Вам нужен реферат?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственный долг (внутренний, внешний)

  • 26 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 19.11.2006
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность государственного долга
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины появления государственного долга
2. Современное состояние внутреннего и внешнего долга РФ
2.1. Государственный внутренний долг
2.2. Государственный внешний долг
3. Пути урегулирования государственного долга
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.
Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространенными видами ее являются: обмен на долговые обязательства третьих стран; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т. п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.
В качестве примера можно привести конверсию займов, проведенную Российской Федерацией в 1999 г. в рамках новации государственных краткосрочных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Конверсия носила принудительный характер, предполагала пересчет суммы долга на основе дисконтирования номинальной стоимости обмениваемых бумаг и замену ранее выпущенных ценных бумаг на новые с постоянным и переменным купонным доходом со сроками обращения от трех до пяти лет и частичной выплатой денежных сумм.
Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.
Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.
Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.
Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. В США в 1838 г. восемь южных штатов отказались платить по муниципальным облигациям, объяснив это «нелюбовью к иностранцам». После Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.

Заключение
Управление государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.
Исходя из макроэкономического контекста проведения государственной политики управление государственным долгом предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами России и т. д.
Для Российской Федерации главной проблемой с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и затем стремительный рост «нового» российского долга. К тому же нет законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом, не определены пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.
В законодательстве следовало бы, на наш взгляд, более четко учесть цели, стратегию управления долгом, координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, систему управления рисками, направления рефинансирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государственных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.
Список литературы
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru.
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М.: Прогресс, 2000.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997.
Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002.
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003.
Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9.
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006.
Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // Вопросы экономики. 2001. № 10
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Приложение 1
Таблица 2.1.
Объем государственного внутреннего долга РФ
Год Сумма долга, млрд. руб. Год Сумма долга, млрд. руб. 1993 0,01 2000 576,83 1994 0,22 2001 557,81 1995 10,62 2002 533,06 1996 76,76 2003 679,70 1997 248,98 2004 681,67 1998 450,97 2005 778,82 1999 493,74 2006 851,15

Рис. 2.1. Внутренний долг РФ на 01.01. каждого года
Приложение 2
Таблица 2.2.
Объем и структура государственного внутреннего долга в 2000-2006 гг.
(млн. руб.)
Код 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ВСЕГО 576232 557417 533514 679914 6816555 778303 995840 001 Целевой заем 1990 года 3 206,8 2618,6 3 776,3 3 009,2 2 984,9 3 208,6 3 053,9 002 Целевые вклады и чеки на автомобили 2 376,3 2 110,6 2 938,7 2 447,3 2 055,8 1 962,5 3 639,3 003 Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. 79,2 10,0 0,4 0,4 0,4 0,3 0,2 005 Государственный внутренний заем 1992 г. 139,0 176,50 210,7 77,2 40,3 32,9 007 Казначейские обязательства 9,8 9,8 9,8 9,8 9,8 - - 009 Задолженность по АПК, переоформленная в вексель Минфина РФ 3 360,0 12 240,0 1 680,0 1 120,0 560,0 - 010 Государственные краткосрочные облигации (ГКО) 7 433,2 3051,1 19 541,5 18815,2 2 722,5 244,0 _ 012 Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель МФ РФ 20 878,1 15 556,8 12 559,4 8 990,6 5 997,9 3 007,4 013 Государственные гарантии 819,5 1 023,0 16,8 8 616,4 5 575,6 12 926,8 014 Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, оформленная в вексель Минфина РФ 350,0 280,0 210,0 140,0 70,0 - 015 Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленного в вексель ЦБ РФ 1 750,2 1 263,7 1 020,4 777,1 533,8 290,6 47,3 016 Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 42,6 24 106,0 24 100,8 24 100,8 24 100,8 1 295,0 48 848,0 017 Государственный сберегательный заем (ОГСЗ) 4 878,5 3 000,0 124,7 106,6 100,0 203,5 - 018 Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств 019 Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 402 213,2 359 211,3 307 820,6 350 741,5 50 476,3 43 307, - 023 Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) 2 690,0 19 498, 20 727,2 11 500,0 11 500,0 024 Задолженность по централизованньм кредитам и процентам по ним организаций АПК Челябинской области и АО "Черкейгэсстрой" 82,1 70,4 58,6 35,2 23,5 11,7 025 Авалированные векселя "Агропромбанку" 354,4 354,4 114,6 027 Облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) 112 429,6 122 766,8 138 533,6 207 069,9 199 310,7 171 224,0 235 664,5 039 Государственные сберегательные облигации (ГСО) 85 000,0 040 Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - - 42 286,9 375 423,4 542 235,1 546 419,5
Приложение 3
Таблица 2.3.
Структура государственного внешнего долга
(млрд. долл.)
Код 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 100000 Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) 119,9 148,4 139,3 129,3 122,1 119,7 113,7 104,9 111000 По кредитам правительств иностранных государств 75,0 60,8 63,6 56,8 52,4 54,7 49,7 50,1 В том числе задолженность: 111001 Кредиторам Парижского клуба - 42,8 46,1 42,0 44,7 47,7 43,1 44,4 111002 Кредиторам, не являющими членами Парижского клуба - 3,7 3,7 3,6 3,6 3,6 3,3 2,9 111003 Задолженность бывшим странам СЭВ - 14,3 13,8 11,2 4,1 3,4 3,3 2,8 112000 По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм 3,5 35,0 5,9 6,0 3,4 3,8 2,9 0,0 112001 В том числе кредиторам Лондонского клуба - 29,0 0,1 0 0 0 0 0 112002 Коммерческая задолженность - 6,0 5,9 6,0 3,4 3,8 2,9 112000 По кредитам международных финансовых организаций 5,4 19,4 16,2 14,9 13,9 13,1 9,7 8,9 МВФ - - - - - - 9,7 8,9 МБРР - - - - - - 3,5 2,2 ЕБРР, прочие - - - - - - 0,4 1,1 114000 Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте - 26,8 47,2 45,2 46,2 43,0 42,7 41,6 114001 В том числе: еврооблигационные займы - 15,7 36,4 35,3 37,0 35,7 35,4 34,4 114002 ОВГВЗ - 11,1 10,8 9,9 9,2 7,3 7,3 7,2 115000 По кредитам Центрального банка РФ - 6,4 6,4 6,4 6,2 6,2 5,5 4,3
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru. Ст. 97.
Там же.
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006. С. 58.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. С. 191.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004. С. 9.
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 393.
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003. С. 70.
Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9. С. 71.
Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997. С. 15.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru. Ст. 106-117.
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006. С. 61.
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации












2

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru.
2.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006.
3.Вавилов Ю.Я. Государственный долг. М.: Прогресс, 2000.
4.Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
5.Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997.
7.Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002.
8.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003.
9.Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9.
10.Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006.
11.Илларионов А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга // Вопросы экономики. 2001. № 10
12.http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
13.http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего долга РФ и его влияние на экономическую безопасность

1.1 Внутренний долг России

1.2 Внешний долг России

1.3 Особенности экономической безопасности, применяемые внешнего и внутреннего долга

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ современного состояния внутреннего и внешнего долга России

2.1 Анализ современного состояния государственного внутреннего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

2.2 Анализ современного состояния внешнего долга России, его проблем и влияния на экономическую безопасность

Выводы по главе 2

Глава 3. Пути решения проблемных аспектов внутреннего и внешнего долга России

3.1 Пути решения проблем внутреннего долга и совершенствования в управлении им

Выводы по главе 3

Вывод

Список литературы

Введение

В нынешних условиях executive для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ Правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РОССИЙСКОЙ федерации привело к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно вырос государственный долг России, как внутренний, так и внешний, поэтому тема диссертационной работы: "Внутренний и внешний долг России и его влияние на экономическую безопасность", привлекла мое внимание.

Страны, проводя экономические преобразования, всегда прибегают к внешним займам, так что вопросы управления внутренним и внешним государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики сегодня являются очень актуальными. Несмотря на то, что в последние годы ситуация на рынке государственных заимствований в России очень изменилась, в лучшую сторону, не надо забывать и о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Правильно оценить ситуацию, возможно, лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Теоретическая значимость темы диссертационной работы для экономики состоит в том, что значение внешнего и внутреннего государственного долга России (в частности, в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Таким образом, управление размерами и структурой внутреннего и внешнего государственного долга важная социально-экономическая задача, которая требует хорошего теоретического обоснования.

Узнать стоимость работы