Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие навыков общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,на коррекционных занятиях.

  • 55 страниц
  • 32 источника
  • Добавлена 10.07.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1.Особенности развития общения детей дошкольного возраста с ОНР
1.1.Понятие об общем недоразвитии речи
1.2. Отличие детей с нормой от детей с ОНР
1.3. Анализ программного материала по развитию речи для детей в норме и для детей с ОНР
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития общения детей с ОНР
2.1.Организация и методика экспериментальной работы
2.2.Оособенности развития общения детей с ОНР в условиях детского сада
2.3.Коррекционные занятия по развитию общения детей с ОНР
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Наглядно это представлено на рисунке 1.Рис.1 Уровни развития общительности и коммуникативных качеств по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей с ОНРВ ходе анализа опросника мы так же выявили, что у детей такой критерийкоммуникативных качеств личности ребенка, как доброта отмечено у 4% детей, внимательность к людям у 3%,правдивость, честность у 5%,вежливость, так же у 5%,шедрость у 5%, отзывчивость, готовность прийти на помощь, у 3% детей, справедливость- 5%,жизнерадостность у 3%,ответственность -4%.Примечательно, что такой критерий как общительность, имеет наименьший процент, а именно 2%.Это говорит о том, что родители отмечают, что их детей не развит такой навык, как общение. Результаты обследования в табличном виде предложены в приложение 2.Наглядно это представлено на рис.2Рис.2 Критерии развития общительности и коммуникативных качеств по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова детей с ОНРВ ходе анализа диагностики по методике диагностики общительности ребенка с взрослым по Е.О. Смирновой, мы получили следующие результаты, а именно (результаты в табличном виде предложены в приложение 3):Очень низкий уровень выявлен у 7 испытуемых, что составляет 47%;низкий уровень выявлен у 6 испытуемых, а это 40% детей;13% детей имеют средний уровень, а это 2 человека. Высокого и очень высокого уровня на данном этапе эксперимента не выявлено. Наглядно это представлено на рис.3Рис.3 Уровни развития общительности ребенка с взрослым по методике Е.О. Смирновой детей с ОНРДалее анализируя данные по преобладания одной из трех форм общения (ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной), мы выявили, что в группе испытуемых детей преобладает ситуативно-деловой –33% и внеситуативно-познавательная форма общения- 33%, внеситуативно-личностная форма общения - 27%.Недостаточность владения внеситуативными формами общения выразилась в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствовал полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми. Дети с ОНР в ситуациях общения с взрослым чаще выступали в качестве источника информации, что определило возможность актуализации высказываний сообщающего и объясняющего характера, однако и у них стимулирование заинтересованности в поддержании контакта и дальнейшего развертывания взаимодействия детей не способствовало продолжению диалога. В процессе сравнительного анализа были выявлены коммуникативные нарушения в ситуациях общения с взрослым, свидетельствующие о слабости коммуникативных намерений, способствующих ограничению и стереотипности тематики диалога, непродолжительности вербальных контактов. В результате проведенного психодиагностического исследования по методике «Сделаем вместе» из 15 детей только у 2 (14%) ребенка выявлен высокий уровень общительности. Средний уровень общительности выявлен у 5 (33%) детей. Низкий уровень был выявлен у 8 дошкольников(53%). И у детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Дети в ходе исследования часто демонстрировали просоциальное поведение, но оно никак не подкреплялось эмоционально. Дети были либо замкнуты и малообщительны, либо общался в основном с взрослым. По отношению к сверстникам дети проявляли еще большую степень отстраненности. Уровень общительности наглядно представлен на рис.4Рис. 4 Уровень развития общительности со сверстниками по методике “Сделаем вместе”по Р.С. НемовуРезультаты в табличном виде предложены в приложение 4.Проведение констатирующего среза позволило выявить трудности в общительности в группе детейс ОНР.Дошкольники с ОНР не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать с взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носили ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой. На основании результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы по устранению выше перечисленных недостатков общения с взрослым детей дошкольного возраста с ОНР.2.3.Коррекционные занятия по развитиюобщения детей с ОНРКак показывают исследования, у дошкольников с ОНР обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.Воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности.Создать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность управлять им.Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.Воспитывать доверительное отношение друг другу.Развивать невербальное воображение, образное мышление.Правила проведения игр и упражнений.Включение игр и упражнений в педагогический процесс ежедневно.Соблюдение принципа: от простого к сложному.Продумывать содержание инструкции и способ её подачи.На протяжении игры соблюдение оговорённых правил.Прогнозировать возможные реакции детей на условия и результат.Постоянно поддерживать эмоциональный интерес к игре.Дидактические материалы.Маски.Мяч, фишки, “волшебная палочка”, карточки-сигналы.Сюжетные картинки.Бумага, карандаши.Магнитофон, аудиозаписи шумов, звуков, музыки для релаксации.Форма организации детей.Применение игр и упражнений на занятии. Проведение игры в парах, микрогруппах. Проведение игры со всей группой. Применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности.Игры и упражнения для развития невербальной коммуникации.Движения и жесты в общении – помогают исследовать и описывать предмет, способствуют выразительности речи. “Приветствие”. Дети здороваются с помощью жестов разными способами. Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, передают образ предмета.“Театр зверей”. С помощью игры дети перевоплощаются в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, жестов (лисички, зайчики, кошечки, лягушки и т. д.)“Танец”. Взрослый задаёт детям тему и включает музыку. Варианты тем: танец бабочки; танец зайца; танец лошадки; танец слонёнка; танец дерева и т.д.“Игрушечный магазин”. Взрослый выбирает несколько детей и “превращает” их в игрушки (машину, куклу, мяч, сумочку, собачку и т.д.). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они превратились. Можно предложить тем, кто угадал поиграть “игрушками”.“Тень”. Дети разделяются на пары, становятся плотно друг другу и начинают движение вперёд вместе. Игра учит работать и воспринимать движения в паре, предугадывать жесты другого, их выразительности.“Согласованные движения”. Дети делятся на пары. Пары имитируют движения гребцов в лодке, людей, пилящих дрова, перетягивающих канат и т.д.Для создания повышенного мышечного тонуса, сопровождающего агрессивное поведение, могут быть использованы упражнения: “Два барана” - “бодание” лбом; “Злая собака” - мобилизация челюсти; “Петушки” - выталкивание на одной ноге (руки за спиной) из круга. Игры: “Выбивание пыли”, “Подушечные бои” и т.д. “Поссорились и помирились”. Дети делятся на пары. Стоя спиной, друг другу выразительными жестами показывают, что они поругались. Потом, стоя лицом, друг другу выразительными жестами показывают, как они помирились.“Пойми меня”. Взрослый сообщает задание (например: подойди к двери) сидящему рядом ребёнку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание. Ребёнок, выполнивший задание, даёт инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые воспринимают и понимают её. “Изобрази без предмета”. Дети разделяются на пары (микрогруппы). Один из детей жестами показывает напарнику, как надо вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова, поднять тяжёлые вещи и т. д. Затем меняются ролями.“Через стекло”. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно” или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т.д. После игры необходимо выяснить насколько дети правильно поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передачи сообщения.“Подарок другу”. С помощью действия-движения превратить предмет и подарить другу или королю.“Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”. Группа детей показывает движениями свои дела (катаются на коньках, играют в мяч, плавают в речке, едут в автобусе и т.д.)“Времена года”. Играющие задумывают действия в разное время года. Зрители отгадывают, “что, когда?” (катаются на лыжах, плывут на лодке, загорают на солнце, ходят по лужам.)Игры, используемые во 2 периоде обучения, при формировании связной речи, развивающие воображение, совершенствующие выразительность движений, коммуникативных навыков. “Сурдоперевод”. Взрослый делит детей на “дикторов” и “сурдопереводчиков”. Один ребёнок ведёт рассказ, читает стихи, а другой показывает его с помощью мимики и жестов (стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и т.д., которые легко переводить жестами).“Немое кино”. Дети с помощью движений показывают простые сказки, такие как “Репка”, “Колобок”, “Теремок” и т. д.Мимика – определённый знак, сигнал о чувствах, настроении окружающих людей, элемент поведения, поэтому необходимо хорошо разбираться и изучать эмоции человека. “Определи эмоции”. По схемам дети определяют выражение лица и позы человека (приложение 4)“Мимическая гимнастика”. Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица.“Музыка и эмоции”. Прослушав музыкальный отрывок, дети показывают настроение произведения мимикой.“Зеркало”. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, показывает какую-либо мимику, а другой должен точно его скопировать, отразить как в зеркале. Затем дети меняются ролями. После можно обсудить, кому нравиться показывать движения, а кому повторять и не придумывать самому.“Передача чувств”. Группа детей, стоящих спиной друг к другу, передают разные эмоциональные состояния невербальными способами.“Сказки наизнанку”. Взрослый предлагает детям придумать и разыграть сказку, в которой характеры героев были бы изменены (например: колобок был бы злой, а лиса добрая).“Добрые – злые”. Дети делятся на две группы. Одна группа показывает злых животных, а другая добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.Рисование – как своеобразная графическая речь, помогает общению с помощью знаков, символов, рисунков. “Рисунок”. Дети встают в круг в затылок друг другу. Один из них рисует на спине соседа какой–либо простой рисунок. Впереди стоящий, не называя рисунок, рисует его на спине впереди стоящего и т.д., пока рисунок не вернётся к первому партнёру. Теперь рисунок можно назвать, чтобы выяснить, верно, ли его передали.“Использование символов”. Сигналы помогают быстрому указанию к действию.“Незаконченный рисунок”. Дети по очереди добавляют один элемент на рисунке. В конце игры каждый говорит, что рисовал и обсуждают конечный результат.“Самое весёлое”. Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь весёлое. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. По окончании дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них. (“Самое доброе”, “Самое красивое”, “Самое грустное” и т.д.)“Придумай зарядку”. Ребёнок рисует движения, остальные выполняют их.Рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем. (приложение )Игра “Добрые и злые” - учит работать в паре, исследовать противоположные эмоциональные проявления, придумывать диалоги для героев. “Говорящие рисунки”. Помогают договориться в группе о последовательности излагаемых событий.ЗаключениеВ нашей работе мы, как можно полнее старались осветить проблему развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,на коррекционных занятиях, хотя в рамках данной работы, наверное, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию данной темы. Мы пришли к выводу, что пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция “на равных” может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Чтобы помочь таким детям с ОНР необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по развитию общительности, совместная с педагогом деятельность по развитию общительности, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения. Список литературыБожович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2000.34 с.Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо. М.: Наука, 2001.45-46 с.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровинкой М., 2002.34 с.«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб., 1995.Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. 176 с. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 . 123 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990. 56 с.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 3 / 1993. 45 с.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1993. 44 с.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2000. 30-32 с.Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. СПб.: ИНФРО-М - 2002.33 с.Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. М., 1999.89 с. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.125 с. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. 45 с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004. 34-36 с.Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. 45 с.Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 1999. 78 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004.40-43 с. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 2003. 37 с.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. -- М., 1996.Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997. 45 с.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. – №1. – С.62-68.Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62-67.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: 1991.29 с.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991. 55 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993. 59 с.Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. 44 с.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: 1993. 90 с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: 1993. 19 с.Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, 1996. 48 с.Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 28 с.ПриложениеПриложение 1.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»Образец протокола.Коммуникативно-личностный опросник для родителей.№Черты личностиОтвет1.Добрый ли ваш ребенок?2.Внимательный ли ваш ребенок?3.Правдивый ли ваш ребенок?4.Общительный ли ваш ребенок?5.Щедрый ли ваш ребенок?6.Вежливый ли ваш ребенок?7.Отзывчивый ли ваш ребенок?8.Справедливый ли ваш ребенок?9.Жизнерадостный ли ваш ребенок?10.Ответственный ли ваш ребенок?Варианты ответов: да, нет, когда как, не знаю.Приложение 2.Диагностика уровня развития навыков общения по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. НемоваФ.И.ребенкаКоммуникативные качестваОбщий баллУровень12345678910Вика А.0.50.510.510.50.510.517среднийДима Б.0.500.50.500.500.500.53низкийАндрей Г.000.5100.510003низкийНастя З.0000.500.5010.512,5низкийНастя К.00.500000000.51очень низкийСаша К.0.51100.5010105среднийКирилл Л.0,500,50.500.510003низкийУльяна М.0.50010.5000.5103,5низкийКарина П.10010101004среднийСемен П.0.5110.500.500.500.54,5среднийВика С.10110111007среднийАртур С.01000.50.500114среднийИнна Ц.0010.50100002,5низкийНастя Х.100.510100.5015среднийТаня Р.0.501000.500002низкийСр.значение0,40,30,50,50,20,50,30,50,30,4Общий %4%3%5%5%2%5%3%5%3%4%Где:1-доброта,2-внимательность к людям,3-правдивость, честность,4- Вежливость,5–общительность,6-щедрость,7- отзывчивость, готовность прийти на помощь,8-справедливость,9–жизнерадостность,10-ответственность.Приложение 3.Диагностика форм общения ребенка со взрослым по Е.О. СмироновойФ.И.ребенка1 ситуация Общий балл2 ситуацияОбщий балл3 ситуацияОбщий баллОбщий балл ситуациямуровень123451234512345Вика А.12121712122811222827СреднийДима Б.01101311111510001210Очень низкийАндрей Г.01112510112510011312Очень низкийНастя З.11111521011511002414НизкийНастя К.11112601210411011414НизкийСаша К.02111510212610111415НизкийКирилл Л.11011401102401011311Очень низкийУльяна М.01211510101311001311Очень низкийКарина П.22212922211821112724СреднийСемен П.0101131010131010139Очень низкийВика С.11111501011320101412Очень низкийАртур С.01012411211611111513НизкийИнна Ц.01111411111510111413НизкийНастя Х.01121501011310101311Очень низкийТаня Р.11011421021612011515НизкийСреднее значение5 54% от группы333327Приложение 4.Диагностика навыков общения со сверстниками по методике “Сделаем вместе”по Р.С. НемовуЗаинтересованность в предложенной деятельностиПоложительная нравственная направленность личностиОбщительность, контактность ребенкаКол-во балловУровеньВика А.1113ВысокийДима Б.0011НизкийАндрей Г.1012СреднийНастя З.1001НизкийНастя К.1102СреднийСаша К.0011НизкийКирилл Л.1001НизкийУльяна М.0000НизкийКарина П.1113ВысокийСемен П.0112СреднийВика С.1001НизкийАртур С.1012СреднийИнна Ц.1102СреднийНастя Х.0101НизкийТаня Р.1001НизкийПриложение 5.

Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2000.34 с.
2.Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. Гамезо. М.: Наука, 2001.45-46 с.
3.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровинкой М., 2002.34 с.
4.«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб., 1995.
5.Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. 176 с.
6.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 . 123 с.
7.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990. 56 с.
8.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 3 / 1993. 45 с.
9.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников - М.: 1993. 44 с.
10.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2000. 30-32 с.
11.Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. СПб.: ИНФРО-М - 2002.33 с.
12.Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. М., 1999.89 с.
13.Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.125 с.
14.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999. 45 с.
15.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2004. 34-36 с.
16.Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. 45 с.
17.Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 1999. 78 с.
18.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб.: Союз, 2004.40-43 с.
19.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 2003. 37 с.
20.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с.
21.Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой. -- М., 1996.
22.Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997. 45 с.
23.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. – №1. – С.62-68.
24.Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62-67.
25.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: 1991.29 с.
26.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991. 55 с.
27.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М.: 1993. 59 с.
28.Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи // ФФН и ОНР нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - М.: Владос, 2003. 44 с.
29.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: 1993. 90 с.
30.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: 1993. 19 с.
31.Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, 1996. 48 с.
32.Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 28 с.

?

Государственного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования

"Орловский Государственный Университет"

Факультет педагогика и психология.

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии.

Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Выпускной квалификационной работы

по специальности: 050715 - Логопедия.

Н. Ольга. С.

Научный руководитель: старший

профессор кафедры коррекции

педагогики и специальной психологии

Трошкина О. Е

Дата регистрации:

Орел, 2010.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи

1.1 Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста

1.2 Психолого - педагогическая характеристика общих детей с недоразвитием речи

1.3 Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

Глава 2. Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

2.1 Цель, задачи, описание эксперимента

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

Глава 3. Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

3.1 Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

3.2 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Одним из самых частых расстройств речи является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников нии дефектологии в 50 - 60-х годов ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, которые имеют место в соответствии с законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специализированные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в процессе обучения. Формирование словаря-это важнейшая задача, решение, которое поможет приблизить таких детей к нормальной психического развития. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание, ребенок знакомится с окружающей средой, объекты, мир и развивается как личность в целом.

Узнать стоимость работы