Товарищество художественных передвижных выставок. Идеологические и художественно-эстетические принципы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 115115 страниц
  • 82 + 82 источника
  • Добавлена 01.09.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. История ТПХВ как явление русской художественной культуры второй половины XIX века
1.1 Причины и предпосылки создания Товарищества передвижных художественных выставок
1.2. Бунт14: создание Товарищества передвижных художественных выставок
1.3 История Товарищества передвижных художественных выставок в документах
Глава II.Творчество ТПХВ
2.1 Бытовая картина в творчестве передвижников
2.2 Историческая живопись в творчестве передвижников
2.3 Портрет в творчестве передвижников
2.4 Пейзаж в творчестве передвижников Глава III. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок
3.1 Идейные основы Товарищества передвижных
художественных выставок
3.2 Выставочная деятельность
3.3 Товарищество передвижных художественных
выставок в художественной критике
3.4 Причины распада
Заключение
Список использованной литературы
Приложение I
Приложение II
Фрагмент для ознакомления

Они почти бессменно руководили в Правлении и регулировали прием новых участников, решали судьбу картин при отборе на выставки.
Популярность Товарищества росла, и все увеличивалось число желающих вступить в него. Однако, кто находил одобрение Правления? – Пейзажист Е Волков, «даровитый, но склонный к сентиментальности», Н. Богдано-Бельский, «модный исторический живописец» К. Лебедев и многие другие. Между тем, как широко известные, сыгравшие значительную роль в искусстве К. Коровин, А. Рябушкин, Л. Пастернак, подтвердившие свое право быть члена Общества многочисленными выставками, тем немение так и не были выбраны. В течении семи лет не принимали в члены объединения Нестерова и Левитана, регулярно присылавшие свои картины на выставки, а у А. Васнецова «этот стаж вырос до 16 лет». За все время существования Товарищества, лишь немногие удостоились чести стать его членом.
«В то время как творчество передвижников представляло собой явление, обращенное к возможно более широкой общественной аудитории, само по себе объединение их оставалось замкнутой корпорацией, допускавшей прием новых членов только путем баллотировки». При чем никакого документального подтверждения приема или отказа в приеме не было запротоколировано. Однако мы имеем целый ряд свидетельств изменений, вносимых в 1878 году в Устав, которые показывает, как постепенно ужесточались меры по приему экспонентов.
«…Относительно экспонентов постановлено: 5% взнос, взыскаемый Товариществом с проданных произведений экспонента, - вовсе отменить, а также не выдавать и дивиденда». Следующей мерой стала отмена § 15 в котором говорится: «…принимать экспонентов лишь на общем собрании», что означает отмена разделения отделения Петербургского и Московского. Далее следует еще одно постановление: «… В том же случае, когда Товарищество признает желательным усилить свой состав новым членом, то баллотирует это лицо предварительно на общем собрании и, если при этом получится не менее 2/3 голосов положительных, Товарищество приглашает вступить избранное лицо в свою среду». Если учесть, что самыми влиятельными членами Товарищества продолжали оставаться Г.Г Мясоедов, Ярошенко. Лемох, то исход такого Собрания был очевиден. «Эта вечная игра при приеме экспонентов. Всего этого я наконец переносить не могу… чиновничество мне ненавистно; я бежал из Академии от чиновников – у нас возникла своя бюрократия». – напишет И.Е. Репин. Сохранилось взволнованное письмо к А. Васнецову пейзажиста Первухина, в котором он, будучи выбран в члены Товарищества в 1899 году и даже будучи в Правлении, резко осуждает обособленность руководителей, которые вели себя несолидарно, недемократично по отношению ко всему коллективу. «Между собой» «шепотом…в кулуарах» решались важные дела.
Было ли это нежелание старшего поколения сдавать свои позиции или боязнью пополнения случайными людьми, или консерватизм, свойственный старшему поколению? Скорее всего, действовали все факторы вместе.
В мемуарах и письмах передвижников мы не найдем ответов на эти вопросы, история конфликта в этих источниках практически не освещена. Исключением, пожалуй, является «Воспоминания о передвижниках» Я.Д Миченкова. Будучи представителем третьей волны передвижников, автор книги описывает события как бы от всех представителей молодого поколения. На страницах его мемуаров, Г.Г Мясоедов и старшее поколение предстают консерваторами, яростными защитниками старых устоев, не признающих ничего новое и регулирующие жизнь Товарищества. «Непригоже нам – вспоминает автор слова Г.Г Мясоедова, - идя в Иерусалим, заходить в кабачок, тонуть в новом искусстве. Лучше вариться в собственном соку».
«Когда А Васнецов и Поленов в свое время возражали против расширения Товарищества, они протестовали против включения в его состав мастеров, творчество которых было чуждо демократизму передвижников. Теперь возражения принимают характер протеста против художников, творчество которых в основе своей, сохраняя и развивая идейные заветы передвижничества, вместе с тем являет собой новую систему видения мира».
«Все эти постановления, были, конечно, продиктованы беспокойством о сохранении творческого единства организации. И вместе с тем такое усиленное внимание к мерам формального характера, стремление при помощи таких мер решать вопросы, касающиеся идейной целостности Товарищества, свидетельствовали о том, что сами идеи и задачи, вокруг которых в свое время объединились передвижники, не цементировали теперь их сообщество столь прочно, как и раньше».
30 апреля 1890 года был обнародован новый устав Товарищества. По сути своей он был еще более реакционен и утверждал полновластие старших передвижников. §5. гласит, что в члены Товарищества избирает общее собрание тех художников, которые будут предложены; §10. Совет Товарищества составляется из всех членов-учредителей Товарищества, не покидавших его с момента основания …» В этот Совет избранны в основном консервативно настроенные передвижники: Н.А. Ярошенко, К.В. Лемох, В.Е. Маковский, В.И. Суриков, П.А. Брюллов и др.
Протест молодого поколения не заставил себя ждать. На собрании
Товарищества 6 марта 1891 года была подана так называемая «петиция тринадцати экспонентов». По ней была принята резолюция, игнорировавшая их предложение, как некогда Академия отвергла петицию четырнадцати ее выпускников. Однако после девятнадцатой выставки в Товарищество все же принимаются десять экспонентов, среди которых И.И. Левитан, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, А.Е. Архипов.
Все это спровоцировало помимо общего недовольства и бурных дискуссий выход из состава Товарищества сначала Репина, а затем И.В. Васнецова.
Отчуждение молодых художников вызвал и следующий документ: «Условия для приема картин экспонентов на выставках Товарищества
передвижных художественных выставок», написанный Ярошенко. В нем автор пытается разделять жанры на более и менее значительные. «Этюды голов, портреты и мертвая натура принимаются гораздо строже, головы и портреты помимо хорошего исполнения должны быть типичны и делать
интересным и для тех, кто с оригиналом незнаком, а мертвая натура, цветы,
букеты и прочее принимаются только в особенно виртуозном исполнении…»
Наряду с отчуждением, в этот период резко возрастает роль более демократичного Московского Товарищества художников. Именно сюда переходят К.А. Коровин, В.А. Серов, Е.Д. Поленов, , А.М. Корин и другие начинающие передвижники. Отсутствие единства предопределило разделение по территориальному признаку.
Конфликт, наметившийся в начале века, новые исторические условия, не способность отвечать на них старшего поколения, не могли не тормозить работу Товарищества, однако творческая жизнь в целом не замирала. Ежегодная передвижная выставка по-прежнему являла собой подлинное лицо русского изобразительного искусства. Но нельзя судить о данном периоде в истории Товарищества как о времени неуклонной деградации передвижничества. «В действительности… 1890-е начало 1900-х годов были периодом хотя и сложным, но важным для всего русского искусства».
Но в это же время новые изобразительные течения пробивают себе путь. В 1890 году в Петербурге образовалось объединение «Мир Искусства», в которое вошли Н.Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев. Новое выставочное объединение также не ставило во главу угла материальный стимул и его позицию скорее можно было отнести не к концепции «искусство ради искусства» - с чем еще так недавно боролись передвижники. Инициаторы объединения, заручившись материальной поддержкой известных меценатов С.И Мамонтова и М.К Тенешевой, с ноября 1898 года издавали прекрасно оформленный журнал с одноименным названием. Их принципы согласовывались с видением молодого поколения передвижников, так называемой, третьей волны. Они внесли свой вклад не только в сюжетику, но и в общий строй картины. « Меньше рассказывая, объясняя зрителю, они оставляли простор его собственному воображению». Это в свою очередь усиливало значение живописных средств. «Молодежь с энтузиазмом обратилась к выразительным возможностям цвета и света, что привело к общему уровню живописи». Часто образы характеризовались не столько выражением лиц, крупными планами, сколько силуэтом, жестом, связью с фоном. Способы воплощения жизни в искусстве становились разнообразнее и тоньше.
Обращаясь к переписке тех лет, замечаем, как изменились цели художников, их идеология. В извечном вопросе, что важнее форма или содержание, наметился курс в сторону красоты формы и в свою очередь протест против сухости и мрачности современного искусства. «… В нынешнем веке пишут все тяжелее, ничего отрадного. Я хочу, отрадного и буду писать только отрадное» - заявляет Серов в 1887 году. С этими словами перекликаются мысли К. Коровина: «Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа…Нужен свет, больше отрадного…»(1891 год)
Это отрадное они находили в новом европейском течении – в импрессионизме, что старейшинами Товарищество не могло быть воспринято иначе как измена. Вспомним, с каким негодованием писал об импрессионизме В.В Стасов в статье «Искусство XIX века»: «Мане и его школа импрессионистов только и занимались, что своими «импрессионами», и совершенно упускали из виду, что было гораздо важнее физических впечатлений…Погрузившись в задачу наблюдать свои драгоценные «импрессионы» и передавать их миру, они плюнули на все задачи, существующие в мире, и заботились только о своих настроениях, неуловимых, эфироностных своих чувств и ощущений». Реалисты и импрессионисты выражали диаметрально противоположные тенденции в искусстве XIX начала XX века, разница в самом понимании современной действительности и в самой изображаемой действительности
Расхождение во взглядах на искусство привело к выходу из Товарищества целой группы молодых художников, «…среди них были В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов…». Они создали свою организацию «Союз русских художников», который развивался в русле идей передвижничества. Это стало тяжелым ударом для передвижников. Н.Н Дубровский – представитель старшего поколения, как характеризует его Я.Д Миченков: «сглаживал резкие грани между пожилыми и молодыми…ни старики, ни молодые не могли сказать «он наш». Он видел ошибку «хранителей Товарищества» и с горечью, констатировал: «Случилось великое несчастье: мы не сумели передать старое боевое знамя передвижничества в молодые, здоровые руки новых членов. И теперь талантливая молодежь пойдет за ушедшими от нас» Идеи передвижничества изживаются, и Товарищество должно уступить место новым лозунгам. Жизнь идет вперед, а мы упорно хотели остановить ее течение. Товарищество могло бы жить, дав возможность существованию в его рядах новым искренним течениям. И во вновь образовавшемся обществе будут разные толки в искусстве, и там тоже придется откалываться группам. А ушли от нас талантливые, чистокровные наши братья – передвижники, которые среди новых течений, окажутся такими же старыми, как и мы».
Четверть века Товарищество передвижников было единственным законодателем вкусов, в его рядах сосредоточились почти все передовые силы русского искусства. Начав свой триумфальный путь с «бунта» против догматичности в искусстве, к концу своей деятельности они сами к этому пришли, не сумев откликнуться на реалии современности.
«Когда разразилась революция, в опустевшем выставочном зале передвижников висели картины, чуждые тому, что происходило на улице и чем жило общество в эти дни»







Заключение

Товарищество передвижных художественных выставок распадается на рубеже веков – некоторые его члены сохраняют приверженность старым идеям, молодые создают свои объединения, некоторые увлекаются новыми течениями и связывают свое будущее с «Миром искусства». «Искусство ничего не имеет, да и не должно иметь общего с застывшими формами. Оно – живое, вечно меняющееся и требующее себе такой свободы, которая не может быть допущена у нас». Этот тезис И.Н Крамского, некогда определяющий движение передвижников, к концу века приобрел обратный смысл. Идеология Товарищества, закрепленная Уставом и не изменяемая со времени его основания оказалась той самой «застывшей формой», препятствующей дальнейшему развитию искусства. Новый век принес новые, неожиданные, обновляющие художественное восприятие тенденции, но все же Товарищество не ушло в небытие.
Идея передвижной выставки по-прежнему актуальна, принцип ее организации – как просветительского, а так же коммерческого проекта сохраняется и с минимальными изменениями доживает до современности.
Товарищество появляется в противостоянии Академии, чуть ли не как ее альтернатива, но вскоре уже лучшие его члены заинтересуются предложениями недавно оппозиционной чиновничьей организации. Сближение Академии и ТПХВ было неизбежным: обновление, хотя и весьма ограниченное первой, необходимость развития – второго – предопределили этот шаг, позволяющий говорить о следующем этапе развития живописи.
ТПХВ – «союз гениев», сюда входили признанные мастера русского искусства 1870-1880 –х годов, и это наложило свой отпечаток на значимость этой организации. У каждого – свои творческие манеры, свои взгляды на мастерство, что не могло не привести к личностным противоречиям. Регламентация деятельности Товарищества, изобилие предложений и ограничений с неизбежностью привели к попытке освободится из под опеки объединения.
Так был ли положительным опыт деятельности ТПХВ? Да, безусловно.
Более того, на основании проведенного анализа данной проблемы, мы можем заключить, что Товарищества полностью реализовало свой потенциал, воплотило в жизнь идею «искусство для народа» и существенно обогатило реалистическое направление живописи.
Общая четкая структура организации, хотя и навеянная модными в те времена социальными утопиями, создала прецедент независимого творческого союза. Вполне «народническая» в своей основе идея просвещения зрителя сыграла роль в формировании чувствующей и понимающей искусство публики. Организация продемонстрировала возможность независимого существования художника вне Академии, доказав его востребованность.
История Товарищества времен его расцвета охватывает чуть больше двух десятилетий (хотя выставки будут идти почти пятьдесят лет), это время величайших завоеваний русского искусства. Следует отметить знаковые имена – Крамской, Перов, Репин, Суриков и др. – все члены и активные участники выставок ТПВХ. Обновление репертуара жанристов, поиск сюжетов, вызывающих не только сочувствие или смех, но и некий внутренний протест, желание действовать, преобразовывать мир (то, что впоследствии будет названо «критический реализм») – заслуга мастеров объединения и в первую очередь И.Е Репина. Изменение статуса исторического полотна, уход от бездумных, но красивых антикизированных сцен к напряженным моментам отечественной истории, взгляд на них, как на нечто актуальное – принципиально важное для современного момента - достижение Сурикова, развитое в творчестве других мастеров этого жанра. Фиксацию момента, сиюминутного состояния мы находим и в портретах. Почему эти люди кажутся нам такими реальными? Надо очень любить человеческую природу, чтобы создавать образы, полные достоинства, благородства, и силы воли, как на портретах И.Н Крамского. Трепетное восприятие родного пейзажа, пусть и не столь вдохновляюще прекрасного как классическая Италия, пусть неказистого, с грязновато серым небом и размытой дорогой, но такого трогательно узнаваемого и близкого, что сердце замирает – все это плод вдохновения живописцев Товарищества И.И Левитана, И.И Шишкина, А.И Куинджи.
Несмотря на идейные споры и художественные противоречия, на расхождения в оценках, несмотря на неустроенность и сложность в перемещении экспонатов и недочеты в организации выставок - ТПХВ стоит у основания современного русского искусства: его идей и идеалов, его созерцательного восприятия проблемы формы и содержания; его отношение к критике, его стремление быть открытым и вечного поиска художником «своего зрителя», все понимающего, умного и доброжелательного. Таким в мечтах видели итог своей деятельности члены Товарищества, и недаром работы мастеров объединения до сих пор пользуются заслуженной славой у взыскательной публики.














Список использованной литературы



Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала XX века. М.: Искусство, 1991. – с.49.
Боткина А.П П.М Третьяков в жизни и искусстве. –М.: Искусство, 1993. –376
Бурова Г.П. Товарищество передвижных художественных выставок. –М.: Искусство , 1952.
Варшавский Л.Р Передвижники, их происхождение и значение в русском искусстве. – М, 1937. –48с.
Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. – Л: Искусство, 1977. –382 с.
Верещагина А.Г Николай Николаевич Ге. –Л.: Художник РСФСР,1988. – 179 с.
Ветрова Г.Е Шишкин: Сказка о лесном художнике. –М, 2001. –11с.
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания/ Ярославцева Н.А. –М, 1987. -436 с.
Голубева Э.И Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – 212 с.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство,1970. –235с
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники: Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – Л.: Искусство –1961. – 230 с.
Горина Т.Н Искусство передвижников. –М.:Знание, 1961
Дурылин С.Н Репин и Гаршин. М, 1956. – 46 с
Езеровская Н.А Передвижники и национальные художественные школы народов России. –М, 1987
Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. – с.65.
Зилоти В.П. В доме Третьякова. – М.: Искусство, 1998. - 318 с.
И.И Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. –М.: Искусство, 1956
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма. 1879 -1887. т 2.М.: Искусство 1966. – 528 с
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма. Статьи. т 1 .М.: Искусство 1965. –627с
Иовлева Л.И Товарищество передвижных художественных выставок. – Л.: Худ. РСФСР, 1981.
Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. –367 с.
Кеменов В.С Василий Иванович Суриков.- Л.: Художник РСФСР,1991. – 139 с.
Кисилев Н.А Среди передвижников. Воспоминания художника. –Л.:Художник, 1976
Крамской И.Н И Третьяков П.М Передвижники. 1869 –1887. – М, 1953. –460 с.
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- 176с.
Курочкина Т.И Иван Николаевич Крамской. –Л.: Художник РСФСР,1989. – 209 с.
Кутейникова Н.С Мозайка: К истории художественной жизни России II половины XIX- начала XX века. –СПб.: Институт им. Репина, 1997. –128 с.
Лазуко А.К Виктор Михайлович Васнецов.- Л.: Художник РСФСР, 1991. –207с.
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – 111 с.
Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин.- –Л.: Художник РСФСР,1987. – 203 с.
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – 132 с.
Леняшин В.А Василий Григорьевич Перов –Л.: Художник РСФСР,1987. – 246 с.
Леняшин В.АВалентин Александрович Серов –Л.: Художник РСФСР,1987. – 246 с.
Леонов А.И Максимов. Жизнь и творчество, М, 1981
Лясковская О.А В.Г Перов. Особенности творческого пути художника.-М.: Искусство, 1979. –171с.
Маков В.И . Вопросы литературного творчества Н.А Некрасова, Л.Н Толстого, Демьяна Бедного. –Ташкент, 1959. –312 с.
Мальцева Ф С. Мастера русского пейзажа 1870 –е гг. –М.: Искусство, 1970 . –70 с.
Манин В.С Архип Иванович Куинджи. –Л.: Художник РСФСР, 1990. -160 с
Матафонов С.М. Три века русской живописи. С.П., "Китеж", 1994. – с.55
Минченков Я.Д Воспоминания о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР.-1959., 355 с.
Мясоедов Г.Г Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 327 с.
Н.Н Ге\ Горина Т. – М, 1961. – 54 с.
Образцов Г.А Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – 188с.
Образцов Г.А. В.В Стасов и русское искусство.- СПБ.: Нива, 1995., 119 с.
Очерки третьей передвижной выставки – Киев, 1875. –52с.
Пастернак Л.О. Записи ранних лет. М. "Искусство", 1975.
Передвижники / Г.П Кончина. – М, 2003. –192 с.
Передвижники 1870 –1970. Альбом / А.В Парамонов. – М.: Искусство, 1976. –144 с.
Передвижники. Альбом. –Л.: Аврора, 1978 . –210 с.
Передвижники: Сборник статей к столетию Товарищества передвижных художественных выставок/ И.М Гофман. –М.: Искусство, 1977. –117с.
Перов В.Г Рассказы художника/ А Леонов. –М, 1960.
Петров. Вл. Исаак Ильич Левитан. –Л.: Художник Росии,1992. –198с
Пискунова А.М. Богатырь русского искусства. М., Детская литература.
Познанский В.В. Искусство передвижников. - М, 1955 . –36с.
Поленов Ф.Д У подножья радуги. –М.: Современник, 1984. –223 с.
Полунина Н. Русские коллекционеры, опыт биографического словаря //Альманах "Памятники Отечества".№1-2 – 1993. – с.150
Пружан И.Н. Художники-передвижники. –Л, 1958.
Прытков В.А Чехов и Левитан. – М, 1948. –46 с.
Репин И.Е Далекое и близкое. Воспоминания. –М.: Захаров, 2002. –398с.
Репин И.Е И Крамской И.Н Переписка 1873 –1885/ А Тарасова. –М-Л.: Искусство, 1949
Репин И.Е Избранные письма в 2-х томах. 1867 –1930. –М.: Искусство, 1969.
Рогинская Ф.С Г.Г Мясоедов 1835-1911. –М-Л.: Искусство, 1948, 32с.
Рогинская Ф.С. Передвижники. М. "Арт-родник", 1997. – с.90.
Рогинская ФС Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. -430 с.:ил.
Розенвассер В. Событие в Академии художеств. К 125-летию «бунта четырнадцати»//Искусство. – 1988. №12. с.54.
Савицкая Т.А В поисках правды и красоты. –М.: Изобразительное искусство, 1976. –110с.
Сарабьянов Д.В Павел Андреевич Федотов. –Л.: Художник РСФСР,1985. – 174 с.
Сахарова Е.В. Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964. – с 171.
Стасов В.В Избранные статьи о русской живописи. –М .:Детская литература, 1984.- 147 с
Стасов В.В Статьи и заметки. Из неопубликованного.-М, 1978.
Стасов В.В. Избранные сочинения. М.-Л.:Искусство, 1952. – с. 45.
Стернин Г.Ю Илья Ефимович Репин. –Л.: Художник РСФСР,1985. – 254 с.
Стернин Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука, 1997. – 223 с.
Творчество И.Е Репина и русское искусство II половины XIX- начала XX века. – Л, 1997 . –69 с.
Товарищество передвижных художественных выставок 1869 – 1899. Письма, документы. – М, 1987.
Товарищестьво передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –429 с.
Феофанов А.В Некрасов в период « Последних песен» И.Н Крамского. –М, 1950
Художники-передвижники: Сборник статей. –М, 1975. –263 с.
Чернышевский Н.Г. Об искусстве. Статьи. Рецензии. Высказывания. – М, 1950. -286 с.
Чуковский К.И. Илья Репин. М. "Изобразительное искусство". 1995.
Шувалова И.Н Иван Иванович Шишкин. –Л.: Художник РСФСР, 1990.- 211с
Шувалова И.Н Мясоедов. –Л.: Искусство, 1971







Приложение I

Алфавитный указатель
наиболее известных членов Товарищества передвижных художественных выставок


Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)
Внес новаторскую тему в творчество Товарищества – он первым обратился к воплощению сказочных и эпических образов русского фольклора. Широко известны его картины «Витязь на распутье», «Аленушка», «Богатыри», декорации и эскизы, а также архитектурные работы, в частности проект фасада Третьяковской галереи.

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904)
В истории мирового искусства за ним прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. В батальной живописи он выступил как подлинный новатор, сказавший о войнах средствами живописи новое слово – «Апофеоз войны», «Шипка –Шейново», «Двери Тамерлана». Художник также существенно обогатил бытовую и историческую, пейзажную и портретную живопись своего времени.

Ге Николай Николаевич (1831-1894)
Входил в число организаторов и активных деятелей ТПХВ. Мастер исторической картины и портрета, он создал такие превосходные работы, как «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Тайная вечеря», портреты А.И Герцена, ЛН Толстого, Н.А Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина и других.





Крамской Иван Николаевич (1837-1887)
Живописец, график, теоретик и критик в области изобразительного искусства, организатор и идеолог Петербургской Артели и ТПХВ. Навсегда вошла в историю отечественного искусства созданная им портретная галерея выдающихся деятелей культуры и науки – Л.Н Толстого, П.М Третьякова, И.Е Репина, И.И Шишкина, Д.И Менделеева. Н.А Некрасова. Правда и красота, эстетические и этические ценности воплотились в картинах «Христос в пустыне», «Хохот», «Неутешное горе» и других.

Куинджи Архип Иванович (1842 ? -1910)
Выдающийся пейзажист, работы которого отмечены глубоким национальным чувством - «Украинская ночь», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре». Через пейзажный образ социального плана он - передвижник «второй волны» пришел к открытию яркой декоративной живописи, наметившей путь новому романтизму XX века.

Левитан Исаак Ильич (1861-1900)
Пейзажист, ученик А.К Саврасова. В 1886 г. он впервые участвует в выставках передвижников и выставляет «Весну» , с 1888 г. принимает постоянное участие в передвижных выставках. В 1899 и 1900 годах участвует в выставках «Мир Искусства». В 1898 г. Левитан выставляет в Мюнхене на выставке «Secession», в 1900 г. - на всемирной выставке в Париже. В 1898 г. Левитан получает звание академика и в том же году становится преподавателем московского училища живописи и ваяния. Самые известные произведения «Сокольники», «Осенний день», «Владимирка», «Свежий ветер». К девяностым годам относятся лучшие произведения Левитана «Тихая обитель», «У омута», «Март».
Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (1841-1910)
Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии Художеств, которую оставил вместе с И.Н Крамским. Сделавшись членом Артели свободных художников, он представил в 1868 г. Академии картину «Семейное горе», за которую получил звание классного художника первой степени. В 1875 г. получил звание академика за семь новых выставленных им в академии картин. С 1878 г. состоял членом ТВПХ. Он воспроизводил сцены из русского крестьянского быта, в которых почти всегда присутствуют дети; изображение детского мира, с сентиментально-жалостливой нотой, составляло главную его специальность: «Девочка с котенком», «Проводы», «Без кормильца», «Круглая сирота».
Литовченко Александр Дмитриевич (1835-1890)
Учился в Академии Художеств, получил малую золотую медаль за программу «Харон перевозит души умерших через Стикс», но в 1863 г., вместе с тринадцатью другими товарищами, вышел из Академии со званием художника второй степени, и сделался одним из основателей Артели художников. Лучшие из произведений – истрические картины: «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею» «Сокольничьи царя Алексея Михайловича и «Царь Алексей Михайлович и архиепископ Никон у гроба святого Филиппа, митрополита московского».

Максимов Василий Максимович (1844-1911)
Учился в Академии Художеств. Получил в 1865 г. золотую медаль за картину «ольное дитя» С 1878 г. - академик. С 1871 г. состоял членом товарищества передвижников, выставляя преимущественно картины, очень талантливо изображающие сцены деревенской жизни. Лучше всего Максимов представлен в Третьяковской галерее: «Приход колдуна на свадьбу», «Семейный раздел», «Все в прошлом».




Минченков Яков Данилович (1871-1938)
Передвижник «второй волны». Славу ему принесло не столько его творчество, сколько мемуары - «Воспоминания о передвижниках», внесшие ценный вклад в изучение истории движения.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911)
Один из основоположников и идеологов ТПХВ. Его картины на крестьянские темы – «Земство обедает», «Чтение манифеста», выражающие идеологию объединения стали классическими образцами искусства передвижников.

Перов Василий Григорьевич (1833-1882)
Его творчество знаменовало рождение новых художественных принципов. В историю русского искусства он входит картиной «Сельский крестный ход на Пасхе», дальнейший успех ему принесли картины «Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак у заставы», портрет Ф.М Достоевского и другие.

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Его творчество одно из самых важных звеньев, соединяющих искусство XIX и XX веков. «Рыцарь передвижничества» был тесно связан с новым поколением молодых живописцев 1880-1890-х годов. Исторический живописец и пейзажист, автор картин на бытовые сюжеты, он был и театральным декоратором, незаурядным архитектором и обладал талантом музыканта и композитора, с успехом пробовал себя на сцене в качестве актера и режиссера.Его перу пренадлежат «Московский дворик», «Заросший пруд», «Христос и грешница».

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)
Живописец-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника первой степени, жил и работал в Москве. Входил в число членов ТПХВ. Лучшими его произведениями могут «Погорельцы», «На тяге», «Жестокие романсы», «Возвращение с ярмарки», «Спасов день», «Охота на медведя» и «В мастерской художника».

Репин Илья Ефимович (1844-1930)
Творчество этого художника явилось высшей ступенью передвижничества, его венцом, в котором получили развитие все лучшее стороны искусства реализма: его народность, высокая идейность, верность демократическим традициям, смелый подход к современности, новаторство в области художественной формы. «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», портреты В.В Стасова, М.П Мусоргского, Л.Н Толстого, принесли ему всемирную известность.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Выдающийся пейзажист. Исполнив для великой княгини Марии Александровны несколько картин и рисунков, изображающих виды Петергофа и Сергиевского, получил от Академии Художеств в 1850 году звание неклассного художника, из которого, в 1854 году, за «Вид в окрестностях Ораниенбаума», был повышен в академики. С 1870-х годов принес славу движению передвижников, экспонировав на выставке картину «Грачи прилетели». Так же , лучшими произведениями этого художника могут считаться: «В Кунцове», «Лосиный остров в Сокольниках», «Лесная дорога в Сокольниках», «Печерский монастырь в Нижнем Новгороде», «Жатва», «Близ Сухаревой башни» и другие.

Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Представитель новой волны передвижников, в творчестве которого воплотились черты модерна. После выхода из ТПХВ, Входил в объединение «Мир искусства». Славу ему принесли «Девочка с персиками», портреты М. Горького, М.Н Ермоловой, танцовщицы Иды Рубинштейн, светские портреты Юсуповых.

Суриков Василий Иванович (1848-1916)
Расцвет его творчества приходится на 1880-е годы. Его исторические произведения «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» стали классическими образцами искусства реализма.

Шишкин Иван Иванович (1831-1898)
Один из крупнейших мастеров реалистического пейзажа, член-учредитель ТПХВ, профессор петербургской Академии художеств внес свой вклад в сокровищницу русской живописи такими работами как «Корабельая роща», «Лесные дали», «Рожь», «Утро в сосновом лесу»

Якоби Валерий Иванович (1834-1902)
Член совета академии, профессор-преподаватель, входил в состав ТПХВ. В творчестве выразил себя как жанровый и портретный живописец. Главные его произведения: «Парижский тряпичник перед дверью таверны» «Политика после завтрака» «Волынский в заседании кабинета министров», «Костюмированное утро при дворе императрицы Анны Иоанновны», «Свадьба в Ледяном доме» и «Первое торжественное собрание Академии Художеств».

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
Вступил в ТПХВ в 1878 году и стал активным его членов, постоянно предоставляя свои работы на всех передвижные выставки. Содержанием его жанровых картин служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные произведения – «Кочегар», «Заключенный», «Всюду жизнь», «Курсистка», «Старое и молодое», портреты П.А. Стерпетовой, Д.И. Менделеева, В.С. Соловьева.







































Приложение II


Устав Товарищества передвижных художественных выставок


Цель Товарищества

§1. Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах Империи передвижных художественных выставок, в видах а) доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.
§2. С сею целью Товарищество может устраивать выставки, производить на них продажу как художественных произведений, так и художественных изделий, а равно и фотографических снимков.
Состав Товарищества

§3. Членами Товарищества могут быть только художники, не оставившие занятия искусством.
§ 4. Прием в члены Товарищества производится посредством баллотировки кандидата в общем собрании.
§ 5. Члены Товарищества обязываются представлять свои картины к определенному правлением выставки сроку, и притом такие, которые еще не были выставлены для публики. Примечание: Произведение, уже бывшее где-либо на выставке, может быть принято товариществом лишь в исключительных случаях, т.е. тогда, когда такое произведение могло бы значительно усилить достоинства выставки и увеличить доход от оной.




Управление делами Товарищества

§ 6. Делами товарищества заведует общее собрание его членов и правления.
§ 7. Общее собрание бывает один раз в год, в срок, определяли правлением. Кроме того, общее собрание созывается во тех случаях, когда потребует того наличных членов товарищества.
§ 8. Общему собранию надлежит: а) рассмотрение годового отчета, представленного правлением; б) назначение числа членов оного и их избрание; в) определение времени и места отправления книг Товарищества: е) освидетельствование его кассы ж) вообще ревизия всех действий правления.
§ 9. Все вопросы в общем собрании решаются большинством голосов, посредством баллотировки.
§ 10. Члены правления избираются на годичный срок 1 числа членов Товарищества. Оно состоит из двух отделений: Петербургского и Московского. Местопребыванием правления назначается та из столиц, в которой окажется наибольшее число членов Товариществ. При равном числе членов в обеих столицах место пребывания правления определяется общим собранием.
§11. Те из членов правления, которые находятся в другой столице, если не прибудут лично на заседание, могут подавать голос свой письменно или поручают присутствовать в оном себя кому-либо из членов Товарищества, извещая о том предварительно правление.
§12. На обязанности правления лежат; назначение маршрута выставки; приискание помещения для нее; снабжение инструкцией лиц, сопровождающих выставку; оценка картин, служащая основанием при разделе прибыли между экспонента» приобретение различных предметов, нужных для выставки: определение платы за вход на выставку; назначение и выдача ссуд членам Товарищества; ведение книг; хранение кассы и вообще распорядительная часть по устройству и перемещению выставки.
§13. Правление при открытии выставки определяет, какие из составляющих произведений могут быть выдаваемы покупателю немедленно и какие лишь по возвращении выставки место ее отправления.
§ 14. Правлению предоставляется право выдавать ссуды членам Товариществава по рекомендации одного из Отделений.
§15. Каждое отделение имеет право принимать художественные произведения для выставки независимо одно от другого.
§ 16. Все вопросы как в правлении, так и в его Отделениях решаются большинством голосов, посредством баллотировки.
Касса Товарищества

§ 17. Касса Товарищества образуется: а) из платы за вход публики на выставку и б) из вычета 5 % с продаваемых на Выставке художественных произведений и изделий.
§ 18. Для ближайшего хранения кассы и для выдачи ссуд, разрешенных правлением, она избирает из среды своей кассира.
§ 19. По окончании выставки чистая прибыль, если таковая окажется за расходами но устройству и передвижению выставки, за вычетом 5 % проданных вещей, поступает в раздел между экспонентами, сообразно произведенной правлением оценке их произведений. Сумма же, составляющаяся из означенных 5%, назначается для выдачи из нее ссуд тем членам Товарищества, которые, по недостаточности средств, не имеют возможность закончить свои произведения к сроку.
§ 20. Во время передвижения выставки все художественные произведения должны быть застрахованы в сумме, назначенной самими авторами.
§21. Выставку, во время передвижений, сопровождает за счет Товарищества лицо, избранное общим собранием: в случае надобности ему дается помощник, которого он сам выбирает. Оба этих лица должны быть вполне ответственны за целость сумм и художественных произведений и обязаны в точности следовать данной им инструкции.
§22. Продажная цена произведению, принятому на выставку, назначается самим автором.
§23. Если опыт укажет на необходимость каких-либо изменений или дополнений в сем уставе, то, по одобрению таковых общим собранием, испрашивается утверждение их установленным порядком.
§ 24. В случае ликвидации дел Товарищества его касса за удовлетворением из нее денежных претензий, имеющихся на Товарищество, поступает в раздел между наличными и бывшими членами Товарищества, сообразно тому, сколько от каждого из них поступило 5 % взноса в кассу.









И.Н Крамской. Письма. т 1, т 2.М. –Л., 1937
Г.Г Мясоедов. Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство. – 1972. – 327 с.
И.И Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. –М.: Искусство, 1956
Я.Д Минченков. Воспоминания о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР.-1959., 355 с.
И.Е Репин. Далекое и близкое. Воспоминания. –М.: Захаров, 2002. –398с.
Товарищество передвижных художественных выставок 1869 – 1899. Письма,
документы. – М, 1987.
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. -430 с.:ил.
Г.Ю Стернин. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – 223С.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство,1970. –235с

Стасов В.В. Избранные сочинения. "Искусство", 1952. – с.83.
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- 176с.

Товарищество передвижных художественных выставок. письма, документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство", 1987. – Т.1. с.5.
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с 15..

Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.113
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.115
Там же.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –235
И.Е Репин. Далекое и близкое. Воспоминания. –М.: Захаров, 2002. –398с.

Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. –с.163
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – с.33.

Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с.10
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 24.
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с. 41
Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М.:Государственная Третьяковская галерея», 1994. – с.65.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 30
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с 27.

Розенвассер В. Событие в Академии художеств. К 125-летию «бунта четырнадцати» //Искусство. – 1988. №12. с.54.
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 25
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с. 17
Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с. 34


Чернышевский Н.Г. Об искусстве. Статьи. Рецензии. Высказывания. – М, 1950. -с.231
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 25
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с. 18

Устав С.-Петербургской Артели художников. СПб., 1866.// Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М., "Искусство". 1982. Т.1. – с.5
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 40

Г.Г Мясоедов. Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство. – 1972. – с. 11
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –235 с 31

Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. -с. 7
Крамской И.Н. Письма и статьи. М. "Искусство", 1966. –Т.2. с.79.
Рогинская Ф.С. Передвижники. М., "Арт-Родник", 1997. – с.66
Письмо в С.Петербургскую Артель художников от 23 ноября 1869 года.//Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. – с.51
Там же.
Письмо в С.Петербургскую Артель художников от 23 ноября 1869 года.//Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. Т.1. – с.51

Рогинская Ф.С. Передвижники. – М. "Арт-родник". 1997. – с.6.

Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 31
Там же, с 32
Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. //Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.51.
Ярошенко Н.А. – Московским членам Товарищества передвижных художественных выставок./Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Искусство, 1959. – с. 136.
Там же
Там же
Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. //Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.51.
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 23
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 23

Там же.
Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. //Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.51.
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 412.

Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 24
Проект устава Товарищества подвижной художественной выставки. //Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.52.
Там же, с 53.
Там же, с 52
Там же
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 19
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 43

Там же
И.Н Крамской. Письма. Т 2.М. –Л., 1937.-С254
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.54
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.55

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. Т.1. – с.55
Там же
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.23

Пружан И.Н. Художники-передвижники. –Л, 1958.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 45
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с.40




И.Н Крамской. Письма. Т 2.М. –Л., 1937, с 140, 141
Там же, с 65
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –с47
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 55

Г.Г Мясоедов. Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство. – 1972. – с 8.
Маков В.И . Вопросы литературного творчества Н.А Некрасова, Л.Н Толстого, Демьяна Бедного. –Ташкент, 1959. – с 295.
Стасов В.В. Избранные сочинения. М.-Л. "Искусство", 1952. – с. 35.

Маков В.И . Вопросы литературного творчества Н.А Некрасова, Л.Н Толстого, Демьяна Бедного. –Ташкент, 1959. –312 с.
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 52.
* размер картины 46см х 57 см
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 6
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 68.
Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. – Л: Искусство, 1977.
Г.Ю Стернин. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с 34..
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с 12..

Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 20

Там же, с 26
Леняшин В.А Василий Григорьевич Перов –Л.: Художник РСФСР,1987. – 246 с.

Г.А Образцов. В.В Стасов и русское искусство.- СПБ.: Нива. – 1995., с.36
Пружан И.Н. Художники-передвижники. –Л, 1958.
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.43

Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с 80..


Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 83
Там же, с 84.
Горина Т.Н Искусство передвижников. –М.: Знание, 1961
Кеменов В.С Василий Иванович Суриков.- Л.: Художник РСФСР,1991. – 139 с.
Там же
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.130
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – с.80
Там же с 75.
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.120
Лазуко А.К Виктор Михайлович Васнецов.- Л.: Художник РСФСР, 1991. –с. 92
Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания/ Ярославцева Н.А. –М, 1987. – с169.

Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с85.
Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин.- –Л.: Художник РСФСР,1987. – с.54
Кутейникова Н.С Мозайка: К истории художественной жизни России II половины XIX- начала XX века. –СПб.: Институт им. Репина, 1997. –с. 67

Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин.- –Л.: Художник РСФСР,1987. –
203 с.
Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин.- –Л.: Художник РСФСР,1987. – с.87
Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –с.87
Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин.- –Л.: Художник РСФСР,1987. – с.54


Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с 112.
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.36

Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с 115
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с. 58
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с. 36

Феофанов А.В Некрасов в период « Последних песен» И.Н Крамского. –М, 1950
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с.109
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с53

Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.166
Чуковский К.И. Илья Репин.- М.:Изобразительное искусство, 1995.
Там же, с 178
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с 57.
Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с 78.
Ветрова Г.Е Шишкин: Сказка о лесном художнике. –М, 2001. –11с.
Голубева.Э.И Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. –
с 65
Мальцева Ф С. Мастера русского пейзажа 1870 –е гг. –М.: Искусство, 1970 . – с 56.

Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.69
Там же, с71
Э.И Голубева. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.71


Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века. – Л, 1960. – с.69
Там же, с 71
Там же, с 72
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 198

И.И Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. –М.: Искусство, 1956
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 203
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – 111 с.


Стасов В.В. Избранные сочинения. М.-Л.:Искусство, 1952. – с. 45.
Матафонов С.М. Три века русской живописи. С.П.,:Китеж, 1994. – с.55

Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с.56
Там же
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с42.
Там же, с 43
Чернышевский Н.Г. Об искусстве. Статьи. Рецензии. Высказывания. – М, 1950. -286 с.
Н.Г Чернышевский. Собрание сочинений, том 2. – М, 1949. с 112
Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с.11

Варшавский Л.Р Передвижники, их происхождение и значение в русском искусстве. – М, 1937. –с23
Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. –с. 134
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с102.
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма.Статьи. т 1 .М.: Искусство 1965. –с 327.
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с 105.

Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с.115
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.58
Г.А Образцов. Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства. – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – с.81

Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- С 19..
Стернин Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука, 1997. – с.47

Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- С 25..
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с46.
Там же.
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма.Статьи. т 1 .М.: Искусство 1965. –627с

Передвижники: Сборник статей к столетию Товарищества передвижных художественных выставок/ И.М Гофман. –М.: Искусство, 1977. –с.31

Очерки третьей передвижной выставки – Киев, 1875. –с 1

Стернин Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука, 1997. – с.44
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники: Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – Л.: Искусство –1961. – с.43
Там же, с 44
Стернин Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука, 1997. – с.32

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. – Т.1. – с.10.
Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской. - М.: Искусство. – 1964. – с 28.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 56
Ф.С Рогинская. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –с 8
Крамской И.Н. Письма, статьи. М. "Искусство". 1965. – Т.1., с.103.

Мясоедов .ГГ. Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство. – 1972. – с.44
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под
ред. Гольдштейн С.Н. М. "Искусство", 1987. – Т.1. – с.118.

Товарищество передвижных художественных
выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М..:Искусство, 1987. – Т.1. – с.118
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.: Искусство,1987. – Т.1. – с.118
Крамской И.Н. Письма и статьи. М..:Искусство, 1965. – Т.1. – с. 233.
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и
документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М..: Искусство, 1987. – Т.1. – с.11.
Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. –с. 151-152
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с 41..
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред.
Гольдштейн С.Н. М..: Искусство, 1987. – Т.1. – с.97.
Там же, с 106
Сахарова Е.В. Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художников.
М., "Искусство", 1964. – с.171.
Полунина Н. Русские коллекционеры, опыт биографического словаря.//Альманах «Памятники Отечества».-.№1-2 – 1993. – с.150
.// Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Под ред. Гольдштейн С.Н. М.:Искусство", 1987. – Т.1. – с.158.

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./ Гольдштейн С.Н. М. :Искусство, 1987. – Т.1. – с.15.
Там же
Стасов В.В. Избранные сочинения. М.-Л.:Искусство, 1952. – с. 45.
Шедевры Третьяковской галереи. - М.:Государственная Третьяковская галерея, 1994.
–с.68.
Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская галерея. История коллекции.
М. "Государственная Третьяковская галерея" 1994. – с. 44.
Там же, с 98
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.74
Очерки третьей передвижной выставки – Киев, 1875. –с.6
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.75
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма. 1879 -1887. т 2.М.: Искусство 1966. – с 337
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – с 40
В.В Стасов. Избранные сочинения, т II., с336
Стасов.В.В Избранные сочинения, т II., с336, с 360
Там же, с.360
Стасов В.В Избранные статьи о русской живописи. –М .:Детская литература,
1984.- с 51
Г.Г Мясоедов. Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство. – 1972. – с 13


Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. -с22
Стернин. Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с 44.


Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. – с 101.
Там же, с 165
Стасов. В.В Избранные статьи о русской живописи.-М.:Детская литература, 1984.- с 106.
Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- с.75
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – с 75
Лебедев. А.К Стасов и русские художники. –М, 1961 – с 92


Г.Ю Стернин. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с. 39
Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. – с 169
Там же
Кауфман Р.С Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. –М.: Искусство, 1990. – с 130
Там же. С 139
Г.Ю Стернин. Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы. –М.: Наука. -1997. – с37.

Познанский В.В. Искусство передвижников. - М, 1955 . –.
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 178

Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство,1970. –с 119
Там же, с 169
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./ Гольдштейн С.Н. М. : Искусство, 1987. – Т.1. – с.18.

Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./Гольдштейн С.Н. М. : Искусство, 1987. – Т.1. – с.158.

Я.Д Минченков. Воспоминания о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР.-1959., с.23.
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./ Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. – Т.1. – с.375.
Горина Т.Н Искусство передвижников. –М.:Знание, 1961
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы./ Гольдштейн С.Н. М.:Искусство, 1987. – Т.1. – с.375.
Там же, с 373.
Там же, 434
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 197
Там же
Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники. – Л.: Искусство –1970. –с 168
Г.А Образцов. В.В Стасов и русское искусство.- СПБ.: Нива. – 1995., с.102
Езеровская Н.А Передвижники и национальные художественные школы народов России. –М, 1987

Я.Д Минченков. Воспоминания о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР.-1959., с28.
Там же, с 39
Там же, с 62
И.Н Крамской/ С.Н Гольдштейн. Письма. 1879 -1887. т 2.М.: Искусство 1966. – с 341.













98





98

1. Крамской И.Н. Письма. Статьи. Т 1/ С.Н Гольдштейн. - М.: Искусство 1965. –627с
2. Репин И.Е Избранные письма. 1867 –1930. т. 1/ И.Е Репин.– М.: Искусство, 1969.Художники-передвижники: Сборник статей. –М, 1975. –263 с.
3.Голубева Э.И. Беседы о русских художниках. Вторая половина XIX века/ Э.И Голубева. – Л, 1960. – 212 с.
4. Крамской И.Н. Письма. 1879 -1887. Т 2/ / С.Н Гольдштейн.- М.: Искусство 1966. – 528 с.Очерки третьей передвижной выставки – Киев, 1875. –52с.
5.Передвижники: Сборник статей к столетию Товарищества передвижных художественных выставок/ И.М Гофман. –М.: Искусство, 1977. –117с.
6.Полунина Н. Русские коллекционеры, опыт биографического словаря/ Н. Полунина // Памятники Отечества.- № 1-2 – 1993. – с 150.
7.Розенвассер В. Событие в Академии художеств. К 125-летию «бунта четырнадцати»/ В. Розенвассер //Искусство. – 1988. -№12. с 54.
8.Товарищество передвижных художественных выставок 1869 – 1899. Письма, документы. – М, 1987.
9..Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. –М.: Искусство, 1989. –429 с.
10.Чернышевский Н.Г. Об искусстве. Статьи. Рецензии. Высказывания/ Н.Г Чернышевский – М, 1950. -286 с.
11. Алешина Л.С. Русское искусство XIX – начала XX века / Л.С. Алешина. М.: Искусство, 1991. – 49 с.
12.Боткина А.П. П.М Третьяков в жизни и искусстве /А.П. Боткина –М.: Искусство, 1993. –376 с
13. Бурова Г.П. Товарищество передвижных художественных выставок/ Г.П Бурова. –М.: Искусство , 1952 – 230 с.
14. Варшавский Л.Р Передвижники, их происхождение и значение в русском искусстве / Варшавский Л.Р – М, 1937. –48с.
15. Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. – Л: Искусство, 1977. –382 с.
16. Верещагина А.Г Николай Николаевич Ге / А.Г. Верещагина–Л.: Художник РСФСР, 1988. – 179 с.
17. Ветрова Г.Е Шишкин: Сказка о лесном художнике. –М , 2001. –11с.
18. Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания/ Ярославцева Н.А. –М, 1987. -436 с.
19. Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники/ Э.П. Гомбер-Вержбинская – Л.: Искусство,1970. –235с
20. Гомбер-Вержбинская Э.П Передвижники: Книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана/ Э.П Гомбер-Вержбинская – Л.: Искусство –1961. – 230 с.
21. Горина Т.Н. Искусство передвижников/ Т.Н Горина –М.: Знание , 1961
22. Дурылин С.Н. Репин и Гаршин/ Дурылин С.Н.- М, 1956. – 46 с
23. Езеровская Н.А. Передвижники и национальные художественные школы народов России/ Н.А Езеровская –М, 1987.-211 с.
24. Захаренкова Л.И. Шедевры Государственной Третьяковской галереи/ Л.И Захаренкова М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. – 65 с.
25. Зилоти В.П. В доме Третьякова/ В.П Зилоти. – М.: Искусство, 1998. - 318 с.
26. И.Н Крамской. Письма. В двух томах: 1879 -1887/ С.Н Гольдштейн. -М.: Искусство 1966
27. Иовлева Л.И Товарищество передвижных художественных выставок/ Л.И Иовлева – Л.: Худ. РСФСР, 1981 – 267 с.
28. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа/ Р.С Кауфман –М.: Искусство, 1990. –367 с.
29. Кеменов В.С. Василий Иванович Суриков/ В.С Кеменов.- Л.: Художник РСФСР,1991. – 139 с.
30. Кисилев Н.А Среди передвижников. Воспоминания художника/ Нн.а Киселев. –Л.: Художник, 1976 – 271 с.
31. Крамской И.Н. и Третьяков П.М Передвижники. 1869 –1887. – М, 1953. –460 с.
32. Крамской об искусстве/ Т.М Коваленская. – 2-е изд. –М.: Изобразительное искусство, 1988.- 176 с.
33. Курочкина Т.И Иван Николаевич Крамской/ Т.И Курочкина –Л.: Художник РСФСР,1989. – 209 с.
34. Кутейникова Н.С Мозайка: К истории художественной жизни России II половины XIX- начала XX века/ Н.С Кутейникова –СПб.: Институт им. Репина, 1997. –128 с.
35.Лазуко А.К Виктор Михайлович Васнецов/ А.К Лазуко- Л.: Художник РСФСР, 1991. –207с.
36. Лапунова Н.Ф Иван Николаевич Крамской/ Н.Ф Лапунова - М.: Искусство. – 1964. – 111 с.
37. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин/ А.К Лебедев. –Л.: Художник РСФСР,1987. – 203 с.
38. Лебедев. А.К Стасов и русские художники/ А.К Лебедев –М, 1961 – 132 с.
39. Левитан И.И Письма. Документы. Воспоминания/ И.И Левитан –М.: Искусство, 1956.
40. Леняшин В.А Валентин Александрович Серов/ В.А Леняшин –Л.: Художник РСФСР,1987. – 246 с.
41. Леняшин В.А Василий Григорьевич Перов/ В.А Леняшин –Л.: Художник РСФСР,1987. – 246 с.
42. Леонов А.И. Максимов. Жизнь и творчество/ А.И Леонов, М, 1981- 129 с.
43. Лясковская О.А В.Г Перов. Особенности творческого пути художника/ О.А Лясковская -М.: Искусство, 1979. –171с.
44. Маков В.И . Вопросы литературного творчества Н.А Некрасова, Л.Н Толстого, Демьяна Бедного/ В.И Маков –Ташкент, 1959. –312 с.
45. Мальцева Ф С. Мастера русского пейзажа 1870 –е гг/ Ф.С Мальцева –М.: Искусство, 1970 . –70 с.
46. Манин В.С. Архип Иванович Куинджи/ В.С Манин. –Л.: Художник РСФСР, 1990. -160 с.
47. Матафонов С.М. Три века русской живописи/ С.М Матафонов СПб.: Китеж, 1994. – 55 с.
48. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках/Я.Д Минченков. – Л.: Художник РСФСР.-1959., 355 с.
49.Мясоедов Г.Г Письма, документы, воспоминания/ О.С Олеговец. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 327 с.
50. Н.Н Ге\ Горина Т. – М, 1961. – 54 с.
51. Образцов Г.А Эстетика В.В Стасова и развитие русского национально-реалистического искусства/ Г.А Образцов – Л.: Ленинградский Университет, 1975. – 188с.
52. Образцов Г.А. В.В Стасов и русское искусство/ Г.А Образцов - СПБ.: Нива, 1995, 119 с.
53. Пастернак Л.О. Записи ранних лет/ Л.О Пастернак.- М.: Искусство, 1975.
54. Передвижники / Г.П Кончина. – М, 2003. –192 с.
55. Передвижники 1870 –1970. Альбом / А.В Парамонов. – М.: Искусство, 1976. –144 с.
56. Передвижники. Альбом. –Л.: Аврора, 1978 . –210 с.
57. Перов В.Г Рассказы художника/ А Леонов. –М, 1960 -137 с.
58. Петров. Вл. Исаак Ильич Левитан/ В. Петров. –Л.: Художник Росии, 1992. –198с.
59. Пискунова А.М. Богатырь русского искусства/ А.М. Пискунова. - М.: Детская литература, -1991, 184 с.
60. Познанский В.В. Искусство передвижников/ В.В Познанский - М, 1955 –36 с.
61. Поленов Ф.Д. У подножья радуги/ Ф.Д Поленов –М.: Современник, 1984. –223 с.
62. Пружан И.Н. Художники-передвижники/ И.Н Пружан. –Л, 1958.
63. Прытков В.А. Чехов и Левитан/ В.А Прытков – М, 1948. –46 с.
64. Репин И.Е Далекое и близкое. Воспоминания/ И.Е Репин. –М.: Захаров, 2002. –398 с.
65. Репин И.Е И Крамской И.Н Переписка 1873 –1885/ А Тарасова. –М-Л.: Искусство, 1949.
66. Репин И.Е Избранные письма в двух томах. 1867 –1930/ И.Е Репин –М.: Искусство, 1969.
67. Рогинская Ф.С. Г.Г Мясоедов 1835-1911/ Ф.С Рогинская. –М-Л.: Искусство, 1948,- 132 с.
68. Рогинская Ф.С. Передвижники// Ф.С Рогинская.- М. :Арт-родник, 1997. – с 90.
69. Рогинская ФС. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки / Ф.С Рогинская. –М.: Искусство, 1989. -430 с.:ил.
70. Савицкая Т.А. В поисках правды и красоты/ Т.А Савицкая –М.: Изобразительное искусство, 1976. –110с.
71. Сарабьянов Д.В. Павел Андреевич Федотов/ Д.В Сарабьянов. –Л.: Художник РСФСР,1985. – 174 с.
72. Сахарова Е.В. Поленов В.Д., Поленова Е.Д. Хроника семьи художников/ Е.В Сахарова. М.: Искусство, 1964. – 171с.
73. Стасов В.В Избранные статьи о русской живописи/ Стасов В.В –М.:Детская литература, 1984- 147 с.
74. Стасов В.В. Избранные сочинения/ / Стасов В.В.- М.-Л.:Искусство, 1952. – с 45.
75. Стасов В.В. Статьи и заметки. Из неопубликованного/ Стасов В.В -М, 1978.
76. Стернин Г.Ю Творчество И.Е Репина и русское искусство II половины XIX- начала XX века/ Г.Ю Стернин – Л, 1997 . –69 с.
77. Стернин Г.Ю Художественная жизнь России второй половины XIX века. 70-80-е годы / Г.Ю Стернин –М.: Наука, 1997. – 223 с.
78. Стернин Г.Ю. Илья Ефимович Репин/ Г.Ю Стернин –Л.: Художник РСФСР,1985. – 254 с.
79. Феофанов А.В Некрасов в период « Последних песен» И.Н Крамского/ А.В Феофанов –М, 1950.- 85 с.
80.Чуковский К.И. Илья Репин/ К. Лятов. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
81. Шувалова И.Н Иван Иванович Шишкин/ И.Н Шувалова –Л.: Художник РСФСР, 1990.- 211с
82. Шувалова И.Н Мясоедов/ И.Н Шувалова –Л.: Искусство, 1971.

Вопрос-ответ:

Какие были причины и предпосылки создания Товарищества передвижных художественных выставок?

Создание Товарищества передвижных художественных выставок было вызвано несколькими причинами и предпосылками. Во-первых, художники хотели освободиться от жестких правил и ограничений академии, которые сдерживали их творческую свободу. Во-вторых, они стремились добиться признания и популяризации своего искусства, что было затруднено в условиях академического установления. В-третьих, художники хотели обеспечить себе финансовую независимость, чтобы не быть вынужденными работать на заказы и соглашаться на компромиссы в своем творчестве.

Как произошло создание Товарищества передвижных художественных выставок?

Создание Товарищества передвижных художественных выставок произошло в результате бунта художников. В 1870 году группа художников, недовольных условиями выставочной практики и академическими ограничениями, создала эту организацию. Бунт заключался в отказе принимать участие в годовой выставке Академии художеств и в организации собственных передвижных выставок. Таким образом, художники самостоятельно контролировали процесс выставления и продажи своих работ и освободились от вмешательства академического жюри.

Какие документы отражают историю Товарищества передвижных художественных выставок?

История Товарищества передвижных художественных выставок отражается в различных документах. В первую очередь это протоколы собраний и заседаний Товарищества, где принимались решения о проведении выставок и других мероприятий. Также значимыми историческими документами являются рецензии и критические отзывы о выставках, а также письма и дневники художников, в которых они описывали свои впечатления и мысли относительно выставок и их организации.

Какие причины и предпосылки привели к созданию Товарищества передвижных художественных выставок?

Среди причин и предпосылок создания Товарищества передвижных художественных выставок можно выделить несогласие с официальной академической живописью, стремление художников выйти за пределы студийного творчества, желание представить свои работы широкой публике, независимость от официальных выставочных институтов и коммерции.

Как произошло создание Товарищества передвижных художественных выставок?

Создание Товарищества передвижных художественных выставок было сопряжено с бунтом против академического искусства и официальных выставочных институтов. В 1870 году группа художников, в числе которых были И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, М.Н. Антокольский, организовала самостоятельную выставку, которая стала прологом к созданию Товарищества передвижных художественных выставок в 1871 году.

Как развивалось Товарищество передвижных художественных выставок?

История Товарищества передвижных художественных выставок можно проследить через документы. Со временем число участников выставок росло, расширялся круг представленных произведений, деятельность Товарищества получала все большую поддержку и признание в художественной среде. Однако, с течением времени, часть художников вышла из состава Товарищества и сформировала свои собственные художественные объединения.

Какое место в творчестве передвижников занимала бытовая картина?

В творчестве передвижников большое значение имела бытовая картина. Художники стремились изображать жизнь обычных людей, их рабочие будни, взаимодействие с окружающей средой. Они поднимали такие темы, как работа на поле, семейные заботы, деревенские праздники и другие повседневные сюжеты.

Какие были причины и предпосылки создания Товарищества передвижных художественных выставок?

Среди причин и предпосылок создания Товарищества передвижных художественных выставок были желание художников выходить за пределы академической живописи, отвергая ее формализм и ограничения, а также возможность демонстрации работ вне стен государственных официальных выставочных залов.