Механизм осуществления политической власти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 2424 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 19.11.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВСТУПЛЕНИЕ
1. Механизм осуществления политической власти
1.1. Что есть механизм осуществления власти. Политический режим
1.2. Виды политических режимов. Способы осуществления власти
1.3 Политическая система общества: понятие, структура, функции
1.4 Место и роль государства и права в политической системе общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.





















1.4 Место и роль государства и права в политической системе общества

Понятия "государство" и "политическая система общества" соотносятся, как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму "общеобязательности". Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.
Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.
Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:
может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;
регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.
Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт.
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:
1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);
2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);
4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.;
5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.
Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.
Если конституции XIX в. даже не упоминали о политических партиях, хотя партии уже тогда занимали видное положение в государственно-политической жизни, то сейчас регулирование их деятельности - самостоятельный правовой институт. Обычно в законодательстве современных государств отражаются следующие моменты: понятие политической партии; определение места и роли в политической системе общества; условия и порядок создания и прекращения деятельности политических партий; требования к идеологии и программной позиции партии; требования к организационному строению и порядку деятельности партий; финансово-экономическая база партии; взаимоотношения с публичной властью, прежде всего участие в выборах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления, и т.д. (В России закон о партиях пока не принят.)
Происходящее расширение объема правового регулирования отношений, связанных с порядком образования, организацией и деятельностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого "партийного права" ("права партий").






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти – системы организаций и норм их устройства и деятельности.
Механизм власти имеет сложную и иерархичную структуру. Первичным субъектом власти, ее источником, является народ, реализующий часть властных функций непосредственно, а часть -делигируя  официальному представителю (государству).
Применительно к обществу механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты, а так же право. Законное право государства разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей,  не может осуществляться из единого центра, единым властвующим субъектом. В силу этого объективно вытекает проблема разделения властей. Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный принцип официально был закреплен в конституции США, упоминание о нем встречается в актах Великой французской революции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т.п. Реализация разделения властей дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества как власть и свобода, государство и личность, под углом зрения самоценности последней.
Разделение властей реализуется в 2 плоскостях. Оно возможно по вертикали и по горизонтали:
По вертикали – это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной.
По горизонтали – разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви власти выступает парламент (2 или 1 палатный).
Исполнительная власть. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.
Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
Соловьев А.И. «Власть в политическом измерении». Вестник МГУ, Серия 12, "Политические науки", 1997, № 6.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: «Юристъ», 2004.

Соловьев А.И. «Власть в политическом измерении». Вестник МГУ, Серия 12, "Политические науки", 1997, № 6.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. С. 69.
Теория государства и права. Учебник // Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: «Юристъ», 2004. С. 97.

Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: «Юристъ», 2004. С. 99.













24

1.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997.
2.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
3.Соловьев А.И. «Власть в политическом измерении». Вестник МГУ, Серия 12, "Политические науки", 1997, № 6.
4.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
5.Теория государства и права. Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: «Юристъ», 2004.

Вопрос-ответ:

Каков механизм осуществления политической власти?

Механизм осуществления политической власти включает в себя различные компоненты, такие как правительство, законы, выборы, политические партии и общественные организации. Он основывается на установленных институциональных процедурах и структурах, которые позволяют принимать решения и контролировать их исполнение в интересах общества.

Какие виды политических режимов существуют?

Существует несколько видов политических режимов, таких как демократия, автократия, тоталитаризм и диктатура. В демократической системе власть принадлежит народу, который выбирает своих представителей. В автократии власть сосредоточена в руках одного человека, а в тоталитаризме правительство контролирует практически все аспекты жизни общества.

Что входит в политическую систему общества?

Политическая система общества включает в себя различные институты и организации, которые участвуют в процессе принятия и реализации политических решений. Это может быть правительство, парламент, политические партии, общественные движения и другие структуры, которые влияют на политический процесс общества.

Какую роль играют государство и право в политической системе общества?

Государство и право играют важную роль в политической системе общества. Государство обладает монополией на применение силы и управление территорией, поддерживает порядок и обеспечивает условия для политической деятельности. Право регулирует отношения между государством и гражданами, обеспечивает защиту прав и свобод человека, а также регулирует политические процессы и институты.

Какие функции выполняет политическая система?

Политическая система выполняет ряд функций, таких как обеспечение управления обществом, защита прав и свобод граждан, поддержание стабильности и порядка, регулирование конфликтов, формирование и реализация политик, представление интересов граждан, обеспечение безопасности и защиты территории. Все эти функции направлены на устойчивое функционирование общества и достижение его целей.

Что такое механизм осуществления власти? Какие есть политические режимы?

Механизм осуществления власти - это система институтов, процедур и норм, которые регулируют передачу и осуществление политических полномочий. Политический режим - это форма организации политической власти, которая определяет, каким образом и на основе каких принципов осуществляется политическая деятельность. Существуют различные виды политических режимов, включая демократию, автократию, тоталитаризм и др.

Что включает в себя политическая система общества? Какое место занимают государство и право в политической системе?

Политическая система общества включает в себя различные институты и организации, которые участвуют в формировании и осуществлении политической власти. Она включает в себя правительство, парламент, политические партии, общественные организации и др. Государство и право занимают важное место в политической системе, поскольку они являются основными инструментами регулирования и осуществления власти.

Какие функции выполняет политическая система общества?

Политическая система общества выполняет ряд функций. Она обеспечивает стабильность и безопасность общества, регулирует конфликты и разрешает споры, устанавливает законы и правила, защищает права и свободы граждан, обеспечивает социальное равенство и справедливость, осуществляет социальный контроль и др.