Особенности самооценки подростков с ДЦП

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 6464 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 08.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей самооценки подростков с ДЦП
1.1 Самооценка в структуре личности
1.2 Клинико-психологическая характеристика детей подросткового возраста с ДЦП
1.3 Особенности самооценки подростков с ДЦП
Выводы по главе 1:
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки подростков с ДЦП
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Методы статистической обработки данных
2.3 Анализ результатов исследования
2.3.1 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (испытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых независимых выборок.
Ограничения: распределения признака и в той, и в другой выборке существенно не отличаются от нормального; в случае разной численности сравниваемых выборок их дисперсии статистически достоверно не различаются.
Формула для расчета критерия Стьюдента следующая:

где и – средние арифметические двух сравниваемых выборок, N2 и N2 – количество испытуемых в первой и второй выборке, а и – их стандартные отклонения.

Обработка данных была произведена в программе STATISTICA 6.0 for Wind.

2.3 Анализ результатов исследования
2.3.1 Сравнительный анализ результатов исследования
Сравнительный анализ показателей исследования самооценки
Сравнительный анализ результатов исследования произведен на основании сводной таблицы результатов исследования, которая находится в приложении 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
  Подростки с ДЦП Подростки (контрольная группа) t-Стьюдента df p-уровень самооценка 0,43 0,35 0,45 18,00 0,66


Рисунок 1. Показатели исследования самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
Как видно из таблицы 1 статистически достоверных различий по показателям исследования уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Средние показатели результатов исследования самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки находятся в диапазоне оценок нормального уровня самооценки.
Заниженную самооценку имеют 10% подростков с ДЦП и 10% подростков контрольной группы, завышенную самооценку имеют 40% подростков с ДЦП и 10% у подростков контрольной группы, нормальную самооценку имеют 50% у подростков с ДЦП и 80% подростков контрольной группы. Таким образом, большинство подростков контрольной группы данной выборки имеют нормальную самооценку, тогда как почти половина подростков с ДЦП имеет завышенную самооценку.
Сравнительный анализ показателей исследования самоотношения
Таблица 2. Сравнительный анализ показателей исследования самоотношения у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
  Подростки с ДЦП Подростки (контрольная группа) t-Стьюдента df p-уровень открытость 5,40 5,80 -0,47 18,00 0,65 самоуверенность 5,40 6,50 -2,01 18,00 0,06 саморуководство 3,80 5,50 -4,02 18,00 0,00 зеркальное Я 6,30 6,70 -0,67 18,00 0,51 самоценность 5,00 5,40 -0,88 18,00 0,39 самопринятие 4,40 5,80 -2,05 18,00 0,06 самопривязанность 5,00 3,30 3,29 18,00 0,00 конфликтность 5,00 4,00 1,68 18,00 0,11 самообвинение 3,00 3,00 0,00 18,00 1,00

Рисунок 2. Показатели исследования самоотношения у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
Как видно из таблицы 2 статистически достоверные различия по показателям исследования самоотношения у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки получены по переменным: саморуководство и самопривязанность. Показатели подростков контрольной группы выше показателей подростков с ДЦП данной выборки по всем переменным.
Самые высокие результаты по показателям самоотношения у подростков с ДЦП данной выборки получены по переменным: зеркальное Я, самоуверенность, открытость, низкие значения по шкале саморуководство. Можно предположить, что подростков с ДЦП данной выборки отличает закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Подростки с ДЦП данной выборки считают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Им свойственно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности. Низкие баллы по шкале саморуководство у подростков с ДЦП данной выборки свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Самые высокие результаты по показателям самоотношения у подростков контрольной группы данной выборки получены по переменным: зеркальное Я, самоуверенность, открытость, самопринятие, саморуководство, самоценность. Можно предположить, что подростков контрольной группы данной выборки отличает закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Подростки контрольной группы данной выборки считают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Им свойственно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности. Подростки контрольной группы данной выборки дружески относятся к себе, согласны с самим собой, одобряют свои планы и желания, эмоционально, безусловно принимают себя такими, какие они есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Подростки контрольной группы отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий к организующий их личность и жизнедеятельность, считают, что его судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Высокие оценки по шкале самоценность у подростков контрольной группы данной выборки отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.
Таким образом, система самоотношения у подростков контрольной группы данной выборки является более стабильной и положительной, чем система самоотношения подростков с ДЦП. У подростков контрольной группы данной выборки более выражено положительное отношение к себе.
Сравнительный анализ показателей исследования уровня притязаний и уровня самооценки
Таблица 3. Сравнительный анализ показателей исследования уровня притязаний у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
  Подростки с ДЦП Подростки (контрольная группа) t-Стьюдента df p-уровень ум 8,70 7,80 2,03 18,00 0,06 характер 6,70 6,50 0,40 18,00 0,69 авторитет 9,40 9,50 -0,36 18,00 0,72 умелые руки 3,90 3,90 0,00 18,00 1,00 внешность 3,90 3,90 0,00 18,00 1,00 уверенность в себе 9,40 9,50 -0,36 18,00 0,72

Рисунок 3. Показатели исследования уровня притязаний у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
Как видно из таблицы 3 статистически достоверных отличий по показателям уровня притязаний притязаний у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) подростками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития у них этих же качеств, который удовлетворял бы их. Обращают на себя внимание высокие значения по переменным уровня притязаний авторитет и уверенность в себе, что свидетельствует о значимости для подростков с ДЦП данной выборки данных качеств. Низкие оценки получены по переменным внешность и умелые руки, можно предположить, что подростки с ДЦП данной выборки в дальнейшей жизни не рассчитывают на свои умелые руки и внешность.
Таблица 4. Сравнительный анализ показателей исследования уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
  Подростки с ДЦП Подростки (контрольная группа) t-Стьюдента df p-уровень ум 9,40 9,50 -0,36 18,00 0,72 характер 7,30 7,70 -0,77 18,00 0,45 авторитет 9,40 9,50 -0,36 18,00 0,72 умелые руки 4,30 4,80 -1,07 18,00 0,30 внешность 3,90 3,90 0,00 18,00 1,00 уверенность в себе 9,40 9,50 -0,36 18,00 0,72

Рисунок 4. Показатели исследования уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
Как видно из таблицы 4 статистически достоверных отличий по показателям уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено.
Обращает на себя внимание высокие показатели уровня самооценки по шкалам ум, способности, авторитет и уверенность в себе, которыми отличают себя подростки с ДЦП данной выборки, что говорит значимости для подростков с ДЦП данных характеристик.
Уровень притязаний по шкалам уровня притязаний ниже, показателей шкал уровня самооценки, что свидетельствует о неадекватности в оценивании себя и о заниженных требованиях к себе у подростков с ДЦП данной выборки.

Сравнительный анализ показателей исследования самооценки позитивных аспектов личности
Таблица 5. Сравнительный анализ показателей исследования самооценки позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
  Подростки с ДЦП Подростки (контрольная группа) t-Стьюдента df p-уровень нравственность 38,00 35,00 0,26 18,00 0,80 воля 38,50 51,00 -0,91 18,00 0,37 самостоятельность и чувство реальности 32,00 54,00 -1,56 18,00 0,14 креативность 63,00 56,50 0,53 18,00 0,60 гармоничность 78,00 86,50 -0,90 18,00 0,38 экстраверсия 58,50 50,50 1,00 18,00 0,33 общая самооценка позитивных аспектов личности 34,50 38,00 -0,34 18,00 0,74

Рисунок 5. Показатели исследования самооценки позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки
Как видно из таблицы 5 статистически достоверных различий по показателям исследования самооценки позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Общая самооценка позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки находится в диапазоне оценок низкого уровня.
Низкая самооценка, конечно, не желательна, но может быть вместе с тем достаточно реалистичной, адекватной самооценкой. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори не может быть «плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов (возможно, депрессивное состояние, самобичевание после сильной неудачи, и т.п.). Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть – на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным отражением положения дел в собственной епархии личности.
У подростков с ДЦП данной выборки результаты по пунктам: гармоничность, креативность, воля и экстраверсия находятся в диапазоне оценок высокого (гармоничность) и среднего уровня, что предполагает реалистичную самооценку у подростков с ДЦП данной выборки.
Выводы
Сравнительный анализ показателей исследования особенностей самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки, позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:
1) Статистически достоверных различий по показателям исследования уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Средние показатели результатов исследования самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки находятся в диапазоне оценок нормального уровня самооценки.
2) Заниженную самооценку имеют 10% подростков с ДЦП и 10% подростков контрольной группы, завышенную самооценку имеют 40% подростков с ДЦП и 10% у подростков контрольной группы, нормальную самооценку имеют 50% у подростков с ДЦП и 80% подростков контрольной группы. Таким образом, большинство подростков контрольной группы данной выборки имеют нормальную самооценку, тогда как почти половина подростков с ДЦП имеет завышенную самооценку.
3) Статистически достоверные различия по показателям исследования самоотношения у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки получены по переменным: саморуководство и самопривязанность. Показатели подростков контрольной группы выше показателей подростков с ДЦП данной выборки по всем переменным.
4) Самые высокие результаты по показателям самоотношения у подростков с ДЦП данной выборки получены по переменным: зеркальное Я, самоуверенность, открытость, низкие значения по шкале саморуководство. Можно предположить, что подростков с ДЦП данной выборки отличает закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Подростки с ДЦП данной выборки считают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Им свойственно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности. Низкие баллы по шкале саморуководство у подростков с ДЦП данной выборки свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
5) Самые высокие результаты по показателям самоотношения у подростков контрольной группы данной выборки получены по переменным: зеркальное Я, самоуверенность, открытость, самопринятие, саморуководство, самоценность. Можно предположить, что подростков контрольной группы данной выборки отличает закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Подростки контрольной группы данной выборки считают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Им свойственно высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности. Подростки контрольной группы данной выборки дружески относятся к себе, согласны с самим собой, одобряют свои планы и желания, эмоционально, безусловно принимают себя такими, какие они есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Подростки контрольной группы отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий к организующий их личность и жизнедеятельность, считают, что его судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Высокие оценки по шкале самоценность у подростков контрольной группы данной выборки отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.
6) Таким образом, система самоотношения у подростков контрольной группы данной выборки является более стабильной и положительной, чем система самоотношения подростков с ДЦП. У подростков контрольной группы данной выборки более выражено положительное отношение к себе.
7) Статистически достоверных отличий по показателям уровня притязаний притязаний у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Обращают на себя внимание высокие значения по переменным уровня притязаний авторитет и уверенность в себе, что свидетельствует о значимости для подростков с ДЦП данной выборки данных качеств. Низкие оценки получены по переменным внешность и умелые руки, можно предположить, что подростки с ДЦП данной выборки в дальнейшей жизни не рассчитывают на свои умелые руки и внешность.
8) Статистически достоверных отличий по показателям уровня самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Обращает на себя внимание высокие показатели уровня самооценки по шкалам ум, способности, авторитет и уверенность в себе, которыми отличают себя подростки с ДЦП данной выборки, что говорит значимости для подростков с ДЦП данных характеристик.
9) Уровень притязаний по шкалам уровня притязаний ниже, показателей шкал уровня самооценки, что свидетельствует о неадекватности в оценивании себя и о заниженных требованиях к себе у подростков с ДЦП данной выборки.
10) Статистически достоверных различий по показателям исследования самооценки позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки не выявлено. Общая самооценка позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки находится в диапазоне оценок низкого уровня.
11) У подростков с ДЦП данной выборки результаты по пунктам: гармоничность, креативность, воля и экстраверсия находятся в диапазоне оценок высокого (гармоничность) и среднего уровня, что предполагает реалистичную самооценку у подростков с ДЦП данной выборки.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о том, что самооценка у подростков с ДЦП данной выборки является менее стабильной и положительной, чем самооценки подростков с нормальным развитием. У подростков контрольной группы данной выборки более выражено положительное отношение к себе, подтвердилась.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе наиболее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.
Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания человека. В самосознании проходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.
Таким образом, развитие личности у подростков с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.
Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить значительные отличия в показателях особенностей самооценки у подростков с ДЦП и подростков контрольной группы данной выборки.
Самые высокие результаты по показателям самоотношения у подростков с ДЦП данной выборки получены по переменным: зеркальное Я, самоуверенность, открытость, низкие значения по шкале саморуководство. Можно предположить, что подростков с ДЦП данной выборки отличает закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Низкие баллы по шкале саморуководство у подростков с ДЦП данной выборки свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Система самоотношения у подростков контрольной группы данной выборки является более стабильной и положительной, чем система самоотношения подростков с ДЦП. У подростков контрольной группы данной выборки более выражено положительное отношение к себе.
Обращают на себя внимание высокие значения по переменным уровня притязаний авторитет и уверенность в себе, что свидетельствует о значимости для подростков с ДЦП данной выборки данных качеств. Низкие оценки получены по переменным внешность и умелые руки, можно предположить, что подростки с ДЦП данной выборки в дальнейшей жизни не рассчитывают на свои умелые руки и внешность.
Обращает на себя внимание высокие показатели уровня самооценки по шкалам ум, способности, авторитет и уверенность в себе, которыми отличают себя подростки с ДЦП данной выборки, что говорит значимости для подростков с ДЦП данных характеристик. Уровень притязаний по шкалам уровня притязаний ниже, показателей шкал уровня самооценки, что свидетельствует о неадекватности в оценивании себя и о заниженных требованиях к себе у подростков с ДЦП данной выборки.
Общая самооценка позитивных аспектов личности у подростков с ДЦП данной выборки находится в диапазоне оценок низкого уровня. У подростков с ДЦП данной выборки результаты по пунктам: гармоничность, креативность, воля и экстраверсия находятся в диапазоне оценок высокого (гармоничность) и среднего уровня, что предполагает реалистичную самооценку у подростков с ДЦП данной выборки.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с изучением особенностей самооценки у подростков с ДЦП во всей полноте, а является лишь попыткой исследования в данной области.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 2004
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004. – 265 с.
Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,МГУ,2000
Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 2004. – 586 с.
Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 - с.422
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
Бурланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике, СПб, 2003, - 489 c.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.
Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1999.-115 с.
Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Москва, 1979, 349 c.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.:, 2003. - 332 с.
Гарднер Ричард. Психотерапия детских проблем, СПб, 2002., 412 c.
Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004
Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 - с.88
Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. Питер, 2001г., Стр. 432, 449.
Зейгарник Б.В. , Патопсихология. М., 2000
Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. — М., 1993.
Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. –Л.: Медицина, 1982, 458 c.
Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004
Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М - УРАО 1997г., Стр. 169-171.
Куликов Л.В. Психологическое исследование, СПб, 2002 , 289 c.
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005.
Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.,Педагогика,1989., 347 c.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 2005
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Педагогическое общество России , 2000г., Стр. 340-345.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991. –110 с.
Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: «Академия». 2001
Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2004
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
Психиатрия детского возраста(руководство для врачей). В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979, 389 c/
Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 - 440 с.
Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2004
Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990, 580 c.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., Школьная пресса 2000г.
Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972г., Стр. 303.
Столин В. В. Самосознание личности. М., Издательство МГУ, 1983г., Стр. 286.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Медицина, 2005, 280 c.
Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М - Прогресс, 1990г., Стр. 368.
Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 - 67 с.
Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003. – 384с.
Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.

Приложение
Сводная таблица результатов исследования
№. группа БУДАССИ МИС                 уров.прит уров.прит уров.прит уров.прит уров.прит уров.прит высот.сам высот.сам высот.сам высот.сам высот.сам высот.сам мотков               1-спастическая.,2-гиперкинетическая самооценка открытость самоуверенность саморуководство зеркальное Я самоценность самопринятие самопривязанность конфликтность самообвинение ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в себе ум характер авторитет умелые руки внешность уверенность в себе нравственность воля самостоятельность и чувство реальности креативность гармоничность экстраверсия общая самооценка позитивных аспектов личности 1 1 0,56 5 6 3 5 4 3 4 4 3,00 10 7 8 3 3 8 8 6 8 3 3 8 10 15 10 90 95 70 10 2 1 0,63 9 8 4 9 5 8 5 5 2,00 9 8 9 3 3 9 9 7 9 4 3 9 30 15 10 90 100 80 30 3 1 0,58 4 6 3 6 6 4 6 6 3,00 8 7 10 4 4 10 10 8 10 5 4 10 80 25 70 50 40 40 60 4 1 0,58 5 3 3 7 6 5 6 6 4,00 7 5 10 5 5 10 10 9 10 6 5 10 60 85 35 20 80 30 20 5 1 1 3 6 4 6 5 5 5 5 4,00 7 6 9 5 5 9 9 9 9 6 5 9 20 90 10 20 90 40 20 6 1 0,56 5 4 4 5 4 4 4 4 3,00 8 5 9 4 4 9 9 8 9 5 4 9 20 50 80 70 80 50 45 7 1 -0,52 6 6 5 5 4 3 4 4 2,00 9 6 10 3 3 10 10 7 10 4 3 10 30 15 10 70 70 55 30 8 1 0,35 5 5 4 6 6 3 6 6 2,00 10 7 10 3 3 10 10 6 10 3 3 10 20 60 75 40 30 70 90 9 1 0,5 7 6 3 7 5 4 5 5 3,00 10 8 10 4 4 10 10 6 10 3 4 10 80 15 10 90 95 70 10 10 1 0,02 5 4 5 7 5 5 5 5 4,00 9 8 9 5 5 9 9 7 9 4 5 9 30 15 10 90 100 80 30 11 2 0,5 6 8 5 9 6 8 3 6 5,00 8 7 9 5 5 9 9 8 9 5 5 9 30 60 95 65 95 55 70 12 2 0,6 7 6 6 5 4 4 4 4 3,00 7 6 10 4 4 10 10 9 10 5 4 10 10 15 15 95 95 45 10 13 2 0,43 8 5 7 9 7 7 1 1 2,00 7 5 10 3 3 10 10 9 10 5 3 10 20 10 20 85 100 80 45 14 2 -0,43 6 6 6 7 6 7 3 5 2,00 8 5 10 3 3 10 10 8 10 6 3 10 90 40 60 45 45 30 50 15 2 0,18 7 7 4 6 5 4 5 5 3,00 9 6 9 4 4 9 9 7 9 5 4 9 10 85 40 20 80 40 20 16 2 0,5 9 6 6 5 7 7 1 1 2,00 9 7 9 5 5 9 9 6 9 4 5 9 60 95 60 30 100 50 30 17 2 0,53 5 8 7 7 6 7 3 5 2,00 8 8 9 5 5 9 9 6 9 3 5 9 60 40 95 70 80 30 25 18 2 0,38 2 6 4 6 5 4 5 5 3,00 7 8 10 4 4 10 10 7 10 5 4 10 30 20 20 70 95 80 40 19 2 0,34 5 7 5 6 4 5 4 4 4,00 7 7 9 3 3 9 9 8 9 6 3 9 30 60 95 65 95 55 70 20 2 0,5 3 6 5 7 4 5 4 4 4,00 8 6 10 3 3 10 10 9 10 4 3 10 10 85 40 20 80 40 20












2

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 2004
2.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2004. – 265 с.
3.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.,МГУ,2000
4.Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 2004. – 586 с.
5.Бернс Р.. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс , 1986 - с.422
6.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.
7.Бурланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике, СПб, 2003, - 489 c.
8.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384с.
9.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.
10.Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., Просвещение, 1999.-115 с.
11.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 2003
12.Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Москва, 1979, 349 c.
13.Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.:, 2003. - 332 с.
14.Гарднер Ричард. Психотерапия детских проблем, СПб, 2002., 412 c.
15.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 2004
16.Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 - с.88
17.Дубровина И.В. и др. Возрастная и педагогическая психология .М,2001
18.Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. Питер, 2001г., Стр. 432, 449.
19.Зейгарник Б.В. , Патопсихология. М., 2000
20.Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. — М., 1993.
21.Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. –Л.: Медицина, 1982, 458 c.
22.Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Карпенко Л.А./ – Ростов.: Альянс, 2004
23.Кузнецов И.Н., Савченко Е.А. Научное исследование. – Мн.: Слово, 2004., с.118
24.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М - УРАО 1997г., Стр. 169-171.
25.Куликов Л.В. Психологическое исследование, СПб, 2002 , 289 c.
26.Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 2005.
27.Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2003
28.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.,Педагогика,1989., 347 c.
29.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, СПб, 2003, 314 c.
30.Мастюкова Е.М. Подготовка детей к обучению с проблемами в развитии. М., 2003
31.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
32.Немов Р.С. Общие основы психологии. Т 1. – М.: Просвещение, 2005
33.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Педагогическое общество России , 2000г., Стр. 340-345.
34.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов./ – М.: Просвещение, 2005. – 325 с.
35.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
36.Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная си¬стема. -М.: МГУ, 1991. –110 с.
37.Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности М., 1985 г.
38.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: «Академия». 2001
39.Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). – СПб.: Издательство «Речь», 2004
40.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001, 576 с.
41.Психиатрия детского возраста(руководство для врачей). В.В. Ковалев. М.: Медицина, 1979, 389 c/
42.Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика - Пресс, 2001 - 440 с.
43.Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А. А. Реана./ – СПб.: Прайм - Еврознак. 2004
44.Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990, 580 c.
45.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Речь, 2004, с.748
46.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
47.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., Школьная пресса 2000г.
48.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая./ – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
49.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972г., Стр. 303.
50.Столин В. В. Самосознание личности. М., Издательство МГУ, 1983г., Стр. 286.
51.Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М.: Медицина, 2005, 280 c.
52.Уленкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитиии. – М.: Альянс, 2003. – 178 с.
53.Франкл В. Человек в поисках смысла. М - Прогресс, 1990г., Стр. 368.
54.Шибутани Т.. Я - концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003 - 67 с.
55.Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС», 2003. – 384с.
56.Шэффер Дэвид Дети и подростки, Психология развития, СПб, 2003, 828 c.


Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к изучению особенностей самооценки подростков с ДЦП?

Существуют различные теоретические подходы к изучению особенностей самооценки подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Некоторые из них относят самооценку к структуре личности и рассматривают ее в контексте развития подросткового возраста. Другие подходы фокусируются на клинико-психологической характеристике детей с ДЦП и исследуют особенности их самооценки в рамках этой характеристики.

Каким образом самооценка влияет на личность подростков с ДЦП?

Самооценка играет важную роль в формировании и развитии личности подростков с ДЦП. Она влияет на их самооценку, на уровень самооценки, на самооценку своих способностей и достижений, на формирование и поддержание мотивации и уверенности в себе, на их психологическое благополучие и социальную адаптацию.

Какие особенности самооценки наблюдаются у подростков с ДЦП?

У подростков с ДЦП наблюдаются некоторые особенности самооценки. Они могут испытывать низкую самооценку из-за ограничений, которые накладывает на них их состояние, а также из-за того, что они часто сталкиваются с непониманием и дискриминацией со стороны окружающих. Они могут также иметь искаженное восприятие своих способностей, что может повлиять на уровень их мотивации и уверенности в себе.

Какими методами исследования были получены результаты эмпирического исследования самооценки подростков с ДЦП?

Для получения результатов эмпирического исследования самооценки подростков с ДЦП были использованы различные методы. Организация и методы исследования включали опросы, наблюдения, интервью, тестирование и анализ медицинской документации. Также были проведены статистическая обработка данных и анализ результатов.

Какая теория рассматривает самооценку в структуре личности подростков с ДЦП?

В структуре личности подростков с ДЦП самооценка рассматривается с точки зрения теории самоактуализации. Согласно этой теории, самооценка является важной частью самовосприятия и влияет на самопонимание, поведение и эмоциональное состояние подростков.

Какой клинический и психологический портрет имеют дети подросткового возраста с ДЦП?

Дети подросткового возраста с ДЦП имеют свойственные для данного заболевания клинические и психологические характеристики. Они часто испытывают нарушения двигательной координации, что может влиять на их самооценку и социальные навыки. В психологическом отношении они могут иметь ухудшенную концентрацию внимания, плохую организацию и усталость.

Какие особенности самооценки можно выделить у подростков с ДЦП?

У подростков с ДЦП можно выделить несколько особенностей самооценки. Во-первых, они могут испытывать низкую самооценку из-за своих физических ограничений. Во-вторых, они могут иметь искаженное представление о своих способностях и возможностях. Кроме того, у них может быть повышенная чувствительность к критике со стороны окружающих.

Какие методы использовались в эмпирическом исследовании особенностей самооценки подростков с ДЦП?

В эмпирическом исследовании особенностей самооценки подростков с ДЦП использовались различные методы. В частности, был использован опросник, позволяющий оценить уровень самооценки у подростков. Также были проведены интервью с родителями и учителями, чтобы получить дополнительную информацию о поведении и эмоциональном состоянии подростков.