Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие воображения детей 4-5 лет на занятиях изобразительным искусством.

  • 131 страница
  • 114 источников
  • Добавлена 07.06.2012
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследований
1.1.Воображение как психологический процесс
1.2.Особенности воображения у детей среднего дошкольного возраста
1.3.Направления развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
Глава 2. Занятия изобразительным искусством как одна из форм развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
2.1.Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте
2.2.Анализ программ дошкольного образования
2.3.Методы, приемы и формы проведения занятий по изобразительному искусству в группах среднего возраста
Глава 3. Организация и методы исследования развития воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста
3.1.Цель и задачи исследования
3.2.Методы исследования воображения у детей среднего дошкольного возраста
3.3.Анализ результатов исследования воображения у детей среднего дошкольного возраста
Глава 4. Развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста
4.1Содержание работы по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста
4.2Анализ эффективности проведенной работы по развитию воображения у детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16

Фрагмент для ознакомления

Мальчик предложил нарватьцветов, но сестра возражала, говоря, что сказочные цветы нельзятрогать. Пока они спорили, цветы исчезли. Пень так же стоял на берегу, а цветов уже не было. Ребята сначала очень огорчились, нопотом решили, что придут сюда вечером, когда на речке никого небудет.Так они и сделали. Когда начало темнеть, потихоньку от взрослых вышли из дома и направились к реке. Издалека увидели: на берегуопять что-то мерцает и светится, как небо на закате солнца. Потихоньку подкрались к старому пню. Из него росли удивительныецветы. Они трепетали, как бабочки, и как будто негромко разговаривали друг с другом. Стало темнеть. Брат, чтобы лучше видеть,шагнул к пню.— Не подходи! — предупредила сестра, но опоздала: от речкипоявилась темнота и цветы в ней растаяли.Потом дети еще несколько раз утром и вечером ходили к реке, собирали ромашки, одуванчики, незабудки, но сказочных цветов больше не видели. Они пробовали рассказывать про них другим ребятам. Им не верили, говорили, что все это выдумки. Зимой, вспоминая лето, дети решили нарисовать те сказочные цветы. Получилось очень красиво, но по-разному: у сестры — утренние, а у брата — вечерние≫.Вместе с воспитателем дети обсуждают: как могут выглядеть необычные, а сказочные, фантастические цветы. Каждый ребенок выбирает из рассказа учителя или придумывает сам мотив росписи о сказочных цветах. Замыслы нескольких детей обсуждаются по вопросам: ≪Как выглядят цветы? На чтопохожи их части? Где они появились? Какими цветами будутизображены?≫ т. д.[99].Задание - нарисовать сказочные цветы, кто как это понимает.Занятие № 5.Тема: Маски животныхМатериалы и инструменты:1. маски животных (полуовалы с прикрепленными к ним резинками)2. Гуашь.3. Кисти круглые и плоские трех размеров: широкие, средние,тонкие.4. Ластик.5. Палитра.6. Тряпочка для вытирания кистей.Обсуждение Оценивается неповторимость рисунка и его выразительность,выражение замысла (мотива), сказочность придуманных им изображений цветов, необыкновенная их окраска и связанность всех изображений в единое целое.Замысел занятия.Воспитатель показывает презентацию с изображением животных и их эмоций или какие эмоции они вызывают у детей. Например, эмоции - добрые (кот, Медведь), веселые (собака.Обезьяна), грустные (собака, котенок, волк) злые (медведь, кот),ощущения - мягонькие (овечка, пушистый кролик), резкие (крокодил, игуана, дикобраз). У вас лежат маски животных, рассмотрите их.Задание: нарисуйте на масках животных эмоции, о которых мы с вами говорили: добрые, злые, веселые, грустные, резкие, мягонькие.Самостоятельная деятельность дошкольников.В самом начале многие дети испытывали определенные затруднения, так как не могли до конца осмыслить поставленную задачу. Дальнейшие пояснения педагога позволили им вспомнить предшествующие занятия, на которых они работали с красками, изучали различные настроения и состояния людей. Дети включились в занятие, а затем с помощью различных красок пытались отобразить полученную информацию на маске. Одной из причин затруднений детей может быть недостаточное умение соотносить цвет с имеющимся образцом, неумение видеть и выделять главное в процессе решения поставленной задачи.Занятие № 6.Тема:«Соедини пятна в фигуру чего-нибудь живого»Материалы и инструменты:1. Лист белой бумаги размером около 15 х 20 см.2. Клей.3. Карандаш.4. Ластик.Методические пособия1. Магнитная доска.2. Пятна-силуэты из черной бумаги с магнитиками точно таких жеформ и величин.3. Схема вариантов соединения пятен (только для учителя).Главное на этом занятии — показать ученикам такие действия,которыми, по-разному располагая пятна на листе, перемещая их содного места на другое и различно присоединяя друг к другу, можно из нескольких пятен создать изображение живой выразительнойфигуры человека, животного или сказочного существа.Произведения искусстваЛитография В.В. Лебедева к книжке Р. Киплинга ≪Слоненок≫,например ≪Страус≫ или ≪Бегущий слоненок≫ (концовка).Конспект занятияКак художники соединяют пятна в изображения.1. По поручению Художника воспитатель показывает иллюстрации В.В. Лебедева к сказке Р. Киплинга ≪Слоненок≫ и на их примере объясняет, что фигуры животных или людей можно сделать,по-разному соединив какие-то пятна-силуэты. Он просит детейпоказать на этих иллюстрациях силуэты большие, средние, мелкиеи угловатые, округлые и смешанной формы.Воспитатель говорит, что похожей и ≪живой≫ фигура получается,если искать соединения разных пятен. Он показывает на магнитнойдоске, как, соединяя пятна-силуэты, можно изобразить забавную зверюшку в различных позах. ≪Схемы соединения пятен учителем≫.Часть первой фигуры делает сам. Вторую и третью фигуры — вместе с детьми, особо выделяя удачные находки детей. Чтобы фигура былане только на кого-то похожа, но и выразительна, надо показать, ≪чтоона делает≫ (движение, позу, состояние), а это требует поиска соединения пятен. Поэтому все действия (свои и учеников), которые совершаются на магнитной доске, воспитатель сопровождает словесными пояснениями: какое пятно соединяется с другим (маленькое округлое — сбольшим); куда перемещается (вверх — вниз, вправо — влево, поднять — опустить); в каком положении (прямом, наклонном) и т. п.[99].Самодеятельность детей.Воспитатель объясняет, что Художник прислал задание: придуматьи составить из разных пятен-силуэтов фигуру кого-нибудь живогои интересного; соединить пятна так, чтобы было видно, ≪кто это≫!и, главное, ≪что он (или она) делает≫. Составлять такую же фигуру, какая была показана на доске, нельзя — надо придумать свою.Последовательность выполнения задания.1. Посмотрев все свои пятна-силуэты, дети выбирают несколько таких (разной формы и величины), из которых можно сделать задуманную фигуру.2. Дети ищут соединения пятен, выражающие их замысел.Воспитатель, ориентируясь на их замысел, советует (словами), какие выбрать пятна (большие, средние, мелкие); как их расположить налисте (посредине, немного влево или вправо); как поискать другоеместо какому-то пятну, чтобы было видно, ≪что он делает≫, но нив коем случае не делает это за детей.3. Контуры найденного соединения обводятся карандашом.4. Пятна-силуэты наклеиваются точно по обведенному контуруна бумагу. Детям, которые быстро и успешно справились с работой,можно посоветовать сделать таким же способом еще одну фигуруЗанятие № 7Тема: «Замок Художников».Материалы и инструменты1. Листы бумаги, тонированной в разные цвета (светлые, тем-ные и средней светлотнести), разного формата размером около 30 смпо большей стороне.2. Клей.3. Кисточка или палочка для клея.4. Бумага для нанесения клея.5. Наборы иллюстраций из журналов, проспектов, рекламы ...разного цвета.6. Лист бумаги (журнальный текст) для пробы на разрывы.7. Конверт для набора иллюстраций и основы коллажа.Методические пособияОбразцы коллажей из бумаги, ткани или других материалов,сделанных художниками-профессионалами, любителями-взрослыми или детьми в прошлые годы.Обсуждение:По рисункам оценивается уровень творческой активности всех детей на занятии.Критерии определения уровней:— Оригинальные. Изображение выразительно по движению, позеи состоянию, узнаваемо, лаконично. Такая фигура не встречаетсяна рисунках других детей.— Необычные. То же, но есть лишние детали (пятна), введенные только для сходства с реальностью, и среди рисунков другихдетей есть похожие на эту фигуру.— Интересные. Похожие изображения есть на рисунках других детей, но в построении этой фигуры есть элементы выразительности позы, движения, состояния.— Обычные. Фигура невыразительна и похожа на многие в группе или повторяет те, которые показывал воспитатель.Замысел занятия. Сегодня мы с вами будем составлять коллаж. Коллаж – это приём, заключающийся в создании произведений путем наклеивания предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Создать коллаж довольно-таки просто. Вырезки из газет и журналов, однотонная бумага для фона, обои, ножницы, клей и полет фантазии – вот и все что вам понадобится.Обсуждается с детьми, кто как представляет себе снаружи и изнутри тот замок, в который мы пытаемся пройти на каждом занятии. Дошкольники сами делают части зданийи подбирают для них сочетания цветов. Насколько успешно ониэто сделают, во многом зависит от того, как воспитатель подготовитматериал для коллажа и учтет при этом следующее.Части задуманных зданий (замков, крепостей, дворцов...) дети не вырезают, а разрывают руками. Выбор этого способа имеет двоякое основание: во-первых, он способствует развитию у детей разнообразных (особенно мелких) движений пальцами руки; во-вторых, вид зданий, части которых вырваны, получается более древнимпотому более таинственным, чем если бы они были вырезаныножницами.Чтобы это хорошо получилось, воспитатель сначала напоминаетдетям о структуре бумаги и возможностях по-разному ее разорвать, потом показывает новыеприемы. Они определяются тем, что части зданий надо сделатьразными по форме. Прямоугольные формы получаются при разрыве бумаги по прямым линиям в высоту и ширину части здания.Треугольные — тоже по прямым линиям, но скошенным. Сложи внимательнее других надо вырывать части, содержащие округлые контуры, особенно, когда они маленькие. Пальцы обеих рук при этом надо держать близко друг к другу и линиям разрыва.Быстрыми прямыми движениями пальцев делаются угловатыеформы, медленными и закругленными — округлые, а смешанные —теми и другими поочередно.Конспект занятияБеседа о технике составления коллажа.1. Воспитатель сообщает детям, что Художник прислал им оченьнеобычное задание. Такого они не только никогда сами не выполняли, но и никогда не видели, как это делается. Надо сделать картину не красками, не карандашами, а составить ее из кусочковцветных картинок — иллюстраций из журналов, газет, рекламы ит. д. Два-три таких картин-коллажей он показывает детям.2. На примере этих картин воспитатель демонстрирует приемы разрыва бумаги на пятна угловатой формы (прямоугольник, треугольник), округлой (кружок, овал) и смешанной (полукруг, полуовал,луковичная форма) разной величины. Напоминает детям о структуре строения бумаги и различий ее разрывов вдоль и поперекнаправления волокон.3. Дошкольники пробуют также сделать некоторые из этих форм избумаги, запечатанной текстом.4. Воспитатель объясняет детям (показывая на картинах), что выбирать цветные части иллюстраций надо так же, как они подбирают краски для рисунка, — составлять сочетание цветов, не обращая внимания на то, что изображено на этой части иллюстрации.Замысел картины «Таинственный замок, крепость, дворец...».1. Учитель сообщает (и показывает), что Художник прислалкаждому из вас листок тонированной бумаги для основы картинынабор разноцветных иллюстраций, из которых будет делатьсяколлаж.2. Задание. Придумать таинственный дворец, или крепость,или замок... Постараться представить себе, как он будет выглядетьв темное время или в светлое, через туман или мглу.3. Дошкольники обсуждают, какие здания выглядят таинственными, из каких частей и форм они состоят, сочетание какихцветов кажется таинственным в темное время суток, каких — вочень светлое или в не очень светлое — через туман или мглу.Решают, в какое время суток будет сделана картина каждого из дошкольников.4. Каждый по своему замыслу выбирает цвет основы для коллажа и соответствующий набор цветных иллюстраций.5. Воспитатель демонстрирует фотоснимки и картины, изображающие необычные красивые здания разных архитектурных стилей,и показывает на них части зданий (башни, стены, купола, шпилии т. п.), различные по форме.Исполнение коллажа.1. Дети составляют «таинственное» сочетание двух-трех цветов иллюстраций для самого главного на картине.2. Из них они делают части основных зданий, выкладывают исоединяют их на основе, но не наклеивают.3. Дошкольники подбирают по цвету иллюстрации для всех другихчастей картинки: земли, дороги, деревьев и т.д. Делают из них пятнаразной формы и величины. Раскладывают их на основе.4. Смотря на всю картину целиком, решают (сначала — сами,потом — с учителем), хорошо ли расположена картина на основеи не надо ли что-то передвинуть на основе вверх или вниз, в левую или правую стороны.5. Когда выразительное расположение найдено, обводят карандашом силуэты зданий в верхней части картины.6. Аккуратно наклеивают части зданий, начиная с самых верхних и постепенно двигаясь к низу картины.7. Дополняют картину мелкими деталями и в незаполненныхместах, а также поверх крупных пятен (окна, двери, трубы и т. п.).Они делаются из остатков той же яркой или неяркой бумаги, которая уже использована для других частей картинки.Нелишними будут и советы воспитателя по разработке зданий и окружения — добавлению цветных пятен, более мелких по форме,окон, ворот, дверей, карнизов, деревьев, кустов и т. п. Вовсех таких случаях ребенок самостоятельно выбирает иллюстрации из общего набора, заготавливает формы и ищет им места накартинке. Покончив с этим, обводит контуры здания карандашом и потом наклеивает.Затем дети реализуют свои замыслы.Занятие № 8.Тема: «Сказка про кота Сеню и его друга мышонка Тика».Материалы и инструменты:1. Лист белой бумаги2. Гуашь.3. Кисти круглые и плоские трех размеров: широкие, средние,тонкие.4. Ластик.5. Палитра.6. Тряпочка для вытирания кистей.Обсуждение работ детей. Определение самого оригинального замка.Замысел занятия. Воспитатель рассказывает и показывает с помощью игрушексказку про отважного кота, который спас своего друга Тика из лап коршуна. Сказка построена наосновании Сказок Проппа: сообщаются действующее герои сказки (кот Сеня и мышонок Тик), один из героев удаляется (кот Сеня), а другому дается запрет (мышонок Тик). Герой (мышонок Тик) запрет нарушает. Появляется антагонист (коршун), пытается обмануть жертву (мышонок Тик), жертва поддается: антагонист похищает героя. Другой герой (кот Сеня) обнаруживает отсутствие другого героя и пускает на поиски. По пути он помогает другим героям. Которые потом помогают ему победить антагониста. Задание:нарисовать любой понравившийся эпизод из сказки.Занятие № 9.Тема: «Додумать продолжение сказки»Материалы и инструменты:1. Лист белой бумаги2. Гуашь.3. Кисти круглые и плоские трех размеров: широкие, средние,тонкие.4. Ластик.5. Палитра.6. Тряпочка для вытирания кистей.Обсуждение работ детей, восстановление содержания сказки.Замысел занятия. Воспитатель рассказывает историю про мальчика,который не любил свои игрушки, разбрасывал их. Игрушки обидели и ушли.Обсуждение с детьми, почему игрушки ушли, что могли с ними произойти.Задание нарисовать любую игрушку, и что с ней произошло.Занятие № 10.Тема: «Додумать продолжение сказки» (продолжение)Материалы и инструменты:1. Лист белой бумаги2. Гуашь.3. Кисти круглые и плоские трех размеров: широкие, средние,тонкие.4. Ластик.5. Палитра.6. Тряпочка для вытирания кистей.7. Клей.8. Карандаш.9. Вырезанные фигурки кукол для девочек и машинок для мальчиковОбсуждение работ детей: какие игрушки нарисованы и что с ними произошло. Замысел. Дошкольникам раздаются заранее вырезанные мною фигурки кукол для девочек и машинок для мальчиков. Воспитатель сообщает, что ребята нарисовали все игрушки, кроме этих, а им тоже очень хочется, чтобы их нарисовали. Задание – придумать и нарисовать, что происходило именно с этой игрушкой, когда она ушла от плохого мальчика. Алгоритм:Дошкольники обводят и наклеивают фигурки на лист бумаги. Дорисовывают детали.Обсуждение работ.Как видим, дошкольники знакомятся с разными видами изобразительной деятельности. Учатся рисовать карандашами и гуашью. Знакомятся с разными техниками: рисование пятнами, составление изображения и проч.На таких занятиях в больше степени развивается воображение дошкольников, проявляющее в оригинальности рисунков.Для подтверждения данного положения дошкольники экспериментальной группы были продиагностированы после формирующего эксперимента. Результаты представлены в следующем пункте работы.Анализ эффективности проведенной работы по развитию воображения у детей среднего дошкольного возрастаМетодика «Прогрессивные матрицы Равена».Результаты представлены в Приложении 12.Анализ результатов показал, что 15 дошкольников экспериментальной группы без труда справились с серией А, выполнив задания на среднем уровне. По сравнению с контрольной группой лучше справились с серией АВ: 1 дошкольник выполнил задание на нижнем уровне, 14 дошкольников - среднем уровне, тогда как 2 дошкольников контрольной группы выполнили задание на нижнем уровне и 13 дошкольников на среднем уровне. Дошкольники также испытывали затруднения при выполнении заданий второй серии.Графически результаты представлены на рисунке 6.Рисунок 6. Результаты выполнения задания «Матрицы Равена» (по сериям) после формирующего экспериментаСравнительные результаты общего показателя рассматриваются как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности дошкольников показаны на рисунке 7.Рисунок 7. Суммированные показатели по всем сериям матриц Равена после формирующего экспериментаНа рисунке видно, что индекс интеллекта, умственной производительности у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы. Так, сумма по всем трем сериям матриц Равена равняется и ниже 24 баллов у 13 дошкольников экспериментальной группы, а у дошкольников контрольной группы – у 11 дошкольников.Произведем сравнительный результат индекса интеллекта у дошкольников до и после формирующего эксперимента (рисунок 8.)Рисунок 8. Сравнительные результаты исследования индекса интеллекта до и после формирующего экспериментаНа рисунке видно, что произошли изменения. Так повысился уровень интеллекта у дошкольников экспериментальной группы: до формирующего эксперимента 1 дошкольник, после – 2 дошкольника. У остальных произошли качественные изменения, хотя общий балл по сериям и остался в пределах 24 и ниже баллов.Следовательно, проведенная работа имеет положительное влияние на развитие воображение. Незначительные положительные изменения можно объяснить коротким сроком и недостаточным количеством проведенных занятий, поэтому такую работу необходимо продолжать и дальше.Результаты проведенной методики «Симметричные фигуры» представлены в приложении 13.Дошкольники экспериментальной группы стремились изображать фигуры всех трех видов симметрических построений. Тематика симметричных фигур разнообразна: геометрические фигуры, снежинки, цветы и др.Анализ рисунков графически представлен на рисунке 9.Рисунок 9.Группы дошкольников экспериментальной группы после формирующего экспериментаОтметим, что количество дошкольников с девятым уровнем преобладает. Так, восьмой уровень у 3 дошкольников, девятый - у 8 дошкольников, десятый уровень - у 4 дошкольников.Сравним результаты констатирующего и контрольного эксперимента (рисунок 10.).Рисунок 10. Сравнительные результаты дошкольников экспериментальной группы до и после формирующего экспериментаОтметим, что произошли незначительные количественные изменения: повысилось количество дошкольников с восьмым и девятым уровнем, понизился с десятым уровнем. Непосредственно по качественному изображению симметричных фигур на этапе контрольного эксперимента тематика рисунков расширилась, дошкольники в равной степени использовали разные виды симметрий.Результаты анализа симметричных фигур дошкольников контрольной группы представлены в приложении 14.Анализ рисунков симметричных фигур показал, что двое дошкольников контрольной группы имеют восьмой уровень, 6 дошкольников - девятый, 7 дошкольников - десятый уровень. Сравнив показатели двух экспериментов, отметим, что также произошли незначительные изменения (рисунок 11). Увеличилось количество дошкольников с девятым уровнем.Рисунок 11. Сравнительные результаты дошкольников контрольной группы до и после формирующего экспериментаСледовательно, в группе дошкольников контрольной группы результаты практически не изменились.Отметим, что в экспериментальной группе изменения были значительные (рисунок 12).Рисунок 12. Сравнительные результаты дошкольников экспериментальной и контрольной группКак видим, в экспериментальной группе произошли количественные изменения. Тематика рисунков дошкольников экспериментальной группы более обширна и понятна. Тогда как дети контрольной группы часто изображали какие-то абстрактные фигуры или перечеркивали свои рисунки.Можем сделать вывод, что проведенная работа по развитию воображения была эффективна и отразилась на уровне развития образного мышления.Анализ сюжетных рисунков после формирующего эксперимента показал, что дошкольники экспериментальной группы в рисунках отобразили не только личные впечатления, прошлый опыт, но и общий кругозор. Большинство дошкольников в рисунках изобразили сюжеты. Сами наименования рисунков отражают замысел, который и передан.Результаты анализа представлены в таблице 3 (приложение 15).Можно отметить, что дошкольники проявляли воображение и фантазию при придумывании замысла и его реализации на рисунках. Сами рисунки выразительны, красочны, оригинальны. Отсутствуют повторы в сюжетах. Некоторые дошкольники идеи рисунков, выполненных на этапе констатирующего исследования, переосмыслили и переделали под сюжетные. Таким образом, среди дошкольников экспериментальной группы можно выделить следующие группы.Высокий уровень – 6 человек (40%);Средний уровень – 8 человек (53,3%);Низкий уровень – 1 человек (6,7%).Сравнительные результаты изменения уровня развития воображения, проявляющиеся в сюжетном рисовании, представлены на рисунке 13.Рисунок 13. Сравнительные результаты уровня развития воображения в сюжетных рисунках детей экспериментальной группыНа рисунке четко видно, что после формирующего эксперимента отмечен значительный рост дошкольников с высоким уровнем развития воображения. Качественный анализ рисунков также свидетельствует, что уровень воображения дошкольников изменился.Результаты анализа сюжетных рисунков дошкольников экспериментальной группы после формирующего эксперимента представлены в таблице 4 (Приложение 16).Отметим, что в названиях рисунков присутствует доля воображения, фантазии и творчества «Волшебное яйцо», «Чья-то тень», «След от червяка на дороге» и т.д. Но дошкольники еще не в полной мере смогли свой замысел реализовать на рисунке. Таким образом, после формирующего эксперимента дошкольники контрольной группы остались на том же уровне, что и были:Высокий уровень 4 человека (26,7%);Средний уровень – 8 человек (53,3%);Низкий уровень – 3 человека (20% ).По итогам анализа всех методик были определены следующие уровни развития воображения у дошкольников контрольной и экспериментальной групп:Высокий уровень – 4 дошкольника экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы;Средний уровень – 7 дошкольников экспериментальной группы и 9 дошкольников контрольной группы;Низкий уровень - 4 дошкольника экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы.Изменился не только количественный состав, изменилось качественное изображение, чтоговорит о работе воображения, которое и пытались развивать в своей работеСледовательно, можно предположить, что проведенные занятия по изобразительной деятельности оказывают положительное влияние на развитие воображения дошкольников. В дальнейшем необходимо продолжать данную работу, одновременно развивая общий кругозор дошкольников.ЗаключениеНа современном этапе развития общества особое значение придается развитым творческим навыкам, воображению, умению нестандартно подходить к решению задач, находить выход из сложившейся ситуации. Основы воображения закладываются в дошкольном детстве.Детская популяция с точки зрения развития воображения, фантазии явление неоднородное. Часть дошкольников имеют яркие, богатые фантазии, развитое воображение. У другой части фантазии стереотипные, образы неяркие, блеклые, недостаточный уровень воображения. Таким дошкольникам требуется незначительная помощь взрослого: одобряющий кивок, первая фраза. Есть группа дошкольников, которые по каким-либо причинам не хотят или не умеют фантазировать, ко всему подходят прагматично.Одним из средств, помогающих включить дошкольников в процесс творчества, придумывания, развить воображение, становится изобразительная деятельность.Роль изобразительной деятельности, рисования, в развитии дошкольника огромна. Художественная деятельность в полной мере способствует развитию воображения, к тому же детские работы могут многое рассказать об эмоциональном состоянии.Анализ дошкольных программ воспитания и обучения показал, что уделено место развитию воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Но в программах отсутствует межпредметная интеграция по развитию воображения. Итолько в программе Д.И.Воробьевой «Гармония развития» творческая деятельность формируется на интеграционной основе, симбиозе различных по содержанию видов искусств и видов деятельности.С целью исследования уровня развития воображения и его дальнейшего совершенствования была организована опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов. На первом, констатирующем этапе были подобраны и проведены диагностические методы на выявление уровня развития воображения дошкольников в изобразительной деятельности, а также образного мышления, влияющего на уровень развития воображения: прогрессивные матрицы Равена, «Симметричные фигуры» (Ю.А. Полуянов), сюжетные рисунки.Диагностики проводились со всеми детьми, за исключением матриц Равена. Методики «Симметричные фигуры» (Ю.А. Полуянов), сюжетные рисунки проводились на занятиях по изобразительной деятельности.По итогам анализа диагностических методов было выявлено, что высокий уровень имеют 1 дошкольник экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы; средний уровень – 7 дошкольников экспериментальной группы и 9 дошкольников контрольной группы и низкий уровень - 7 дошкольников экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы.У дошкольников с высоким уровнем развития воображения отмечается оригинальность сюжетов, наличие композиции, взаимосвязанных объектов на рисунке больше трех, замысел реализован полностью.Для дошкольников со средним уровнем развития интеллекта характерен не полностью реализованный сюжет, отдельные объекты не составляют единую композицию.На рисунках у дошкольников с низким уровнем развития воображения объекты не связаны между собой в единое целое, отсутствует композиция. Рисунки выполнены по шаблону.С целью развития воображения у дошкольников экспериментальной группы была предложена система занятий изобразительной деятельностью, взятая из программы Ю.А. Полуянова «ИЗО искусство и художественный труд. Пособие для учителя. 1 класс». Десять занятий были адаптированы для дошкольников.Занятия строились в игровой форме. На протяжении всего периода дошкольники пытались выполнить задание Великана и попасть к великому Художнику.Структура занятий отличалась оттрадиционной: рисунки дошкольников обсуждались на следующем занятии, активная роль в обсуждении присваивалась самим детям, на занятии дети могли рисовать несколько рисунков, сквозной сюжет всех занятий.В процессе работы по развитию воображения дети знакомились с разными видами художественной деятельности, разными техниками рисования.В конце формирующего этапа дошкольники экспериментальной и контрольной группы были продиагностированы по тем же методикам, что в самом начале. По итогам анализа всех методик были определены следующие уровни развития воображения у дошкольников контрольной и экспериментальной групп:Высокий уровень – 4 дошкольника экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы;Средний уровень – 7 дошкольников экспериментальной группы и 9 дошкольников контрольной группы;Низкий уровень - 4 дошкольника экспериментальной группы и 3 дошкольника контрольной группы.Таким образом, уровень развития воображения повысился у дошкольников экспериментальной группы. Изменилось качественное изображение, что говорит о работе воображения, которое и пытались развивать в своей работеСледовательно, проведенные занятия по изобразительной деятельности оказывают положительное влияние на развитие воображения дошкольников. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.Список литературыАнтонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века.- М.: «Аркти» , 2001 Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. 2006г.Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991 Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: РГПУ, 1999. - 140с.Библер В.С. Методы художественного развития. 2006 г. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.Борзова В.А., Борзов А.Л. Развитие творческих способностей у детей.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М., Педагогическое общество России, 2002.Буре О. О развитии творчества детей (Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1985.) // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 4. - С.79-81.Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38 Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.Ветлугина Н. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 5. - С.6-10.Ветлугина Н. Художественное творчество и обучение детей // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 5. - С.55-61.Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.37-50.Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С.41-43.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2006. – 244 с.Выготский Л. С. Психология искусства.— М, 1968.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2004. – 310 с.Галанова А.С.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., Творческий Центр, 2000.Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 Гошева Е.Н. Развитие творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Карпенко. - Мурманск: МГПИ, 2000. - Т. 9 - С.31-34.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2. - С. 24-33Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., ACADEMA, 2000.Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2008.Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.Дранков В.  О природе художественного таланта. // Искусство в школе. 1992. №1.Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб.: Детство-Пресс, 2007.Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С.107-114.Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. – М., 1990.Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - С.131-152.Езикеева В.А. Развитие способности художественного восприятия дошкольников // Известия АПН РСФСР, 1959. - Вып.100. - С.144-176.Езикеева В.А., Казакова Т.Г. Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1974. - С.73-77.Ермолаева Н. Развитие художественных способностей (из опыта воспитательной работы) // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 1. - С. 21-23.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.Исследование художественных способностей детей дошкольного возраста // Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста: Материалы в помощь педагогам дошкольных учреждений разного типа, осуществляющих самоаттестацию. - Таганрог: Издательский центр «Антон» 1995. - С.129-141.Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. Казакова Р.Г., Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина Р. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».) Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.Калинина Т.В. Педагогические условия развития художественноговосприятия детей // Теория и практика образования в период детства:Сб.ст./Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2003.  Калинина Т.В.  Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М, Сфера, 2008 Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. СПб.: М.,2003. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. – с.65-67Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве».Комарова Т.С. Детское творчество - Москва ,2009.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Теоретический курс. - М.: МЭГУ, 1996. - 178с. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). - М., Просвещение, 1978. - 191 с.Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе – М. 1990.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.Комарова Т.С., Ангонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет - «М.» Педагогическое общество России», 2000.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И. Изобразительная деятельность в детском саду, Педагогическое общество России, М., 2000.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977г.Котова И. О развитии художественного восприятия младших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 12. - С.8-10.Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет.- М. ,1997 Лебедева. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. М.: Классик стиль, 2004.Лопатина Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - Шадринск, 1992. - С.95-97.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. М. 2009г.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль.: Академия развития, 2000.Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С.12-16.Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет. Ярославль, 2002.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф.Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: Методическое пособие// Феникс+, 2006Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. Изд.Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11 Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 243с.Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.Окружная программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011годы, Москва, 2009.Опевалова Е.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности // Тезисы докладов 36 научной конференции студентов и аспирантов. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре ГПИ, 1997. - С.7-9.Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство – детям. М.: Просвещение, 1976.Петрова А.Н. Развитие творческих способностей и воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности // Инновационные процессы в образовательных системах Республике Коми: Доклады республиканской научно-практической конференции / Редкол. В.А. Стаханов и др. - Сыктывкар: Республиканский институт повышения квалификации работников образования, 1997. - С.65-66.Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольников. – М.: Центр, 1996.Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М.: Центр «Дошкольное детство», 1998.Поддьяков И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы психологии. 1990, № 1. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Пособие для учителя. – М.: Вита-ПРЕСС, 2003.Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. М.: Интор. 1997.Полуянов Ю.А. Методы улучшения изобразительного творчества детей // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1980. - № 2. - С.48-53.Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М., Педагогическое общество России, 1999.Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду(Пособие для воспитателей). - М., «Просвещение», 1973 г.Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием // Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников (Методы художественного воспитания): Труды института художественного воспитания / Отв. ред. Н.П. Сакулина. - М.: Изв. АПН РСФСР. - 1959. - Вып.100. - С.7-99.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детствеСамкина Е.В. Изобразительная деятельность в разновозрастной группе/Воспитатель, 2009,№ 5. С. 35Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство-Пресс, 2002.Финько М.В. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: Методическое пособие для воспитателей. - Ростов-на-Дону, 1995. - 28с.Хвиюзова Т.А. Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность // Ребенок и творчество: Книга для воспитателей и родителей. - Архангельск, 1993. - С.43-56.Цветкова О.Н. Изобразительная деятельность детей в разновозрастных группах дошкольников. Программа и учебные материалы. 2004 г.Чекунова Е. И др. Развитие творчества у дошкольников в изобразительной деятельности. Методическое пособие для воспитателей. - Ростов-на-Дону, 1995. - С.5-31. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Правообладатель: ВЛАДОС, 2000.ПриложениеПриложение 1Примерный план размещенияПриложение 2Цветной вариант прогрессивных матриц РавенаСерия 1A-1A-2A-3A-4A-5A-6A-7A-8A-9A-10A-11A-12Серия 2AB-1AB-2AB-3AB-4AB-5AB-6AB-7AB-8AB-9AB-10AB-11AB-12 Серия 3 B-1 B-2B-3B-4B-5B-6B-7B-8B-9B-10B-11B-12Приложение 3Бланк ответов к прогрессивным матрицам РавенаФИО ________________________________________________________________ Возраст__________ Пол___________ Дата обследования_______________ № задания Серия A Серия AB Серия B 1 выбор 2 выбор 3 выбор 1 выбор 2 выбор 3 выбор 1 выбор 2 выбор 3 выбор 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Суммаправильныхответов Общее время выполнения теста ___________ мин. ____________ сек. Обща сумма баллов ________________ Количество проб, решённых со второй попытки _________________ Количество проб, решённых со третьей попытки _________________ Приложение 4Ключ (Цветной вариант) 1234567891011121-я серия A4512651342362-я серия AB4516254323163-я серия B413654132526Приложение 5Симметричные фигурыНесимметричная фигураНедостроенная симметричная фигураПриложение 6Протокол обработки результатовФИ ребенкаПорядковый номер рисункаУровеньНаблюдение во время эксперимента1234Приложение 7Схемы пространственных преобразований симметрииПриложение 8Результаты выполнения матриц РавенаФИОЭкспериментальная группасуммаСергейА4512636153148В2616326112223АВ4516252236516МарияА4512634116547В2612422112214АВ4516213456348АнастасияА4512636253249В2612435511246АВ4516223563118АделинаА4512634255527В2612134511326АВ4516213264318Карим А4512634156246В2614436512264АВ4516622523315ПолинаА4512632253568В2612132511326АВ4516235234315АлисаА4512636113569В2612145411326АВ4516213436549Анастасия В.А4512636253549В2614545452214АВ4516213554117АлисаА4512636613569В2212126452234АВ4516313463349Мария А4512636613549В2666336362263АВ4511651466145Арина А4512624256346В2252456555222АВ4516231231236Виталик А4512636616248В2352325152233АВ4516252563548ФИОКонтрольная группасуммаДмитрийА4512636321167В2612126121225АВ4516222232526АнастасияА4512636416548В2612132362266АВ45162134665410АнтонА4512633122336В2612335322346АВ4516322332224ТуранА4512632613568В2612136452236АВ4516212463319СергейА4512636244238В2612134221236АВ4516623461538Мария А4512636616248В2612135152237АВ4516232563548КристинаА4512624256346В2612456555224АВ4516231231536Тимофей А4512636252548В2612135452217АВ4516213554518АлександрА4512636256348В2612135555227АВ4516213231538Павел А4512636252548В2612135232217АВ4516213554518Елизавета А4512544322344В2622142322314АВ4516212352416Илья А4512636113569В2612135411327АВ4516213436549ГлебА4512636253249В2612135511247АВ45162135635110Приложение 9Протокол обработки результатов (экспериментальная группа)ФИ ребенкаПорядковый номер рисункаУровеньНаблюдение во время эксперимента1234СергейР1а1Р1 а2Р1 а1Р1 а1ВосьмойДолго думал и рисовалМарияР1а4Р1а1Р1а1Р1а1Десятый Рисовала не спеша, долго не задумываясьАнастасияР1а4Р3а2Р2а1Р3а2Девятый Думала долго, рисовала быстроАделинаР1а2Р1а1Р1а1Р1а1Десятый Торопилась нарисовать как можно больше рисунковКарим Р1а1Р1а1Р1а4Р3а4Десятый ПолинаР1а4Р2а1Р2а1Р1а1Девятый Рисовала не спешаАлисаР1а1Р1а4Р2а4Р3а1Девятый Анастасия В.Р3а2Р2а2Р3а3Р3а3Девятый Думала долго, рисовала быстроАлиса Р1а2Р1а4Р1а1Р3а1Десятый Мария Р2а2Р2а2Р2а2Р2а2Девятый Рисовала быстро, долго не задумываясьАрина Р1а2Р1 а2Р1 а2Р1 а2Десятый Виталик Р2а4Р1 а1Р1 а1Р1 а1Девятый ДмитрийР1а2Р1 а1Р3 а1Р2 а4Десятый СофияР1а2Р1 а2Р1 а2Р1 а2Десятый Мария Д.Р2а4Р2 а4Р2 а4Р2 а4Восьмой Приложение 10Протокол обработки результатов (контрольная группа)ФИ ребенкаПорядковый номер рисункаУровеньНаблюдение во время эксперимента1234ДмитрийР1а1Р1 а1Р2 а2Р1 а1Десятый АнастасияР1а2Р1а1Р1а1Р2а3ДесятыйАнтон Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1ДесятыйТуран Р1а1Р1а1Р1а1Р1а1ДесятыйСергейР2а2Р2а2Р2а2Р2а2Девятый Мария Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1ДесятыйКристина Р1а1Р1а1Р1а2Р1а2Десятый Тимофей Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1ДесятыйАлександр Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1Девятый Павел Р2а2Р2а2Р1а2Р1а1Девятый Илья Р2а3Р1 а3Р1 а2Р1 а1Девятый Тимофей Р1а1Р1 а3Р2 а3Р2 а3Восьмой Елизавета Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1Девятый ЛаванаР1а1Р2 а2Р3 а2Р3 а2Восьмой Глеб Р1а1Р1а3Р1а1Р1а1ДесятыйПриложение 11Таблица 3. Количественные результаты анализа сюжетных рисунков дошкольников экспериментальной группы после формирующего экспериментаФИ детейПоказатели сюжетных рисунковитогосюжеторигинальностьвыразительностькомпозицияточностьпропорциицветаккуратностьСергей132122122 - среднийМария333322333- высокийАнастасия333322333- высокийАделина332223223- высокийКарим 333322323- высокийПолина222333122 - среднийАлиса1221333232 - среднийАнастасия В.332211122 - среднийАлиса 111121211 - низкийМария 332323322 - среднийАрина 232323222 - среднийВиталик 333322323 - высокийДмитрий333323223 - высокийСофия222233222 - среднийМария Д.233222322 - среднийПриложение 12Таблица 4. Количественные результаты анализа сюжетных рисунков дошкольников контрольной группыФИ детейПоказатели сюжетных рисунковитогосюжеторигинальностьвыразительностькомпозицияточностьпропорциицветаккуратностьДмитрий122111121 - низкийАнастасия332233323 - высокийАнтон 222211222 - среднийТуран 122121222 - среднийСергей122122212 - среднийМария 111111111 - низкийКристина 112122121 - низкийТимофей 112122122 - среднийАлександр 122122122 - средний Павел 122122222 - среднийИлья 233223323 - высокийТимофей 222233322 - среднийЕлизавета 233233323 - высокийЛавана333333333 - высокийГлеб 132133222 - среднийПриложение 13Результаты выполнения матриц Равена после формирующего экспериментаФИОЭкспериментальная группасуммаСергейА4512636153148В2212333511324АВ4511322236514МарияА4512634116547В2612422112214АВ4516213456348АнастасияА4512636216229В2612136452326АВ4516213236327АделинаА4512634153527В2612431643328АВ45162134633410Карим А4512624155265В2252513252522АВ4516322223326ПолинаА4512634253528В2612131113327АВ4516213254117АлисаА45126362133610В2612135511327АВ45162134335310Анастасия В.А4512636253549В2614545452214АВ4516213554117АлисаА4512636613569В2212126452234АВ4516313463349Мария А4512636653259В2612345511325АВ4516223536316Арина А4512634156257В2252336452223АВ4516232233316Виталик А4512636656247В2312425452233АВ4516252563347ФИОКонтрольная группасуммаДмитрийА4512636351147В2612136121326АВ4516222242516АнастасияА4512636416548В2612135562267АВ4516213436519АнтонА4512636133547В2612133322346АВ4516232232225ТуранА4512633613568В2612433452235АВ4516212463219СергейА4512646224237В2612135232237АВ4516323461538Мария А4512636656247В2612135452237АВ4516212563348КристинаА4512634156216В2612366452224АВ4516232232516Тимофей А4512636352547В2612135452217АВ4516213554518АлександрА4512636156258В2612135452227АВ4516213233519Павел А4512636252548В2612135232217АВ4516213554518Елизавета А4512524122544В2652142124544АВ4516222212445Илья А45126362133610В22612135511327АВ245162134365310ГлебА4512636216229В22612136452326АВ24516213236529Приложение 14Протокол обработки результатов (экспериментальная группа) после формирующего экспериментаФИ ребенкаПорядковый номер рисункаУровеньНаблюдение во время эксперимента1234МарияР1а4Р2 а3Р3 а3Р3 а3Девятый Рисовал быстроСергей Р1а1Р1а2Р3а1Р1а3Восьмой АнастасияР3а3Р3а3Р2а3Р1а3Восьмой Придумала быстро и быстро нарисовалаАделинаР2а3Р2а3Р2а2Р2а2Десятый Карим Р1а1Р1а1Р1а4Р3а2Десятый Рисовал не торопясь, долго не задумываясьПолинаР1а4Р1а2Р2а2Р2а2Девятый Думала не очень долго, рисовала быстроАлисаР3а3Р1а4Р2а3Р3а2Девятый Рисовала быстро и уверенноАнастасия В.Р1а1Р1а1Р1а1Р1а2Девятый Алиса Р1а3Р1а3Р3а3Р3а2Девятый Рисовала не спеша, уверенноМария Р2а2Р2а2Р2а2Р1а4Девятый Арина Р3а2Р2 а2Р2 а3Р3 а2Девятый Думала и рисовала быстроВиталик Р1а1Р1 а1Р1 а1Р1 а1Девятый ДмитрийР1а4Р2 а3Р2 а2Р3 а2Десятый Рисовала быстро, долго не задумываясьСофияР3а2Р3 а2Р3а2Р3 а2Десятый Мария Д.Р2а2Р3 а3Р3 а3Р2 а3Восьмой Рисовала быстро и уверенноПриложение 15Протокол обработки результатов (контрольная группа) после формирующего экспериментаФИ ребенкаПорядковый номер рисункаУровеньНаблюдение во время эксперимента1234ДмитрийР1а1Р2 а1Р2 а2Р1 а3Девятый АнастасияР1а2Р1а2Р3а1Р3а3Девятый Антон Р1а3Р1а1Р1а1Р1а1Восьмой Туран Р1а1Р3а2Р1а1Р2а2ДесятыйСергейР3а3Р3а3Р3а3Р3а3Девятый Мария Р3а1Р1а2Р3а2Р3а3ДесятыйКристина Р1а3Р1а3Р1а2Р2а2Десятый Тимофей Р3а2Р3а2Р3а2Р1а2ДесятыйАлександр Р1а1Р1а1Р1а1Р2а2Девятый Павел Р2а2Р3а2Р1а2Р3а2Девятый Илья Р2а1Р2а1Р2а1Р2а1Девятый Тимофей Р2а1Р1 а1Р1 а1Р3 а1Десятый Елизавета Р2а3Р1 а3Р1 а3Р1 а3Девятый ЛаванаР2а3Р1 а3Р1 а3Р1 а3Восьмой Глеб Р2а3Р2а3Р2а3Р1а3ДесятыйПриложение 16Таблица 1. Количественные результаты анализа сюжетных рисунков дошкольников экспериментальной группыФИ детейПоказатели сюжетных рисунковитогосюжеторигинальностьвыразительностькомпозицияточностьпропорциицветаккуратностьСергей322222112 - среднийМария322323222 - среднийАнастасия112121211 - низкийАделина112122121 - низкийКарим 323232122 - среднийПолина323322122 - среднийАлиса213223322 - среднийАнастасия В.213223322 - среднийАлиса 112122221 - низкийМария 333333233- высокийАрина 223222322 - среднийВиталик 122122222 - среднийДмитрий112112221 - низкийСофия112111211 - низкийМария Д.112121221 - низкийПриложение 17Таблица 2. Количественные результаты анализа сюжетных рисунков дошкольников контрольной группыФИ детейПоказатели сюжетных рисунковитогосюжеторигинальностьвыразительностькомпозицияточностьпропорциицветаккуратностьДмитрий112122212 - среднийАнастасия122111221 - низкийАнтон 233222232 - среднийТуран 121122121 - низкийСергей131111222 - среднийМария 121111121 - низкийКристина 222222222 - среднийТимофей 132121222 - среднийАлександр 122133232 - средний Павел 132123122 - среднийИлья 222233332 - среднийТимофей 233223333 - высокийЕлизавета 333332333 - высокийЛавана322322323 - высокийГлеб 333333333 - высокий

Список литературы
1.Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века.- М.: «Аркти» , 2001
2.Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. 2006г.
3.Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991
5.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.
6.Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: РГПУ, 1999. - 140с.
7.Библер В.С. Методы художественного развития. 2006 г.
8.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
9.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
10.Борзова В.А., Борзов А.Л. Развитие творческих способностей у детей.
11.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.- М., Педагогическое общество России, 2002.
12.Буре О. О развитии творчества детей (Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1985.) // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 4. - С.79-81.
13.Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.
14.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38
15. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
16.Ветлугина Н. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 1965. - № 5. - С.6-10.
17.Ветлугина Н. Художественное творчество и обучение детей // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 5. - С.55-61.
18.Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.37-50.
19.Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 5. - С.41-43.
20.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2006. – 244 с.
21.Выготский Л. С. Психология искусства.— М, 1968.
22.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 2004. – 310 с.
23.Галанова А.С.Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., Творческий Центр, 2000.
24.Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
25.Гошева Е.Н. Развитие творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности // Ученые записки юбилейной научной конференции профессорско-преподавательского состава: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Карпенко. - Мурманск: МГПИ, 2000. - Т. 9 - С.31-34.
26.Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004.
27.Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 2. - С. 24-33
28.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.
29.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., ACADEMA, 2000.
30.Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
31.Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1990. № 5.
32.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
33.Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2008.
34.Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
35.Дранков В. О природе художественного таланта. // Искусство в школе. 1992. №1.
36.Дубровская. Приглашение к творчеству. СПб.: Детство-Пресс, 2007.
37.Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. – С.107-114.
38.Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. – М., 1990.
39.Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. - С.131-152.
40.Езикеева В.А. Развитие способности художественного восприятия дошкольников // Известия АПН РСФСР, 1959. - Вып.100. - С.144-176.
41.Езикеева В.А., Казакова Т.Г. Соотношение творчества и обучения в изобразительной деятельности // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1974. - С.73-77.
42.Ермолаева Н. Развитие художественных способностей (из опыта воспитательной работы) // Дошкольное воспитание. - 1963. - № 1. - С. 21-23.
43.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.
44.Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию.// Способности ваших детей./ Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969.
45.Исследование художественных способностей детей дошкольного возраста // Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста: Материалы в помощь педагогам дошкольных учреждений разного типа, осуществляющих самоаттестацию. - Таганрог: Издательский центр «Антон» 1995. - С.129-141.
46.Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
47.Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983.
48.Казакова Р.Г., Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина Р. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
49.Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников. – М.: Педагогика, 1990.
50.Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
51.Калинина Т.В. Педагогические условия развития художественного
восприятия детей // Теория и практика образования в период детства:Сб.ст./Урал.гос.пед.ун-т.- Екатеринбург, 2003.
52. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М, Сфера, 2008
53.Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошк.учреждений – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
54.Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.
55.Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. – Орел: МП Простор, 1992.
56.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. СПб.: М.,2003.
57.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
58.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
59.Комарова Т. С.. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1998, № 10. – с.65-67
60.Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве».
61.Комарова Т.С. Детское творчество - Москва ,2009.
62.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Теоретический курс. - М.: МЭГУ, 1996. - 178с.
63.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы). - М., Просвещение, 1978. - 191 с.
64.Комарова Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе – М. 1990.
65.Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2006.
66.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
67.Комарова Т.С., Ангонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет - «М.» Педагогическое общество России», 2000.
68.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.В. Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
69.Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.И. Изобразительная деятельность в детском саду, Педагогическое общество России, М., 2000.
70.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977
71.Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977г.
72.Котова И. О развитии художественного восприятия младших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 12. - С.8-10.
73.Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет.- М. ,1997
74.Лебедева. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников. М.: Классик стиль, 2004.
75.Лопатина Е.Г. Педагогические условия формирования изобразительного творчества детей 5 года жизни // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - Шадринск, 1992. - С.95-97.
76.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. М. 2009г.
77.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
78.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль.: Академия развития, 2000.
79.Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С.12-16.
80.Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет. Ярославль, 2002.
81.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Чубук Н.Ф.Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ.
82.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: Методическое пособие// Феникс+, 2006
83.Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. Изд.
84.Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр// Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
85.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 243с.
86.Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С.90-94.
87. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
88.Окружная программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011годы, Москва, 2009.
89.Опевалова Е.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности // Тезисы докладов 36 научной конференции студентов и аспирантов. - Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре ГПИ, 1997. - С.7-9.
90.Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство – детям. М.: Просвещение, 1976.
91.Петрова А.Н. Развитие творческих способностей и воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности // Инновационные процессы в образовательных системах Республике Коми: Доклады республиканской научно-практической конференции / Редкол. В.А. Стаханов и др. - Сыктывкар: Республиканский институт повышения квалификации работников образования, 1997. - С.65-66.
92.Петровский А.В. Воображение / Общая психология. – М., 1977
93.Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольников. – М.: Центр, 1996.
94.Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. – М.: Центр «Дошкольное детство», 1998.
95.Поддьяков И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы психологии. 1990, № 1.
96.Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985
97.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988.
98.Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. Пособие для учителя. – М.: Вита-ПРЕСС, 2003.
99.Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. М.: Интор. 1997.
100.Полуянов Ю.А. Методы улучшения изобразительного творчества детей // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1980. - № 2. - С.48-53.
101.Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
102.Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
103.Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М., Педагогическое общество России, 1999.
104.Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду(Пособие для воспитателей). - М., «Просвещение», 1973 г.
105.Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием // Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников (Методы художественного воспитания): Труды института художественного воспитания / Отв. ред. Н.П. Сакулина. - М.: Изв. АПН РСФСР. - 1959. - Вып.100. - С.7-99.
106.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве
107.Самкина Е.В. Изобразительная деятельность в разновозрастной группе/Воспитатель, 2009,№ 5. С. 35
108.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008.
109.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
110.Финько М.В. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: Методическое пособие для воспитателей. - Ростов-на-Дону, 1995. - 28с.
111.Хвиюзова Т.А. Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность // Ребенок и творчество: Книга для воспитателей и родителей. - Архангельск, 1993. - С.43-56.
112.Цветкова О.Н. Изобразительная деятельность детей в разновозрастных группах дошкольников. Программа и учебные материалы. 2004 г.
113.Чекунова Е. И др. Развитие творчества у дошкольников в изобразительной деятельности. Методическое пособие для воспитателей. - Ростов-на-Дону, 1995. - С.5-31.
114.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Правообладатель: ВЛАДОС, 2000.


?

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж№. 3 Краснодар

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

по специальности Преподавание в начальных классах

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ младших школьников НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬОГО ИСКУССТВА

выполнил: студентка 4 курса группы "А"

full-time разделения

Волк, Оксана Юрьевна.

Научный руководитель: Мастер О. П.

Краснодар, 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие воображения, его роль в обучении и воспитании детей

    1.1 Общее понятие о воображении

    1.2 Виды воображения

    1.3 Развитие воображения у учащихся

    1.4 особенности проявления различных видов воображения

    1.5 Связь между развитием воображения и других процессов в образовательных

    1.6 Воображение и формирование ребенка как личности

    Глава 2. Специфика уроков изобразительного искусства

    2.1 Образование и воспитательное значение уроков изо

    2.2 Своеобразие и виды уроков изобразительного искусства

    2.3 Нетрадиционные виды уроков изобразительного искусства

    Глава 3. Опытно-экспериментальные исследования возможностей развития детей на уроках изо

    3.2 Моделирование этап: разработка цикла мероприятий, направленных на развитие воображения младших школьников на уроках изо

    3.3 Контрольный этап: Выявление уровня развития воображения младших школьников на этапе проверки

    Вывод

    библиография

    Приложения

    Введение

    В настоящее время проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомо сапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зарегистрирован в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать-значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может;, который удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием осуществления творческих сил человека.

    Узнать стоимость работы