Адаптация детей в обществе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 2626 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. 1. Социально-психологическая специфика процесса адаптации. Социализация личности
1. 2. Характеристика социальной адаптационной системы ребенка. Социальная дезадаптация и социальная запущенность

2. АДАПТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА
2. 1. Механизмы адаптации младших школьников в процессе социальной адаптации. Психологическая защита ребенка
2. 2. Выявление и профилактика проблем детской адаптации в обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Выделяют несколько подобных психотрамирующих факторов:- неблагоприятная оценка взрослыми какого-либо вида деятельности ребенка (например, отсутствие ожидаемой похвалы; критика взамен похвалы),- сравнение ребенка с другими не в его пользу,- недостаток родительской любви, отсутствие эмоционального контакта с матерью и др.Все это приводит к снижению адаптивных возможностей детской психики и организма в целом.При этом следует отметить, что процесс социальнойдезадаптации затрагивает, среди прочего, глубинный уровень образа мира, независимо от интеллектуального развития ребенка. В с вязи с этим важным моментом является то, что, если социальная дезадаптация не имеет психологической связи со склонностью ребенка к правонарушениям, то высокий процент правонарушений среди дезадаптированных детей говорит уже о неадекватности мер, принимаемых взрослыми по организации процесса детской адаптации в обществе. Соответственно необходима серьезная работа по воздействию на глубинный психологический механизм социальной дезадаптации.Данная работа должна осуществлятьсяпрежде всего в рамках образовательной системы.Одним из важных моментов в организации социальной адаптации младших школьников, на который необходимо обратить внимание педагогу, это психологическая обстановка в классе (насколько ребенку комфортно и интересно во время уроков и общения с одноклассниками). В связи с этим педагогу необходимо в процессе работы опираться на специализированные упражнения, способствующие включению ребенка в школьную атмосферу, освоению им социальной роли школьника. Применение психологических игровых методик и упражнений позволяет создать в классе положительную, доброжелательную атмосферу, снижающую внутреннее психологическое напряжение детей в классе, стимулируя их желание знакомиться и общаться друг с другом. На фоне данной атмосферы процесс усвоения младшими школьниками школьных норм и правил будет иметь более благоприятный характер.В процессе социальной адаптации в школе ребенок учится контролировать и сдерживать свои желания, эмоции, состояния и активность – иными словами, он ограничивает свою импульсивность. Данный процесс также имеет свои сложности и не всегда протекает безболезненно, сопровождаясь зачастую негативным опытом. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей социально приемлемым способам выплескивания психологической энергии и восстановления сил.Отдельную категорию составляет работа по организации социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, в которой выделяют три направления:- повышение способностиребенка к эффективному взаимодействию с окружающими в системе межличностных отношений (социально-психологическая компетентность);- расширение социально-бытового опыта ребенка;-формированиеадекватного восприятиясоциальных ролей (собственных и окружающих индивидов).В процессе социальной адаптации проблемным моментом может стать рассогласование между реально достигнутым и желаемым (прогнозируемым) результатом действия. Специфика восприятия индивидом ситуации зависит от системы его ожиданий и предположений, которые, в свою очередь, связаны с его индивидуальными особенностями образа мира.Все это представляет собой определенный психологический фон, контекст, придающий значение актуальным воздействиям извне. Действие, соответственно,представляет собой ответ не на стимул, а на субъективную картину мира, модифицированную этим стимулом. Таким образом, в соответствии с желаемым для ребенка результатом, необходимо научить его выбирать социально адекватные действия, оценивая их возможные последствия. Также важным моментом в процессе поддержания процесса социальной адаптации ребенка является педагогическое стимулирование его самовоспитания, представляющее собой «сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов» и состоящее «в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации».Педагогическое стимулирование самовоспитания ребенка должно осуществляться педагогами с учетом его предшествующего опыта (в том числе, опыта работы над собой). Представляя перед школьниками перспективы их роста и развития, педагог должен помнить о возможных трудных ситуациях процесса самовоспитания. Данный процесс требует от ребенка большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, в связи с чем он не всегда имеет постоянный характер, а также не всегда приводит к желаемому результату. Успешность процесса самовоспитания требуютсерьезных, длительных усилий:«В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в самовоспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер». В связи с этим ситуация ожидания радости и успеха имеет непостоянный характер – постоянно сменяясь разочарованием, ведя к пассивности, утрате интереса к процессусамовоспитанию, приобретению им фрагментарности характера, а в отдельных случаях, к бездействию.Также в отдельных случаях имеет место неправильное с педагогической точки зрения поведение, когда,в отсутствие возможности самореализации всоциально одобряемой деятельности, ребенокнаходит более легкие, часто асоциальные, пути самоутверждения.Эффективность процесса самовоспитания ребенка напрямую зависит от степени его включенности в деятельность: «чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания». Выступая в качестве активного организатора и участника определенной деятельности, ребенок, таким образом, создает условия для формированияактивной социальной личности. При неправильной организации деятельности, напротив, ребенок остается пассивным исполнителем (либо безразличным участником), у которого формируются бездеятельность.Эффективность стимулирования самовоспитания зависит также от разнообразия используемых средств и методов, и от степени адекватности реакции на них школьников. При этом наилучший результат достигается там, где педагоги применяют четко разработанную систему взаимосвязанных между собой средств и методов стимулирования самовоспитания ребенка, Наконец, одним из важнейших средств самовоспитания является общение школьников друг с другом – соответственно, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее процесс их самовоспитания.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроцесс адаптации индивида в обществе является необходимым условием человеческой жизнедеятельности на любом возрастном этапе, тем не менее, период детства имеет в данном контексте приоритетное значение– именно у ребенка закладываются те основы социального взаимодействия, которые впоследствии будут определять весь процесс его жизнедеятельности в обществе. Именно поэтому важно вовремя проследить данный процесс, чтобы избежать возможных негативных последствий. В свою очередь социальная адаптация младших школьников приобретает новое содержание – наряду с семейным окружением, ребенок получает новую социальную среду, которую представляет школа. Вступая в нее, ребенок получает новый социальный статус (статус школьника, учащегося, одноклассника), вместе с которым приходят новые права и обязанности, новый круг общения и информации.На таких условиях младшему школьнику бывает сложно безболезненно пройти процесс приобщения к новому окружению – ему необходима поддержка со стороны взрослых (как родителей, так и педагогов). Важным моментом является профессиональная компетентность педагогов, включенных в процесс адаптации ребенка в школе, их эмпатические способности, а также объективная оценка и отношение ко всем детям в группе, независимо от личных симпатий / антипатий. При этом отдельное место занимает работа по адаптации детей-школьников с особыми интеллектуальными возможностями. Также необходимо активноезадействования процесса самовоспитания. Ребенок, вовлеченный в процесс воспитания не только в качестве объекта, но и в качестве активного субъекта, испытывает бо́льший интерес к данному процессу, ощущает собственную значимость. Впоследствии данные положительные условия должны стать фундаментом его социальной адаптации на следующих возрастных этапах и этапах школьного обучения.Как уже упоминалось, социальная дезадаптация, как правило, не связана с интеллектуальными нарушениями ребенка – в первую очередь решающим фактором в данном контексте выступает специфика воздействия на личность ребенка институтов социализации. В связи с этим следует отметить высокий уровень ответственности, который должен быть присущ их деятельности. Тем более, учитывая обратимый характер процесса социальнойдезадаптации.ЛИТЕРАТУРААндреева Г. М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.Вачков И. В. Время и усилия // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2000, № 12. – С. 13.Венгер А. Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.Конева Е. В., Солондаев В. К., Крупенникова И. В. Специфика общения детей с особыми образовательными потребностями в контексте психологической адаптации // Психология обучения. –2011, № 4. – С. 70-79.Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск: Факел, 1995.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. –М.: АРКТИ, 2011.Современный психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994.
2.Вачков И. В. Время и усилия // Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября». – 2000, № 12. – С. 13.
3.Венгер А. Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
4.Конева Е. В., Солондаев В. К., Крупенникова И. В. Специфика общения детей с особыми образовательными потребностями в контексте психологической адаптации // Психология обучения. – 2011, № 4. – С. 70-79.
5.Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. – Курган-Челябинск: Факел, 1995.
6.Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7.Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2011.
8.Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретические основы лежат в основе процесса адаптации детей младшего школьного возраста?

Теоретические основы процесса адаптации детей младшего школьного возраста включают в себя социально-психологическую специфику процесса адаптации, социализацию личности, характеристику социальной адаптационной системы ребенка, а также понятия социальной дезадаптации и социальной запущенности.

Что подразумевается под социально-психологической спецификой процесса адаптации детей младшего школьного возраста?

Социально-психологическая специфика процесса адаптации означает, что адаптация детей напрямую связана социальной средой, в которой они находятся. Это включает в себя понимание принятых норм и правил, установление социальных связей, усвоение социальных ролей и т.д.

Что такое социализация личности и как она связана с процессом адаптации детей младшего школьного возраста?

Социализация личности — это процесс усвоения социальной культуры и становления социальной личности. В свою очередь, адаптация детей младшего школьного возраста тесно связана с процессом социализации, так как в этот период дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром и усваивать социальные роли и нормы.

Чем характеризуется социальная адаптационная система ребенка и есть ли понятие социальной дезадаптации?

Социальная адаптационная система ребенка включает в себя все аспекты его жизни, которые связаны с адаптацией к социальной среде: семья, школа, друзья, общение и т.д. Социальная дезадаптация — это состояние, когда ребенок не может успешно приспособиться к социальной среде и испытывает трудности в установлении связей и соблюдении социальных норм.

Какие механизмы адаптации используются при социальной адаптации детей младшего школьного возраста?

При социальной адаптации детей младшего школьного возраста используются различные механизмы адаптации, такие как психологическая поддержка, образовательная среда, поддержка родителей и педагогов, создание условий для развития социальных навыков и компетенций.

Какие основные теоретические аспекты связаны с процессом адаптации детей младшего школьного возраста?

Процесс адаптации детей младшего школьного возраста включает в себя социально-психологическую специфику адаптации и социализации личности, а также характеристику социальной адаптационной системы ребенка, возможные проблемы социальной дезадаптации и социальной запущенности.

Что подразумевается под социально-психологической спецификой процесса адаптации у детей?

Социально-психологическая специфика процесса адаптации у детей означает, что этот процесс зависит от социального и психологического контекста, включающего в себя влияние общественных норм, ценностей, культурных особенностей, социального окружения и индивидуальных особенностей ребенка.

Как можно охарактеризовать социальную адаптационную систему ребенка?

Социальная адаптационная система ребенка включает в себя все аспекты его социальной жизни: семью, школу, друзей, увлечения, взаимодействие с окружающим миром и т.д. Она определяет меру комфорта и успешности адаптации ребенка.

Что означают термины "социальная дезадаптация" и "социальная запущенность"?

Социальная дезадаптация - это процесс, при котором ребенок испытывает трудности в приспособлении к социальной среде, не может адекватно взаимодействовать с окружающими. Социальная запущенность - это продолжительное отсутствие адаптации, когда ребенок теряет интерес к социальной жизни и утрачивает связи с обществом.

Какие механизмы привлекаются при социальной адаптации младших школьников?

Психологическая защита, привлечение семьи, учителей и других взрослых, развитие социальных навыков и умений, формирование позитивной самооценки, развитие эмоциональной интеллектуальности - все эти механизмы помогают младшим школьникам адаптироваться в социальной среде.

Какие теоретические основы лежат в основе процесса адаптации детей младшего школьного возраста?

Процесс адаптации детей младшего школьного возраста имеет социально-психологическую специфику, основанную на социализации личности. Это означает, что дети в процессе адаптации осваивают социальные нормы, роли и ценности общества, формируют свою социальную идентичность.

Что такое социальная дезадаптация и социальная запущенность?

Социальная дезадаптация - это процесс недостаточной адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям. Она характеризуется проблемами в установлении социальных связей, невыполнением социальных ролей и норм общества. Социальная запущенность - это более серьезная форма дезадаптации, когда ребенок полностью отдаляется от общества и не способен адекватно функционировать в нем.