Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие позитивистской теории Г.Спенсером и Э.Дюркгеймом

  • 15 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 06.04.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава первая. Предпосылки возникновения социологии.
Глава вторая. Позитивистская теория в социологии.
Глава третья. Развитие позитивистской теории Г.Спенсером и Э.Дюркгеймом
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.
Общество представляет собой сверхорганический агрегат, развивающийся по законам эволюции. Эволюция, в свою очередь, осуществляется в борьбе за существование между обществом и окружающей средой и различными обществами.
В данной борьбе боязнь перед живыми и мертвыми превращается в конфликт. Страх перед живыми порождает политические действия, выражающиеся в милитаризме и порождающие социальную организацию и государство; страх перед мертвыми - религию, как основу культуры. Однако подобные изменения могут происходить и в обратную сторону, сторону деградации.
Социальная политика призвана исходить из эмпирического изучения социально-культурного контекста явлений, ее значение в том, чтобы дать естественный ход процессу эволюции, освободив его от произвола отдельных индивидов и групп.
На основании этого Спенсер сформулировал закон так называемой “равной свободы”, главная задача государства заключается в обеспечении соблюдения закона равной свободы. Философ Э.Дюркгейм, развивая философию позитивизма, ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом.
Дюркгейм подразделял такие социальные факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные - коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения).
Общество, по мнению философа, представляло самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом. Главным критерием социального развития Дюркгейм считал, так называемую, “социальную солидарность”, а силой строящей социальное целое - разделение труда.
Солидарность базируется на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но находится независимо от него. Разделение труда предопределяет обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Значительное место в системе коллективных представлений и механизмах солидарности Дюргейм отдавал религии, включив в нее всю систему верований.
Заключение
Огюст Конт реформировал систему общественного знания и предложил новую науку об обществе — социологию. Конт высказал мнение о создании такой науки и изначально назвал ее социальной физикой.
Позднее Конт предложил другое название — социология, что означает “соци” — общество, “лог” — знание, наука). Философ считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — это наблюдение, сравнение и эксперимент.
Система наук, согласно теории Конта, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому.
Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации.
Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами философа являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм).
Конт полагал, что законы развития общества аналогичны физическим и биологическим законам. Общество представляет собой “коллективный организм”, в основании развития которого расположено развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение соглашения.
Индивиды есть компоненты социального организма. Общество развивается через совершенствование, определенную гармонизацию, связей между индивидами.
Последователь О.Конта в области позитивистской теории Г.Спенсер. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно взятые общества могут не только прогрессировать, но и деградировать.
Очевидно одно, общество регулярно трансформируется и модифицируется. Все это происходит в результате теснейшего взаимодействия структурированных элементов в обществе.
Позитивистская концепция Спенсера базируется на идеи обеспечения государством равной свободы, как залога процветания социума.
Другой последователь позитивистской теории Дюркгейм вводил понятие “социального факта”, как главного элемента, регулирующего развитие отношений между людьми.
Существенную роль в жизнедеятельности социума Дюркгейм отводил религии.
Общество, по мнению философа, находится над государством, основные принципы функционирования которого представляют собой взаимную солидарность и разделение труда.
Социология как наука об обществе имеет сложное историческое прошлое, а также большое количество течений, над развитием дисциплины трудились и трудятся множество ученых и философов всего мира.

Список используемой литературы

История философии / Рос. акад. наук. Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 1997-141 с.
Краузе А.А. Эволюция философии науки (позитивизм) - СПб. : Изд-во
СПбГТУ, 1998. - 33 с.
Огюст Конт К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О.Бороноева и
И.А. Голосенко, СПб, Петрополис, 1998., 226 с.
Оливер М. История философии : [Великие мыслители с 2000 г. до н.э. до
наших дней] / Минск: Белфаксиздатгрупп, 1999. – 191 с.
5. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней - СПб.: ТК
"Петрополис", 1994-. - 22 см.

Огюст Конт К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О.Бороноева и И.А.Голосенко, СПб, Петрополис, 1998., 125 с.
История философии / Рос. акад. наук. Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 1997-141 с.

Краузе А.А. Эволюция философии науки (позитивизм) - СПб. : Изд-во СПбГТУ, 1998. - 23 с.

Краузе А.А. Эволюция философии науки (позитивизм) - СПб. : Изд-во СПбГТУ, 1998. - 15 с.

Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней - СПб.: ТК "Петрополис", 1994-. - 22 см.

Оливер М. История философии : [Великие мыслители с 2000 г. до н.э. до наших дней] / Минск: Белфаксиздатгрупп, 1999. – с.54-57.
Огюст Конт К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О.Бороноева и И.А. Голосенко, СПб, Петрополис, 1998., 80-85 с.













4

1.История философии / Рос. акад. наук. Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 1997-141 с.
2.Краузе А.А. Эволюция философии науки (позитивизм) - СПб. : Изд-во
3.СПбГТУ, 1998. - 33 с.
4. Огюст Конт К 200-летию со дня рождения / Под ред. А.О.Бороноева и
a.И.А. Голосенко, СПб, Петрополис, 1998., 226 с.
5.Оливер М. История философии : [Великие мыслители с 2000 г. до н.э. до
6.наших дней] / Минск: Белфаксиздатгрупп, 1999. – 191 с.
7.. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней - СПб.: ТК
8."Петрополис", 1994-. - 22 см.

Контроль работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ

Тема: "Классический период в истории развития

социологии"

Содержание

Введение

1. Позитивизм О. Конта

2. Натурализм, Спенсер

3. Социологизм Э. Дюркгейма

4. Номинализм М. Вебера

Вывод

Литература

Введение

Социология как наука вычленилась из философии в конце 30-х - начале 40-х годов, а термин "социология" (от лат. - общество и греч. logos - учение) был введен в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", который считается официальным фактом появления этой науки.

В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опираться, чтобы иметь свое собственное место и роль в этом процессе.

В это время, имел место быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, росла нестабильность. В то же время произошло формирование среднего класса, открытие за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплять демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х годов, были очевидны не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в лечении мирным путем. Именно средний класс и сделали своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время, добавляются два основных направления социологии -- эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

1. Позитивизм О. Конта

Огюст Конт (1798 - 1857) - французский мыслитель, основатель социологии. Социология по Конту-это единственная наука, которая изучает общество как реальность, управляемую естественными законами и что находится во времени. Конт пытался создать доказательную, общепризнанную, "позитивную" социальную теорию общества на основе научных методов. В те времена не существовало иных научных методов, кроме физических, таких, как наблюдение, изучение косвенных, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами физики, О. Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована на изучение частей общества (семьи, государства, религии и так далее); вторая - на осмысление проблем социального развития и изменения общества. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Такой подход, он называется -

Узнать стоимость работы