Кризис ребенка в период 7 лет. Влияние родителей, школы, окружающего мира на воспитание ребенка.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2929 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 06.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие воспитания………………………………….……………….…......6
1.2 Роль семьи в формировании личности ребенка……………………...........7
1.3 Формирование самооценки у ребенка в период кризиса 7 лет ………….11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯНИЯ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
2.1 Методика PARI……………………………………………………………...15
2.2 Опросник родительского отношения (ОРО)……......................................15
2.3 Опросник «Шестнадцати личностных факторов»………………………..16
2.4 Методика Дембо-Рубинштейн исследование самооценки (в модификации A.M. Прихожан)………………………………………………………………...17
2.5 Методика «Рисунок семьи»………………………………………………..18
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
3.1 Организация исследования…………………………………………………19
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..28


Фрагмент для ознакомления

[10, С. 45].2.5 Методика «Рисунок семьи»Название серии методик «Рисунок семьи» объединяет целую группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника данной методики основана на анализе и интерпретации рисунков. О развернутой системе анализа и интерпретации «Рисунка семьи» следует говорить, начиная с работы Вульфа, который придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте важнейшее значение и разработал ряд методик для оценки семейных отношений. Одна из этих методик и есть – «Рисунок семьи».В дальнейшем развитие анализа «Рисунка семьи» представляют модификации методики Л.Кормана Р. Бернса и С.Кауфмана. На сегодняшний день наибольшую популярность получила модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Авторы данной модификации исходили из факта, что при обычном задании «Нарисуй свою семью» ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в одну линию лицом к наблюдателю. Авторы методики попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: «Нарисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь делают».ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА3.1 Организация исследованияЭкспериментальное исследование проводилось в первом классе «В» МОУ Средней Общеобразовательной Школы№ городаПскова с целью изучить влияние семьи, школы и окружающего мира на развитие ребенка в период кризиса 7 лет. Исследование проводилось в период с ……………………г. Выборку испытуемых составили 10 полных семей. Возраст родителей от 26 до 49 лет.Исследование проводилось в несколько этапов:1. Определение группы испытуемых, подбор методов и методик для реализации экспериментального исследования.2. Сбор эмпирического материала. Психодиагностическая работа проводилась с каждым испытуемым индивидуально в течение 1 часа. Методики предъявлялись всем испытуемым одинаковой последовательности.3. Обработка полученных данных.4. Статистический анализ и описание результатов.Гипотеза исследования состоит из следующего предположения:взаимоотношения в семье влияют на уровень самооценки ребенка в период кризиса 7 лет.Таблица 3.1 –Общие сведения об испытуемых родителяхКоличество детей в семье12343сем.30%5сем. 50 %220%0Образование родителейсреднеесреднее специальноевысшее2 чел10%9 чел.45%9 чел.45%Возраст родителейДо 30 лет30-40 летСтарше 40 лет4 чел.20%13 чел.65%3 чел.15%В ходе исследования были применены следующие методики:- методика исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан);- методика PARI (опросник «Измерение родительских установок и реакций», адаптированная Т.В.Архиреевой);- регрессионный анализ.Регрессионный анализ — метод моделирования измеряемых данных и исследования их свойств. Данные состоят из пар значений зависимой переменной (переменной отклика) и независимой переменной (объясняющей переменной). Критерием качества приближения (целевой функцией) обычно является среднеквадратичная ошибка: сумма квадратов разности значений модели и зависимой переменной для всех значений независимой переменной в качестве аргумента[25].3.2 Анализ результатов исследованияАнализ данных методики изучения внутрисемейных отношений установил, что в родительском воспитании доминируют следующие признаки:- уравнение отношений между родителями и ребенком (90%) и развитие активности ребенка (87%);Менее выраженные признаки:- подавление сексуальности (61,8%) и уклонение от конфликта (60,3%);- осторожность семьи, исключение в ней семейных влияний (73,8%). Данные приведены в Таблице 3.2Таблица 3.2 - Процентное соотношение результатов исследования родительско-детских отношений по методике PARIНазвание признакаРодителиЗависимость от семьи67%Чрезмерная забота69%Вербализация81 %Ощущение самопожертвования71%Семейные конфликты70%Опасение обидеть76%Подавление воли62%Раздражительность69%Излишняя строгость59%Партнерские отношения71%Сверх-авторитет родителей83%Стремление ускорить развитие ребенка59%Неудовлетворенность ролью хозяйки59%Исключение вне-семейных влияний71%Развитие активности ребенка90%Уклонение от конфликта59%Несамостоятельность матери70%Подавление сексуальности59%Доминирование матери69%Чрезмерное вмешательство в мир ребенка80%Уравнение отношений90%Подавление агрессивности59%Безучастность мужа77%Диаграмма 3.2 – Анализ результатов исследования родительско-детских отношений по методике PARIТаблица 3.3 - Исследование самооценки ребенка по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан)параметрКоличественная характеристика нормаочень высокийнизкийсреднийвысокийУровень притязаний> 60 баллов60-74 балов75-89 баллов90-100у 14% дет.у 65 % дету 16% детУ 5 % дет.Уровень самооценки>4545-5960-7475-100у 11% дету 76% дету 13% дет-Диаграмма 3.2 – Анализ результатов исследование самооценки ребенка Анализ результатов по данной методике определил, что в 1 «В» классе в основном преобладают дети как со средним уровнем притязаний (65%), так и со средним уровнем самооценки (76%), что является нормой, также у 16% детей был выявлен высокий, а у 5% очень высокий уровень притязаний, при этом у 13% детей выявлен высокий уровень притязаний.Для подтверждения гипотезы настоящего исследования проведем регрессионный анализ. Для проведения регрессионного анализа возьмем показатели уравнения отношений между родителями и ребенком по методике PARI, который был выявлен у 89 % родителей и средним показателем уровня самооценки, который был выявлен у 76 % детей.Семьи12345678910Равное отношение к ребенку3,52,44,94,23,01,31,03,01,54,1Нормальный уровень самооценки ребенка161319181211814916На графике строим исходные данные по десяти поездкам.Рисунок 3.3 - График исходных данных и предполагаемая линия регрессииПомимо равного отношения к ребенку на нормальный уровень самооценки влияют и другие факторы, такие как: успеваемость в школе, взаимоотношения со сверстниками и др. Построенные точки не находятся точно на линии, что возможно обусловлено данными факторами. Несмотря на это, все точки собраны вокруг прямой, поэтому можно предположить линейную связь между параметрами. Все исходные точки равномерно распределены вдоль предполагаемой прямой, что позволяет применить метод наименьших квадратов.Вычислим суммы, необходимые для расчета коэффициентов уравнения линейной регрессии и коэффициента детерминации R2 с помощью вспомогательной таблицы.3,51612,2556,0015,2232,6341295,762,4135,7631,212,2971,6978090,364,91924,0193,118,94728,5904129,164,21817,6475,6017,08512,1452319,363,0129,0036,0013,8930,0858492,561,3111,6914,309,37117,884446,761,081,008,008,57325,2707331,363,0149,0042,0013,8930,0858490,161,592,2513,509,90313,6678121,164,11616,8165,6016,81910,361965,7628,913699,41435,30–112,4242122,4Вычислим коэффициенты линейной регрессии по формулам:Итак, искомая регрессионная зависимость имеет следующий вид:Далее вычисляем коэффициент детерминации: или 91,8%.Таким образом, линейная модель объясняет 91,8% вариации нормального уровня самооценки ребенка фактораравного отношения к ребенку. Рассчитанный уровень значимости αр=1,26E-05<0,05подтверждает значимость R2. Выдвинутая гипотеза о том, что взаимоотношения в семье влияют на уровень самооценки ребенка в период кризиса 7 лет в целом нашла подтверждение в настоящем исследовании.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящей работе подробно рассмотрено понятие воспитание, дано его определение,описаны подходы к воспитанию.Подробно рассмотрены 4 основных стиля воспитания, процесс формирования самооценки у ребенка в период кризиса 7 лет, а также возрастной период, соответствующий данному периоду развития ребенка – младший школьный возраст и его новообразования. В работе представлен подробный анализ основных теоретических концепций по данной проблеме. Во второй главе настоящего исследования дано подробное описание методик изучающих влияние семьи и окружающего мира на развитие ребенка. На экспериментальном уровне были выявлены критерии отношения родителей к своим детям, а также определен уровень притязаний и самооценки у исследуемых детей. Для подтверждения гипотезы настоящего исследования был проведен регрессионный анализ полученных в ходе исследования данных.Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы в первом классе. В результате диагностического исследованияиспытуемых, у 89 % родителей было выявлено уравнение отношений между родителями и ребенком, что означает равное партнерское отношение к своему ребенку. У89% исследуемых детей был выявлен высокий и средний уровень самооценки, а у 86% детей – высокий и средний уровень притязаний.Регрессионный анализ выявил зависимость уравнения отношений между родителями и детьми, и уровня самооценки первоклассников. Таким образом, семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. Положительное воздействие на развитие ребенка заключается в том, что никто, кроме близких людей, в частности родителей не будет также любить и заботиться о ребенке как они, и в тоже время именно семья может нанести существенный вред в развитие ребенка, как никто другой.ЛИТЕРАТУРАБардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972. - 236с. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 296 с.Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В б т. Т.4. М., 1983. - С. 224-269Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. 10-13 с.Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. №2. С. 61.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1983. - 208 с.Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13.Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1993. - 108 с. Кэмпбелл Росс. Как по-настоящему любить своего ребенка, М., 1992 С. 100.Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982. - 402 с.Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, - 22 с.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 37 – 39.Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 111.Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.-318 с. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.Обухова Л. Ф. «Детская (возрастная) психология». учебник. - М., российское педагогическое агентство. 1996, С. 374.Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 1981. С. 95.Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1987.-126с.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти; М., 2002. С.20.Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. С. 11. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. Психологические труды. М., 1989. С. 26.Регрессионный анализ — Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.02.2012).

ЛИТЕРАТУРА
1Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. - М., 1972. - 236с.
2Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 296 с.
3Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В б т. Т.4. М., 1983. - С. 224-269
4Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
5Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. //Социологические исследования. 1995, №10. 10-13 с.
6Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. №2. С. 61.
7Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1983. - 208 с.
8Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
9Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13.
10Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1993. - 108 с.
11Кэмпбелл Росс. Как по-настоящему любить своего ребенка, М., 1992 С. 100.
12Леонтьев А.Н. К теории развития личности. - М., 1982. - 402 с.
13Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание. 1985, №3, - 22 с.
14Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 37 – 39.
15Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 111.
16Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.-318 с.
17Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. - 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 576 с.
18Обухова Л. Ф. «Детская (возрастная) психология». учебник. - М., российское педагогическое агентство. 1996, С. 374.
19Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 1981. С. 95.
20Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека: Сб. научных трудов. - Свердловск, 1987.-126с.
21Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти; М., 2002. С.20.
22Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
23Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. С. 11.
24 Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. Психологические труды. М., 1989. С. 26.
25Регрессионный анализ — Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 02.02.2012).

Вопрос-ответ:

Какова роль родителей в формировании личности ребенка в период кризиса 7 лет?

Родители играют решающую роль в формировании личности ребенка в период кризиса 7 лет. Они являются основными опорами и примерами для ребенка, своим поведением и отношением могут оказывать значительное влияние на формирование его самооценки, эмоционального состояния и развитие социальных навыков.

Как можно помочь ребенку в формировании самооценки в период кризиса 7 лет?

Важно создать подходящую атмосферу поддержки и уважения в семье, где ребенок будет чувствовать себя важным и комфортным. Также ребенку необходимо давать возможность самостоятельно решать некоторые задачи, выражать свои мнения и эмоции. Важно поддерживать положительные достижения и старания ребенка, а также наставлять его на пути к саморазвитию и самопознанию.

Какое влияние оказывает школа на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет?

Школа является важной средой для развития ребенка и его воспитания в период кризиса 7 лет. Школьная программа, учителя и общение с одноклассниками могут оказывать значительное влияние на формирование ребенка как личности. Важно, чтобы школа создавала подходящие условия для развития ребенка, помогала ему развивать навыки саморегуляции, коммуникации и социализации.

Как окружающий мир влияет на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет?

Окружающий мир, включая культурные, социальные и экономические факторы, оказывает значительное влияние на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет. Негативные воздействия, такие как насилие, сексуальные изображения или недостаточный уровень образования, могут повлиять на формирование ребенка как личности. Важно создать для ребенка безопасные и поддерживающие условия, где он сможет развиваться в соответствии со своими потребностями и способностями.

Какую роль играет школа в воспитании ребенка в период кризиса 7 лет?

Школа играет важную роль в воспитании ребенка в период кризиса 7 лет. Она предлагает структурированную образовательную среду, где ребенок может развивать свои социальные навыки, общаться с другими детьми и учителями. Школа также помогает ребенку освоить новые знания и умения, а также развивает его самостоятельность и ответственность. В этом возрасте ребенок начинает стремиться к самоутверждению и школа помогает ему в этом процессе.

Как окружающий мир влияет на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет?

Окружающий мир имеет значительное влияние на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет. Ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими его людьми и средой. Он начинает формировать свои ценности, учится приспосабливаться к разным ситуациям и строит свою реальность на основе полученного опыта. Поэтому важно обеспечить ребенку положительное и поддерживающее окружение, чтобы он мог развиваться и учиться на основе своего взаимодействия с миром.

Что означает понятие "формирование самооценки у ребенка в период кризиса 7 лет"?

Формирование самооценки у ребенка в период кризиса 7 лет означает, что ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и сравнивать себя с другими людьми. В этом возрасте ребенок может столкнуться с некоторыми затруднениями и неуверенностью в своих способностях и качествах. Поэтому роль родителей и близких окружающих людей очень важна, чтобы помочь ребенку разработать положительное отношение к себе, повысить самооценку и уверенность.

Какой вклад родители вносят в воспитание ребенка в период кризиса 7 лет?

Родители играют важную роль в воспитании ребенка в период кризиса 7 лет. Они должны быть особенно внимательны к потребностям и эмоциональному состоянию ребенка. Родители должны создать безопасную и поддерживающую среду, где ребенок может выражать свои эмоции и чувства. Важно быть терпеливыми и понимающими, помогать ребенку развивать навыки самостоятельности и самооценки.

Как школа влияет на воспитание ребенка в период кризиса 7 лет?

Школа играет большую роль в воспитании ребенка в период кризиса 7 лет. Она предоставляет ребенку возможность общения с ровесниками и развития социальных навыков. Школа также может помочь ребенку развивать самооценку и самодисциплину. Учителя и другой персонал школы могут иметь влияние на формирование ценностей и мировоззрения ученика. Школьная программа и методики обучения также могут способствовать развитию личности ребенка в этом периоде.