Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологические механизмы воображения

  • 24 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 30.04.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ
2. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
3. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖАЕМЫЕ ОБРАЗЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

• Типизация. Воплощение в конкретном образе существенных, повторяющихся черт однородных объектов или явлений. Пример: создание обобщенного образа в художественном произведении.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Наиболее распространенные из них представлены в табл. 1.
Таблица 1
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
Механизм переработки
представлений Сущность механизма Агглютинация «Складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примерами могут служить классические персонажи сказок —кентавр, Змей Горыныч и др. Гиперболизация Существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примерами могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик с пальчик Схематизация В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выделяются. Примером может служить создание образа амазонок у древних народов — воинственных женщин, презиравших мужчин Акцентирование Выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура)
Творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, когда появляется потребность в создании чего-то нового. Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ воображения, выступают всегда в сочетаниях и комбинациях. В большинстве случаев результаты творческого воображения могут быть материализованы или как предметный продукт – создана новая машина, прибор, новый сорт растений, или идеальное содержание в виде научной монографии, романа, поэмы и т. д.
Творческое воображение теснейшим образом связано с мышлением, особенно с такими операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение–преуменьшение, акцентирование, типизация.
Значение воображения особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается в создании новых образов, способных быть пластическим носителем идейного содержания; новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Соблюдение жизненной реальности не означает фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, с той же достоверностью, чтобы это увидели и другие.
Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события, а также фантастического будущего. Примером могут служить картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», А. А. Леонова «В космосе», А. Ретель «Богиня возмездия» и другие.
Художественное творчество имеет различные проявления. Так, оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В них отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе эти отклонения должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах.
Не менее необходимо воображение, только в других формах, и в научном творчестве. Еще английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию, отличную от функции мышления. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Значима роль воображения в экспериментальном исследовании, поскольку, задумывая постановку опыта, экспериментатор должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу.
Индивидуальные особенности воображения проявляются в степени легкости (трудности) создания образов, самом его характере (нелепое или оригинальное), яркости создаваемого образа. В любом виде деятельности творческое воображение оценивается по тому, как человек может преобразовать действительность.
Заключение
Воображение – важнейшая сторона нашей жизни. Значит, воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Воображение играет огромную роль в его жизни. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества – продукт воображения и творчества. Воображение имеет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит его за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Выводы:
1) Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
2) Воображение – один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. Оно связано со всей ее психической жизнью. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Важна роль воображения и в регуляции мотивированного поведения. Целостность личности зависит от того, какие виды воображения преобладают в структуре ее психической деятельности. Если у подростка и юноши главным является творческое воображение и им не свойственна пассивная мечтательность, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.
3) Основные виды воображения: активное (связано с произвольной деятельностью, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать что-то конкретное); пассивное (образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека); репродуктивное (создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого объекта); творческое (процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей).
4) Творческое воображение протекает как анализ (разложение на составные части) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Выделяют несколько приемов преобразования представлений в воображении: агглютинация, аналогия, преувеличение—преуменьшение, акцентирование, типизация.
5) Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто новое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для создания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы могут не соответствовать реальности.
Список литературы
Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. —
Джеймс У. Научные основы психологии. — Мн.: Харвест, 2003. – 456 с.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2007. – 288 с.
Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 664 с.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. – 624 с.
Нуркова, В. В. Психология / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 575 с.
Общая психофизиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2003. – 296.
Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 352 с.
Физиология психической деятельности человека. Под редакцией Крылова А.А. СПб.: Деан, 2001. – 128 с.
Шостак В.И., Лытаев С.А., Березанцева М.С. Психофизиология. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2009. – 352 с.

Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 233.
Джеймс У. Научные основы психологии. — Мн., 2003. — С. 329.
Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. — М., 1982. — Т. 2.
Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 234.
Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. с.157.
Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 234-236.
Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. с.159.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. с. 232-234.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. с. 235.
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. с. 237-239.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2007. с. 146.
Общая психофизиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2003. с. 48.
Общая психофизиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2003. с. 49-51.
Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. с. 237.
Общая психофизиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2003. с. 53.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2007. с. 147.
Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2007. с. 149.
Физиология психической деятельности человека. Под редакцией Крылова А.А. СПб.: Деан, 2001. с. 82.
Физиология психической деятельности человека. Под редакцией Крылова А.А. СПб.: Деан, 2001. с. 85-87.












2

Список литературы
1.Выготский Л.С. Лекции по психологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1982. —
2.Джеймс У. Научные основы психологии. — Мн.: Харвест, 2003. – 456 с.
3.Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: Инфра-М, 2007. – 288 с.
4.Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 664 с.
5.Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2008. – 624 с.
6.Нуркова, В. В. Психология / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 575 с.
7.Общая психофизиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2003. – 296.
8.Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 352 с.
9.Физиология психической деятельности человека. Под редакцией Крылова А.А. СПб.: Деан, 2001. – 128 с.
10.Шостак В.И., Лытаев С.А., Березанцева М.С. Психофизиология. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2009. – 352 с.

Тридцать шесть

Автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

"Ленинградский государственный университет

имени А. с. Пушкина".

Курсы общей психологии:

"РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Выполнила студентка 5 курса

группы 51-00*

специальность "Психология"

Егорова Ольга Андреевна.

Научный руководитель:

Реестр.№:_____________________

"____" ___________________2009 г

Оценка:________________________

,Санкт-Петербург, 2009,

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

1.2 Основные направления и принципы развития воображения

1.3 Описание развивающей программы игр и упражнений

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников

2.1 Характеристика выборки исследования

2.2 Характеристика методики исследования

2.3 Анализ результатов собственных исследований

2.4 Анализ результатов контроля этапов

Вывод

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в процессе обучения. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностей развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

психологическое В литературе существуют различные точки зрения на происхождение и развитие воображения, Сторонники одного из подходов полагают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур (Ж. Пиаже, З. Фрейд). При этом механизмы воображения были обусловлены внешними по отношению к этому процессу характеристиками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).

Узнать стоимость работы