Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология менеджмента
  • 2626 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 05.06.2005
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Причины пассивности работника.
Понятие мотивации.
Виды мотивации
Система мотивации и стимулирования персонала в организации.
Теории мотивации
Наиболее известные концепции
Недостатки моделей.
Соотношение активации и эффективности труда.
Методы улучшения параметров работы.
Характеристики работы по Хекману и Олдхему
Заключение.
Список литературы……………………………………………………………………………..
Фрагмент для ознакомления

п.
Методы улучшения параметров работы.
Мотивирующие факторы, принципы воздействия на мотивацию людей
  Получение нового места работы, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным работником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе.
идеальная работа должна:
- иметь целостность, то есть приводить к определенному результату;
- оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;
-давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, то есть должна существовать автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант, - групповая автономия;
- обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
-приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, так как стимулирует качественное выполнение работы, а также, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы. На основе этих принципов была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Хекмана и Олдхэма
Последовательно рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим, что они значат и как влияют на психологическое состояние, которое определяет отношение людей к работе.
Характеристики работы по Хекману и Олдхему
Разнообразие умений и навыков
Целостность работы
Ощущение важности работы
Ощущение ответствен ности за результаты
Высокая внутрен рабочая мотивация
Высокое качество
Важность работы
Автономия
Гордость за успешное завершение работы
Высокое удовлет рение от работы
Малое количество прогулов, низкая текучесть кадров
Обратная связь
Усилившаяся потребность персонала в профессиональном росте
Разнообразие умений и навыков
Этот термин характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.
Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту ра боту так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных на выков работника не вызывает и потребности в дальнейшем обу чении.
Существует также оптимальный уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так, одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, а для другого кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.
Целостность работы
Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, то есть выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.
Важность работы
Это понятие оценивает степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета, расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки. При этом уровень навыков примерно одинаков.
Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя.
Работа может быть интересной и захватывающей, но люди бу-дут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не по-чувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
Автономия
Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.
При отсутствии (по каким-либо причинам - например, применения конвейера) целостности невозможна и автономия, так как может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.
Величина уровня автономии зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.
Обратная связь
Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем на отдельном ее фрагменте.
Расширяя фронт каждой работы, чтобы работник отвечал за несколько взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время это увеличивает целостность работы, а значит, обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом работник интенсивно использует самопроверку, то есть личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче, чем если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.
Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.
Рассмотренные выше три первых фактора вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходи-мости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного.
Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует работников, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает работникам чувство сопричастности.
Только такая работа дает возможность человеку к самовыражению, заложенному в его социальности.

Далее мы рассмотрим возможные простые изменения работы, которые могли бы привести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных, вызвать сотрудничество и энтузиазм с их стороны.
Повышение разнообразия умений и навыков
Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Если члены коллектива применяют ограниченное количество навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к его увеличению.
Однако не всегда сотрудники встретят с энтузиазмом увеличение разнообразия. Так, монотонная работа позволяет работникам разговаривать в процессе ее выполнения, но стоит внести элемент разнообразия, разговоры станут затруднительными, в то же время не будет никаких компенсаций со стороны самой работы.
Работникам так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание сотрудникам с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у работника. Такой подход, как правило, стимулирует работника на усовершенствование навыков, расширение диапазона его способностей.
Повышение целостности работы
Как уже отмечалось, работники испытывают большее удовлетворение от работы, которая имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления связанных с ним задач. Это, как правило, какие-то подготовительные или заключительные операции, которые выполняются разными людьми.
Даже процесс контроля за качеством работы значительно повышает целостность. Необходимо также иметь в виду то, что добавление рабочих операций более низкого уровня, которые не делают работу более целостной, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны работников.
При возникновении трудностей с обеспечением «содержания» работы лучше данную операцию автоматизировать. Однако даже здесь возможно внесение некоторых изменений. Так, работе по производству идентичных деталей можно придать целостность, если детали укладывать в коробку, а затем коробку уносить к месту назначения. Работник делается ответственным за подготовку сырья.
Объединение нескольких операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы - от временных до стимуляционных. Однако важно вовремя остановиться и не поручить всю работу одному исполнителю.
Повышение важности работы
Если работник знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственной работы, что стимулирует его к скорейшему выполнению работы при хорошем ее качестве.
Работник всегда хочет знать, зачем он делает ту или иную работу. Даже если его просят собрать данные для отчета, ему хочется знать, какую цель преследует этот отчет. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данной работы, как эта работа «вливается» в работу фирмы в целом. После выполнения работы исполнитель будет ждать результата.
Увеличение автономии
Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным несет двойной эффект - концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и одновременно положительное влияние на мотивацию работников.
Передача права принятия решений низкого уровня подчиненным может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности работы, в том числе где получить необходимую информацию и в какой момент принять решение.
При условии знания подчиненными всех требований и инструкций, действующих в организации, менеджер может предоставить им возможность самостоятельной постановки целей своей работы. Даже если они частично участвуют в процессе принятия таких решений, гораздо больше вероятность того, что они будут чувствовать ответственность за работу и испытывать гордость при успешном ее завершении. Реально это реализуется с помощью системы квалифицированных собеседований.
Время является чрезвычайно важным фактором во всех видах работы. Поручение работы заранее предоставляет работникам значительную автономию в выборе времени работы. У него появляется возможность расстановки приоритетов, планирования работу с учетом своих наклонностей, отсюда - получение большого удовлетворения.
Усиление обратной связи
Обратная связь бывает внутренней, то есть идущей от самой работы, и внешней - в случае, когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.
Внутренняя обратная связь является более надежной, так как действует непосредственно на работника во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая при этом путь их достижения. Другой способ - введение в процесс изготовления проверок на качество. Это позволит работнику немедленно исправлять недостатки и соответственно корректировать процесс выполнения работы, приближая его к максимально эффективному.
Часто люди сопротивляются введению обратной связи, так как не были к этому подготовлены, не знают, как ее обеспечить. Для эффективности внешней обратной связи необходимо, чтобы она была правдивой, точной, подробной, осуществлялась незамедлительно. Сообщение о плохом выполнении работы только демотивирует работника. Если же указать, что именно было сделано неправильно, почему это случилось, как исправить ситуацию, и при этом не забыть затронуть положительные аспекты работы, эффективность такой обратной связи, несомненно, возрастет. Она может быть еще выше, если работник выяснит эти вопросы сам.
Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации:
- премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;
- премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа;
-должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности;
- работники должны чувствовать, что премия зависит от до полнительных, а не нормативных усилий;
- дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но и варьироваться в зависимости от специализации работников. Рассмотрим возможные способы экономического стимулирования различных групп персонала.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели, причины пассивности работников, так как в большинстве случаев именнопассивность является приыиной необходимости мотивации и лишь затем идет повышение и без того высоких показателей труда. Во-вторых, собственно понятие мотивации и основные теории мотивации, с классификацией их на процессуальные и содержательные. Кроме перечисления и довольно подробного рассмотрения содеражания большого числа теорий мотивации, мы также указали наиболее часто критикуемые их недостатки. Особое внимание и соответствующий пункт посвящены вопросу чрезмерной активации, суть этого момента в том, что максимальной эффективности работника соответсятвует не максимальная мотивация, а оптимальный ее уровень. В последнем разделе приведены методы улучшения парметров работы на основании одной из рассмотренных теорий.
Кроме того, еще одним важным фактом, относящимся к вопросу построения системы мотивации в организации является необходимость немоностонности средств и методов стимулирования.
Таким образом, автор рассмотрел проблему мотивации и стимулирования трудовой деятельности настолько подробно, насколько позволил объем данной работы.














































Список литературы:

Мотивация как инструмент управления персоналом. Огнев А. С. УП-6, 2003. С. 20
Каркуленко Н. Вопросы мотивации труда на современном предприятии. www.jobmaster.ru/
Хлебников Д.В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации.
Ландышев М. Неденежные методы мотивации персонала. www.emsi.ru
Жуков А.Д. "Что такое мотивация труда?" : К. КНЕУ 1998 . - 201с. www.uran.donetsk.ua
Психология менеджмента: учебник под ред. Проф. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство СпбГУ, 2000. 572 с.
Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М, 2000
Жуков А. "Что такое мотивация труда?" : К. КНЕУ 1998 . - 201с. www.uran.donetsk.ua
azps.ru Психология >> Мотивация персонала
azps.ru Организационная психология >> Мотивация деятельности
Мурашов М. Кадровый менеджмент. 10.04.2003. www.hrm.ru




















Мотивация как инструмент управления персоналом. Огнев А. С. УП-6, 2003. С. 20
Наталья Каркуленко, заместитель директора Института делового администрирования бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ. Вопросы мотивации труда на современном предприятии. www.jobmaster.ru/
Хлебников Д.В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации.
Ландышев М. Неденежные методы мотивации персонала. www.emsi.ru
Жуков А.Д. "Что такое мотивация труда?" : К. КНЕУ 1998 . - 201с. www.uran.donetsk.ua












26

1.Мотивация как инструмент управления персоналом. Огнев А. С. УП-6, 2003. С. 20
2.Каркуленко Н. Вопросы мотивации труда на современном предприятии. www.jobmaster.ru/
3.Хлебников Д.В. Применение пирамиды иерархии потребностей Маслоу при проектировании системы мотивации.
4.Ландышев М. Неденежные методы мотивации персонала. www.emsi.ru
5.Жуков А.Д. "Что такое мотивация труда?" : К. КНЕУ 1998 . - 201с. www.uran.donetsk.ua
6.Психология менеджмента: учебник под ред. Проф. Г.С. Никифорова – СПб.: Издательство СпбГУ, 2000. 572 с.
7.Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М, 2000
8.Жуков А. "Что такое мотивация труда?" : К. КНЕУ 1998 . - 201с. www.uran.donetsk.ua
9.azps.ru Психология >> Мотивация персонала
10.azps.ru Организационная психология >> Мотивация деятельности
11.Мурашов М. Кадровый менеджмент. 10.04.2003. www.hrm.ru

Вопрос-ответ:

Какие могут быть причины пассивности работника?

Причины пассивности работника могут быть разными: низкая заинтересованность в работе, неудовлетворенность условиями труда, отсутствие четких целей и мотивации, недостаточное вознаграждение и признание, отсутствие развития и карьерных перспектив, конфликты с коллегами или руководством и другие.

Что такое мотивация?

Мотивация - это внутренняя или внешняя сила, которая побуждает человека к определенному действию или достижению цели. Мотивация направляет и активизирует деятельность человека, влияет на его интересы, потребности, ценности и ожидания.

Какие бывают виды мотивации?

Существует несколько видов мотивации. Внутренняя мотивация основана на личных интересах, целях и потребностях работника. Внешняя мотивация связана с влиянием внешних факторов, таких как вознаграждение, поощрение или стимулы со стороны руководства. Комбинированная мотивация - это сочетание и взаимодействие внутренних и внешних факторов.

Какая система мотивации и стимулирования персонала может быть в организации?

Система мотивации и стимулирования персонала может включать различные методы и инструменты, такие как финансовые вознаграждения, бонусы и премии, повышение квалификации и обучение, гибкий график работы, возможности карьерного роста и продвижения. Также важную роль играют мотивирующая корпоративная культура, признание и поощрение достижений, создание комфортных условий и сильного командного духа.

Какие известные концепции мотивации можно выделить?

Среди наиболее известных концепций мотивации можно назвать иерархию потребностей А. Маслоу, где предлагается иерархическое разделение потребностей человека на физиологические, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в самоуважении и самореализации. Еще одной известной концепцией является теория ожидания В. Врума, которая утверждает, что мотивация зависит от ожидания получения вознаграждения и оценки вероятности его достижения. Также стоит упомянуть концепцию усиления Э. Локка, основанную на предположении, что поведение человека зависит от его ожидания удовлетворения через конкретные действия.

Какие могут быть причины пассивности работника?

Причины пассивности работника могут быть разные. Некоторые из них включают недостаточную мотивацию, низкую заработную плату, отсутствие возможностей для профессионального роста, неудовлетворительные рабочие условия и отношения с коллегами или руководством.

Что такое мотивация?

Мотивация - это внутренняя или внешняя сила, которая стимулирует человека к достижению определенных целей или благоприятному поведению. Она может быть связана с желанием получить награду, избежать наказания, удовлетворить потребности или достичь личных целей и амбиций.

Какие виды мотивации существуют?

Существует несколько видов мотивации, включая внешнюю мотивацию (награды, похвала, повышение зарплаты), внутреннюю мотивацию (личное удовлетворение от выполнения задачи), социальную мотивацию (желание быть принятым и узнанным коллегами) и идентификационную мотивацию (связь с ценностями и целями организации).