Российская экономическая мысль советского и постсоветского периода

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История экономических учений
  • 2828 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 12.02.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Сравнительный анализ двух типов экономических систем:планово-командной и рыночной
1.1. планово-командная экономическая система
1.2. Рыночная экономика (капитализм)
2.Процесс перехода СССР к другому политико-экономическому строю
2.1. Попытки реформирования экономики и обновления политической системы
2.2. Образование Суверенной Российской Федерации
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Еще более отчетливо антирыночные настроения прозвучали на пленуме ЦК партии 9 октября 1990 г. Члены ЦК настаивали на том, что в сложившейся ситуации на первый план выходят не экономические реформы, а политические решения, способные противостоять «экстремистским силам». В тот же день на сессии Верховного Совета СССР обсуждалось послание Горбачева «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Основная идея послания сводилась к тому, что Президент СССР отвергал решительный переход к рынку и склонялся к обновленному варианту мер в духе программы Рыжкова – Абалкина. От реального перехода к рынку в ней осталась только рыночная фразеология.
24 января 1991 г., буквально «как снег на голову», обрушилась денежная реформа. Согласно реформе, обмен 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 г. предполагалось провести в 3 дня. На выдачу наличных вкладов в Сбербанке были установлены ограничения в 500 руб. Страну охватила всеобщая паника, перед сберкассами люди устраивали буквально столпотворения. В результате реформы, проходившей под лозунгом премьер-министра Павлова «нанести смертельный удар по теневой экономике», удалось изъять из обращения от 5 до 10 % предполагаемой избыточной денежной массы.
2. 2. Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 90-е гг.
Россия в 1992-1993 гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий. Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения – в 10-15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции.
С конца 1992 г. началась приватизация государственной собственности. К осени 1994 г. она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг. Возникли акционерные общества, в деревне – фермерские хозяйства, но контроль за ними так или иначе оставался в руках бывшей номенклатуры, управленцев-бюрократов. Тем временем экономический кризис усугублялся. Ряд отраслей производства, в частности станкостроение, машиностроение и, в особенности, военно-промышленный комплекс – пребывали в бедственном положении.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ оценил работу правительства как неудовлетворительную. На место Гайдара пришел опытный хозяйственник В. Черномырдин. Он подтвердил курс на рыночную экономику, но пообещал внести в него коррективы. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица. К концу 1994 г. удалось снизить темпы инфляции. Начался также новый этап приватизации – через свободную куплю-продажу частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Но сколько-нибудь заметного роста промышленного производства добиться не удалось.
1994 – 1996 гг. Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. – прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения. В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. 23 марта 1998 г. Б. Ельцин издал указ о роспуске правительства. Исполняющим обязанности главы правительства был назначен С. Кириенко.
Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жестокую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, с наличием ряда новых ошибок, привел первоначально к 10 %-му росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России, падение рынка государственных краткосрочных обязательств. Правительство и Центральный банк РФ заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов России (сроком на 90 дней). Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка 23 августа правительства Кириенко стала неизбежной. К 1 сентября рост цен, по сравнению с докризисным состоянием, на отечественные товары превысил 20 %, на импортные – 80 %. По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.
Попытка возврата Черномырдина на пост главы правительства оказалась нерезультативной, из-за устойчивости общественного мнения об ответственности последнего за предкризисную ситуацию. 10 сентября Б. Ельцин внес на рассмотрение Думы более «проходную» кандидатуру Е. Примакова, занимавшего ранее пост министра иностранных дел. На следующий день за него проголосовало большинство депутатов. Новым министром иностранных дел стал И. Иванов.
Среди заявленных приоритетов нового правительства было сохранение единства России, поддержка отечественной промышленности. В состав кабинета вошли представители широкого спектра политических партий и движений: от коммунистов до умеренных либералов-рыночников. Данный состав обеспечил политическую и экономическую устойчивость внутреннего положения России в конце 1998 – первом квартале 1999 г. Налицо было увеличение производственных показателей отечественной промышленности, укрепившей свое положение в условиях оттока иностранного капитала. Вместе с тем различное видение проблем, стоящих перед экономикой России, не позволяло правительству предпринимать решительных мер, демонстрируя свой переходный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов, назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000-2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.
Заключение
Переход к рынку, как я уже отмечал, - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное для вывода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизни себе и своим детям.
Я бы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю, пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен, если мы пройдем весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.
Литература
Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. //Социально - политический журнал 1993, № 3, с. 76
Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику //Вопросы экономики, 1998.
Глазьев С. Ю. Исторические судьбы, уроки и перспективы радикальной экономической реформы. //Вопросы экономики, 1995.
Гусейнов Р. История Экономики России. – М., 1997.Невзоров Д. /Рыночные отношения на стадии зарождения/ 1993.
Дзарасов С. В тупике нерыночного капитализма //Вопросы экономики, 1997, № 8.
История России. 100 экзаменационных вопросов. Экспресс-справочник для студентов вузов. /Сост. М. И. Сельванюк, Е. А. Гладкая, Е. А. Подгайко. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2000.
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1992.
Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. //Вопросы экономики, 1993, № 3, с. 140
Нашвел К. /Ошибки переходного процесса/ 1992.
Переход к рынку: борьба мнений. - М.: Наука, 1993.
Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении. Лекция. - М.: Академия при Президенте Р.Ф., 1993.
Райкин /Остаточные явления после переходного периода/ 2002.
Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. - М.: Наука, 1994.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999.
Текст реформы административного деления по округам 2001.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С.342.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С. 342 – 343.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С. 345.
Там же. С. 350.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С. 350 – 351.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С. 355 – 356.
Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999. С. 366 – 369.
Там же. С. 372.
История России. 100 экзаменационных вопросов. Экспресс-справочник для студентов вузов. /Сост. М. И. Сельванюк, Е. А. Гладкая, Е. А. Подгайко. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2000. С. 235.
Там же.
Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. С. 390 – 391.
Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России – СПб.: Изд-во «Лань», 2001. С. 391 – 392.












21

1.Борисов Е. Ф. Проблемы развития экономики нашей страны. //Социально - политический журнал 1993, № 3, с. 76
2.Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику //Вопросы экономики, 1998.
3. Глазьев С. Ю. Исторические судьбы, уроки и перспективы радикальной экономической реформы. //Вопросы экономики, 1995.
4. Гусейнов Р. История Экономики России. – М., 1997.Невзоров Д. /Рыночные отношения на стадии зарождения/ 1993.
5. Дзарасов С. В тупике нерыночного капитализма //Вопросы экономики, 1997, № 8.
6. История России. 100 экзаменационных вопросов. Экспресс-справочник для студентов вузов. /Сост. М. И. Сельванюк, Е. А. Гладкая, Е. А. Подгайко. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2000.
7. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. - М., 1992.
8. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. //Вопросы экономики, 1993, № 3, с. 140
9. Нашвел К. /Ошибки переходного процесса/ 1992.
10. Переход к рынку: борьба мнений. - М.: Наука, 1993.
11. Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении. Лекция. - М.: Академия при Президенте Р.Ф., 1993.
12. Райкин /Остаточные явления после переходного периода/ 2002.
13. Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История Советской России – СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
14. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. - М.: Наука, 1994.
15. Соколов А. К. Тяжельникова В. С. Курс советской истории. 1941-1991: Учеб. пособие /Под ред. А. К. Соколова. – М.: «Высшая школа», 1999.
16.Текст реформы административного деления по округам 2001.

Вопрос-ответ:

Какие типы экономических систем существуют?

Существуют два основных типа экономических систем: планово-командная и рыночная.

В чем основные принципы планово-командной экономической системы?

В планово-командной экономической системе государство контролирует все аспекты экономики, принимая решения о производстве, распределении ресурсов и ценах на товары и услуги.

Чем отличается рыночная экономика от планово-командной?

Основное отличие рыночной экономики заключается в том, что она базируется на свободном обмене товаров и услуг между продавцами и покупателями. Здесь цены формируются на основе спроса и предложения, а не устанавливаются государством.

Как проходил процесс перехода СССР к другому политико-экономическому строю?

Процесс перехода СССР к другому политико-экономическому строю включал в себя попытки реформирования экономики и обновления политической системы, а также образование Суверенной Российской Федерации.

Какие были основные попытки реформирования экономики и обновления политической системы в СССР?

Одной из основных попыток реформирования экономики и обновления политической системы в СССР было введение перестройки под руководством Михаила Горбачева. В рамках перестройки проводились экономические и политические реформы, включая демократизацию и рыночные элементы в экономике.

Какие основные типы экономических систем существуют?

Основные типы экономических систем – планово-командная и рыночная.

Чем отличается планово-командная экономическая система от рыночной?

Планово-командная система характеризуется централизацией принятия экономических решений, государственным контролем над средствами производства и централизованным планированием экономики. Рыночная экономика, в свою очередь, основана на принципах частной собственности, свободного предпринимательства и регулирования цен путем взаимодействия спроса и предложения.

Как происходил процесс перехода СССР к другому политико-экономическому строю?

Процесс перехода СССР к другому политико-экономическому строю был связан с попытками реформирования экономики и обновления политической системы. Эти попытки не привели к достижению желаемых результатов, что привело к образованию Суверенной Российской Федерации.

Какие реформы были предприняты для реформирования экономики СССР?

Для реформирования экономики СССР были предприняты реформы, направленные на внедрение элементов рыночной экономики, децентрализацию управления, приватизацию предприятий и ликвидацию государственных монополий.

Каковы основные черты новой российской экономической модели?

Новая российская экономическая модель характеризуется развитием рыночных отношений, приватизацией средств производства и созданием большого сектора частного предпринимательства. Однако, осталась влиятельная государственная собственность и роль государства в экономике.