Вам нужен реферат?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Правовое регулирование монополистической деятельности: принципы, содержание.

  • 32 страницы
  • 19 источников
  • Добавлена 09.05.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Концепция рынка единственного продавца и экономическая природа и источники монопольной власти
1.2Экономические последствия монополизации рынка
2 МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Антитрестовые законы США
2.2 История антимонопольного регулирования в России
2.3 Современные проблемы правового регулирования конкурентных отношений России
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

ФАС России активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий.
Международная деятельность ФАС России направлена на:
содействие интеграции экономики России в мировое экономическое пространство;
реализацию международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ФАС России;
участие в процессе формирования концепции общего европейского экономического пространства;
защиту российских интересов посредством участия в профильных международных организациях;
внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта, повышение квалификации специалистов ФАС России;
подготовку и реализацию проектов технического содействия со стороны международных организаций в интересах ФАС России.
Международную деятельность ФАС России осуществляет управление международного экономического сотрудничества.
Международная конкурентная сеть (МКС) представляет собой объединение антимонопольных органов разных стран мира, ориентированное на реализацию отдельных проектов, действующее на основе консенсуса, нацеленное на усовершенствование правоприменительной практики, а также на выработку предложений по реальной конвергенции в процедурных вопросах для достижения лучших практических результатов. Основным мероприятием МКС являются Ежегодные конференции, проводимые каждый год конкурентными ведомствами в разных государствах-членах. На Конференциях подробно рассматривается роль конкурентного законодательства в экономическом росте и развитии, международный опыт антимонопольного регулирования, существующие проблемы и способы повышения результативности правоприменительной практики.
В 2010 году были заключены следующие соглашения:
- Соглашение о сотрудничестве в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Венгерским конкурентным ведомством (Москва, 28.09.2010);
- Соглашение между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Федеральной комиссией по конкуренции Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области конкурентной политики (Париж, 15.06.2010).
Кроме того, в рамках сотрудничества ФАС России с другими зарубежными ведомствами в сфере государственного заказа, в 2010 году состоялось подписание двух Меморандумов о взаимопонимании в этой сфере:
- Меморандум о взаимопонимании между Федеральной антимонопольной службой и Австрийским Федеральным бюро государственного заказа (Вена, 09.12.2010);
- Меморандум о взаимопонимании между Федеральной антимонопольной службой и Европейским Банком Реконструкции и Развития в рамках содействия развитию сектора государственных закупок в Российской Федерации.
В 2010 году Правительство Российской Федерации утвердило разработанные ФАС России рекомендуемые Правила недискриминационного доступа к приобретению хлористого калия при его поставках. 1 сентября 2010 года данные Правила были направлены производителям сложных минеральных удобрений и его потребителям для дальнейшего руководства в своей хозяйственной деятельности. Целями Правил является защита конкуренции и обеспечение регулирования на рынке хлористого калия, а также создание условий для эффективного функционирования этого рынка. Правила были предметом обсуждения на совещаниях, проводимых антимонопольной службой с участием производителей хлористого калия, производителей сложных минеральных удобрений – потребителей хлористого калия, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на январь 2012 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Несмотря на достаточно эффективную система антимонопольного регулирования, ее необходимо совершенствовать и развивать.
В 2011 году ФАС России подготовила и направила в Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный во исполнение пункта 44 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2012 – 2014 годы.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ

Антимонопольное законодательство Российской Федерации не претерпело значительных изменений в 2010-2011 году, поскольку ФАС России сосредоточилась в основном на подготовке так называемого «третьего антимонопольного пакета» поправок в антимонопольное законодательство, принятие которого ожидается в 2012 году.
Основные изменения коснулись Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции), в части вопросов предоставления государственных и муниципальных преференций (помощи).
В частности, предусмотрена новая цель на 2012 – 2013 гг., на основании которой законодательно разрешено предоставление государственных и муниципальных преференций (помощи), а именно «поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций», которые могут без проведения конкурсов и аукционов заключать договора на владение и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом.
Вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепил ряд важных норм, обеспечивающих права граждан и юридических лиц при получении государственных услуг. Закон подготовлен при активном участии ФАС России.
В целях реализации данного закона, 8 декабря 2010 года ФАС России утвердила методические рекомендации по осуществлению антимонопольного контроля предоставления государственных (муниципальных) услуг с целью формирования единой правоприменительной практики антимонопольных органов в каждом субъекте Российской Федерации в рамках рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Данные вопросы находятся в ведении ФАС России, поскольку предоставление государственных и муниципальных услуг с нарушениями законодательства оказывает негативное влияние на конкуренцию.
Кроме того, в 2012 году ФАС России продолжила практику заключения соглашений о взаимодействии с другими государственными, муниципальными органами Российской Федерации и рядом ассоциаций в целях обеспечения своевременного эффективного взаимодействия при пресечении и выявлении нарушений антимонопольного законодательства.
24 января 2012 года подготовлен Проект Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Также Российская Федеральная Антимонопольная Служба в 2012 году планирует продолжать работать в направлении совершенствования российской системы государственных закупок.
Российскому антимонопольному ведомству было направлено письмо правительства за номером П13-54338, датированное 23.12.2011 года о возвращении на доработку проекта закона "О ФКС в сфере закупок товаров, работ и услуг", подготовленного МЭР РФ. Отправка законопроекта на доработку связана с множеством замечаний, возникших в процессе рассмотрения.
Изменения произошли и в Минэкономразвития: с 2012 года в должность замминистра экономического развития Э. Набиуллиной вступил бывший глава администрации губернатора Санкт-Петербурга, бывший банкир Михаил Осеевский, который с ноября 2011 года занимал должность советника главы МЭР по направлению реформирования системы государственного заказа.
Как заявляла прежде Лариса Некрасова глава отдела госзакупок Департамента госрегулирования в экономике МЭР РФ, в действующей системе госзаказа нет единой методологии, что допускает проведение закупок, не удовлетворяющих интересы государства и общества.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции в России ФАС России разработала и внесла на рассмотрение Правительства Российской Федерации ряд поправок в законодательные акты, касающиеся применения антимонопольного законодательства в России.
Данные поправки носят название «третий антимонопольный пакет» и касаются Федерального закона «О защите конкуренции», а также Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации. Их принятие ожидается в 2011-213 гг.
В отношении соглашений предполагается:
- сократить перечень безусловных запретов (per se) и распространить их только на горизонтальные соглашения (картели);
- исключить уголовную ответственность за согласованные действия, а также за «вертикальные» соглашения;
- уточнить понятие запрещенной координации экономической деятельности.
В отношении согласованных действий предполагается:
- признать согласованными действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке;
- ввести минимальную долю товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты.
В настоящее время ФАС активно регулирует и защищает конкуренцию в стране, совершенствуя нормативно – методологическую базу. В целом, можно сказать, что активизация процессов по поддержке конкуренции в России позволит в средне и долгосрочной перспективе занять ей более прочные позиции на мировом рынке в целом.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были рассмотрены особенности правового регулирования монополизма в России.
Монополизм, как выяснили, - это преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Монополистическая деятельность – это противоречащая антимонопольному законодательству деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции.
Выделяют следующие виды монополий:
естественная монополия;
чистая монополия;
конгломерат (концерн).
Главная опасность и проблема существования монополий связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечения сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики, поэтому необходимо ее регулирование и сдерживание.
Итак, в любой стране необходимо проведение политики, сдерживающей развитие монополий. В процессе написания работы было выявлено, что целью антимонопольной политики государства является создание концепций рыночной среды государственного регулирования.
Несмотря на достаточно эффективную система антимонопольного регулирования, ее необходимо совершенствовать и развивать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с.
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь
Царьков В.А. Динамические модели экономики. Теория и практика экономической динамики – М.: Экономика, 2007 – 299 с.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с.
Официальный сайт электронной библиотеки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 02.02.2012 г.)
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 02.02.2012 г.)
Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 02.02.2012 г.)
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50871.html (дата обращения 00.02.2012 г.)


Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с., с. 360
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2007.-349 с., с. 137
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с., с.376
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с., с.288
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с., с.153
Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с., с. 103
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с., с.217
Царьков В.А. Динамические модели экономики. Теория и практика экономической динамики – М.: Экономика, 2007 – 299 с., с. 81
Официальный сайт электронной библиотеки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 04.02.2012 г.)
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября, С.9
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52, С.12
Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332), С.85
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с., с. 261
Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 02.02.2011 г.)
Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 27.01.2012 г.)
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50871.html (дата обращения 30.12.2011 г.)
ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия//Array.- 2009.- 11 сентября
2.Бутрин Д. Коктейль Миллера.// Коммерсант.- 2010. – 10 января.- №1 (3332)
3.Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования – М.: Новый век, 2010.- 399 с.
4.Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
5.Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. — М.: РАН, 2007.-379 с.
6.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
7.Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
8.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2009.-349 с.
9.Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
10.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
11.Тратчук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естественных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки.- 2010.- №1 (62)
12.ФАС в 2012 продолжит работу над проектом закона о ФКС // Госконтракты.- 2012.- январь
13.Царьков В.А. Динамические модели экономики. Теория и практика экономической динамики – М.: Экономика, 2007 – 299 с.
14.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с.
15.Официальный сайт электронной библиотеки:
16.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82_%D0%A8%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 02.02.2012 г.)
17.Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 02.02.2012 г.)
18.Официальный сайт: http://www.fas.gov.ru/international-partnership/ (дата обращения 02.02.2012 г.)
19.Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50871.html (дата обращения 00.02.2012 г.)

Правовое регулирование монополистической деятельности

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА.

КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА№. 11

 

 

 

Курсы

 

На ту же тему: "Правовое регулирование монополистической деятельности"

 

По дисциплине: "предпринимательское право"

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка группы 3-1

Шперлинг Н. Е.

Проверил: Преподаватель

Федорянич О. И





Москва

2007 год

Содержание

1. Появление антимонопольного законодательства______________p 3

2. Основные понятия в сфере антимонопольного законодательства____страница 6

3. Правовые формы ограничения монополистической деятельности___стр. 9

4. Правовые формы ограничения недобросовестной конкуренции____страница 12

5. Государственное регулирование монополистической деятельности_стр 17

6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий________________________________________________страница 20

7. Список источников_________________________________________страница 22

Появление антимонопольного законодательства

Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 году, этот примеру последовал штат Канзас и еще пять государств приняли законы, по которым объявлялись незаконными и наказуемыми всякие союзы с целью стеснения и ограничения торговли, а в 1890 году (на момент принятия первого Федерального закона) антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах. Начало антитрестовскому регулированию на Федеральном уровне были заложены принятием Конгрессом США 2 июля 1890 г. Закона, направленного на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополии.

Так, например: Когда компания Дюпон - монополии в производстве алюминия - начала взвинчивать цены, президент Франклин за счет бюджета построил государственную алюминиевую компанию конкурента. И, таким образом, заставили &';Dupont&'; снизить цены. Затем приватизировал эти заводы, продав их злейшему врагу указанной компании. Предусматривается так же, что-то в предложениях министерства Экономики? Не. Уже в 60-х годах, при президенте Джонсоне цены на алюминий снова стали рваться вверх. И вот, чтобы сбить цены вызванные сговором монополистов, правительство США в момент самых больших подъемов был выброшен на рынок дешевый алюминий их Федеральных запасов.

Узнать стоимость работы