Влияние мнемотехники на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 5353 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1.Введение
2.Глава 1.Анализ психолого-педагогической литературы
1.1. ЗПР как одна из форм недоразвития детей, особенности таких детей
1.2. Память как психический процесс. Виды памяти
1.3. Понятие мнемотехники. Положительные и отрицательные приемы мнемотехники
1.4. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3. Выводы по 1 главе
4. Глава 2.Экспериментально-исследовательская работа по выявлению влияния мнемотехники на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1 этап: диагностирующий эксперимент
2 этап: формирующая работа
3 этап: констатирующий эксперимент
5. Выводы по 2 главе
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, все равно нельзя считать, что наглядно–образная память развита у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР хорошо. Средние данные по результатам диагностики развития наглядно-образной памяти для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР довольно высоки, средний балл равен 2,4 единицам, что говорит о том, что наглядно-образная память у детей старшего дошкольного возраста развита лучше, чем произвольная и непроизвольная память (см. приложение 1 «сводная таблица по результатам диагностирующего эксперимента»).
4. При оценке уровня развития зрительно-пространственной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отмечено, что данный вид памяти развит хуже всего у таких детей, по группе отмечается низкий средний показатель всего 1,6 балла, что говорит о том, что у детей с задержкой психического развития плохо развиты пространственные отношения, и им тяжело соотносить пространство – предмет. По данной методики отмечается самый низкий средний показатель по группе, что должно встревожить психолога, работающего с данной группой детей, можно сделать вывод, что на данный вид памяти уделяется мало времени коррекционной работы. Данные по результатам диагностики развития зрительно-пространственной памяти см. приложение 1 «сводная таблица по результатам диагностирующего эксперимента».
Таким образом, следует отметить, что диагностирующий эксперимент показал довольно низкие результаты, что говорит о низком уровне развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (данные по результатам диагностики развития зрительно-пространственной памяти см. приложение 1 «сводная таблица по результатам диагностирующего эксперимента»).
Несмотря на низкие результаты, можно отметить, что дети с удовольствием шли на контакт с психологом, проводящим диагностику, что говорит о том, что психолог, работающий с детьми в данном ДОУ, проводит с ними хорошую коррекционную работу, много уделяет внимания детям старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Скорее всего психолог проводит разъяснительные работы с воспитателями и родителями, что также положительно сказывается на проведение формирующей работы, влияющей на коррекцию не только развития всех видов памяти, но и на общее развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Итак, после проведения 1 этапа экспериментально-исследовательской работы по выявлению влияния мнемотехники на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечаются низкие показатели по всем методикам, что говорит о низком уровне развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2 этапом нашей экспериментально-исследовательской работы будет формирующая работа на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с приемами мнемотехники. И после данной работы будет проведен констатирующий эксперимент, позволяющий выявить произошел ли прогресс в развитии уровня памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.






















2 этап: Формирующий эксперимент
После проведения диагностирующего эксперимента и полученных результатов, был проведен формирующий эксперимент. Цель которого: повысить уровень развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством приемов мнемотехники.
В соответствии с поставленной целью мы определили следующую гипотезу формирующей работы. Мы полагаем, что приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленной цели, мы определили следующие задачи формирующего эксперимента:
1. Проведение игр с приемом мнемотехники, направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2.Совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.
3. Сформировать у детей навыки запоминания любой информации.
4. Научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас, т.к. дети старшего дошкольного возраста с ЗПР в своем развитии приближены к данному возрасту, то можно сказать, что для них старший дошкольной возраст – хороший возраст для занятий по мнемотехнике.
Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР можно предложить следующие занятия, которые можно проводить 2-3 раза в неделю, до улучшения развития памяти, в зависимости от особенностей ребенка можно проводить и в течение 1 месяца и в течение 2-3 месяцев. Желательно, чтобы занятия проводились и дома с родителями, чтобы ребенок за выходные не забывал то, что уже пройдено.
Предлагаются следующие занятия:
1-е занятие
1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования.
3. Игра "Кукловоды", активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.)
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию (суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)
5Упражнение, активизирую -"двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
2-е занятие
1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение "Прятки" на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
3-е занятие
1. Упражнение "Волшебный круг", вырабатывающее навык сосредоточения. (Подробное описание упражнения см. ниже.)
2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?"
3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками "Не урони" — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.)
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
4-е занятие
1. Игра "Слухачи", активизирующая способность управлять слуховым вниманием.
2. Развиваем фантазию и внимание — игра "Сделай, как я!"
3. Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
Кукловод
Цель игры: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
"Сделай, как я!" (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Данную формирующую работу следует проводить несколько раз в неделю, только в таком случае она будет эффективна, занятия должны проходить в игровой форме, т.к. для старших дошкольников основным видом деятельности остается игра. Дети не должны уставать от работы с психологом, должны с интересом идти на занятия, не должно наступать переутомление детей от формирующей работы и тогда она буде эффективной.

















3 этап: Констатирующий эксперимент
2.4. Цель, задачи и методики констатирующего эксперимента.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена следующая цель констатирующего эксперимента: выявить роль приемов мнемотехники в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью мы определили следующую гипотезу констатирующего эксперимента. Мы полагаем, что приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленной цели, мы определили следующие задачи констатирующего эксперимента:
1. Определить уровень развития произвольной памяти и непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
2. Определить уровень развития наглядно-образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
Определить уровень развития зрительно-пространственной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
Для решения поставленных задач, мы разработали методику констатирующего эксперимента, состоящую из экспериментальных заданий, которые проводились при диагностирующем эксперименте :
1.Методика М.Люшера.
2. Диагностика уровня развития непроизвольной памяти.
3.Диагностика уровня развития произвольной памяти.
4.Диагностика уровня развития наглядно-образной памяти.
5.Диагностика уровня развития зрительно-пространственной памяти.
Описание методик см. в 1 этапе.
2.5. Анализ результатов констатирующего эксперимента.
После проведения формирующей работы отмечаются лучшие показатели результатов по итогам проведения методик, что говорит об эффективности предложенной нами формирующей работы по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Выводы по диагностикам:
1. По диагностике исследования уровня развития непроизвольной памяти отмечается повышение баллов, полученных детьми, данный факт свидетельствует о том, что после проведения формирующего эксперимента у детей повысился уровень развития непроизвольной памяти. (см. приложение 2 «сводная таблица по результатам констатирующего эксперимента»). Если посмотреть различия в баллах, то эта разница составляет 0,6 балла, т.к. при диагностирующем эксперименте результат исследования уровня развития непроизвольной памяти составил 1,7 балла – средний балл по группе детей, а после проведения формирующей работы и проведения констатирующего эксперимента этот средний балл равен 2,3 балла. Таким образом, можно отметить, что формирующая работа способствовала развитию уровню непроизвольной памяти.
2. Также, если рассматривать результаты констатирующего исследования уровня развития произвольной памяти, то также отмечается повышение уровня развития произвольной памяти после проведения формирующей работы, о чем говорят следующие данные:
диагностирующий эксперимент – 1,3 балла (средний балл по группе)
констатирующий эксперимент – 2,1 балла (средний балл по группе)
разница между результатами составляет – 0,8 балла (средний балл по группе), это можно считать существенной разницей между средними баллами по результатам одной и той же диагностике, до и после формирующей работы.
Результаты по данной диагностики также свидетельствует о том, что формирующий эксперимент является эффективным для повышения уровня развития произвольной памяти.
3. Методика исследования уровня развития наглядно-образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показала, что у детей этот вид памяти развит достаточно хорошо, поэтому разница между средними групповыми баллами в диагностическом и констатирующем экспериментах незначительная, всего 0,4 балла. Данное исследование говорит о том, что уровень развития наглядно-образной памяти достаточно высок у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
4. Результат по диагностике уровня развития зрительно-пространственной памяти также лучше, чем до проведения формирующей работы.
Средне-групповой показатель по составляет 2,2 балла, в отличие от диагностирующей методике в которой данный балл составлял всего 1,6. По данному факту можно судить о том, что по этому виду памяти также произошли изменения в уровне развития, что является положительным фактом.
Следует отметить, что после проведения формирующего эксперимента произошли существенные изменения в уровнях развития памяти по всем проводимым методикам, что является показателем эффективности формирующего эксперимента, но данный факт не означает, что такую формирующую работу можно провести один раз. При коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития следует постоянно проводить формирующую работу по всем направлениям: развитие памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.




Вывод по 2 главе
Итак, по результатам экспериментально-исследовательской работы следует отметить следующие факты:
1. После проведения 1 этапа нашей экспериментально-исследовательской работы, т.е. диагностирующего эксперимента, мы получили низкие результаты по всем проведенным методикам, что свидетельствует о низком уровне развития всех видов памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный факт характерен для детей с таким отклонением в развитии, т.к. у детей с ЗПР отстают в развитии все психические функции и физические функции.
2. Была проведена формирующая работа с применением мнемотехнических приемов, которая доказала, что правильно составленная коррекционная работа способствует развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная работа доказала как велика роль приемов мнемотехники в развитии памяти.
3. После проведения формирующей работы с применением приемов мнемотехники результаты по диагностикам увеличились, повысились баллы отдельно взятых детей и, соответственно, повысился средний групповой балл по каждой методике, таким образом, повысился уровень развития памяти.
Итак, после проведения экспериментально-исследовательской работы следует отметить, что мы выполнили поставленную перед нами цель: выявить роль приемов мнемотехники в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Выполнить нашу цель нам помогли поставленные нами задачи исследовательской работы:
1. Определить уровень развития произвольной памяти и непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
2. Определить уровень развития наглядно-образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
3.Определить уровень развития зрительно-пространственной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующей работы.
Все задачи, поставленные нами в начале работы, мы осуществили во второй главе нашей работы.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу: мы полагаем, что приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза подтверждена: приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
















Заключение
Итак, мы провели выпускную дипломную работу по теме: влияние мнемотехники на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Наша работа состоит из двух больших глав:
Анализ психолого-педагогической литературы по теме работы.
Экспериментально-исследовательская работа по нашей дипломной работе.
Целью нашей работы было: выявить роль приемов мнемотехники в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи нашей работы заключались в следующем:
1.Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2.Изучить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Разработать проект формирующего эксперимента, направленного на более продуктивное развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с применением приемов мнемотехники.
Также, нами была выдвинута гипотеза работы: мы полагаем, что приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации данной цели и осуществления всех поставленных задач, а также, для того, чтобы доказать верность нашей гипотезы, мы провели анализ психолого-педагогической литературы, в которой осветили работы психологов и педагогов, занимавшихся и занимающихся данной проблемой. Раскрыли проблемы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, показали особенности развития их памяти. Остановились на вопросе, что такое мнемотехника и её приемы, в чем плюсы и минусы приемов мнемотехники.
После анализа психолого-педагогической литературы нами была проведена экспериментально-исследовательская работа, которая состояла из трех этапов:
1 этап: диагностирующий - проводилось изучение развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР до проведения формирующей работы с применением приемов мнемотехники.
2 этап: проведение формирующего эксперимента.
3 этап: констатирующий эксперимент - изучение развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР после проведения формирующего эксперимента.
После проведения нашей дипломной работы мы можем отметить, что осуществили нашу цель работы, реализовали все поставленные задачи, а главное, доказали верность нашей гипотезы: приемы мнемотехники влияют на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Итак, в заключение работы еще раз следует отметить, что проблема, заявленная в нашей работе, очень актуальна в наше время, т.к. в последнее время увеличивается количество детей с задержкой психического развития. У таких детей идет отставание в развитии всех психических процессов, поэтому с ними постоянно следует проводить коррекционную работу по всем направлениям.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединского. - М.: Педагогика, 1982.
Безруких М.М., Ефремов С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1973. 3. Верегелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. - 159с. 4. Власова Т.А., Лубовский В.И. Никашина Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984 - 35с. 5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Педагогика, 1971 - 160с. 6. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 122с. 7. Зынова В.И. Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - 160с. 8. Лебединская Е.В. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М.: Педагогика, 1982. 9. Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с. 10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: Просвещение, 1993. - 140с. 11. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гцуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 528с. 12. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. Изд-во АПН РСФСР, 1966.-256с. 13. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // ВП, 1989,№1.-с.55-62. 14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 104 с. 15. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272с. 16. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. Питер. - СПб. - 2000. 17. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. - 64с. 



















Приложение 1: Сводная таблица по результатам диагностирующего эксперимента.
№ п/п, имена детей Непроизвольная память Произвольная память Наглядно-образная память Зрительно-пространственная память 1. Дима Г. 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 2. Андрей П. 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 3. Люба А. 1 балл 1 балл 2 балла 1 балл 4. Таня Я. 2 балла 2 балла 3 балла 2 балла 5. Наташа Л. 1 балл 1 балл 2 балл 1 балл 6. Миша К. 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла 7. Юра Г. 2 балла 1 балла 3 балла 1 балл 8. Катя С. 1 балл 1 балл 2 балл 1 балл 9. Света Б. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 10. Витя Я. 1 балл 1 балл 2 балл 1 балл 11. Саша Б. 2 балла 2 балла 3 балла 1 балл 12. Оля Н. 2 балла 2 балла 3 балла 1 балл Общий результат: 1,7 балла 1,3 балла 2,4 балла 1,6 балла












Приложение 2: Сводная таблица по результатам констатирующего эксперимента.
№ п/п, имена детей Непроизвольная память Произвольная память Наглядно-образная память Зрительно-пространственная память 1. Дима Г. 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла 2. Андрей П. 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 3. Люба А. 2 балл 2 балла 3 балла 2 балла 4. Таня Я. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 5. Наташа Л. 1 балл 2 балла 3 балл 2 балл 6. Миша К. 3 балла 2 балла 3 балла 3 балла 7. Юра Г. 2 балла 2 балла 3 балла 2 балла 8. Катя С. 2 балла 2 балла 3 балл 2 балла 9. Света Б. 2 балла 2 балла 2 балл 2 балла 10. Витя Я. 2 балла 1 балл 2 балл 2 балла 11. Саша Б. 3 балла 3 балла 3 балла 2 балла 12. Оля Н. 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла Общий результат: 2,3 балла 2,1 балла 2,8 балла 2,2 балла
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С. Лебединского. - М.: Педагогика, 1982.
Власова Т.А., Лубовский В.И. Никашина Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984 - 35с.
Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. Изд-во АПН РСФСР, 1966.-256с.
Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. Изд-во АПН РСФСР, 1966.-256с.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: Просвещение, 1993. - 140с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 122с.
Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гцуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 528с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Верегелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. - 159с.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Педагогика, 1971 - 160с.
Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 122с.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. Питер. - СПб. - 2000.












50

. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С. Лебединского. - М.: Педагогика, 1982.
1.Безруких М.М., Ефремов С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1973.
3. Верегелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000. - 159с.
4. Власова Т.А., Лубовский В.И. Никашина Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1984 - 35с.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Педагогика, 1971 - 160с.
6. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 122с.
7. Зынова В.И. Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - 160с.
8. Лебединская Е.В. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. - М.: Педагогика, 1982.
9. Лезёр Ф. Тренировка памяти. Пер. с нем. Шаголина К.М. - М.: Мир, 1979.-165с.
10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: Просвещение, 1993. - 140с.
11. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гцуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 528с.
12. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от сходных состояний. Изд-во АПН РСФСР, 1966.-256с.
13. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: вопросы дифференциальной диагностики // ВП, 1989,№1.-с.55-62.
14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 104 с.
15. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272с.
16. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /Под ред. С.Ю. Циркина. Питер. - СПб. - 2000.
17. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. - 64с.





Вопрос-ответ:

Какие особенности имеют дети с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются недоразвитием различных психических функций. Они могут иметь проблемы с коммуникацией, социальной адаптацией, моторикой и познавательными способностями. Такие дети часто нуждаются в специальной помощи и поддержке для успешного развития.

Что такое память и какие виды памяти существуют?

Память - это психический процесс, который позволяет сохранять, воспроизводить и распознавать информацию. Существует несколько видов памяти, включая эпизодическую память (запоминание конкретных событий), семантическую память (запоминание знаний и фактов) и процедурную память (запоминание навыков и умений).

Что такое мнемотехника и какие приемы мнемотехники существуют?

Мнемотехника - это методы и приемы, которые помогают улучшить память и запоминание информации. Положительные приемы мнемотехники включают использование ассоциаций, создание картинок и рифм, разделение информации на более мелкие части. Отрицательные приемы мнемотехники включают искусственное ослабление памяти, например, с помощью специальных упражнений.

Как развивается память у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития развитие памяти может быть затруднено. Они могут иметь проблемы с запоминанием и воспроизведением информации. Однако с помощью специальных психолого-педагогических методик и подходов, таких как использование мнемотехники, возможно улучшить развитие памяти у таких детей.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: дети с задержкой психического развития имеют особенности в развитии памяти; существует несколько видов памяти; мнемотехника - это полезный инструмент для развития памяти; при использовании мнемотехники необходимо учитывать и положительные, и отрицательные приемы; развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть улучшено с помощью специальных методик.

Что такое ЗПР и какие особенности у детей с этим расстройством?

ЗПР - это задержка психического развития, которая проявляется в недоразвитии некоторых психических функций у детей. У детей с ЗПР могут быть проблемы с речью, памятью, мышлением и другими аспектами психического развития.

Какие виды памяти существуют?

В психологии выделяют несколько видов памяти: зрительная, слуховая, процедурная (моторная), эпизодическая и семантическая. Каждый вид памяти отвечает за сохранение определенного вида информации.

Что такое мнемотехника и какие приемы она включает?

Мнемотехника - это система специальных приемов и методов, помогающих запоминать информацию и развивать память. К положительным приемам мнемотехники относятся использование ассоциаций, создание картинок и использование ритма. К отрицательным приемам относятся механическое запоминание без понимания и перегрузка информацией.

Как развивается память у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР развитие памяти может быть замедленным и неполноценным. Они могут испытывать проблемы с запоминанием информации и ее воспроизведением. Однако, с помощью использования мнемотехники можно улучшить развитие памяти у этих детей.

Каковы выводы после анализа психолого-педагогической литературы о влиянии мнемотехники на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР?

После анализа литературы можно сделать вывод, что мнемотехника является эффективным инструментом для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Она помогает им запоминать информацию и развивать память в целом. Однако, не все приемы мнемотехники могут быть полезны, поэтому важно выбирать и применять их с учетом особенностей каждого ребенка.

Какие особенности имеют дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обычно имеют недоразвитие памяти, затруднения в усвоении и воспроизведении информации, медленное мышление, ограниченные коммуникативные навыки и трудности в усвоении общепринятых норм и правил поведения.

Что такое мнемотехника и какие приемы она может иметь?

Мнемотехника - это методы и техники развития памяти и усвоения информации. Она может включать в себя такие приемы, как использование ассоциаций, составление схем, репетиция, использование оригинальных и запоминающихся образов, использование мнемонических картинок и т. д.