Соотношение целей и средств в моральном выборе. Мера компромиссов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 21.07.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И СРЕДСТВ В МОРАЛЬНОМ ВЫБОРЕ. МЕРА КОМПРОМИССОВ
2. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, для группы характерна взаимозависимость относительно поставленной задачи — они должны взаимодействовать, чтобы выполнить работу.
Одним из аспектов межличностных отношений является этический аспект. Он представлен в опыте человека образом жизни, системой ценностей, ориентирами, нормами поведения, а также феноменами уважения себя и других людей, честности, совести и доверия.
В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных взаимоотношений. Одной из основных среди них является закономерность неопределенности отклика или, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий в их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностях передачи воздействия.
Сплоченность представляет собой характеристику системы внутригрупповых связей, показывающую степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.
Сплоченность коллектива определяется Р.С.Немовым как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге.
В области взаимодействия людей в рабочем коллективе соотношение между каждым личным и групповым интересом включает две составляющих: «центробежную» и «центростремительную». «Центростремительная» составляющая характеризует те приобретения, те выгоды, которые получает отдельный человек при включении в общественную группу. Это сила, удерживающая человека в составе группы, препятствующая выходу из нее. «Центробежная» составляющая характеризует личные потери для каждого человека, входящего в группу. Эти потери определяются дополнительными затратами на реализацию группового интереса и модифицирующим воздействием группового интереса на личный. Возникает «центробежная» сила, заставляющая человека покинуть группу.
Группа существует как устойчивое структурное образование тогда, когда для каждого ее члена «центростремительная» сила превосходит «центробежную». Это основной закон общественной группы.
В рассматриваемой конкретной ситуации на работницу влияют «центробежные» силы, которые связаны с наличием неформальных групп в коллективе и их поведением в сфере межличностного взаимодействия. Не соответствующее этическим нормам поведение членов неформальной группы, с которой контактирует в процессе служебной деятельности работница, вступает в противоречие с понятиями норм морали.
Моральный климат и эмоциональная атмосфера в данной группе неблагоприятные, что, сказывается на сплоченности коллектива и его направленности на решение общих рабочих задач.
Нравственная культура членов организации — это ряд ценностей и норм, с которыми согласны и за которыми следуют все члены организации во имя достижения общих целей. Нравственная культура повышает «центростремительные» силы, способствует благоприятному моральному климату в коллективе, сплачивает коллектив.
Рассматривая моральную оценку «групповщины» и ее влияния на моральную атмосферу в коллективе, следует отметить, что в любом виде совместной деятельности люди объединяются в малые социальные группы и достигают успеха на основе взаимопонимания и согласованности усилий. В зависимости от направленности влияния «групповщины» на моральную атмосферу в коллективе можно выделить:
- конструктивное (функциональное) влияние, способствующее сплочению коллектива, благоприятной моральной атмосфере в коллективе;
- деструктивное (дисфункциональное) влияние, разобщающее коллектива, препятствующее благоприятной моральной атмосфере в коллективе.
Несомненно, руководителю следует разобраться в сложившейся ситуации и устранить деструктивное влияние «групповщины». Можно рекомендовать метод переговоров, при котором вскрываются «болевые точки», решаются проблемы. Иногда для обеспечения благоприятной моральной атмосферы в коллективе необходимо устранить деструктивного лидера группировки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе самореализация на основе нравственных ценностей оказывается реальным объяснением того, почему человек должен быть нравственным не только для общества, но и для себя. Ориентация человека на определенные нравственные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности.
Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.
Как моральное существо человек несет ответственность за свои моральные взгляды, ценностные ориентации и установки, за правильное понимание нравственного долга, а также за свои действия и поступки. Однако, человек отвечает лишь за то, что он объективно – в соответствии с обстоятельствами – мог и субъективно – в соответствии с нравственной необходимостью – должен был выбрать и реализовать в поступке.
Поведение в соответствии с нравственной нормой должно восприниматься человеком как единственно для него возможное, выражающее саму сущность его личности, его <Я>. Именно такое поведение позволяет ему сохранить положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.


ЛИТЕРАТУРА


Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. - Ростов нД.: Изд-во «Феникс», 2002.
Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2002.
Матвеев П.Е. Этика. Основы хозяйственной этики: Курс лекций. Ч. 2 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2007.
Немов Р.С. Общая психология. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. В 3 т. Т. 1: Введение в психологию. – М.: Владос, 2010.
Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. - М.: КНТ, 2009.
Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2006.
Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. - Мн., 2002.
Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 1999.
Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001.


Матвеев П.Е. Этика. Основы хозяйственной этики: Курс лекций. Ч. 2 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2007. С.21.
См. Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов
М.: КНТ, 2009.
Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001. С.173.
См. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. - Ростов нД.: Изд-во «Феникс», 2002.
См. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999;  Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. - Ростов нД.: Изд-во «Феникс», 2002; Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.

Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001. С.317.
См. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.

Немов Р.С. Общая психология. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. В 3 т. Т. 1: Введение в психологию. – М.: Владос, 2010.













2

1.Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
2.Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. - Ростов нД.: Изд-во «Феникс», 2002.
3.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2002.
4.Матвеев П.Е. Этика. Основы хозяйственной этики: Курс лекций. Ч. 2 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2007.
5.Немов Р.С. Общая психология. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. В 3 т. Т. 1: Введение в психологию. – М.: Владос, 2010.
6.Хамитов Н., Крылова С., Минева С. Этика и эстетика. Словарь ключевых терминов. - М.: КНТ, 2009.
7.Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2006.
8.Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. - Мн., 2002.
9.Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 1999.
10.Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Г.З. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.,2001.


Вопрос-ответ:

Какое соотношение должно быть между целями и средствами в моральном выборе?

Соотношение между целями и средствами в моральном выборе должно быть таким, чтобы средства были соразмерны целям и не нарушали основные моральные принципы.

Что такое мера компромиссов в моральном выборе?

Мера компромиссов в моральном выборе означает нахождение баланса между разными ценностями и интересами, чтобы достичь наилучшего решения при ограниченных ресурсах и возможностях.

Какие характеристики межличностных отношений связаны с этическим аспектом?

В межличностных отношениях этический аспект проявляется через образ жизни, систему ценностей, ориентиры, нормы поведения и феномены уважения, доверия и справедливости.

Как влияет взаимозависимость группы на моральный выбор?

Взаимозависимость группы в процессе выполнения работы может влиять на моральный выбор, поскольку группе необходимо сотрудничать и учитывать мнения и интересы других участников для достижения общей цели.

Какую роль играет этический аспект в опыте человека?

Этический аспект в опыте человека играет роль образа жизни, системы ценностей, ориентиров, норм поведения, которые определяют моральные принципы и стандарты, по которым мы руководствуемся в своих действиях и выборах.

Чем характеризуется ситуационная задача?

Ситуационная задача характеризуется тем, что для ее решения необходимо учитывать конкретные обстоятельства и условия, в которых она возникла. Кроме того, она требует применения моральных принципов и навыков, так как включает в себя развитие этического аспекта межличностных отношений. Решение ситуационной задачи может потребовать поиска компромиссов и взаимодействия в группе.

Какое соотношение между целями и средствами в моральном выборе?

В моральном выборе соотношение между целями и средствами играет важную роль. Цели определяют общую направленность человека, его стремления и желания. Средства же являются инструментами, с помощью которых можно достичь этих целей. Однако, при моральном выборе необходимо учитывать не только цели, но и средства их достижения. Средства должны быть совместимы с моральными нормами и принципами, а также не противоречить основным ценностям человека.

Как взаимодействие в группе влияет на моральный выбор?

Взаимодействие в группе имеет важное значение для морального выбора. В группе люди должны совместно решать поставленную задачу, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Это может повлиять на принятие моральных решений, так как необходимо учитывать интересы и позиции других участников группы. Взаимное влияние и обсуждение моральных вопросов в группе могут помочь найти компромиссное решение, которое будет удовлетворительно для всех участников.

Как этический аспект межличностных отношений проявляется в моральном выборе?

Этический аспект межличностных отношений проявляется в моральном выборе через систему ценностей, ориентиры и нормы поведения человека. Он определяет, какие моральные принципы и взаимоотношения важны для него. В моральном выборе человек учитывает свои этические убеждения и старается действовать в соответствии с ними. Этический аспект также включает в себя уважение к другим людям, справедливость, ответственность и другие моральные ценности.

Какое соотношение есть между целями и средствами в моральном выборе?

В моральном выборе цели и средства тесно связаны. Цель определяет направленность действий, а средства служат инструментом для достижения этой цели. Однако, важно помнить, что средства должны быть морально допустимыми и соответствовать принципам этики и нравственности. В то же время, цели должны быть поставлены с учетом моральных ограничений и принципов. Это означает, что в моральном выборе необходимо стремиться к достижению цели с использованием средств, которые соответствуют моральным нормам и принципам.

Что такое мера компромиссов в моральном выборе?

Мера компромиссов в моральном выборе означает нахождение баланса между различными ценностями, интересами и потребностями, которые взаимозависимы и конкурируют между собой. В моральном выборе часто приходится совершать компромиссы, так как не всегда возможно достичь всех своих целей полностью, сохраняя при этом моральную интегритетность. Мера компромиссов позволяет учитывать множество факторов, включая моральные, этические и социальные аспекты, и выбирать оптимальный вариант действий, который удовлетворяет основные цели и соблюдает принципы моральности.

Каков этический аспект межличностных отношений?

Этический аспект межличностных отношений включает в себя систему ценностей, норм и правил поведения, которые регулируют взаимодействие людей в группе или команде. Он влияет на то, как люди взаимодействуют между собой, как они принимают решения и как они относятся к друг другу. Этический аспект включает в себя такие качества, как честность, уважение, ответственность, справедливость и доверие. Он оказывает влияние на эффективность работы группы и ее способность достигать поставленных целей.