Финансовая политика государства и ее содержание

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 2525 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
2. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ
2. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
2.1 Социально-экономическая сущность налогов
2.3 Ценовая политика государства
2.4 Таможенная политика государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

- самостоятельное направление в изменении системы налогов. Снижение ставок обычно сопровождается модификацией других элементов налогообложения, связанных с определением налогооблагаемой базы, перечнем льгот и вычетов и прочее.
Таким образом, в последние годы приоритетным направлением налоговой политики является перенос тяжести налогов с юридических на физических лиц, что, по мнению законодателей, будет способствовать росту инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и ограничению необоснованного роста доходов отдельных физических лиц.
В этой плоскости лежит разработка и принятие закона о контроле за наиболее крупными доходами граждан, а также повышение ставок налога на имущество физических лиц. Нельзя не заметить, что подобная идеология перераспределения налогового бремени ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами при полной несопоставимости среднего уровня доходов российских граждан и граждан других государств.
2.3 Ценовая политика государства
Первое проявление финансовой политики современной России — «шоковая» либерализация экономики. Это была в основном конфискационная модель, реализованная через стремительное обесценивание рубля, что свело «на нет» все накопления предприятий и граждан и более чем в 18 000 раз сократило внутренний долг государства. Основным инструментом этой модели выступила денежная политика государства.
Монетаристские идеи МВФ, внедряемые в России через механизм предоставления кредитов, были направлены на ослабление национальной валюты и создание в России условий для долларизации расчетов. Именно выполняя рекомендации МВФ, наше правительство довело уровень денежной массы до критически малой величины. За десять лет изменения денежной массы характеризуются по ряду стран следующими цифрами (табл.1):
Таблица 1
Коэффициент монетаризации (отношение денежной массы к ВВП) (%)
Страна Год
1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 Россия 53,6 73,2 61,2 31,0 15,0 14,0 12,3 Китай 49,7 73,7 82,4 89,4 86,7 87,9 96,1 Великобритания 39,9 90,4 91,7 93,3 94,6 94,2 98,4 Германия 57,4 60,6 62,3 62,9 68,0 69,6 69,2 США 66,5 66,6 66,9 62,8 60,8 57,9 57,0 Если количество денег в обращении не соответствует количеству товарной массы (с учетом скорости обращения), то недостаток денежной массы возмещается либо суррогатом денег, либо иностранной валютой. И наоборот, если денежная масса превосходит потребности в ней, то происходит либо отток денежной массы за пределы страны, либо инфляция национальной валюты. Естественно, все эти варианты зависят еще и от законодательства страны — разрешается ли обращение в стране иностранной валюты, конвертируема ли национальная валюта.
Современный опыт России показал, что ошибки в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал 500 млрд рублей, т.е. составлял более 300 млрд долларов. Этот долг состоял из остатков вкладов населения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам (без учета долга государства по товарным обязательствам).
Первые шаги реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим народом через инфляционный механизм денежной политики. При ограниченной товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внутренний рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухудшило положение промышленности и сельского хозяйства.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты.
Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.
Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономики, не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.
Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.
Государственная политика регулирования цен реализуется в следующих основных прямых и косвенных формах:
- государственное лимитирование уровня цен, которое выражается прежде всего в административном ограничении роста, или минимального уровня цен на отдельные виды продукции;
- государственное косвенное регулирование цен, которое проявляется, например, в государственной таможенной политике установления порядка исчисления, валюты оплаты и размеров экспортно-импортных пошлин по группам, видам и отдельным наименованиям ввозимой и вывозимой продукции.
Первый метод выражает налоговое воздействие на уровень цен, через увеличение или снижение налоговых составляющих в ценах на тот или иной вид товара, что влияет на уровень его цены. Например, повышение или снижение акциза на продажу автомобилей, установленного в процентах к отпускным ценам производителя, воздействует на уровень фактически оплачиваемой покупателем цены за данный товар.
Примеры практического применения второго метода: дотирование ряда вида медикаментов, а также мяса, молока и других продуктов питания в регионах.
Косвенной формой государственной финансовой политики регулирования цен выступает кредитное регулирование цен путем предоставления льготных кредитов, например, сельскохозяйственным предприятиям и организациям на закупку техники.
2.4 Таможенная политика государства
Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и
ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время, таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных производителей, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Такие ставки у нас действовали до последнего времени, сдерживая развитие отечественной экономики. Объяснялось это необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста отечественных производителей.
Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами. Классическим примером стала ситуация с нашим некогда мощнейшим Птицепромом — дешевые «ножки Буша» стали причиной его полного разорения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что финансовая политика России за последние годы не отличалась научной обоснованностью, не была целенаправленной, скоординированной и зачастую действовала в разрез с интересами субъектов воспроизводственного процесса.
Сейчас сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе. Об этом свидетельствует рост внутреннего и внешнего долга, сокращение золотовалютных резервов государства, неудержимая инфляция, рост дефицита бюджета, снижение ВВП, падение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Мнение о саморазвитии, самонастройке рыночного механизма находит все меньше сторонников в России. Большинство ученых, анализирующих рыночную экономику, приходит к выводу, что роль государства должна быть более значительной, чем в настоящее время. Государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы.
В работе подробно рассмотрены вопросы налогового регулирования экономики, ценовой и таможенной политики государства.

СПИСОК ЛИТЕАТУРЫ
Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- 153 с.
Т.Е. Бондарь, М.К. Фисенко. Теория финансов.- М.: Высшая школа,1998.- 250 с.
Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.-365 с.
Государственное регулирование экономики, под ред. Петрова А.Н. – СПб: Любавич,1999. – 264 с.
Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. Кучилина В.И., М.: Издательство РАГС. 2005. – 687 с.
Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 .-157 с.
Финансовый менеджмент, под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с
Финансы, под ред. проф. Романовского М.В. - М.: Юрайт-М, 2002.— 504 с.
Финансы, под ред. проф. Ковалевой А.М.. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 240 с.



Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- с.74


Государственное регулирование экономики, под ред. Петрова А.Н. – СПб: Любавич,1999. – с.70

Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- с.94

Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир.- с.153












2



Методы

Фонды имущественного и личного страхования

Кредит

Внебюджетные фонды

Государственный бюджет

Общегосударственные финансы

Фондовый рынок


Законодательные

Государственных

Финансы хозяйствующих субъектов

Муниципальных

Частных

Акционерных

Арендных

Административные

Судебные

1.Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия. – М.: Книжный мир, 1999.- 153 с.
2.Т.Е. Бондарь, М.К. Фисенко. Теория финансов.- М.: Высшая школа,1998.- 250 с.
3.Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994.-365 с.
4.Государственное регулирование экономики, под ред. Петрова А.Н. – СПб: Любавич,1999. – 264 с.
5.Государственное регулирование рыночной экономики, под ред. Кучилина В.И., М.: Издательство РАГС. 2005. – 687 с.
6.Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 .-157 с.
7.Финансовый менеджмент, под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001. - 495 с
8.Финансы, под ред. проф. Романовского М.В. - М.: Юрайт-М, 2002.— 504 с.
9.Финансы, под ред. проф. Ковалевой А.М.. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 240 с.



Вопрос-ответ:

Какова сущность финансовой политики государства?

Сущность финансовой политики государства заключается в установлении и регулировании финансовых отношений в обществе. Государство определяет цели и задачи своей финансовой политики, осуществляет управление государственными финансами, разрабатывает и применяет меры по формированию и распределению финансовых ресурсов.

Какова структура органов управления государственными финансами?

Структура органов управления государственными финансами включает министерство финансов, налоговую службу, пенсионный фонд, государственные банки и другие организации. Эти органы осуществляют финансовое планирование, контроль за исполнением бюджета, сбор налогов, управление государственным долгом и другие функции, связанные с финансовой деятельностью государства.

Какова социально-экономическая сущность налогов?

Социально-экономическая сущность налогов заключается в использовании системы налогообложения для сбора финансовых средств от населения и предприятий с целью финансирования государственных нужд. Налоги позволяют государству получать доходы для обеспечения функционирования и развития страны, финансирования социальных программ, обеспечения обороны и безопасности, инфраструктуры и других государственных задач.

Что такое ценовая политика государства?

Ценовая политика государства - это система мер и действий, направленных на регулирование уровня и динамики цен на товары и услуги в экономике страны. Цель ценовой политики заключается в обеспечении устойчивого экономического развития, сдерживании инфляции и поддержке социальной справедливости. Государство может применять различные инструменты, такие как установление ценовых лимитов, регулирование тарифов и пошлин, контроль за монополиями и другие меры, чтобы влиять на ценовую динамику в экономике.

Каково содержание финансовой политики государства?

Содержание финансовой политики государства включает в себя ряд мер и инструментов, которые направлены на регулирование финансовой сферы и обеспечение устойчивого экономического развития. В основе финансовой политики лежит регулирование доходов и расходов государства, налоговое и ценовое регулирование, а также управление государственными финансами. Основная цель финансовой политики - обеспечение стабильности экономики и социальной сферы, снижение инфляции, поддержание равновесия между доходами и расходами государства и привлечение инвестиций.

Какая структура органов управления государственными финансами?

Структура органов управления государственными финансами включает Федеральное казначейство, Министерство финансов, Банк России и другие ведомства и организации, ответственные за формирование и исполнение бюджета, управление государственным долгом, финансовое планирование и контроль. Федеральное казначейство осуществляет функции центрального органа исполнительной власти по управлению государственными финансовыми ресурсами, в том числе учет и контроль заходов и выходов государственных средств. Министерство финансов отвечает за формирование бюджетной политики, разработку и утверждение федерального бюджета, контроль за исполнением региональных бюджетов. Банк России осуществляет управление государственным долгом, контроль за денежно-кредитной политикой и обеспечение финансовой стабильности.

Какова социально-экономическая сущность налогов?

Социально-экономическая сущность налогов состоит в сборе денежных средств с населения и предприятий для обеспечения государственных нужд. Налоги являются одним из основных источников доходов государства и используются для финансирования социальных программ, обороны, образования, здравоохранения и других сфер. Кроме того, налоги также имеют регулирующую функцию, позволяющую воздействовать на экономику и социальную сферу путем изменения ставок налогообложения и налоговых льгот. Важно отметить, что налоги должны быть справедливыми и соответствовать экономическим возможностям налогоплательщиков.

Что такое финансовая политика государства?

Финансовая политика государства - это совокупность мер и действий, которые принимает государство для управления своими финансами и влияния на экономический процесс. Она включает в себя такие аспекты, как бюджетирование, налоговое регулирование, ценовую политику и другие. Цель финансовой политики - обеспечить социально-экономическое развитие страны и устойчивость государственных финансов.

Какие органы управляют государственными финансами?

Структура органов управления государственными финансами включает в себя министерства финансов или аналогичные организации, центральные банки, комитеты по бюджету и другие государственные органы. Эти органы отвечают за разработку и исполнение финансовой политики, управление бюджетными средствами, контроль за доходами и расходами государства.

Какая роль налогов в экономике?

Налоги являются важным инструментом социально-экономического регулирования государства. Они позволяют государству получать финансовые ресурсы для обеспечения своих функций, в том числе финансирования социальных программ, инфраструктуры, обороны и других секторов экономики. Налоги также могут использоваться для стимулирования или обуздания различных отраслей экономики через изменение налоговых ставок и льгот.

Как государство осуществляет таможенную политику?

Таможенная политика государства осуществляется через регулирование внешней торговли и контроль за перемещением товаров через границу. Государство может устанавливать таможенные пошлины, квоты на импорт, запреты на ввоз определенных товаров и другие меры, направленные на защиту своего внутреннего рынка, развитие отраслей экономики и обеспечение национальной безопасности.