Особенности обеспечния безопасности дорожного движения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Транспортное право
  • 8181 страница
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 01.02.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Исторические предпосылки создания системы безопасности дорожного движения (1981-2000 гг.)
1.1. Особенности обеспечения безопасности дорожного движения в период 1980-1990 гг.
1.2. Обеспечения безопасности дорожного движения в период кризиса 90х годов
1.3. Курс на реформирование системы обеспечения безопасности дорожного движения
Глава 2. Основные направления деятельности ГИБДД
2.1. Надзор за дорожным движением
2.2. Контроль за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений
2.3. Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним
2.4. Проведение технического осмотра автотранспортных средств
2.5. Прием квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами и выдача водительских удостоверений
2.6 Пропаганда правил дорожного движения
2.7. Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции) в области дорожного движения
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения
3.1. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
3.2. Основные направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения
Заключение


Фрагмент для ознакомления

Следовательно, можно сделать вывод: административная ответственность есть применение и реализация санкции административно-правовой нормы в случае ее нарушения. Такого мнения придерживается большинство правоведов (Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеснко, О.Э. Лейст, О.М. Якуба и др.). Однако имеются и другие точки зрения. В механизме правоприменительной деятельности главное звено — рассмотрение правового конфликта по существу и вынесение по нему компетентным органом решения. Рассматриваемая деятельность в юридической науке получила название юрисдикции. Под административной юрисдикцией, как уже говорилось, понимается вид правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающей рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие по ним решений в установленных законом форме и порядке.
Таким образом, административная юрисдикция — понятие более узкое и является составной частью процесса правоприменения.
Правоприменительная деятельность Госавтоинспекции - это форма реализации правовых норм к области дорожного движения, осуществляемая путем применения уполномоченными на то должностными лицами административно-правовых санкций и других мер государственного принуждения к нарушителям Правил дорожного движения.
Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции - это деятельность должностных лиц по рассмотрению материалов дел об административных нарушениях правил дорожного движения, иных нормативов и стандартов, действующих в этой сфере, и принятию решений по ним в установленных законом форме и порядке.
Думается, что эта точка зрения требует некоторой корректировки и дополнения, так как в это понятие следует включать, как уже говорилось ранее, разрешение жалоб и споров.
Административная юрисдикция, в том числе осуществляемая должностными лицами, является самостоятельным видом правоохранительной деятельности (наряду с контрольно-надзорной деятельностью, деятельностью по обеспечению исполнения норм права, по исполнению мер государственного принуждения), имеющим собственные функции, цели, формы деятельности.
Административно-юрисдикционная деятельность органов государственного управления, в том числе и ДПС, состоит в ряде регламентированных действий, направленных на установление фактических обстоятельств дела, выбор и толкование юридических норм, подлежащих применению, решение дела, выраженное в акте применения права.
Некоторые авторы расширяют крут действий правоприменителя, включая в них такие действия, как квалификация на основе правовых норм тех или иных действий, определение мер, направленных на практическое осуществление вынесенного акта. Как справедливо утверждают многие авторы, из процесса административной юрисдикции не может быть исключена квалификация правонарушений, являющаяся своеобразным «сквозным» действием, осуществляемым практически на всех его этапах. Что же касается исполнения юрисдикционного акта, то чисто формально оно не относится к административно-юрисдикционной деятельности, которая заканчивается решением дела по существу.

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения
3.1. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
Следует согласиться с мнением А. Стахова, что современные проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно-правовом и административно-правовом аспектах обеспечения национальной безопасности нашего государства. При этом административно-правовой аспект обеспечения национальной безопасности состоит в создании нового и совершенствовании действующего российского административного законодательства, регулирующего отношения безопасности.
В настоящее время в научных кругах сформировалось два основных подхода к пониманию системы обеспечения безопасности дорожного движения. В широком смысле указанная система представляет собой совокупность таких компонентов, как нормативно-правовое регулирование в области безопасности дорожного движения, государственный контроль и надзор в указанной сфере, международное сотрудничество, а также деятельность общественных объединений в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В узком смысле данная система включает в себя всю совокупность государственных органов, чья деятельность связана с совершенствованием дорожной инфраструктуры, обеспечением безопасности транспортных средств, подготовкой участников дорожного движения и правовым регулированием данной сферы.
Так, например, по мнению С.Н. Дмитриева, в транспортной системе РФ можно выделить подсистему обеспечения дорожного движения, включающую в себя ведомства и учреждения, ответственные за проектирование, производство, техническую эксплуатацию и экологическую безопасность важнейших элементов транспортного комплекса, за обучение участников дорожного движения и решение прочих вопросов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, а также подсистему контроля дорожного движения, к которой, с определенными оговорками, можно отнести ведомства, обладающие соответствующими межотраслевыми контрольно-надзорными функциями: Министерство внутренних дел, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, и специализированные ведомственные службы - такие, как Военная автоинспекция Министерства обороны, службы безопасности движения автотранспортных предприятий, фирм и т.п.
В то же время С.Н. Дмитриев указывает, что оценка реального содержания, распределения и сочетания функций, реальных взаимоотношений, сложившихся между указанными ведомствами, не позволяет считать связи между ними системными. Это обстоятельство обусловливает стремление учреждений, привлекаемых в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов и координаторов тех или иных мероприятий, предусмотренных федеральными либо региональными программами, решать, под эгидой соответствующих комиссий, лишь те задачи, которые в наибольшей мере отвечают их собственным потребностям и позволяют получить дополнительные кадровые, материально-технические ресурсы. В первую очередь это касается неподчиненных друг другу органов, выполняющих основной объем работ в рамках названных программ. Организационно-структурная независимость и узкая специализация в условиях относительной автономии на различных этапах функционирования объективно порождает множество противоречий между такими органами и интересами системы безопасности дорожного движения в целом, что отрицательно сказывается на способности оказывать предписанное управляющее воздействие на транспортный процесс.
Одним из важнейших дестабилизирующих факторов является отсутствие стройной концепции формирования системы обеспечения безопасности дорожного движения. Вот почему создается почва для лоббирования ведомственных интересов, дублирования функций органов системы и, в конечном итоге, становятся неизбежными большие экономические и моральные потери.
В последние годы на автомобильных дорогах страны отмечается рост количества ДТП и числа пострадавших в них людей. В 2006 г в более чем 204 тыс. ДТП погибли 35,6 тыс. человек и получили ранения еще 244 тыс. По сравнению с предыдущим годом количество ДТП увеличилось на 10,8%, число погибших - на 7,0%, раненых - на 12,7%. По оценкам экспертов, социально-экономический ущерб от ДТП составил 321,6 млрд рублей, из них в 208,3 млрд рублей оцениваются гибель и ранение наших граждан.
Аварийность на дорогах возросла как по вине водителей транспортных средств (+12,4%), так и пешеходов (+4,8%). Из-за нарушения водителями Правил дорожного движения было совершено 158606 ДТП, что составляет 77% от их общего количества. Более четверти всех происшествий произошло из-за и по вине пешеходов. Особую тревогу вызывает рост ДТП, в которых погибли или получили ранения дети (+8,2%) За прошедший год зарегистрировано 25 тыс. таких происшествий, в которых погибли 1,6 тыс. и получили ранения 25,3 тыс. детей и подростков.
Сложившаяся обстановка вызывает тревогу населения и требует принятия самых решительных мер к ликвидации причин, порождающих травматизм на дорогах. К тому же нарушение Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств все чаще сопровождается их агрессивным поведением по отношению к другим участникам дорожного движения.
Кроме того, действующее в настоящее время законодательство в области обеспечения безопасности участников дорожного движения не в полной мере отвечает ни возросшим общественным потребностям, ни международно-правовым стандартам. В этой связи перед теорией и практикой государственного управления возникают серьезные проблемы и задачи становления этого правового комплекса с учетом критического осмысления соответствующего национального и зарубежного опыта, но главное - по разработке и реализации научно обоснованной концепции системы обеспечения безопасности участников дорожного движения в Российской Федерации.
Так, практика показывает, что ряд положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» нуждается в уточнении, пересмотре. Имеются также пробелы и коллизии в правовом регулировании тех или иных важных, с практической точки зрения и нуждающихся в законодательной регламентации вопросов. К их числу, например, можно отнести несоответствие в определении в отдельных положениях закона круга лиц, чьи интересы, как провозглашается в данном документе, Закон призван защищать. Это вытекает, например, из сопоставления формулировки основной задачи (ст. 1) данного Закона и определения термина «безопасность дорожного движения» в ст. 2. В первом случае предусматривается, что основной задачей закона является «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства» от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В статье же 2 указывается уже иной, более узкий круг субъектов, правам и законным интересам которых, по смыслу данной нормы, может быть причинен ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий. В этом случае действие статьи распространяется только на «участников дорожного движения».
Недостаточное развитие находит реализация основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, которые закреплены в законе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Нельзя не согласиться с позицией о нереализованности такого важного направление, как установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время сфера компетенции, полномочия государственных органов изложены в нормативных актах - положениях о конкретных министерствах и ведомствах или их самостоятельных службах (подразделениях), утвержденных Правительством. Вместе с тем вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (за исключением МВД России и Минтранса России) не находят своего отражения.
В Законе используется понятие «проведение государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения», но ни в самом Законе, ни в других нормативных правовых актах не раскрывается - в чем же заключается эта политика. Также имеется необходимость в детализации проблемы распределения компетенции между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Контроль и надзор государства за соблюдением законодательных и иных норм в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти, также специально уполномоченными контрольно-надзорными органами. Таковыми являются: подразделения ГИБДД МВД России, РТИ Минтранса России, Госстандарта России, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России, Военная автомобильная инспекция Минобороны России и т. д. Инспекции призваны решать возложенные на них задачи во взаимодействии друг с другом и с другими органами исполнительной власти, не допуская дублирования в работе. Между тем четкого разграничения компетенции между указанными контрольно-надзорными органами нормативно-правовыми актами не установлено.
Таким образом, практика нормативно-правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что разработка правовых актов зачастую осуществляется несистематизированно, не координируется на основе единых принципов. В результате этого отдельные положения нормативных документов в ряде случаев создают коллизии, либо дублируют друга, либо допускают пробелы в правовом регулировании тех или иных вопросов.
Анализ содержания статей Федерального закона «О безопасности дорожного движения», других законодательных и иных нормативно-правовых актов в этой области, характер и формы деятельности федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, а также непосредственно процессы, происходящие в дорожном движении, свидетельствуют о необходимости и целесообразности комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, который мог быть выражен в разработке национальной концепции безопасности дорожного движения учитывающей требования законодательства, регулирующей вопросы страхования, медицинского и социального обеспечения, дорожного строительства и т. п.
Обеспечение соблюдения правил безопасности дорожного движения является решающим фактором уменьшения травматизма в результате ДТП. Как показывает опыт промышленно развитых стран, эффективность мер, призванных изменить модель поведения участников дорожного движения, в значительной степени зависит от того, насколько строго власть требует их соблюдения.
3.2. Основные направления совершенствования обеспечения безопасности дорожного движения
К важным факторам, определяющим высокий уровень аварийности в России, относятся проблемы и недостатки функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, недостаточно эффективные механизмы реализации государственной политики, финансирования, стимулирования, регулирования и контроля деятельности по повышению безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местных уровнях.
Задача совершенствования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения органично связана с общей стратегией совершенствования системы государственного управления в России. При этом необходимо учитывать соответствующий опыт стран развитой автомобилизации.
Мировой опыт показывает, что эффективность управления безопасностью дорожного движения обусловливается содержанием основных принципов государственной политики в этой области, наличием необходимых структур и механизмов для их реализации.
В настоящее время слабо реализуются механизмы экономического стимулирования повышения безопасности дорожного движения производителями продукции и услуг в области автомобильного транспорта, обеспечения большей привлекательности качественной продукции и услуг для потребителей (водителей, пассажиров, пешеходов и др.), целевого их информирования о безопасности как о важнейшем качестве продукции и услуг в указанной сфере. Вместе с тем, по мнению ученых, вопрос о переходе к рынку вообще и в деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения в частности, невероятно сложен, разработка направлений, форм и сроков внедрения экономических отношений в эту сферу требует специальных исследований.
Также необходимо создание эффективной системы принуждения, особенно в отношении применения непопулярных мер обеспечения безопасности дорожного движения.
Количество федеральных органов управления, причастных к системе управления безопасностью дорожного движения, велико (Министерство транспорта России и находящиеся в его ведении Федеральное дорожное агентство России и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Министерство внутренних дел России, Министерство здравоохранения и социального развития России, Министерство образования и науки России, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и др.), но практически у всех обеспечение безопасности дорожного движения не является основной задачей. Следует отметить, что до настоящего времени не удалось преодолеть ведомственные разобщенность и подходы к планированию мероприятий.
Решить общенациональную задачу обеспечения безопасности дорожного движения невозможно без участия граждан. Как показывают исторический опыт формирования общественного сознания я моделей поведения больших социальных групп, а также результаты практической деятельности в странах развитой автомобилизации, коррекция и даже изменение массового сознания людей применительно к области обеспечения безопасности дорожного движения возможны. Привлечение широких слоев населения к участию в этом процессе должно стать приоритетным направлением деятельности по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, снижению количества ДТП. Необходимо совершенствование деятельности по повышению дорожно-транспортной культуры населения.
Важнейшим составным элементом системы управления обеспечением безопасности дорожного движения является наличие в ней постоянного, стабильного и достаточного по объему целевого источника финансирования программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения - долговременная задача, требующая постоянных финансовых вложений, поэтому необходимы именно стабильные и долговременные источники как бюджетных, так и внебюджетных средств.
Вопрос об источниках и механизмах финансирования мероприятий по безопасности дорожного движения должен быть решен, прежде всего, на законодательном уровне. С этой целью необходимо принятие закона о федеральном специализированном фонде безопасности дорожного движения.
Несмотря на быстрый рост парка личных легковых автомобилей, роль коммерческого пассажирского автомобильного транспорта остается весьма значительной. В настоящее время по уровню риска пассажиров и водителей пострадать в ДТП наиболее опасным является автобусный транспорт.
Основными факторами, обусловившими высокий уровень аварийности на пассажирском автомобильном транспорте в России, являются: увеличение на рынке услуг по перевозке пассажиров числа субъектов малого предпринимательства, не имеющих надлежащих условий для обеспечения требований безопасной эксплуатации автобусов; ограниченное внедрение современных средств управления пассажирскими перевозками; недостаточная квалификация и низкая транспортная дисциплина водителей автобусов; несовершенство конструкции к неудовлетворительное техническое состояние автобусов; участившиеся случаи нарушения норм вместимости автобусов, использования подвижного состава, не соответствующего виду осуществляемых перевозок; малоэффективная система профилактической работы и контроля за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения; отсталость нормативной правовой базы в сфере организации маршрутных автобусных перевозок в условиях рыночной экономики.
Одним из путей решения проблемы обеспечения безопасности движения при эксплуатации автобусов, принадлежащих физическим лицам, осуществляющим коммерческие перевозки пассажиров, является инициирование их объединения, позволяющего за счет концентрации усилий и средств создавать необходимые условия для соблюдения установленных требований безопасности.
Вопросы обеспечения безопасности перевозок пассажиров тесно взаимоувязаны с организацией перевозок: системой допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов, формирования маршрутной сети, контроля и диспетчерского управления и т. д. Все это находится в компетенции местных органов власти. Однако соответствующие акты в большинстве субъектов Российской Федерации отсутствуют.
Необходимо широко применять конкурсную систему отбора субъектов малого предпринимательства для осуществления маршрутных пассажирских перевозок. Целью организации конкурсов является выявление способности и готовности предпринимателей выполнять, с обязательным учетом требований безопасности, регулярные перевозки пассажиров автобусами на городских, пригородных и междугородных маршрутах в качестве общественного транспорта.
Следует согласиться с мнением Ю.А. Васильева, что обеспечение безопасности пассажирских перевозок в значительной степени обусловлено профессиональной пригодностью, подготовленностью, дисциплиной, состоянием здоровья водителей. Система подготовки водительских кадров во многом не отвечает современным требованиям, качество их обучения снижается. Программно-методическое и техническое обеспечение подготовки водителей 15-летней давности не соответствует не только современному мировому уровню, но и уровню подготовки водителей в нашей стране. Необходима выработка при участии всех заинтересованных министерств и ведомств новых подходов, как к лицензированию, так и к системе контроля за деятельностью учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации водителей.
Безопасность дорожного движения в значительной мере зависит от способности государства обеспечить безопасность пешеходов как самых незащищенных участников дорожного движения.
Обеспечение безопасности пешеходов базируется на достижении наиболее полного соответствия дорожной инфраструктуры, средств организации движения потребностям и возможностям пешехода, в целях защиты его от опасности, предупреждения его неожиданного появления на проезжей части; формировании у населения безопасных стандартов поведения на дороге; проведении комплекса контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению участниками дорожного движения установленных правил.
Особенно велики в России масштабы и уровень риска получения пешеходами в ДТП смертельных травм. За последние пять лет число погибших пешеходов выросло с 11 до 14 тыс. человек, что в 2,5 - 3 раза больше, чем в США, где численность населения в два раза выше, чем в России.
Основными причинами сложившегося положения с безопасностью пешеходов является имевшее место на протяжении ряда лет недостаточное внимание к обеспечению безопасности этой категории участников дорожного движения. Обострение проблемы в последнее время вызвано значительным ростом в стране количества транспортных средств. Условия дорожного движения для пешеходов при этом значительно изменились, став более опасными.
Однако указанные изменения произошли за сравнительно короткий промежуток времени, и у населения не успели сформироваться стереотипы поведения, соответствующие новым условиям дорожного движения. Деятельность же по формированию таких стандартов со стороны государства и контроль за соблюдением Правил дорожного движения пешеходами оказались явно недостаточными.
Не была обеспечена и необходимая дорожная инфраструктура, отвечающая новым дорожным условиям движения для пешеходов, которая могла бы надежно защитить их от наездов транспортных средств (достаточное количество подземных, надземных и регулируемых пешеходных переходов, островков безопасности, тротуаров, поднятых над уровнем проезжей части дороги, дорожных ограждений и т. д.).
Для повышения безопасности движения пешеходов необходимо осуществить мероприятия, направленные на предупреждение ДТП, в частности:
- строительство необходимого количества надземных и подземных пешеходных переходов;
- проектирование, оборудование и содержание пешеходных переходов в одном уровне (обеспечение их освещенности; создание островков безопасности, установку дорожных знаков и нанесение разметки; рациональное расположение перехода с точки зрения уменьшения расстояния, которое проходят пешеходы, пересекая проезжую часть дороги, и улучшения видимости; обеспечение безопасного состояния дорожного покрытия в местах ожидания);
- установку пешеходных ограждений;
- организацию жилых и пешеходных зон;
- ограничение скорости транспортных средств в жилых зонах, местах скопления пешеходов и контроль за соблюдением водителями этих ограничений (введение зонального ограничения скорости движения транспортных средств; применение искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и др.);
- увеличение видимости пешеходов для водителей (использование светоотражающих элементов при пошиве одежды, особенно детской);
- проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности пешеходов с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп пешеходов (детей, молодежи, взрослых и пожилых пешеходов), включая организацию радио- и телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения населения на дорогах.
В рамках этого направления необходимо также реализовать мероприятия по предупреждению опасного поведения водителей в отношении пешеходов (по формированию общественного мнения о необходимости неукоснительного соблюдения правила «уступи дорогу» в отношении пешеходов, введению соответствующих методов обучения «осторожному вождению» в сочетании с усилением мер ответственности за нарушения правил проезда пешеходных переходов и контроля за соблюдением соответствующих правил со стороны
водителей).
Одним из приоритетных направления повышения эффективности обеспечения безопасности дорожного движения, по мнению ученых, является совершенствование системы оказания помощи пострадавшим на месте ДТП.
Среди всех пострадавших в ДТП более 60%, как правило, получают тяжелые механические политравмы и шок. Решение проблемы оказания помощи можно разбить на два этапа. На первом - стоит задача обнаружения места ДТП, оповещения соответствующих служб, обеспечения их прибытия на место ДТП и проведения работ по ликвидации последствий ДТП, в том числе оказание первой медицинской помощи. Второй этап связан с эвакуацией (доставкой) пострадавших в лечебные учреждения и оказанием медицинской помощи в полном объеме.
На первом этапе определяющим фактором является время с момента получения травм (возникновения ДТП) до оказания первой медицинской или доврачебной помощи (начала спасательных работ). Ввиду, как правило, непредвиденности (случайности) возникновения дорожно-транспортных происшествий нередко возникают ситуации несоответствия наличных сил и средств учреждений здравоохранения с их реальными потребностями при организации и оказании медицинской помощи. Это несоответствие усугубляется недостаточной материально-технической и лекарственной обеспеченностью отечественного здравоохранения.
Оказание помощи пострадавшим на месте ДТП осуществляют различные службы и организации (в основном подразделения Госавтоинспекции, учреждения здравоохранения и МЧС), а также граждане. Сотрудники Госавтоинспекции на месте ДТП осуществляют неотложные меры по эвакуации людей и оказанию им доврачебной помощи. Целью медицинских служб является организация быстрого оказания пострадавшим первой медицинской помощи, их доставки в медицинские учреждения и квалифицированное лечение травм. Аварийно-спасательные формирования МЧС России участвуют, как правило, в оказании помощи пострадавшим в ДТП при их блокировании (зажатии), препятствующем допуску к ним медицинского персонала.
В настоящее время возрастают требования к догоспитальному медицинскому обеспечению пострадавших в ДТП. Реализация этого направления на практике невозможна без использования качественно нового подхода к подготовке специалистов, оказывающих экстренную медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях. Рациональная организация экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП возможна лишь в рамках системы, связывающей в единое целое обнаружение ДТП, оповещение о нем служб, участвующих в ликвидации его последствий, прибытие их на места ДТП, проведение при необходимости работ по ликвидации последствий ДТП, оказание догоспитальной и стационарной медицинской помощи.
Поэтому совершенствование системы спасения при ДТП должно идти, прежде всего, по пути сокращения времени обнаружения, оповещения и доставки к месту ДТП спасателей и медицинских работников. Задача сокращения времени обнаружения решается путем установки вдоль автомобильных дорог информационных щитов с указанием координат служб спасения, датчиков на транспортных средствах, сигнализирующих службам спасения о ДТП.
Министерством внутренних дел России установлены временные нормативы прибытия нарядов дорожно-патрульной службы на места ДТП, в которых пострадали люди, с момента получения соответствующей информации:
- в городах и на федеральных автомобильных дорогах — 20 минут;
- в прочих населенных пунктах и на других автодорогах - 60 минут.
Значительная удаленность дислокации подразделений Госавтоинспекции, аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест ДТП (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность улично-дорожной сети, транспортные пробки в городах, наличие других препятствий на маршрутах движения затрудняют или делают невозможным оперативную доставку спасателей и своевременную эвакуацию пострадавших наземным транспортом. В этих условиях возникает необходимость в применении аварийно-спасательных вертолетов, позволяющих своевременно доставить требуемые силы и средства и эвакуировать пострадавших в безопасные места или лечебные учреждения. Улучшение системы спасения пострадавших в ДТП может быть достигнуто также путем совершенствования технологии спасения.
Несмотря на предпринимаемые в данном направлении меры, до настоящего времени отсутствуют разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части организации и финансирования Единой системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

Заключение
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что в целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения необходимо осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе:
- разграничение и закрепление в нормативных правовых документах полномочий и ответственности всех субъектов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях;
— привлечение к решению задач профилактики аварийности государственных, профессиональных союзов, общественных и иных организаций и объединений, связанных в той или иной степени с обеспечением безопасности дорожного движения, а также граждан;
- обеспечение государственной поддержки деятельности в работе по предупреждению аварийности некоммерческих ассоциаций, профессиональных союзов и общественных организаций, более активное привлечение их к реализации задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе путем делегирования им соответствующих полномочий;
- необходимо совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, имев в виду постепенную гармонизацию норм законодательства Российской Федерации в этой области с правовыми нормами, действующими в мировом сообществе. Кроме того, необходимо разработать и принять федеральные законы «О медицинском обеспечении безопасности дорожного движения», «О федеральном специализированном фонде безопасности дорожного движения», а также внести необходимые изменения и дополнения в законодательные, иные нормативно-правовые акты в сфере организации дорожного движения с целью устранения существующих противоречий и пробелов;
В современных условиях требуется также принятие неотложных мер, направленных на совершенствование системы спасения пострадавших в ДТП. В целях повышения квалификации водителей транспортных средств необходимо создание действенной системы государственных требований, обеспечивающих эффективную и качественную подготовку водителей, а также системы их психофизиологической диагностики.

Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // "Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
1.2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. – 1995. - №50. – Ст. 4873.
1.3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета от 7 мая 2002 г. N 80.
1.4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 апреля 1980 г. "О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране" // СЗ СССР. – 1980. - № 57.
1.5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года "О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усиление борьбы с приписками при перевозке грузов автомобильным транспортом, обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов" // СЗ СССР. – 1983. - № 77.
1.6. Постановление ЦК КПСС"О дальнейшем улучшении работы транспорта по обслуживанию пассажиров" от 4 октября 1984 г. // СЗ СССР. – 1984. - № 103.
1.7. Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1988 г. "О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте" // СЗ СССР. – 1988. - № 23.
1.8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1989 г. "Об административной ответственности за нарушения правил дорожного движения" // СЗ СССР. – 1989. - № 54.
1.9. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «Об утверждении правил дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 г., N 47, ст. 4531.
1.10. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1998 г. "Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1998 г., N 24, ст. 5217.
1.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 января 1999 г., N 1, ст. 17.
1.12. Постановление правительства от 17 ноября 2000 г. "О подготовке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1998 г., N 25, ст. 5234.
1.13. Приказ МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «Об утверждении Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27 сентября 1999 г., N 39.
1.14. Приказ МВД России от 20 июня 2000 г. № 782 « Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 июля 2000 г., N 13.
1.15. Приказ МВД России от 23 марта 2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 июля 2000 г., N 13.
1.16. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 февраля 2002 г., N 8.

2. Научная и учебная литература
2.1. Афанасьев М.Б. История ГАИ. М., 2006. 366 с.
2.2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.. 2003. 211 с.
2.3. Васильев Ю.А. К вопросу о качестве подготовки водителей транспортных средств. М., 2007.
2.4. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1995.
2.5. Власенков В.В., Власов В.В., Лозбяков В.П. Административная юрисдикция. М., 2004.
2.6. Дмитриев С.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движений — миф или реальность? // Законодательство и экономика. 2002. № 10.
2.7. Иванова И.А., Бертуш С.И., Карасёв В.Н., Стома В.В. Административно-юрисдикционная деятельность ГАИ. М., 1994.
2.8. История ГАИ: К 60-летию Госавтоинспекции МВД России / М.Б. Афанасьев, Л.А. Кочетов, Б.В. Россинский и др. / Под ред. В.А. Фёдорова. М., 1996.
2.9. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. Спб, 2004.
2.10. Кондратьев В.Д., Левченко А.Л., Попов М.И., Сергеев В.В. О реализации положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Проблемы совершенствования деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения: Сб. научных трудов. Вып. 5 / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. М., 2004.
2.11. Кузьмичев А.Д. Зарубежный опыт деятельности органов, управляющих безопасностью дорожного движения // Вопросы обеспечения безопасности дорожного движении/ Труды ВНИЦБД МВД СССР. М., 1991.
2.12. Лаврентьев П.Д. Совершенствование государственного контроля безопасности автотранспортных средств // Автомобильный транспорт. 2000. № 3.
2.13. Лисин В.В. Актуальные вопросы дорожно-транспортной медицины // Проблемы совершенствования деятельности ГИБДД: Сборник научных трудов. Вып. 2. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999.
2.14. Мы обращаемся к вам. Круглый стол // Международная неделя безопасности дорожного движения 5-11 апреля 2007.
2.15. Рифицкий Г.П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность. М., 2007.
2.16. Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения. М., 2002.
2.17. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции Российской Федерации. Омск, 2003. 329 с.
2.18. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-право во и аспект // Российская юстиция. 2003. №3.
2.19. Туманян А.В. Аварийность и травматизм на московском транспорте. М., 1994.
2.20. Учебник Инспектора ГИБДД. М., 2007.
2.21. Шумилин Б.В. Движению – безопасность // Советская милиция. 1992. № 9.
2.22. Якимов А.Ю., Митрошин Д.В. Международная правовая основа регулирования дорожного движения (состояние, проблемы, перспективы). М., 2002.
На боевом посту. 1989. 4февраля.
Афанасьев М.Б. История ГАИ. М.,2006. С. 68.
Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.. 2003. С. 32.
Шумилин Б.В. Движению – безопасность // Советская милиция. 1992. № 9.
История ГАИ: К 60-летию Госавтоинспекции МВД России / М.Б. Афанасьев, Л.А. Кочетов, Б.В. Россинский и др. / Под ред. В.А. Фёдорова. М., 1996. С. 121.
Лаврентьев П.Д. Совершенствование государственного контроля безопасности автотранспортных средств // Автомобильный транспорт. 2000. № 3. С. 6.
Рифицкий Г.П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность. М., 2007. С. 106.
Власенков В.В., Власов В.В., Лозбяков В.П. Административная юрисдикция. М., 2004. С. 104.
Иванова И.А., Бертуш С.И., Карасёв В.Н., Стома В.В. Административно-юрисдикционная деятельность ГАИ. М., 1994. С. 6.
Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1995. С. 41.
Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. Спб, 2004. С. 25.
Иванова И.А., Бертуш С.И., Карасев В.Н., Стома В.В. Указ сочин. С. 10.
Явич Л.С. Указ. Сочин. С. 27.
Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-право во и аспект // Российская юстиция. 2003. №3,
Дмитриев С.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движений — миф или реальность? // Законодательство и экономика. 2002. № 10. С. 36.
Мы обращаемся к вам. Круглый стол // Международная неделя безопасности дорожного движения 5-11 апреля 2007. С. 5.
Кондратьев В.Д., Левченко А.Л., Попов М.И., Сергеев В.В. О реализации положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Проблемы совершенствования деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения: Сб. научных трудов. Вып. 5 / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. М., 2004. С. 25.
Кузьмичев А.Д. Зарубежный опыт деятельности органов, управляющих безопасностью дорожного движения // Вопросы обеспечения безопасности дорожного движении/ Труды ВНИЦБД МВД СССР. М., 1991. С. 156-1
Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения. М., 2002. С. 68.
Васильев Ю.А. К вопросу о качестве подготовки водителей транспортных средств. М., 2007. С. 67.
См., например: Лисин В.В. Актуальные вопросы дорожно-транспортной медицины // Проблемы совершенствования деятельности ГИБДД: Сборник научных трудов. Вып. 2. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999. С. 111-116.
Лисин В.В. актуальные вопросы дорожно-транспортной медицины // Проблемы совершенствования деятельности ГИБДД. М., 2001. С. 47.












3

1. Нормативно-правовые акты
1.1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // "Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
1.2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. – 1995. - №50. – Ст. 4873.
1.3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Российская газета от 7 мая 2002 г. N 80.
1.4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 апреля 1980 г. "О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране" // СЗ СССР. – 1980. - № 57.
1.5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1983 года "О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усиление борьбы с приписками при перевозке грузов автомобильным транспортом, обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов" // СЗ СССР. – 1983. - № 77.
1.6. Постановление ЦК КПСС"О дальнейшем улучшении работы транспорта по обслуживанию пассажиров" от 4 октября 1984 г. // СЗ СССР. – 1984. - № 103.
1.7. Постановление Совета Министров СССР от 14 марта 1988 г. "О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте" // СЗ СССР. – 1988. - № 23.
1.8. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1989 г. "Об административной ответственности за нарушения правил дорожного движения" // СЗ СССР. – 1989. - № 54.
1.9. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «Об утверждении правил дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1993 г., N 47, ст. 4531.
1.10. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1998 г. "Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1998 г., N 24, ст. 5217.
1.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22 января 1999 г., N 1, ст. 17.
1.12. Постановление правительства от 17 ноября 2000 г. "О подготовке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1998 г., N 25, ст. 5234.
1.13. Приказ МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «Об утверждении Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27 сентября 1999 г., N 39.
1.14. Приказ МВД России от 20 июня 2000 г. № 782 « Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 июля 2000 г., N 13.
1.15. Приказ МВД России от 23 марта 2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 июля 2000 г., N 13.
1.16. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 февраля 2002 г., N 8.

2. Научная и учебная литература
2.1. Афанасьев М.Б. История ГАИ. М., 2006. 366 с.
2.2. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.. 2003. 211 с.
2.3. Васильев Ю.А. К вопросу о качестве подготовки водителей транспортных средств. М., 2007.
2.4. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. М., 1995.
2.5. Власенков В.В., Власов В.В., Лозбяков В.П. Административная юрисдикция. М., 2004.
2.6. Дмитриев С.Н. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движений — миф или реальность? // Законодательство и экономика. 2002. № 10.
2.7. Иванова И.А., Бертуш С.И., Карасёв В.Н., Стома В.В. Административно-юрисдикционная деятельность ГАИ. М., 1994.
2.8. История ГАИ: К 60-летию Госавтоинспекции МВД России / М.Б. Афанасьев, Л.А. Кочетов, Б.В. Россинский и др. / Под ред. В.А. Фёдорова. М., 1996.
2.9. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. Спб, 2004.
2.10. Кондратьев В.Д., Левченко А.Л., Попов М.И., Сергеев В.В. О реализации положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» // Проблемы совершенствования деятель¬ности государственной инспекции безопасности дорожного дви¬жения: Сб. научных трудов. Вып. 5 / Под общ. ред. В.Н. Кирьяно¬ва. М., 2004.
2.11. Кузьмичев А.Д. Зарубежный опыт деятельности органов, управ¬ляющих безопасностью дорожного движения // Вопросы обеспе¬чения безопасности дорожного движении/ Труды ВНИЦБД МВД СССР. М., 1991.
2.12. Лаврентьев П.Д. Совершенствование государственного контроля безопасности автотранспортных средств // Автомобильный транспорт. 2000. № 3.
2.13. Лисин В.В. Актуальные вопросы дорожно-транспортной медицины // Проблемы совершенствования дея¬тельности ГИБДД: Сборник научных трудов. Вып. 2. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 1999.
2.14. Мы обращаемся к вам. Круглый стол // Международная неделя безопасности дорожного движения 5-11 апреля 2007.
2.15. Рифицкий Г.П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность. М., 2007.
2.16. Россинский Б.В. Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения. М., 2002.
2.17. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции Российской Федерации. Омск, 2003. 329 с.
2.18. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-право во и аспект // Российская юстиция. 2003. №3.
2.19. Туманян А.В. Аварийность и травматизм на московском транспорте. М., 1994.
2.20. Учебник Инспектора ГИБДД. М., 2007.
2.21. Шумилин Б.В. Движению – безопасность // Советская милиция. 1992. № 9.
2.22. Якимов А.Ю., Митрошин Д.В. Международная правовая основа регулирования дорожного движения (состояние, проблемы, перспективы). М., 2002.


Вопрос-ответ:

Какие особенности были в обеспечении безопасности дорожного движения в период 1980-1990 гг.?

В период 1980-1990 гг. особенности обеспечения безопасности дорожного движения включали улучшение технического состояния автомобилей, разработку новых правил дорожного движения, проведение обучения водителей и создание специализированных органов власти для контроля и надзора на дорогах.

Как обеспечивалась безопасность дорожного движения в период кризиса 90-х годов?

В период кризиса 90-х годов обеспечение безопасности дорожного движения стало одной из главных задач государства. Проводились меры по улучшению состояния дорог, внедрению новых технических средств контроля, а также проводились обучение и пропаганда правил дорожного движения.

Какие изменения произошли в системе обеспечения безопасности дорожного движения в результате реформирования?

Результатом реформирования системы обеспечения безопасности дорожного движения стало обновление законодательства, разделение обязанностей между различными органами и улучшение взаимодействия между ними, а также усиление контроля за дорожным движением и соблюдением правил.

Какие основные направления деятельности ГИБДД?

Основные направления деятельности ГИБДД включают надзор и контроль за дорожным движением, осуществление профилактической работы, обеспечение безопасности на дорогах, расследование ДТП, регулирование дорожного движения и обеспечение соблюдения правил.

Каким образом осуществляется надзор за дорожным движением?

Надзор за дорожным движением осуществляется путем контроля за соблюдением правил дорожного движения, выявлением и пресечением нарушений, проведением проверок технического состояния транспортных средств, а также организацией патрулирования и наблюдения на дорогах.

Какие особенности обеспечения безопасности дорожного движения присутствовали в период 1980-1990 гг.?

В период 1980-1990 гг. особенности обеспечения безопасности дорожного движения включали повышенные требования к организации и контролю дорожного движения, внедрение новых технических средств и систем безопасности, а также проведение мероприятий по повышению правовой культуры участников дорожного движения.

Как обеспечивалась безопасность дорожного движения в период кризиса 90-х годов?

В период кризиса 90-х годов обеспечение безопасности дорожного движения усложнилось из-за экономической нестабильности и ухудшения состояния дорог. Однако, были предприняты меры по регулированию дорожного движения, проведению патрулирования и надзора, а также проведении пропаганды и обучения участников дорожного движения.

Какие основные направления деятельности ГИБДД?

Основные направления деятельности ГИБДД включают надзор за дорожным движением, контроль за безопасностью и правопорядком на дорогах, организацию и проведение профилактических мероприятий, обучение и пропаганду правил дорожного движения, а также сотрудничество с другими органами и организациями, занимающимися безопасностью дорожного движения.