Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

"Учение Платона об идеях".

  • 24 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 05.05.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Идеи Платона. Учение об «идеях» (видах)
2. Проблема души и тела у Платона
3.Платоновская теория государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ибо если разрешить им иметь собственность, они очень скоро превратятся в тиранов.
«Не следует забывать, что в начале диалога Платон поставил своей целью определить, что такое справедливость, но, обнаружив, что задача эта трудновыполнимая, собеседники решили, что они смогут яснее понять природу справедливости, если рассмотрят ее в масштабах государства» (2, с. 136). В этот момент дискуссии, когда было определено, какие классы существуют в нем, стало возможным выяснить, в чем заключается справедливость государства. Мудрость государства сосредоточена в немногочисленном классе правителей или стражей; храбрость – в классе помощников, умеренность заключается в повиновении подданных своему правительству, а справедливость – в том, что все занимаются своим собственным делом, не мешая другим. Отдельный человек справедлив тогда, когда все элементы его души действуют в согласии и низшие подчиняются высшим, также и государство – оно справедливо, когда все классы, а также отдельные люди, из которых они состоят, выполняют свои функции так, как должно. Политическая же несправедливость порождается беспокойным духом, заставляющим один класс вмешиваться в дела другого.
В пятой книге «Государства» Платон рассматривает знаменитый вопрос «общности» жен и детей. Женщин, по его мнению, следует учить так же, как и мужчин, – в идеальном государстве они не будут сидеть дома и растить детей, но будут обучаться музыке, гимнастике и военным дисциплинам наравне с мужчинами. Такой подход к женщинам оправдывается тем, что мужчины и женщины отличаются друг от друга только той ролью, которую они играют в процессе продолжения человеческого рода. Это правда, что женщина слабее мужчины, но оба пола одинаково одарены талантами, и если говорить о женской природе, то женщина способна заниматься всем тем, что дано мужчинам, в том числе и военным делом. Специально подготовленные женщины будут делить жизнь и официальные обязанности со стражами государства. Заботясь о здоровом потомстве, Платон считал, что браки граждан, особенно высших классов, должны находиться под контролем государства. Так, браки стражей или помощников будут контролировать государственные чиновники, заботясь не только о том, чтобы они наилучшим образом выполняли свои государственные обязанности, но и о том, чтобы получить наилучшее потомство, которое будет воспитываться в государственных детских садах. Однако следует отметить, что Платон вовсе не предлагал обобществить жен, иными словами, разрешить свободную любовь. За классом ремесленников сохраняется право иметь частную собственность и семью: владение собственностью и семейная жизнь отменяются только у двух высших классов. Более того, стражам и помощникам будет разрешено жениться только на тех женщинах, на которых укажут им соответствующие государственные чиновники, им будет разрешено вступать в сношения с женщинами и заводить детей только в пределах определенных возрастных рамок. Если же они будут вступать в связь с другими женщинами в неположенное время и у них родятся дети, то этих детей, судя по некоторым намекам, следует у них забирать. Дети высших классов, не годящиеся по своим данным для той жизни, которую ведут эти классы, но рожденные «законным» путем, будут передаваться на воспитание ремесленникам, чтобы они в будущем тоже стали ремесленниками.
Отвечая на возражение своих собеседников, что в реальной жизни ни один город не может быть организован по предложенному им плану, Сократ отвечает, что никто и не ожидает, что идеал должен быть реализован на практике полностью, до мельчайших деталей. Тем не менее он спрашивает, какое незначительное изменение в жизни государства позволит принять предложенную им конституцию – и отвечает сам себе: передача власти в руки правителя–философа (что на самом деле сделать отнюдь не просто). Демократический принцип управления государством, по мнению Платона, чистый абсурд – правитель должен обладать добродетелью, то есть знанием истины. А знанием истины обладает только философ. Платон поясняет свою мысль, приводя аналогию с кораблем, капитаном и командой. Нам предлагают представить себе корабль, на котором есть капитан, который выше всех и сильнее всех на корабле, но который слегка глуховат и близорук, а его знание навигации оставляет желать лучшего. Команда поднимает бунт, захватывает корабль и, пьянствуя и празднуя, продолжает свое путешествие с таким успехом, какого только и можно ожидать от подобной команды. Они не имеют никакого представления о лоцманском деле и о том, каким должен быть настоящий лоцман. Итак, Платон был против демократии афинского типа, потому что ее политические деятели совсем не знали, как надо управлять государством, а также потому, что, когда людей охватывает недовольство, они прогоняют негодных политиков и начинают сами управлять городом, как будто для этого не требуется никаких специальных знаний. Платон предлагает заменить такое плохо организованное, надеющееся на «авось» управление властью царя–философа, то есть человека, который знает правильный курс корабля и сможет провести его сквозь штормы и преодолеть все препятствия, которые встретятся ему на пути. Те, кого выберут в качестве кандидатов на роль правителя, получат не только музыкальное и гимнастическое образование, но и познакомятся с математикой и астрономией. Впрочем, они будут изучать математику не только для того, чтобы уметь производить расчеты, которые умеют делать все остальные, но главным образом для того, чтобы познавать умопостигаемые объекты – не «ради купли–продажи, о чем заботятся купцы и торговцы, но для военных целей и чтобы облегчить самой душе ее обращение от становления к истинному бытию», чтобы научиться постигать истину и приобрести философский склад ума. Но все это будет только прелюдией к диалектике. «Когда же кто–нибудь делает попытку рассуждать, «он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого» (2, с. 137).
Таким образом, его душа поднимется ввысь, в мир идей. Выбранные правители государства, или, скорее, те, кого изберут в качестве кандидатов в стражи, здоровые как быки и наделенные добродетелью, пройдут постепенно весь курс обучения, и те, которые достигнут при этом успехов, в тридцатипятилетнем возрасте будут специально отобраны для изучения диалектики. Проучившись еще пять лет, они «будут вынуждены вновь спуститься в ту пещеру, их надо будет заставить занять государственные должности – как военные, так и другие, подобающие молодым людям, пусть они никому не уступят и в опытности. Вдобавок надо на всем этом их проверить, устоят ли они перед разнообразными влияниями или же кое в чем поддадутся». После пятнадцати лет такой проверки зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны (к тому времени им будет уже пятьдесят лет) будут приведены к окончательной цели – их заставят «устремить ввысь свой духовный взор и взглянуть на то самое, что всему дает свет, а увидев благо само по себе, взять его за образец и упорядочить и государство и частных лиц, а также самих себя – каждого в свой черед – на весь остаток своей жизни. Большую часть времени они станут проводить в философствовании, а когда наступит черед, будут трудиться над гражданским устройством, занимать государственные должности – не потому, что это нечто прекрасное, а потому, что так необходимо ради государства. Таким образом, они постоянно будут воспитывать людей, подобных им самим, и ставить их стражами государства взамен себя, а сами отойдут на Острова Блаженных, чтобы там обитать. Государство на общественный счет соорудит им памятники и будет приносить жертвы, как божествам, если это подтвердит пифия, а если нет, то как счастливым и божественным людям».
В восьмой и девятой книгах «Государства» Платон развивает философию истории. Наилучшее государство – это аристократическое государство; но если два высших класса объединяются, чтобы захватить собственность других граждан, и превращают их фактически в рабов, аристократия превращается в тимократию, которая представляет собой преобладание яростного элемента. После этого начинает расти любовь к богатству, и тимократия превращается в олигархию, в которой политическая власть основывается на имущественном цензе. В олигархическом государстве создается класс бедняков, которые в конце концов восстают и устанавливают демократию. Но непомерная любовь к свободе, характерная для демократии, порождает тиранию как реакцию на демократический строй. Сначала ставленник простого народа под особым предлогом заводит себе телохранителей, а затем он отбрасывает этот предлог, совершает переворот и превращается в тирана. И подобно тому как философ, подчиняющийся голосу разума, – самый счастливый человек из людей, а аристократическое государство – самое лучшее и счастливейшее из государств, так и деспот, раб своих амбиций и страстей, является самым худшим и несчастнейшим из людей, а государство, управляемое тираном, – наихудшее и самое несчастное из всех государств.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Личность Платона, равно как и его произведения, представляют собой несомненный интерес для истории философии. Прежде всего, его считают одним из родоначальников древнегреческой философии, в том смысле, что именно он фактически определил ее характерные черты. Не допуская большого преувеличения, то же самое можно сказать и о западноевропейской философии вообще, которая, согласно выражению А.Н.Уайтхеда, является лишь «комментарием к Платону».
В исследовании мы выяснили, что по Платону каждому понятию соответствует бытие. Существуют не только отдельные человеческие индивидуумы, но и особое бытие, особая сущность, соответствующая общему понятию человека. Эти сущности Платон называл идеями (или –видами)..Таим образом, идея у Платона – эта форма определённого класса предметов. Каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Идеи Платона составляют как бы иерархию идей, завершаемой верховной идеей, какая есть само добро, сама красота, само совершенство.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2005. – 408 с.
Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I. / Пер. с англ. Ю.А. Алакина. Москва, 2003.
Немировская Л.З. Философия: курс лекций. М., 1995. – 212 с.
Соколов В.В. Философия как история философии. — М.: Академический Проект, 2010. — 843 с. — (Фундаментальный учебник). – С. 114-129.
Платон. Учение об «идеях» // Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 960 с. - С. 254-264.
Хрусталёв Ю. М. Философия: учебник для студентов вузов. – М.: «Академия», 2008. – 352 с.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.











24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2005. – 408 с.
2.Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. I. / Пер. с англ. Ю.А. Алакина. Москва, 2003.
3.Немировская Л.З. Философия: курс лекций. М., 1995. – 212 с.
4.Соколов В.В. Философия как история философии. — М.: Академический Проект, 2010. — 843 с. — (Фундаментальный учебник). – С. 114-129.
5.Платон. Учение об «идеях» // Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 960 с. - С. 254-264.
6.Хрусталёв Ю. М. Философия: учебник для студентов вузов. – М.: «Академия», 2008. – 352 с.
7.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 703 с.

Введение

Предмет исследования в нашей работе стал трактат Платона "Государство" и философские взгляды этого философа древнего.

Нашей целью было проследить взаимосвязь античной философии, касающиеся проблем общественного порядка, организации государственной власти современных, социальных положений и политических сфер жизни человека.

Актуальность нашей работы обусловлена повышенным интересом к нынешней ситуации в Восточной Европе, изменения в отношениях между странами и появление вопроса об идеальном государстве, снова острый.

I. Конспект труда Платона "Государство"

Книга первая

...В каждом государстве силу имеет тот, кто у власти....

Устанавливает законы всякая власть в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных - это только то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости.

Книга вторая

..., чтобы Привести душу в обман относительно действительности, оставлять ее в заблуждении и самому быть невежественным и проникнутым ложью-это ни для кого не приемлемо: здесь всем крайне ненавистна ложь....

слова, ложь-это уже воспроизведение состояния души, follow-up режим отображения...

Таким образом, любому божественному началу ложь чужда....

Таким образом, бог-это нечто вполне простое и правдивое и на деле, и в слове; он сам не изменяется и других не вводит в заблуждение ни на словах, ни посылая знамения, ни в реальности, ни во сне....

Книга четвертая

- Богатство и бедность....Разбогатевший горшечник захочет ли, по-твоему, совершенствоваться в профессии?...

в Скором времени он будет становиться все более ленивым и небрежным....

в случае, если в нищете, он не будет в состоянии иметь инструмент,... то его изделия будут хуже и он хуже преподают этом случае, его сыновей и других учеников....

Означает, кроме того, и от другого - и от бедности, и от богатства - хуже становятся как изделия, так и мастеров.

стало быть, добродетель-это, видимо, некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность - болезнь, несчастье и слабость.

Книга пятая

Узнать стоимость работы