Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Половозрастная идентификация в предпубертате (11-12 лет)

  • 22 страницы
  • 11 источников
  • Добавлена 09.02.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ И СВЕРСТНИКОВ НА МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ
НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД И ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В НЕМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Первая фаза характеризуется возникновение способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»). А вторая фаза – осознанием своего места в будущем.
В исследовании же немецких психологов было обнаружено, что в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько падает общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивные состояния. (Кон И. С, 1989).
В исследовании Л. А. Регуш было обнаружено, что наибольшую нагруженность проблемами имеют младшие подростки — 12- 13-летние (различия между ними несущественны). К 16 годам проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. При этом было обнаружено, что 12-летние подростки, кроме отношения к будущему, остро переживают взаимоотношения со сверстниками и с родителями. В 13-14 лет проблемы взаимоотношений с родителями выступают на первое место по сравнению с переживанием взаимоотношений со сверстниками.
Мид, Маргарет, американский этнограф, исследовала отношения между возрастными группами в традиционных и современных обществах, культурный смысл сексуальных ролей, социальное и культурное измерения личности.
Исследователи подросткового возраста подчеркивают присущий ему конформизм. Но этот подростковый конформизм свойствен культурам двух типов: культурам, в которых кофигуративное поведение стало социально институционализированным на протяжении жизни многих поколений, или же - противоположный случай - культурам, где большинство подростков, не находя примера в поведении своих родителей, чей опыт им чужд, вынуждены ориентироваться на указания извне, которые могут дать им чувство принадлежности к новой группе. Все же в предподростковый период взгляд подростков падает на своих сверстников, которые могут дать им более практические модели поведения, чем те, которые могут предложить взрослые.
 Также М.Мид по результатам своей первой экспедиции в на о. Тау (Самоа) опубликовала материал, ставший научной сенсацией - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодежи на Западе имеют чисто социальные источники.
Л.И. Божович говорит, что в течение подросткового периода начинают перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста — 12-15 лет) и. развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста — 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности).
Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными.
В предподростковый возраст начинает складываться новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.
Э. Эриксон напоминает о физиологической революцией в начале подросткого периода. Он говорит о том, что подростки заботятся о том, как они выглядят в глазах других в сравнении с их собственными представлениями о себе, а также то, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, даже если для этого им требуется назначать вполне приличных людей на роли своих противников. И они всегда готовы к официальному признанию прочных идолов и идеалов в качестве стражей финальной идентичности.
Интеграция, теперь уже имеющая место в форме эго-идентичности, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Она представляет собой накопленный опыт способности эге интегрировать все идентификации со злоключениями либидо, со способностями, развившимися из задатков, и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями. В таком случае чувство идентичности эго есть накопленная уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры».
Опасность этой стадии заключается в смешении ролей. Там, где в его основе лежит сильное предшествующее сомнение в собственной половой идентичности, не редки деликвентные и психотические эпизоды. Чтобы сохранить себя от распада, они временно сверхидентифицируются (до внешне полной утраты идентичности) с героями клик и компаний. Это кладет начало периоду «влюбленности», никоим образом, даже первоначально, не имеющей сексуальной подоплеки, за исключением тех случаев, когда нравы требуют сексуальных отношений.
Кроме того, молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать всех «чужаков», отличающихся от них цветом кожи, происхождением и уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто - забавными особенностями одежды, макияжа и жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков «своих». Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против «помрачения» сознания идентичности. Ибо подростки, формируя клики и стереотипизируя себя, свои идеалы и своих врагов, не только помогают друг другу временно справляться с тяжелым положением, в которое они попали, но к тому же извращенно испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет также и ту привлекательность, которую простые и жестокие тоталитарные доктрины имеют для умов молодежи тех стран и социальных классов, где она утратила или утрачивает свою групповую идентичность (феодальную, аграрную, родовую, национальную) и сталкивается с глобальной индустриализацией, эмансипацией и расширяющийся коммуникацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гормональные сдвиги действительно вызывают изменения в строении тела и новые сексуальные переживания, а неравномерность физического и психосоциального развития побуждает подростка заново осмысливать и оценивать свою половую и сексуальную идентичность во всех ее соматических, психических и поведенческих проявлениях. В предпубертат качественно меняется структура полового самосознания, потому что теперь впервые обнаруживается не только половая, но и сексуальная идентичность субъекта, включая его сексуальные ориентации.
Именно на родителей и сверстников опирается подросток в значительной степени опирается в поисках своей идентичности. Другие для него суть зеркало, в котором он видит свое отражение, видит, как реагируют на его поведение окружающие, за что его принимают, за что отвергают. Требования к подростку, особенно в предподростковый период, со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется особенностями характера, чертами личности, способностями, «кодексом нравственности», играют решающее значение. Выделяются такие психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающее потребность понять самого себя и быть на уровне собственных требований к себе, то есть достигнуть избранного образца.
У Л.С.Выготского ключевую роль играет положение о самосознании, которое пока недостаточно подкреплено эмпирически, по мнению Кона. Что касается зарубежных исследований в рамках этой темы, стоит привести Э.Эриксона. Кризис переходного возраста он назвал «кризисом идентификации». Он сводил сумму идентификаций с либидо, со способностями, развитыми из задатков и с возможностями, предлагаемыми социальными ролями к эго-идентичности.
С 12 лет подросток начинает созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики занимает его место к мыслям других людей, что они сами о себе думают.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для высшей школы – М.: Акад. проект, 2001, 704 стр.
Б. И. Хасан, Ю. В. Папушина Красноярский государственный университет (Россия). Установка на нарушение норм как механизм половозрастной самоидентификации» / статья
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
Большой психологический словарь. /под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПраймЕврознак, 2003
Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Том. 1
Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988,
Психология подросткого возраста. Под ред. Реана А.А./ Мэтры психологии, -СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003
Психология. Словарь (под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского). - 2-ое изд., М., Политиздат, 1990
Райс Ф.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд., 2000
Хасай Б.И., Тюленева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. Вопросы психологии N 3, 1997
Эльконин Б.Д. Психология развития – М.: Академия, 2001




Кон, стр192-195.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995, стр. 234-239
Б. И. Хасан, Ю. В. Папушина, «Установка на нарушение норм как механизм половозрастной самоидентификации» / статья

Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988, с. 176-219.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995, стр. 175-177
Райс Ф.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд., 2000, 230-233 С.
Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988, с. 176-219
Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988, с. 196-199
Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Том. 1, с 77.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995, с.187-199
Психология подросткого возраста. Под ред. Реана А.А./ Мэтры психологии, -СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003, 126-135 с.

Культурология XX века. Энциклопедия. Маргарет Мид.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995, стр. 180-184
Э. Эриксон. Детство и общество. СПб, Летний сад, 2000, с.249-251












2

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для высшей школы – М.: Акад. проект, 2001, 704 стр.
2.Б. И. Хасан, Ю. В. Папушина Красноярский государственный университет (Россия). Установка на нарушение норм как механизм половозрастной самоидентификации» / статья
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
4.Большой психологический словарь. /под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: ПраймЕврознак, 2003
5.Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Том. 1
6.Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988,
7.Психология подросткого возраста. Под ред. Реана А.А./ Мэтры психологии, -СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003
8.Психология. Словарь (под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского). - 2-ое изд., М., Политиздат, 1990
9.Райс Ф.Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е изд., 2000
10.Хасай Б.И., Тюленева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. Вопросы психологии N 3, 1997
11.Эльконин Б.Д. Психология развития – М.: Академия, 2001

Узнать стоимость работы