Социально-экономические реформы в Китае 80-90 гг XX века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Востока
  • 2222 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.06.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

1Экономические реформы в Китае 80-90 гг. XX века
2Социальные реформы в Китае 80-90 гг. XX века
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Социализм с китайской спецификой отвечает конкретно-историческим условиям Китая.
Руководство страны принимало во внимание численность населения (более одного миллиарда человек), и низкий стартовый экономический уровень, и отсутствие достаточного количества природных ресурсов, и явный недостаток грамотных кадров. Поэтому необходимо было единое централизованное руководство, т.е. авторитарный режим. Одновременно китайское руководство понимало, что модернизация - это не одномоментное действие, а длительный процесс. Следует сказать, что успех реформ в Китае обеспечивал наличие коллектива единомышленников, на деле заинтересованных в процветании своей страны.
Китай в 1978 г. начал с освобождения крестьян от контроля планового режима посредством введения системы ответственности домохозяйств. Данное нововведение позволило высвободить рабочую силу для заводов. Затем местным властям разрешили создавать коммерческие городские и сельские предприятия. Государственным предприятиям также предоставили больше свободы в осуществлении предпринимательской деятельности. Китай сохранил госконтроль над промышленным сектором и социальные гарантии, первоначально за счет бюджетных субсидий, а затем с помощью «мягкого» кредитования через четыре госбанка. В силу быстрого роста частного сектора доля занятых на государственных промышленных предприятиях выросла до 29%. В 1994 г. стартовала приватизация предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ), хотя власти предпочитали не пользоваться данным термином, вместо этого говоря о реструктуризации и передаче активов. В 1997 г. запущена масштабная программа реструктуризации предприятий СМБ, следствием которой стали задержки заработной платы и увольнения. Правительство смягчило последствия, установив выходное пособие в размере 60% зарплаты за предыдущие три года. В целом, государство продемонстрировало взвешенный подход при реализации реформ.
Одновременно с реабилитацией частной собственности в условиях социализма шел процесс переосмысления социализма как феномена. И здесь важную роль сыграл тезис Дэн Сяопина о том, что строительство социализма в Китае и сам этот социализм имеет свою специфику. Выдвижение понятия «начальная стадия социализма» было удачной находкой китайских реформаторов, позволяющая, так сказать, списывать на переходную стадию от капитализма к социализму любые отступления от догм марксизма-ленинизма.
Но практически каждая глубокая реформа, так или иначе, проходит через кризисы, которые, как правило, начинаются в экономике, но в конечном итоге приобретают социальный и политический характер.
Не избежал кризиса и вставший на путь глубоких реформ Китай, пик которого пришелся на весну 1989 г. и который разрешился вооруженным подавлением властями выступлений молодежи и студентов. Достаточно сказать, что за первые десять лет реформ (1979—1988 гг.) ВНП Китая увеличился в 3,5 раза при темпах роста производства в 9,1%, национальный доход — в 3,4 раза, доходы городского населения — в 4,5 раза, сельского — в 5 раз1. То есть кризис стал следствием очень быстрого экономического развития, что в какой-то момент создало «перегрев экономики», но также вызвало и социальную и политическую напряженность.
Быстрое и неравномерное развитие, само по себе естественное в конкретных условиях Китая, так же естественно породило структурные диспропорции в экономике, привело к росту инфляции, повышению цен на товары широкого потребления. В результате выросла социальная напряженность.
Важно при этом отметить, что одновременно с социально-экономическим ростом в Китае начался и процесс демократизации страны. Впервые за многие годы в открытой печати стали обсуждаться острые экономические, социально-политические и иные вопросы, так или иначе связанные с реформой, которые никогда ранее не поднимались.
Как считают некоторые российские ученые, общественный кризис в Китае был вызван не экономическими, а политическими причинами. После смерти Мао Цзэдуна огромное число образованной китайской молодежи вернулось в города из деревень, куда они были отправлены на «перевоспитание» в годы «культурной революции», и включилось в общественную жизнь. Они-то и стали наиболее активными поборниками демократических перемен. А также тысячи студентов, которых в свое время послало руководство Китая для приобретения знаний в престижных западных университетах и которые за годы обучения там прониклись идеями западной демократии.
Иной точки зрения придерживается Л. П. Делюсин, передавая слова видного китайского журналиста и общественного деятеля Ху Цзивея: «По мнению Ху Цзивея,— пишет Делюсин,— если бы в 1989 году партийное руководство поддержало студенческое движение и направило его в русло законности и демократии, на чем настаивал Чжао Цзыян, то оно нанесло бы сильный удар по коррупции. Он отмечает, что не случайно именно мэр Пекина Чэнь Ситун, впоследствии разоблаченный как крупный взяточник и казнокрад и осужденный за свои преступления, первым заклеймил студенческие демонстрации как контрреволюционные, а Дэн Сяопин согласился с этой его оценкой, что и привело к трагическим последствиям».
В Китае подавление выступлений молодежи и студентов носило исключительно жестокий характер. После событий лета 1989 г. В Китае установилась жесткая цензура печати. Любая независимая от воли властей общественная деятельность стала решительно пресекаться. Одним словом, демократический процесс был свернут. Начался период «упорядочения экономики» (1989—1991 гг.), включавший в себя наряду с прочим перерегистрацию частных компаний, многие из которых были закрыты или самоликвидировались. Произошло ужесточение налоговой инспекции. Развернулась борьба против «буржуазной либерализации», вестернизации. Возникла серьезная опасность отката назад, возврата к командно-административным методам хозяйствования.
Здесь сказались масштаб личности и мудрость Дэн Сяопина и, естественно, его огромный авторитет в глазах китайцев. Он не дал этой тенденции укрепиться, и Китай не только не свернул рыночные реформы, но они получили еще более глубокий характер.
Что же касается проблемы развития в Китае демократии, главным препятствием на пути развития демократии в развивающихся странах, к которым причисляет себя и Китай, являются объективные причины. Они в бедности, общей неразвитости, в преобладании среди населения по большей части полуграмотного или вообще неграмотного крестьянства, в вековых традициях подчинения низов верхам, в авторитарном массовом сознании. Объективные предпосылки для демократии создаются в ходе быстрого экономического развития и роста благосостояния населения, изменения социально-классовой структуры общества, подъема его образовательного и культурного уровня, трансформации массового сознания — от авторитарного к компромиссному, демократическому.
Установка Дэн Сяопина на неизменность курса реформ, о необходимости дальнейшего развития частного предпринимательства были теоретически обоснованы в ходе работы XIV съезда КПК (октябрь 1992 г.) и нашли отражение в партийных документах. В частности, была принята концепция «социалистической рыночной экономики». Прежде была концепция «социалистической товарной экономики». Цзян Цзэминь, выступая на съезде с докладом, говорил о том, что «бедность — не социализм».

































Список использованной литературы

Бажанов Е.М. Китай: второе десятилетие реформ // Коммунист. - 2001. - №6. - С.113.
Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. – М., 2007. – С.137-138.
Гельбрас В.Г. 30 лет открытости Китая // Общественные науки и современность.- 2009. - №3. - С.109-117.
Гельбрас В.Г.Цена экономических успехов // МЭиМО. - 2008. - №9. - С.42-50.
Гудошников Л. Реформирование системы государственного управления в КНР / Л. Гудошников // Проблемы Дальнего Востока. – 2006.
Деловой Китай: Экономика и связи с Россией в 2000-2005 гг. – М., 2005.
Делюсин Л. Китай: полвека - две эпохи. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 294 с.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В., Политология: Учебник, М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
История Востока. В 6 томах. Том 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.): — Санкт-Петербург, Институт Востоковедения РАН, Восточная литература, 2008. - 1096 с.
Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопр. истории. - 2005. - N 5. - С. 34-51.
Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Пер. с кит. – М., 2001.
Китай: реформы в интересах народа: новейшая история реструктуризации гос. предприятий КНР. – Н.Новгород, 2004.
Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №5.−С.54-60
Салицкий А.И. Китайская цивилизация в современном мире // МЭиМО. - 2003. - №8. - С.70-77.
Устиян И.Н. Эффективность экономической реформы Китая // Экономист. - 2006. - №8. - С.74-76.




Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №5.−С.54-60
Устиян И.Н. Эффективность экономической реформы Китая // Экономист. - 2006. - №8. - С.74-76.
Бажанов Е.М. Китай: второе десятилетие реформ // Коммунист. - 2001. - №6. - С.113.
Китай: реформы в интересах народа: новейшая история реструктуризации гос. предприятий КНР. – Н.Новгород, 2004.
Салицкий А.И. Китайская цивилизация в современном мире // МЭиМО. - 2003. - №8. - С.70-77.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В., Политология: Учебник, М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. – М., 2007. – С.137-138.
Гудошников Л. Реформирование системы государственного управления в КНР / Л. Гудошников // Проблемы Дальнего Востока. – 2006.
Гельбрас В.Г.Цена экономических успехов // МЭиМО. - 2008. - №9. - С.42-50.
Гельбрас В.Г. 30 лет открытости Китая // Общественные науки и современность.- 2009. - №3. - С.109-117.
Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Пер. с кит. – М., 2001.
Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопр. истории. - 2005. - N 5. - С. 34-51.
История Востока. В 6 томах. Том 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.): — Санкт-Петербург, Институт Востоковедения РАН, Восточная литература, 2008. - 1096 с.
Деловой Китай: Экономика и связи с Россией в 2000-2005 гг. – М., 2005.
Делюсин Л. Китай: полвека - две эпохи. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 294 с.












22

Список использованной литературы

1.Бажанов Е.М. Китай: второе десятилетие реформ // Коммунист. - 2001. - №6. - С.113.
2.Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве. – М., 2007. – С.137-138.
3.Гельбрас В.Г. 30 лет открытости Китая // Общественные науки и современность.- 2009. - №3. - С.109-117.
4.Гельбрас В.Г.Цена экономических успехов // МЭиМО. - 2008. - №9. - С.42-50.
5.Гудошников Л. Реформирование системы государственного управления в КНР / Л. Гудошников // Проблемы Дальнего Востока. – 2006.
6.Деловой Китай: Экономика и связи с Россией в 2000-2005 гг. – М., 2005.
7.Делюсин Л. Китай: полвека - две эпохи. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 294 с.
8.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В., Политология: Учебник, М.: Юристъ, 2002. – 511 с.
9.История Востока. В 6 томах. Том 6. Восток в новейший период (1945-2000 гг.): — Санкт-Петербург, Институт Востоковедения РАН, Вос-точная литература, 2008. - 1096 с.
10.Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопр. истории. - 2005. - N 5. - С. 34-51.
11.Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия разви-тия и экономическая реформа / Пер. с кит. – М., 2001.
12.Китай: реформы в интересах народа: новейшая история реструктуризации гос. предприятий КНР. – Н.Новгород, 2004.
13.Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №5.?С.54-60
14.Салицкий А.И. Китайская цивилизация в современном мире // МЭиМО. - 2003. - №8. - С.70-77.
15.Устиян И.Н. Эффективность экономической реформы Китая // Экономист. - 2006. - №8. - С.74-76.

Вопрос-ответ:

Какие социально-экономические реформы происходили в Китае в 80-90 гг. XX века?

В Китае в 80-90 гг. XX века происходили значительные социально-экономические реформы. В рамках этих реформ была запущена политика открытости и реформ, которая направляла страну на путь экономического развития. Был осуществлен переход от централизованной планово-командной экономики к социалистическому рыночному хозяйству с китайскими особенностями.

Какие цели преследовались социально-экономическими реформами в Китае в 80-90 гг. XX века?

Основной целью социально-экономических реформ в Китае в 80-90 гг. XX века было достижение экономического развития, снижение бедности и повышение уровня жизни населения. Также цели включали развитие сельского хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, развитие промышленности и создание конкурентоспособной экономики.

Какими мерами была осуществлена реформа экономики в Китае в 80-90 гг. XX века?

Реформа экономики в Китае в 80-90 гг. XX века была осуществлена путем введения рыночных элементов в экономическую систему. Были созданы специальные экономические зоны, где действовали свободные экономические механизмы, иностранные инвестиции были приветствовались, и дополнительные стимулы были предоставлены частному сектору.

Какие изменения произошли в сельском хозяйстве в результате социально-экономических реформ в Китае в 80-90 гг. XX века?

В результате социально-экономических реформ в Китае в 80-90 гг. XX века произошли значительные изменения в сельском хозяйстве. Крестьянам была предоставлена большая свобода в использовании земли и ресурсов, что привело к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Также были введены новые методы управления и технологии, что повысило эффективность и производительность сельскохозяйственного сектора.

Какие экономические реформы были проведены в Китае в 80-90 гг. XX века?

В Китае в 80-90 гг. XX века были проведены значительные экономические реформы. Главным оказалось внедрение капиталистических элементов в экономику, таких как разрешение на создание частных предприятий и иностранных инвестиций. Также была проведена децентрализация и либерализация рынка, освобождение цен и распределение средств в соответствии с рыночными принципами.

Какова была цель социальных реформ в Китае в 80-90 гг. XX века?

Целью социальных реформ в Китае в 80-90 гг. XX века было улучшение условий жизни населения и повышение уровня социальной защищенности. Были проведены меры по снижению бедности, расширению доступа к образованию и здравоохранению, а также проведена реформа системы пенсионного обеспечения и социального страхования.

Какие конкретные меры были приняты в рамках экономических реформ?

В рамках экономических реформ в Китае в 80-90 гг. XX века были приняты конкретные меры, такие как разрешение на создание частных предприятий, упрощение процедур регистрации и лицензирования бизнеса, отмена коллективизации сельского хозяйства, введение системы рыночных цен и зарплат. Также были привлечены иностранные инвестиции и созданы особые экономические зоны для их развития.

Какие серьезные проблемы решались в процессе социальных реформ?

В процессе социальных реформ в Китае в 80-90 гг. XX века решались серьезные проблемы, такие как бедность, неравенство, низкий уровень образования и здравоохранения. Были проведены меры по снижению бедности и сокращению разрыва между городом и сельской местностью. Также были введены программы поддержки образования и здравоохранения для более широкого круга населения.

В чем заключались экономические реформы в Китае в 80-90 гг. XX века?

Экономические реформы в Китае в 80-90 гг. XX века включали в себя меры, направленные на внедрение элементов рыночной экономики и ликвидацию коллективных ферм. Были созданы свободные экономические зоны, разрешено индивидуальное предпринимательство и внешние инвестиции. Эти реформы стимулировали экономический рост и модернизацию Китая.