Уголовно-правовая политика и её основные направления в борьбе с преступностью в современных условиях уголовного законодательства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовное право
  • 2626 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 03.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Понятие и содержание уголовно-правовой политики
Глава 2. Основные направления уголовно-правовой политики в борьбе с преступностью
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, необходимо отметить важность принятия Закона «О борьбе с организованной преступностью» (проект закона принят Государственной Думой, но не подписан президентом).
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в России и в мире, являются многоаспектными и приобретают все большую актуальность. Распространение наркотических средств, их объемы и последствия создают существенную угрозу здоровью населения, подрывают экономический потенциал, негативно влияют на демографическую ситуацию в мире и правопорядок в государстве.
Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятая в 1993 г., рассматривает предупреждение незаконного оборота наркотических средств и злоупотребления ими в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.
Важное значение здесь имеет взаимодействие и другие /формы сотрудничества, прежде всего международного, правоох-) ранительных органов разных государств в ликвидации каналов поступления наркотиков, в усилении пограничного и таможенного контроля.
Подобное международное сотрудничество особенно значимо, поскольку Россия, к сожалению, уже приобрела репутацию государства с благоприятными условиями для наркоэкспансии и постепенно превращается в новый мировой центр наркобизнеса. Через российские границы пролегли каналы контрабандного поступления наркотиков из Азии в западные страны, которые постепенно «прибирает к рукам» международная наркомафия. Российские преступные группировки помогают зарубежным партнерам «отмывать» наркодоллары и через новую банковскую сеть вкладывать их в крупные коммерческие инвестиции, легализуя, таким образом преступно нажитые капиталы.
Международное сотрудничество (в том числе проведение межгосударственной операции «Канал», получившей высокую оценку Международного комитета ООН по контролю над наркотиками) и взаимодействие правоохранительных органов способствовали раскрытию целого ряда наркопреступлений международного характера.
Так, несколько лет назад сотрудниками МВД России совместно с коллегами из Казахстана пресечена преступная деятельность международной группы наркодельцов. При этом задержано более 20 членов преступного сообщества, у которых изъято около 500 кг наркотиков, 75 тыс. долл. США и огнестрельное оружие. Полностью разгромлена и организованная международная наркогруппировка, являвшаяся составной частью колумбийского картеля Кали, в которую входили граждане Эквадора, Перу, России и США. Выявлен и пресечен контрабандный канал поставки кокаина в особо крупных размерах организованной наркогруппой, состоящей из граждан США и России. При попытке сбыта очередной партии кокаина арестован один из организаторов этой группы — гражданин США. Всего же правоохранительными органами России ежегодно из незаконного оборота изымается 55—60 тонн различных наркотиков.
Однако общество и государство вряд ли могут быть довольны достигнутыми результатами и в особенности складывающейся наркоситуацией. Неудовлетворенность существующим положением обусловило социальную потребность поиска новых правовых и организационных форм противодействия незаконному обороту наркотиков и совершения соответствующих преступлений; внесения изменений в действующее уголовное законодательство, а также создания в начале 2003 г. Государственного комитета РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, на который возложена координация усилий всех государственных органов, международных и национальных общественных организаций в решении этой сложной задачи.
Велика роль этого комитета и в реализации разработанной Правительством России Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». Целью этой программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а также поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступлений и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества. Программа включает меры, направленные: на обновление правовой базы деятельности по предупреждению наркомании и наркопреступности, профилактики несовершеннолетних и молодежи; на совершенствование системы лечения и реабилитации наркоманов; на развитие международного сотрудничества страны в области противодействия наркотикам.
Экономическая преступность и связанная с ней всеобщая криминализация экономических отношений в России превратились в явление, представляющее одну из главных угроз национальной безопасности. Это обусловлено, прежде всего, его масштабами: совокупный материальный ущерб от совершаемых экономических преступлений намного выше потерь по другим видам корыстных преступлений.
Борьба с экономической преступностью представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.
Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциалъные и специально-криминологические меры предупреждения.
Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих и правоохранительных органов, общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в Российской Федерации. Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учетом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.
Среди основных направлений такой программы, необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление.
Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью.
На основании вышеизложенного, необходимо сделать следующий вывод.
Под направлениями уголовно-правовой политики понимаются ее составные части, те конкретные сферы уголовно-политической деятельности, в которых осуществляется противодействие преступности.




Заключение

Уголовно-правовая политика как политика в области борьбы с преступностью, основанная на уголовном законе, выступает в качестве составного элемента (подсистемы) уголовной политики, которая, в свою очередь, является составляющей более общего порядка — социальной политики государства в названной сфере.
Уголовно-правовая политика занимает особое место среди элементов уголовной политики. Это объясняется тем, что именно уголовное законодательство выступает материально-правовым основанием, содержанием, диктующим соответствующую форму для уголовно-процессуальной политики. И именно уголовное законодательство, закрепляя совершенно определенные виды мер уголовно-правового характера, основания, принципы и порядок их применения, задает основные параметры содержания уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего их исполнение.
Как и уголовная политика в целом, так и отдельные ее элементы реализуются в трех основных формах: правотворчестве, применении права, влиянии на правовое сознание и правовую культуру. В своей органической совокупности и неразрывном единстве эти формы определяют «лицо» государства в области борьбы с преступностью в конкретный исторический период.
Уголовно-правовая политика России на современном этапе характеризуется достаточно сложной динамикой. С одной стороны на нее оказывает влияние резкое до обвальности ухудшение криминальной обстановки, требующее усиления карательной функции государства. С другой - уголовная политика должна исходить из новых, гуманистических ценностей, которыми руководствуется государство.
Уголовно-правовая политика, разрабатывая стратегию и тактику противодействия преступности, должна учитывать не только состояние преступности, но и ее движущие силы — причины и условия, способствующие совершению преступления. Криминогенный фон, те процессы, которые лежат в основе преступных проявлений, достаточно пестр, он включает негативные явления практически во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, психологической, духовно-нравственной, правоохранительной, правотворческой и т.д. Комплексность преступности и ее причин предполагает и комплексный подход в организации противодействия преступности. Уголовно-правовая политика должна содержать четкие ориентиры в отношении сил и средств, входящих в комплекс противодействия преступности, ориентиры возможностей принудительного воздействия, осуществляемого государством.
Таким образом, уголовно-правовая политика, чтобы быть действенной, должна учитывать большой объем факторов, противодействующих ей и благоприятствующих преступности. Умело сочетая свои принудительные возможности с ограниченными ресурсами общества, на основе первоочередного решения социальных, экономических и духовных проблем, действуя планово, комплексно, активно привлекая общественность, государство может создать уверенную перспективную уголовно-правовую политику, позволяющую осуществлять над преступностью социальный контроль.










Список литературы:

Конституция Российской Федерации. 12.12.1993
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.)
Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее регулирования, Л., 1986
Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: 1999
Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М. 1999
Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2001
Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. – М.: Издательство МНЭПУ. 1999
Топильская Е.В. Организованная преступность. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 1999
Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 1. Преступление. / Под ред. А.И.Коробеева. Владивосток. 1999
Организованная преступность: Курс лекций – СПб.: Питер. 2002
Звечаровский И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3






Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее регулирования, Л., 1986. С. 15-17
Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. – М.: Издательство МНЭПУ. 1999. С. 16
Звечаровский И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3
Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2001. С. 85
Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 1. Преступление. / Под ред. А.И.Коробеева. Владивосток. 1999. С. 100
Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: 1999. С. 162
Звечаровский И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3
Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М. 1999. С. 15
Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М. 1999. С. 73

Топильская Е.В. Организованная преступность. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 1999. С. 42
Организованная преступность: Курс лекций – СПб.: Питер. 2002. С. 47
Организованная преступность: Курс лекций – СПб.: Питер. 2002. С. 61












26

1.Конституция Российской Федерации. 12.12.1993
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.)
3.Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее регулирования, Л., 1986
4.Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: 1999
5.Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М. 1999
6.Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2001
7.Тер-Акопов А.А. Уголовная политика Российской Федерации. – М.: Издательство МНЭПУ. 1999
8.Топильская Е.В. Организованная преступность. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 1999
9.Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 1. Преступление. / Под ред. А.И.Коробеева. Владивосток. 1999
10. Организованная преступность: Курс лекций – СПб.: Питер. 2002
11. Звечаровский И.Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3

Вопрос-ответ:

Что такое уголовно-правовая политика?

Уголовно-правовая политика - это совокупность правовых, организационных, предупредительных и репрессивных мер, направленных на обеспечение общественной безопасности и борьбу с преступностью.

Какие основные направления уголовно-правовой политики в борьбе с преступностью?

Основные направления уголовно-правовой политики в борьбе с преступностью включают усиление уголовной ответственности, применение альтернативных мер уголовного наказания, развитие сотрудничества между правоохранительными органами разных стран, усиление межведомственного взаимодействия и информационной поддержки.

Расскажите о значимости принятия Закона «О борьбе с организованной преступностью».

Принятие Закона «О борьбе с организованной преступностью» является важным шагом в борьбе с организованной преступностью, так как он предусматривает ужесточение уголовной ответственности за организацию и участие в преступных группах, расширяет полномочия правоохранительных органов и обеспечивает возможность эффективного противостояния преступности данного рода.

Какие проблемы связаны с незаконным оборотом?

Незаконный оборот сопряжен с рядом проблем, таких как нарушение общественной безопасности, экономические потери для государства, разрушение социального порядка. Преступная деятельность, связанная с незаконным оборотом, также часто связана с оружейными торговцами, наркоторговцами и другими преступными элементами, представляет угрозу для человеческой жизни и здоровья.

Какие альтернативные меры уголовного наказания используются в уголовно-правовой политике?

В уголовно-правовой политике в борьбе с преступностью применяются альтернативные меры уголовного наказания, такие как условно-досрочное освобождение, административные наказания, штрафные санкции, общественные работы и другие меры, направленные на реабилитацию преступников и предупреждение совершения новых преступлений.

Для чего нужна уголовно-правовая политика?

Уголовно-правовая политика необходима для обеспечения безопасности и защиты прав граждан. Она направлена на предотвращение преступлений, расследование и наказание виновных лиц, а также на реабилитацию и социальную адаптацию осужденных.

Какие основные направления уголовно-правовой политики в борьбе с преступностью?

Основные направления уголовно-правовой политики включают в себя: укрепление законности и правопорядка, совершенствование уголовного законодательства, усиление борьбы с организованной преступностью, развитие системы уголовно-исполнительной политики, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Какие проблемы связаны с незаконным оборотом?

Незаконный оборот ставит под угрозу экономическую безопасность государства, приводит к коррупции и лавинообразному росту преступности. Кроме того, он способствует распространению наркотиков, контрабанде оружия и лиц, а также торговле людьми. Проблемой также является отмывание денежных средств, полученных от незаконного оборота.