типы родительского отношения как фактор агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 4747 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические представления об агрессивности младших школьников и типах родительского отношения в психологии
1.1.Изучение проблемы агрессивности в психологии. Основные подходы к изучению агрессивности в психологии
1.2. Типы родительских отношений
1.3 Взаимосвязь типов родительских отношений и агрессивности детей младшего школьного возраста
Глава 2. Исследование влияния типов родительских отношений на агрессивность детей младшего школьного возраста
2.1. Задачи и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Методики исследования:1.) Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник выявляет преобладание того или иного типа родительского отношения к ребенку: "Принятие-Отвержение", "Кооперация", "Симбиоз", "Авторитарная гиперсоциализация", "Маленький неудачник".2.) "Тест руки" Вагнера - тест направлен на диагностику агрессивности. Теоретической основой данного теста является положение о связи развития функции руки с развитием головного мозга. Поэтому, при визуальном представлении испытуемым стимулов в виде изображения руки, которая выполняет различные действия, можно прийти к выводам о тенденциях их активности. При проведении обследование испытуемый интерпретирует, описывает содержание действия кистью руки. В данный момент задействуется психический механизм проекции и выбор испытуемого определяется его наличным внутренним состоянием, его ведущими мотивами. На основании полученных результатов теста подсчитывается показатель агрессивности. Существуют специальные нормы для детей, в том числе младшего школьного возраста, которые позволяют сделать вывод об уровне агрессивности - низком, среднем, либо высоком.3.) Критерии агрессивного поведения у ребенка (анкета для учителя; авторы - Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) - методика направлена на оценку степени агрессивного поведения у ребенка младшего школьного возраста через оценку критериев его проявления. Анкета состоит из 20 вопросов, за каждый утвердительный ответ на вопрос начисляется 1 балл. По результатам оценки можно выявить один из трех возможных уровней выраженности агрессивного поведения ребенка:- высокий уровень агрессивного поведения - 15-20 баллов;- средний уровень агрессивного поведения - 7-14 баллов;- низкий уровень агрессивного поведения - 1-6 баллов.2.2. Результаты исследования и их обсуждениеПервой задачей нашего эмпирического исследования было изучить типы родительского отношения.Обратимся к таблице №1. В ней указано процентное распределение родителей младших школьников по выявленным типам родительского отношения. Таблица №1.Процентное распределение родителей младших школьников по выявленным типам родительского отношенияТип отношенияЧастотыПринятие30%Отвержение15%Кооперация20%Симбиоз35%Авторитарная гиперсоциализация25%Маленький неудачник20%На рисунке 1. дано наглядное представление полученных результатов.Рис.1. Процентное распределение родителей младших школьников по типам (стилям) родительского отношенияВ результате диагностики типа родительского отношения мы выяснили:- тип «Принятие» обнаружили 30% родителей. Т.е. эти родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему и стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы;- тип «Отвержение» выявлен у 15% родителей. Эти родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большой части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его;- тип «Кооперация» наблюдается у 20% родителей. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. Отметим, что, как отмечают А.Я. Варга и В.В. Столин, это социально-желательный образ родительского отношения;- тип «Симбиоз» зафиксирован у 35% родителей. Эти родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, т.к. по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда;- тип «Авторитарная гиперсоциализация» наблюдается у 25% родителей. В данном случае в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства;- тип «Маленький неудачник» обнаружен у 20% родителей. В родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка родителям кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособенным, неуспешным, открытым от дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.Таким образом, наиболее распространенными типами родительского отношения в обследованной выборке являются такие типы, как "Принятие" и "Симбиоз". Т.е. в целом родителям свой ребенок нравится таким, какой он есть; они уважают и принимают его индивидуальность, стремятся уделять ему много времени и одобряют интересы ребенка ("Принятие"). Кроме того, родители ощущают себя с ребенком единым целым и стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Не позволяют ребенку проявлять самостоятельность("Симбиоз").Вторая задача нашего эмпирического исследования состояла в изучении агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Данная задача решалась нами на основе оценки агрессивности детей и собственного проявления их агрессивного поведения. В первом случае применялся "Тест руки" Вагнера; во втором - анкета "Критерии агрессивного поведения у ребенка".Обратимся к рис.2. На нем отражено среднегрупповое распределение младших школьников по уровню их агрессивности (методика "Тест руки" Вагнера). Рис.2. Процентное распределение младших школьников по уровню агрессивностиКак можно заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивности (40%), далее идет высокий уровень агрессивности (35%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивности у младших школьников (25%). Уровень агрессивности рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивности детей с имеющейся нормой согласно применяемой методике (среднее значение агрессивности с учетом стандартного отклонения для детей младшего школьного возраста от -11 до 9,88 баллов).Обратимся к рис.3. На нем отражено среднегрупповое распределение младших школьников по уровню их агрессивного поведения (анкета "Критерии агрессивного поведения у ребенка"). Рис.3. Процентное распределение младших школьников по уровню агрессивного поведенияКак можно заметить из рис.2. большинство детей в обследованной нами выборке обладают средним уровнем агрессивного поведения(55%), далее идет высокий уровень агрессивного поведения (30%) и затем мы встречаем низкий уровень агрессивного поведения у младших школьников (15%). Уровень агрессивного поведения рассчитывался нами посредством сравнения индивидуальных показателей агрессивного поведения детей согласно экспертной оценки учителя с имеющимися нормами применяемой методики.В таблице №2. представлено среднегрупповое значение индекса агрессивного поведения детей в выборке испытуемых в результате применения анкеты "Критерии агрессивного поведения у ребенка", которую заполнял учитель начальных классов.РОРТаблица №2.Среднее значение индекса агрессивного поведения у детейПоказательЭмпирический показательНормаИндекс агрессивности (ИА)14,2 балла7 - 14 балловМы видим, что ИА = 14, 2 балла. Полученные данные говорят о том, что индекс агрессивности в выборке испытуемых находится в пределах нормы, хотя и стремится к верхней ее границе. Результаты могут свидетельствовать о том, что в поведении испытуемых наряду с агрессивными тенденциями, ярко представлена враждебность в виде обиды и подозрительности. Третья задача нашего эмпирического исследования заключалась в том, чтобы проследить взаимосвязь типа родительского отношения и проявления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.Для решения данной задачи мы применяли критерий корреляции r-Пирсона. Полученные результаты по всей выборке обследуемых младших школьников представлены в таблице №3.Таблица №3.Значимые взаимосвязи типов родительского отношения иагрессии младших школьниковПараметры агрессииТипы родительского отношенияАгрессивность Агрессивное поведениеПР-0,591**-0,453*ОТ0,513*0,473*КП-0,652**-0,533*СБ-0,522*-0,412*АГ0,571**0,461*МН--Примечание:Буквами обозначены следующие показатели: ПР - принятие; ОТ - отвержение; КП - кооперация; СБ - симбиоз; АГ - авторитарная гиперсоциализация; МН - маленький неудачник. ФА – физическая агрессия, КА – косвенная агрессия, Рз – раздражение, Нг – негативизм, Об – обидчивость, Пд – подозрительность, СА – словесная агрессия, УА – уровень агрессивности в отношениях;* p 0,05;** p 0,01.Как можно заметить, нами выявлены следующие значимые взаимосвязи типов родительского отношения и агрессии младших школьников:- значимая отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения "Принятие" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = -0,591; -0,453 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения "Принятие", тем меньше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;- значимая положительная взаимосвязь типа родительского отношения "Отвержение" с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,513; 0,473 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Отвержение», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;- значимая отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения «Кооперация» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = -0,652; -0,533 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Кооперация», тем меньше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;- значимая отрицательная взаимосвязь типа родительского отношения «Симбиоз» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r= -0,522; -0,412 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Симбиоз», темменьше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;- значимая положительная взаимосвязь типа родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» с одной стороны и агрессивности, агрессивного поведения с другой (r = 0,571; 0,461 соответственно); следовательно, чем сильнее родители реализуют к ребенку тип отношения «Авторитарная гиперсоциализация», тем больше у него выражены агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.Таким образом, на основании проведенного нами эмпирического исследования мы приходим к подтверждению выдвинутой нами гипотезы исследования. Действительно, тип родительского отношения оказывает влияние на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. При этом агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение в большей степени проявляются при таких типах родительского отношения, как "Отвержение", "Авторитарная гиперсоциализация" и в меньшей степени - при таком типе родительского отношения, как "Кооперация". Кроме того, мы выявили, что при типах родительского отношения «Принятие» и «Симбиоз» так же, как и в случае кооперации мы видим снижение агрессивности и уровня агрессивного поведения у ребенка. 2.3. Психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения детской агрессивностиНа основании проведенного нами исследования актуальной становится разработка специальных психопрофилактических рекомендаций родителям для предупреждения случаев детской агрессивности и агрессивного поведения. Ниже мы представляем конкретные практические рекомендации родителям по вопросу преодоления и снижения детской агрессивности, которые вытекают из нашего исследования. Рекомендации для преодоления и снижения агрессивности у ребенка1.) Полезно проанализировать проблемные моменты в Вашей семье, выявить доминирующий тип родительского отношения к ребенку. Нужно придерживаться одного стиля воспитания в семье.2.) Целесообразна нормализация Ваших семейных отношений, поскольку ребенок не должен быть свидетелем неустроенности брачного союза, постоянных выяснений взаимных обид и скандалов. 3.) Не следует злоупотреблять запретами для ребенка, бесчисленными "нельзя", "не надо" и др.4.) Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.5.) Принимать ребенка таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.6.) Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.7.) Вам надо дать понять ребенку, что он любим, даже когда в семье вдруг появился новорожденный, и постараться привлечь его к уходу за младенцем, подчеркивая, как маленькие сестричка или братик нуждаются в нем.8.) Ребенок должен понять, что можно контролировать свои эмоции и их негативные импульсы, что последствия его агрессивности не приемлемы в обществе, где он живет.9.) Особое место уделять формированию круга интересов, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. Избегать применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.10.) Отмечать положительные и интересные стороны ребенка, не концентрировать свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не использовать эту информацию для наказания или для упреков.11.) Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.12.) Исключите противоречивые требования к ребенку в семье, чтобы не сформировать оппозиционное отношение к внешнему окружению.Знайте: собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны вызывает такое же поведение детей.13.) Не используйте негативный стиль общения с ребенком. Это нацеливает его на борьбу и мстительное поведение.Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору.14.) Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.Не ставьте своему ребенку, каких бы то ни было условий.Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.Таким образом, мы сформулировали специальные психопрофилактические рекомендации родителям для предупреждения случаев детской агрессивности, их агрессивного поведения.ЗаключениеПроблема влияния типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители, зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, в том числе и проявление у него агрессивности.Семья служит базисом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я-концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненноважное значение. Важным фактором проявления агрессивности у ребенка являются особенности построения его отношений со значимыми взрослыми, а именно с родителями.В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе, влияющим на проявление агрессивности у ребенка.На основании проведенного нами эмпирического исследования проблемы типов родительского отношения как фактора агрессивного поведения детей младшего школьного возраста мы приходим к подтверждению выдвинутой нами гипотезы исследования. Действительно, тип родительского отношения оказывает влияние на проявление агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.При этом агрессивность как личностное свойство и агрессивное поведение в большей степени проявляются при таких типах родительского отношения, как "Отвержение", "Авторитарная гиперсоциализация" и в меньшей степени - при таком типе родительского отношения, как "Кооперация". Кроме того, мы выявили, что при типах родительского отношения «Принятие» и «Симбиоз» так же, как и в случае кооперации мы видим снижение агрессивности и уровня агрессивного поведения у ребенка.В целом согласно теоретическому анализу специальной литературы и результатам проведенного нами эмпирического исследованная можно утверждать, что для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.ЛитератураАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2006.Бандура А.Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: РГБ, 2008.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 2007.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2006.Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. – М., 2006.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2006. - № 1, с. 60-71.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.Змановская Е.В. Девиантология. – М., 2006.Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2008.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2007.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека. - М., 2007.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.Максимов В.В. Семейная книга. – Спб., 2007. – 106 с.Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. – М.: Наука, 2006.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2006.Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2005.Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. – СПб., 2008.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. Ростов н/Д: Феникс, 2007.Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007.Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: НГАВТ, 2007.Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 2007.Шнейдер Н.Д. Психология семейных отношений – М., 2005.

Литература


1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2006.
2.Бандура А.Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: РГБ, 2008.
3.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.
4.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 2007.
5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2006.
6.Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. – М., 2006.
7.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.
8.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 2008.
9.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2006. - № 1, с. 60-71.
10.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
11.Змановская Е.В. Девиантология. – М., 2006.
12.Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2008.
13.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2007.
14.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл человека. - М., 2007.
15.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.
16.Максимов В.В. Семейная книга. – Спб., 2007. – 106 с.
17.Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. – М.: Наука, 2006.
18.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2006.
19.Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2005.
20.Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. – СПб., 2008.
21.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей: диагностические критерии, коррекционная работа, психологические методики. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
22.Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007.
23.Хлыстова Н.М. Агрессия: теоретический анализ основных направлений в изучении агрессивного поведения. Новосибирск: НГАВТ, 2007.
24.Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 2007.
25.Шнейдер Н.Д. Психология семейных отношений – М., 2005.

Десять

"типы Отношения родительского отношения и особенностей самооценки дошкольника"

работа

Содержание:

Введение

Глава 1. Особенности родительского отношения и самооценки ребенка, их отношения

1.1 Понятие " родительские отношения

1.1.1 Особенности родительского отношения

1.1.2 Структура и типы родительского отношения

1.1.3 Факторы, влияющие на формирование типа родительского отношения

1.2 Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста

1.2.1 Понятие самооценки

1.2.2 Особенности формирования самооценки в онтогенезе

1.2.3 Особенности самооценки ребенка

1.3 Влияние типа родительского отношения на самооценку ребенка

Глава 2. Эмпирическое исследование связи родительского отношения и самооценки ребенка

2.1 Обоснование выбора и описание методов

2.2 Экспериментальная гипотеза

2.3 Процедура исследования и участники

2.4 Описание и обсуждение результатов

2.5 Выводы

Вывод

Библиография

Приложение

Введение
Изучение в школе родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, которые влияют на формирование личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О важности этой проблемы свидетельствует тот факт, что многие руководители психологических теорий, таких, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области школа родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Sears, в сотрудничестве с Victoria разработали анкету, если есть мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы 20-го века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодняшний день, зарубежные психологии опубликовано более 800 исследований на тему школа родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому работа в этой области является очень актуальной и требует еще дополнительной разработки [18, c. 5].
Учитывая тот факт , что родительские отношения очень важны в детстве (особенно в раннем и дошкольном), мы можем предположить, что они в основном