические Физические Композиционные Структурные По мощности и грузоподъемности Во времени Ресурсосбережение Обобщающие показатели качества Согласованность Доступность Регулярность Сохранность Комплексность Экологичность Безопасность Сеть всех транспорт-ных коммуни-каций Полигон
Участок (на-правление)

Станции:
Технические, промежу-точные, грузовые



Склады Конфи-гурация (распо-ложе-ние) обеспе-чивает наи-луч-шую доступ-ность для клиен-туры Протя-женн-ость (раз-меры, объемы) соответ-ствуют спросу на перевозки Тип и количест-во техничес-ких подсис-тем опти-мальны Связи и граница управляя-мости техничес-их подсис-ем обеспе-ены Произ-водст-венная мощ-ность элемен-та и еди-ницы переме-щения согла-сованы по пара-метрам Ско-рости пере-мещения и обра-ботки макси-маль-ны, прос-тои по опера-циям цикла мини-маль-ны Пот-ребности в ресур-сах (мате-риаль-ных, энер-гети-чес-ких, трудо-вых) рации-онали-зиро-ваны Пол-ное время обо-рота автотранспортаи сред-несуточная выра-ботка анали-зируются в режи-ме Мони-торин-га Доста-точ-ность произ-води-тель-ной силы под-систем Дос-тавка «от двери до двери» Дос-тавка «точно в срок» Сум-мар-ные потери клиен-тами мини-мальны Соче-тание пере-возоч-ного процесса с допол-ни-тель-ными услу-гами Соот-ветст-вие эколо-гичес-ким нор-мам, серти-фика-ция Мини-маль-ная веро-ят-ность ущер-ба













22

1.Абрамов А.П, Галабурда В.Г, Иванова Е.А. Маркетинг на транспорте. Москва, изд.Желдориздат,2001,330с;
2.Большая энциклопедия транспорта под ред. Конарева Н.С. Москва, изд. Большая российская энциклопедия,2003,1040с;
3.Витченко М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий .Москва, изд. Маршрут, 2003,240с;
4.Иваненко А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. Москва, изд.Маршрут,2004,565с;
5.Евдокимова Е.Н. Управление и планирование эксплуатационной работы на транспорте. Москва, изд.Желдориздат,2001,76с;
6.Лапидус Б.М. Экономические проблемы транспорта. Москва, изд.Желдориздат,2002,112с;
7.Терешина Н.П. Экономическое регулирование и конкурентоспособность перевозок. ЦНТБ МПС РФ,1995,132с;
8.Терешина Н.П, Шкурина Л.В. Конкурентоспособность транспорта: оценка имущественного и финансового потенциала. Москва, УМК МПС России,2002,128с;
9.Экономика железнодорожного транспорта под ред. Терешиной Н.П.Москва, УМК МПС России,2001,598с.




Вопрос-ответ:

Что такое анализ конкурентно-способности транспортного предприятия?

Анализ конкурентно-способности транспортного предприятия - это процесс изучения и оценки способности данного предприятия конкурировать на рынке транспортных услуг. В рамках анализа проводятся исследования по различным аспектам, таким как рыночная позиция, качество услуг, эффективность работы и другие, с целью определения конкурентных преимуществ и проблем предприятия.

Какие задачи решает анализ конкуренто-способности транспортного предприятия?

Анализ конкуренто-способности транспортного предприятия помогает определить сильные и слабые стороны предприятия, выявить возможности для улучшения и развития, оценить рыночные тренды и конкурентную среду, а также прогнозировать изменения в сфере транспортных услуг. Он также позволяет разработать стратегию развития и маркетинговые решения для повышения конкурентоспособности предприятия.

Какими методами можно оценить конкурентоспобность транспортного предприятия?

Для оценки конкурентоспособности транспортного предприятия применяются различные методы и подходы. Некоторые из них включают анализ рыночной доли и динамики продаж, изучение спроса на услуги предприятия, исследование конкурентов и их стратегий, проведение анализа стоимости и ценовой политики, а также изучение уровня качества обслуживания и удовлетворенности клиентов.

Каким образом формируется конкурентный статус транспортного предприятия?

Конкурентный статус транспортного предприятия формируется через сочетание ряда факторов. Это может быть качество предоставляемых услуг, внедрение инноваций и новых технологий, наличие высококвалифицированных сотрудников, эффективность управления и операций, а также репутация и имидж предприятия. Кроме того, конкурентный статус определяется способностью предприятия адаптироваться к изменениям на рынке и предлагать конкурентные цены и условия для клиентов.

Какую роль играет анализ в оценке конкурентно-способности транспортного предприятия?

Анализ является основным инструментом в оценке конкурентно-способности транспортного предприятия. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, определить возможности для улучшения конкурентоспособности и разработать эффективные стратегии развития.

Что такое конкурентоспособность транспортного предприятия?

Конкурентоспособность транспортного предприятия - это способность предприятия успешно соперничать на рынке транспортных услуг, предлагая клиентам преимущества в виде цены, качества, скорости и других параметров. Она зависит от множества факторов, включая эффективность использования ресурсов, инновационность, логистическую поддержку и др.

Какими методами можно оценить конкуренто-способность транспортного предприятия?

Для оценки конкуренто-способности транспортного предприятия можно использовать различные методы, включая сравнительный анализ с конкурентами, анализ SWOT, анализ рынка, анализ клиентской базы и прочие. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и их комбинированное использование позволяет получить более полную картину о состоянии и потенциале предприятия.

Какова роль формирования конкурентного статуса для автотранспортного предприятия?

Формирование конкурентного статуса является основным заданием для автотранспортного предприятия. Конкурентный статус определяет позицию предприятия на рынке и его способность конкурировать с другими участниками. Он включает в себя такие аспекты, как уникальность предлагаемых услуг, репутация предприятия, эффективность процессов и др. Формирование конкурентного статуса требует анализа рынка, клиентской базы, конкурентов и других факторов, а также разработки и реализации эффективных стратегий развития.

Что такое анализ конкурентоспособности транспортного предприятия?

Анализ конкурентоспособности транспортного предприятия - это процесс изучения и оценки способности предприятия быть успешным на рынке, противостоять конкурентам и удовлетворять потребности клиентов. Он включает в себя анализ внутренних и внешних факторов, а также идентификацию преимуществ и слабостей предприятия по сравнению с конкурентами.