Вам нужнадипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

деятельность социального педагога по профилактике дезадаптивного поведения подростков из неблагополучных семей

  • 116 страниц
  • 64 источника
  • Добавлена 10.07.2012
3 300 руб.6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы профилактики дезадаптивного поведения подростков из неблагополучных семей
1.1. Сущность и виды дезадаптации подростков
1.2. Социально-педагогические и психологические особенности подростков дезадаптивного поведения из неблагополучных семей
1.3. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике дезадаптивного поведения подростков из неблагополучных семей
2.1. Экспериментальная программа профилактики дезадаптации подростков из неблагополучных семей
2.2. Педагогические условия профилактики дезадаптации подростков из неблагополучных семей
2.3.Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Для реализации семейной социальной политики, учета специфики социально-педагогической работы с семьями и подростками из неблагополучных семей является необходимой подготовка профессиональных кадров социальных педагогов и социальных работников. Их повседневная деятельность в рамках профессиональной компетентности выступает важнейшим условием эффективности социально-педагогической поддержки семей. Список литературыАлмазов, Б.Н. Психическая средования дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УРГУ, 1986. - 150 с.Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск: Ур.университет,1986.-152с.Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися.-М.:Всес.науч.лит.центр,1991.-78с.Альманах психологических тестов / С.А.Римская, Р.Р.Римский. -М-: КСП,1995.-397с.Алхазишвили, А.А. Исследование уровня тревожности в экстремальном и обычном классах / А.А. Алхазишвили, Н.В, Имедадзе // Экстремальныеисследования по проблемам перестройки начального обучения. – Т., 1999. -С.447-459.Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Дис. ... канд. пед. наук.- М.,1999. - 197 с.Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. ...канд. пед. наук.- М., 1999. - 189 с.Актуальные проблемы социального воспитания: Спец. вып. к междунар. семинару.- Москва; Запорожье: УНИЦ АПН СССР, 1990. - 165 с.Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально дезадаптированных подростков: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.- Екатеринбург, 1997.- 44 с.Андреева Г.М. Социальная психология. -М.:Аспект-Пресс, 2006.- 376 с.Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. - М: Педагогика, 1990. - 165 с.Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 219 с.Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. -55 с.Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах.- 2 изд., перераб. и доп. - Киев: Рад. шк., 1983.-297 с.Баерюнас З.В. Опыт социолого-педагогического исследования семьи подростка - нарушителя: Дис. ... канд. пед. наук. -М.,1972. - 160 с.Балыдина Е.Б. Подготовка социального педагога семейного типа в педагогическом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1996. -245 с.Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вестник психосоциал. и коррекц.- реаби-литац. работы. - М, 1995. - № 4. - С.62-66.Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциал. и коррекц. -реабилитац. работы. - М, 2005. - № 1. - С.3-17.Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества: Дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 1993. - 193 с.Бочарова В.Г. Современная социально-педагогическая парадигма преодоления дезадаптации детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Матер, рос. науч.-практ. конф. - М., 1996.Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 377 с.Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная медико - социально - педагогическая проблема. - М., 1994.Брутман В.И., Северный А.А. Без попечения родителей // Социальная работа. - М., 1999. - № 1/12. - С.61-68.Буева Л.П. Личность и среда: Ребенок в системе коллективных отношений. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. -180 с.Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2000. - 225 с.Витвар О.И. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов: Дис. ... кан. пед .наук. - М., 2001.Вопросы речевого развития дошкольников: Матер, конф., поев. 70-летию Ф.А. Сохина / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во РАО, 1998.- 66 с.Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители: Наблюдения детского психиатра. - М.: Семья и школа, 1997. - 126 с.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособ. - М.: Изд-во РАО, 1997. - 288 с.Гиниятуллина З.Г. Анализ причин правонарушений несовершеннолетних // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований.-М., 1998.-С. 46-52.Мысько, Н.Г. Основные задачи психогигиены и психопрофилактики в школе / Профилактика нервно-психологических расстройств у школьников и учащихся подростков. - Харьков, 1980. - 257 с.Наин, А.Я. Культура делового общения. - Челябинск: Изд-во ТОО"Версия", 1997.-256 с.Обухова, Е.А, Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 24 с.Пономарев, Н.Л. Формирование у подростков группы риска "барьера"к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности: М.Просвещение, 1999.Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: МПА, 1995. - 360 с.Павленко Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Дис.канд.пед.наук. -М.,1997.Паворницина В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися - подростками. - Челябинск: ЧГПИ, 1984.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Московский университет, 1982. - 167с.. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение,1978. -175с. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика.1994.N3. Полякова Т.С. Анализ затрудненный в педагогической деятельности начинающего учителя. - М.: Педагогика, 1988. - 129с.Попова Л.П. Направления профилактики в развитии личности школьника. Отклонения в американской психологии // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990. С. 239-241.3. Предупреждение педагогической запущенности и правонурушений школьников / Под ред. М.А. Алемаскина. - М., 2000. - 169с.Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания. Автор, дисееет. доктора пед. наук. - М., 1983. - 43с.Профилактика правонарушений среди учащихся. - Киев, 2003. -100с. Проблема личности, профилактики отклонений в её развитии / Отв. ред. И.А.Невский, Р.В.Овчарова и др. -М.-Архангельск,2009. -164с.Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А.Беличевой, М.А.Алемаскина, Г.Ф.Бочкарёвой . -Тюмень, 2005.-89с.Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп / Отв.ред.А.С.Белкин, -вердловск,2005. -30с.Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник // Теория и практика социальной работы, т.2 - М.-Тула, 2003.-389с.Социальная адаптация детей в детских учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт, А.Атанасовой-Вуковой. -М., 1980.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков / Под ред. Н.В.Востриковой и др. -М.:ЦСП, 1996.-108с.Социальные отклонения /Под ред.А.А.Тихоновой -М.,1992. -319с.Старцева О.А. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся в региональных условиях развития профессиональной школы. Дисс. канд. пед. наук. - СПб., 1996.Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства: межвуз. сб.науч.тр.- Пермь: Пермс. гос. университет, 1995. - 100с.Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А.Татенко. - Киев: Радянська школа, 1985. - 172с.Трудные дети в массовой школе / Под ред. В.Н.Мясищева. - Л., 2003.Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1985.N2.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.: МПА,1995. -366с.Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: ИРФОН, 1972. -182с.Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. 1990. N6. С.29-34.Фоменко В.Т., Кульнина Т.И. Система ценностей современного школьника // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д: РОА, Южное отделение, 1997. С.29-37.Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, невроза и нев-розоподобных состояний. -Обнинск,1992. -22с.Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. -554с.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. А.А.Алексеева -СПб.: Лена-то, 1992. -588с.ПриложенияПриложение 1.Социальная карта семьи1.Домашний адрес2.Фамилия, имя и отчество членов семьи3.Национальность родителей4.Дни рождений членов семьи5. 6.Место работы родителей Образование родителей7.Место учебы детей8.Характеристика места проживания (квартиры)9.Культурный фон семьи10.Психологический климат в семье11.Родственные связи12.Окружение семьи13.Семейные нормы и правила14.Воспитательный потенциал родителейХарактеристика личности ребенка15. 16.Фамилия, имя и отчество Дата рождения17.Класс, школа18.Домашний адрес19.Фамилия, имя и отчество классного руководителя20.Состояние здоровья21.Состав семьи22.Взаимоотношения в семье (основные проблемы по наблюдениям):ПозитивНегатив23.УспеваемостьПозитив Негатив24.Любимые и нелюбимые предметы25.Адаптационный потенциал Отклонения в школе26.27.Отклонения в поведении28.Отношения к членам семьи29.Отношение к сверстникам30.Отношение к педагогам31.,влечения32.33.Внешкольное общение Внешняя культура ребенка34.Личностные особенности ребенка35.Интересы, склонности ребенка36.Тип личности37.Характер38.Темперамент39.Эмоционально-волевая сфера40.Познавательная сфера41.Пути коррекцииПриложение 2.Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)Инструкция: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением "да" поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением "нет". Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть "плохих" или "хороших", "правильных" или "неправильных" ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно серьезно. Небрежность, а также стремление "улучшить" или "ухудшить" ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.Тестовый материал (мужской вариант):Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизниЯ бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за шее хорошо платили.Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.Я всегда говорю только правду.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально.Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствиеМне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.Я иногда не слушаюсь родителей.Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.Иногда мне так и хочется сделать себе больно.Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.Среда моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.Бывает, что мне так и хочется выругаться.Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: "Если нельзя, но очень хочется, то можно".Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.Бывает, что иногда я говорю неправду.Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.Иногда я скучаю на уроках.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извиненийЕсли человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.Я часто огорчаюсь из-за мелочей.Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.Меня раздражает, когда девушки курят.Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.Мне понравилось бы прыгать с парашютом.Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.Когда человек в пылу спора прибегает к "сильным" выражениям - это нормально.Я часто не могу сдержать свои чувства.Бывало, что я опаздывал на уроки.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.Мне кажется, что я не способен ударить человека.Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить,Я считаю, что люди должны полностью отказаться от употребления спиртных напитков.Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.Обработка результатовКлючи для подсчета первичных "сырых" балловМужской вариантШкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет).Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да). 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).Шкала склонности к агрессии и насилию:3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 ' (да), 94 (да), 97 (да).Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86(нет), 91 (да), 94 (да).Далее производится подсчет первичных ("сырых") баллов и их перевод в стандартные Т-баллы. Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности в соответствии с процедурой, описанной выше, Затем производится перевод "сырых" баллов а стандартные Т-баллы. В том случае, если у пользователя имеются набранные им специализированные тестовые нормы, то перевод а стандартные Т-баллы производится по формуле:Т=10х(Х1-М)/ S + 50где XI - первичный ("сырой") балл по шкале;М - среднее значение первичного суммарного балла по шкале в выборке стандартизации; S - стандартное отклонение значений первичных баллов в выборке стандартизации.Варианты коэффициентов коррекции в зависимости от значений "сырого" баяла по шкале № IМужской вариант методикиВ случае, если первичный балл по шкале N° 1 меньше или равен б баллам для "обычных" испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:Для шкалы № 2 = 0,3Для шкалы № 3 = 0,3Для шкалы № 4 = 0,2Для шкалы № 5 = 0,2Для шкалы № 6 = 0,3Для шкалы № 7 = 0,2В случае, если первичный балл по шкале № 1 меньше или равен 6 баллам для "деликвентных" испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:Для шкалы № 2 - 0,3Для шкалы № 3 = 0,5Для шкалы № 4 = 0,3Для шкалы № 5 = 0,2Для шкалы № б = 0,3Для шкалы № 7 = 0,5В случае, если первичный балл по шкале № 1 больше 6 баллов как для "обычных", так и для "деликвентных" испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:Для шкалы № 2 = 0,7Для шкалы № 3 = 0,6Для шкалы № 4 = 0,4Для шкалы № 5 = 0,5Для шкалы № б = 0,3Для шкалы № 7 = 0,5Женский вариант методикиВ случае, если испытуемые относятся к подвыборке "обычных" испытуемых, то коэффициент коррекции составляетДля шкалы № 2 = 0,4Для шкалы № 3 = 0,4Для шкалы № 4 = 0,2Для шкалы № 5 = 0,3Для шкалы № 6 = 0,5Для шкалы №7 = 0,4В случае, если испытуемые заведомо относятся к подвыборке "деликвентных" испытуемых, то коэффициент коррекции составляет:Для шкалы № 2 = 0,4 Для шкалы № 3 - 0,4Для шкалы № 4 = 0,3Для шкалы № 5 = 0,4Для шкалы № 6 = 0,5Для шкалы № 7 = 0,5Таблица норм при переводе "сырых" баллов в Т-баллы"Сырой" баллТ-баллыШкалы123456703526301442728242426322503130262730343553433292933374583735323137395624037353440416654339373644437674642403948468705044434151489745346454355501085564848465853118959505148625512635354516557136655565369591469575955736215725962587764167562646081661778646762856818816670657119846872677320877075707521907278727722748174792376847781247887798325809081852682838727848528872989Описание шкал и их интерпретация:Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала) Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов, говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствует о недостоверности результатов по основным шкалам.Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации е сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.Шкала склонности к преодолению норм и правил Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть.Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.Шкала склонности к аддиктивному поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии "сенсорной жажды", о гедонистически ориентированных нормах, и ценностях.Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о не выраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4, свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях.Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.Шкала склонности к агрессии и насилию Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов.Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о не выраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание. Эта шкала имеет обратный характер).Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллоа, свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о не сформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о не выраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.Шкала склонности к деликвентному поведению Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих "обычных" подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет "деликвентный потенциал", который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля.Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о не выраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.Приложение 3.Методика Басса – ДаркиИнструкция: Опросник состоит из 75 утверждений, на которые Вам необходимо ответить "да" или "нет".Тестовый материал:Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другимИногда сплетничаю о людях, которых не люблюЯ легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсьЕсли меня не попросят по-хорошему, я не выполнюЯ не всегда получаю то, что мне положеноЯ не знаю, что люди говорят обо мне за моей спинойЕсли я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствоватьКогда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести даМне кажется, что я не способен ударить человекаЯ никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметамиЯ всегда снисходителен к чужим недостаткамЕсли мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить егоДругие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствамиЯ держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидалЯ часто бываю не согласен с людьмиИногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусьЕсли кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу емуКогда я раздражаюсь, я хлопаю дверямиЯ гораздо более раздражителен, чем кажетсяЕсли кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекорМеня немного огорчает моя судьбаЯ думаю, что многие люди не любят меняЯ не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мнойЛюди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство виныТот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на дракуЯ не способен на грубые шуткиМеня охватывает ярость, когда надо мной насмехаютсяКогда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавалисьПочти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравитсяДовольно многие люди завидуют мнеЯ требую, чтобы люди уважали меняМеня угнетает то, что я мало делаю для своих родителейЛюди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"Я никогда не бываю мрачен от злостиЕсли ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсьЕсли кто-то выводит меня из себя, я не обращаю вниманияХотя я и не показываю этого, меня иногда гложет завистьИногда мне кажется, что надо мной смеютсяДаже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениямМне хочется, чтобы мои грехи были прощеныЯ редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меняКогда получается не по-моему, я иногда обижаюсьИногда люди раздражают меня одним своим присутствиемНет людей, которых бы я по-настоящему ненавиделМой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаюЯ делаю много такого, о чем впоследствии жалеюЕсли я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудьС детства я никогда не проявлял вспышек гневаЯ часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорватьсяЕсли бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работатьЯ всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меняКогда на меня кричат, я начинаю кричать в ответНеудачи огорчают меня даЯ дерусь не реже и не чаще чем другиеЯ могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ееИногда я чувствую, что готов первым начать дракуИногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливоРаньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верюЯ ругаюсь только со злостиКогда я поступаю неправильно, меня мучает совестьЕсли для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ееИногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столуЯ бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятсяУ меня нет врагов, которые бы хотели мне навредитьЯ не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживаетЯ часто думаю, что жил неправильноЯ знаю людей, которые способны довести меня до дракиЯ не огорчаюсь из-за мелочейМне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меняЯ часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнениеВ последнее время я стал занудойВ споре я часто повышаю голосЯ стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людямЯ лучше соглашусь с чем-либо, чем стану споритьОбработка результатов:Ключи Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: 1. Физическая агрессия: "да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 9,7 2. Косвенная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 2,10,18,34,42,56,63, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 26,49 3. Раздражение: "да"= 1, "нет" = 0 вопросы: 3,19,27,43,50,57,64,72, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 11,35,69 4. Негативизм: "да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 4,12,20,28, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 36 5. Обида: "да" = 1,"нет" = 0 вопросы: 5,13,21, 29, 37,44,51,58 6. Подозрительность: "да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 6,14,22,30,38,45, 52,59, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33,66,74, 75 7. Вербальная агрессия: "да" = 1, "нет" = 0 вопросы: 7, 15, 23, 31, 46,53,60,71,73, "нет" = 1, "да" = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75 8. Чувство вины: "да" = 1,"нет" = 0 вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3.Приложение 4.Занятия для учащихся старших классов.Занятие – 1«Мои права и права и других людей»Упражнение «Мои права»Школьникам предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах учеников». На выполнение задания дается 10-12 минут. После этого начинают работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основание которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может сам предложить эти критерии. К таким критериям относятся: Твои права не должны ущемлять права других людей.Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя самого.Далее в театрализованной форме проводится принятие прав предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы выполняют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске.Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного представителя Конституционной комиссии.Ведущий говорит, что такие «»списки прав» составляют многие люди и знакомят подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф: «У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть таким, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизм защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо узнать, на что имеешь право.Вы имеете право:Иногда ставить себя на первое место;Просить о помощи и эмоциональной поддержке;Протестовать против несправедливого обращения или критики;Совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;Предоставлять людям решать свои собственные проблемы;Говорить «нет», «спасибо», «извините, НЕТ»;Не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;Побыть одному (ой), даже если другим хочется вашего общества;На свои собственные чувства – не зависимо от того, понимают ли их окружающие;Менять свои решения или избирать другой образ действий;Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.Вы никогда не обязаны: - быть безупречным (ой) на 100%; - следовать за толпой; - любить людей, приносящим вам вред; -делать приятное неприятным людям; - извинятся за то, что были самим (ой) собой; - выбиваться из сил ради других.Занятия – 2«Я в своих глазах и в глазах других людей»Упражнение №1В волшебный ящик складываются задания с незаконченными предложениями (не подписанными), но предварительно раздать учащимся начала предложений, которые они должны закончить, ответив на вопрос «Кто Я»:Я словно птичка, потому что…Я превращаюсь в тигра, когда…Я могу быть ветерком, потому что…Я словно муравей когда…Я – это стакан воды…Я чувствую, что я – скала… Я сейчас – лампочка…Я – тропинка…Я словно рыба…Я – интересная книжка…Я – песенка…Я – мышь…Я словно буква «О»…Я – макаронина…Я – светлячок…Я чувствую, что я вкусный завтрак…Каждое задание зачитывается вслух, и участники стараются отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, по окончанию пре5едложений его не узнали), он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь». -чувствовать себя виноватым за свои желания; - мирится с неприятной ситуацией; - жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; - сохранять отношения, ставшие оскорбительными; - делать больше чем вам позволяет время; - делать что-то, что на самом деле не можете сделать; - выполнять неразумные требования; - отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать; - нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения; - отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было.Заявляя о своих личных правах , надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши. Желательно чтобы предполагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.Далее: предлагается составить контракт (официальное соглашение) с самим собой с перечнем прав, которые школьникам предлагают реализовать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать право других с указанием, какие именно.Закройте занятия.Занятя – 3«Я для себя, я для других»Упражнение №1Придумайте новую надпись на футболке. Желающие могут дополнить сообщение спереди (на груди), частным сообщение сзади (на спине). Привести примеры футболок с надписями на груди и на спине.Обсуждаются «надписи на футболках», их запись. Краткий анализ, каким образом изменились надписи за время занятий. Значение «надписи на спине». Какие произошли изменения за время занятий?Упражнение№2 «Послание самому себе».Изготовить надписи «на футболке», которые можешь прочесть только ты сам, записать их. Обсудить их.Какую «футболку» - для себя или для других – было делать труднее и интереснее и почему?Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.Упражнение№3 «Детские обиды»Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду. Вспомнить свои переживания и нарисовать или описать их в любой (конкретной или абстрактной) манере.Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши). Желающие рассказывают о том, что они вспомнили и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас». Обсудить: Что такое обида?Как долго сохраняется обида?Справедливые и не справедливые обиды и т.п.Упражнение№4 Закончите предложение: «Я обижаюсь когда…», нарисуйте выражение лица обиженного человека. Придумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.Ритуал окончания занятия.Занятие – 4«Как справится с раздражением, плохим настроением»Упражнение№1Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Вспомните их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, это вы кладете эти ощущения в надежное место и можете достать их, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите ощущения. Обсудите выполнение задания.Упражнение№2 «Аукцион»По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.Упражнение№3 «Вверх по радуге»Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение выполняется три раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до7 раз. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на значение каждого из этих упражнений или их комплекса для регуляции собственных эмоциональных состояний.Упражнение№4«Представьте, что вы чувствуете, когда… Это начало фразы записывается на доске, а сами задания даются школьникам на заранее подготовленных карточках. Каждый должен выполнить хотя бы два из них по собственному выбору:Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки сделать это (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь). …кто-либо говорит тебе, что ты должен делать, в то время как ты можешь решить самостоятельно, что тебе делать (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь).Придумай себе собственное приятное ощущение о чем-то, не совсем приятным. Вспомни, когда тебе было плохо, грустно, терялось самообладание, и представь, что ты вполне можешь управлять собой и ситуацией (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь).Забеги немного вперед, когда нужно что-то делать независимого от твоего желания, и попробуй в своем воображении создать к этому хорошее чувство (нарисуй или опиши «хорошее» и «плохое» чувство, что происходит, когда они сталкиваются по твоему желанию). Окончание занятий Занятие – 5 «Наши чувства, желания, настроения»Упражнение №1Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения ит.п. Листок с заданием никому не показывается. Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные – догадаться, какое чувство он выражал.Затем ребятам предлагается в течении 15 минут поиграть в игру «Стоп! Подумай! Действуй!», объединившись в группы в 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные, но все они связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретится в жизни школьника. Например: большие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики, нашли снаряд или гранату и т.п..Игра проходит следующим образом. После того как школьники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «Стоп!» на этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников – в течении четырех минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листе «+» либо отказаться поставить «-» и записать свои (в том случае добавляется 3 минуты). Затем берется вторая карточка: «Подумай!» На ней записаны три возможные реакции.В течении 3-4 минут члены группы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать свои.После этого в течении 10 минут проводится общее обсуждение. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из неё, которые они нашли. Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость 3-х предложенных этапов. «Стоп!», «Подумай!», «Действуй!». Во избежание неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», предлагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мнению, другие члены его группы, и за тем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.Обсуждение: наши чувства, настроения, желания, когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Что важнее – уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме уметь скрывать их. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими.Упражнение№2 . Закончи предложения: Счастливее всего я чувствую себя, когда…Хуже всего я чувствую себя, когда…Никак не могу понять, почему я…Главное, что я хотел (ла) бы в себе изменить, это…Моя жизнь была бы счастливее, если бы я… Обсуждение:Окончание занятия.Занятие – 6 «Победи своего дракона»Упражнение №1Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что это дело очень муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких. Ребятам предлагается нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову по отдельности.После выполнения задания школьникам предлагается задание придумать историю или сказку о том, как они победят «своих драконов». История может быть изображена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединится в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.Для сочинения каждой группе школьников или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа – это колода карт сделанных по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д.. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе. Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом). Мы использовали набор из 15-ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятии о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителями; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.Обсуждение:Что проявилось в этих историях?Может ли эта сказка помочь реально «победить в своего дракона» и в чем?В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со «своими драконами»? желающие могут коротко рассказать об этом.Упражнение№2 «Моя вселенная»Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать букву «Я». Затем от этого «Я» - центра своей Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:Мое любимое занятие…Мой любимый цвет…Мое любимое животное…Мой лучший друг…Мой любимый звук…Мой любимый запах…Моя любимая игра … Моя любимая одежда…Моя любимая музыка Мое любимое время года…Что я больше всего на свете люблю делать…Место, где я больше всего люблю бывать…Мои любимые герои…Я чувствую у себя способности к …Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете…Лучше всего я умею …Я знаю, что смогу …Я уверен в себе, потому что…Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает – у всех много возможностей, много тог о, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас – общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что бы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.Окончание занятия.Тренинги для коррекционной работыНаправленияМероприятияЦелиСодержаниеОриентированное на ребенкалично-ориентированный тренинггрупповой тренингповеденческий тренинг4) проблемно- ориентированный тренинганализ внутренних причин нарушения в поведении, что мешает адекватному реагированию.познание себя с помощью сверстниковсимптомами являются специфические отклонения в поведении, которое анализируется и проверяется на адекватность и эффективность.изменение социальных процессов, которые являются для подростка провоцирующими.установление доверительных отношений со взрослыми, самопознание своих особенностей, оценка адекватности сформированных способов поведенияиспользование опыта других и возможность проверить собственные взгляды и способы поведения.новые формы поведения прорабатываются с помощью ролевой игры в условиях той среды, где проявляется нарушенное поведение.подросток учится предвидеть ход своих действий, придумывать отдельные шаги, соблюдать контроль за своими действиями.Ориентированное на семьютренинг семейных отношений2) тренинг родителейанализ семейной системы, внутрисемейных отношенийобучение родителей способам выявления проблемного поведения, изменение взаимоотношений «родитель-ребенок»определение эффективности внутрисемейных коммуникацийвыработка новых способов общения, изменение поведения ребенка с помощью установления правил и техник социального научения (похвала, заключение компромиссов)Ориентированное на окружениетренинг взаимодействияустановление контакта по месту проживанияразработка мероприятий и программ по месту жительства, поощряющих просоциальное поведение.

Список литературы
1.Алмазов, Б.Н. Психическая средования дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УРГУ, 1986. - 150 с.
2.Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершен-нолетних. -Свердловск: Ур.университет,1986.-152с.
3.Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися.-М.:Всес.науч.лит.центр,1991.-78с.
4.Альманах психологических тестов / С.А.Римская, Р.Р.Римский. -М-: КСП,1995.-397с.
5.Алхазишвили, А.А. Исследование уровня тревожности в экстремальном и обычном классах / А.А. Алхазишвили, Н.В, Имедадзе // Экстремальныеисследования по проблемам перестройки начального обучения. – Т., 1999. -С.447-459.
6.Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Дис. ... канд. пед. наук.- М.,1999. - 197 с.
7.Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Дис. ...канд. пед. наук.- М., 1999. - 189 с.
8.Актуальные проблемы социального воспитания: Спец. вып. к междунар. семинару.- Москва; Запорожье: УНИЦ АПН СССР, 1990. - 165 с.
9.Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации соци¬ально дезадаптированных подростков: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук.- Екате¬ринбург, 1997.- 44 с.
10.Андреева Г.М. Социальная психология. -М.:Аспект-Пресс, 2006.- 376 с.Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. - М: Педагогика, 1990. - 165 с.
11.Аргунова В.Н. Возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи в социальной работе: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 219 с.
12.Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подго¬товки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. -55 с.
13.Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процес¬са в вопросах и ответах.- 2 изд., перераб. и доп. - Киев: Рад. шк., 1983.-297 с.
14.Баерюнас З.В. Опыт социолого-педагогического исследования семьи подростка - нарушителя: Дис. ... канд. пед. наук. -М.,1972. - 160 с.
15.Балыдина Е.Б. Подготовка социального педагога семейного типа в педа¬гогическом вузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1996. -245 с.
16.Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Вестник психосоциал. и коррекц.- реаби-литац. работы. - М, 1995. - № 4. - С.62-66.
17.Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциал. и коррекц. -реабилитац. работы. - М, 2005. - № 1. - С.3-17.
18.Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствова¬ния семейного воспитания в период современного развития общества: Дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 1993. - 193 с.
19.Бочарова В.Г. Современная социально-педагогическая парадигма пре¬одоления дезадаптации детей и подростков // Социальная дезадаптация: нару¬шения поведения у детей и подростков: Матер, рос. науч.-практ. конф. - М., 1996.
20.Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования лично¬сти школьника: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 377 с.
21.Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная меди¬ко - социально - педагогическая проблема. - М., 1994.
22.Брутман В.И., Северный А.А. Без попечения родителей // Социальная работа. - М., 1999. - № 1/12. - С.61-68.
23.Буева Л.П. Личность и среда: Ребенок в системе коллективных от¬ношений. - М.: Просвещение, 1972. - 64 с.
24.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. -180 с.
25.Велиханова Н.Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2000. - 225 с.
26.Витвар О.И. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов: Дис. ... кан. пед .наук. - М., 2001.
27.Вопросы речевого развития дошкольников: Матер, конф., поев. 70-летию Ф.А. Сохина / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во РАО, 1998.- 66 с.
28.Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители: Наблюдения дет¬ского психиатра. - М.: Семья и школа, 1997. - 126 с.
29.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособ. - М.: Изд-во РАО, 1997. - 288 с.
30.Гиниятуллина З.Г. Анализ причин правонарушений несовершеннолет¬них // Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразова¬ний.-М., 1998.-С. 46-52.
31.Мысько, Н.Г. Основные задачи психогигиены и психопрофилактики в школе / Профилактика нервно-психологических расстройств у школьни¬ков и учащихся подростков. - Харьков, 1980. - 257 с.
32.Наин, А.Я. Культура делового общения. - Челябинск: Изд-во ТОО
"Версия", 1997.-256 с.
33.Обухова, Е.А, Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения; Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 24 с.
34.Пономарев, Н.Л. Формирование у подростков группы риска "барьера"к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педаго¬гической запущенности: М.Просвещение, 1999.
35.Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: МПА, 1995. - 360 с.
36.Павленко Т.П. Педагогические основы социальной адаптации под¬ростков с отклонениями в развитии: Дис.канд.пед.наук. -М.,1997.
37.Паворницина В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащи¬мися - подростками. - Челябинск: ЧГПИ, 1984.
38.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социаль¬но-психологического тренинга. - М.: Московский университет, 1982. - 167с.
39.. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллек¬тива. -М.: Просвещение,1978. -175с.
40. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика.1994.N3.
41. Полякова Т.С. Анализ затрудненный в педагогической деятельности начинающего учителя. - М.: Педагогика, 1988. - 129с.
42.Попова Л.П. Направления профилактики в развитии личности школь¬ника. Отклонения в американской психологии // Психолого-педаго¬гические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990. С. 239-241.
43.. Предупреждение педагогической запущенности и правонурушений школьников / Под ред. М.А. Алемаскина. - М., 2000. - 169с.
44.Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влия¬ний микросреды на школьников в процессе их воспитания. Автор, дисееет. доктора пед. наук. - М., 1983. - 43с.
45.Профилактика правонарушений среди учащихся. - Киев, 2003. -100с.
46. Проблема личности, профилактики отклонений в её развитии / Отв. ред. И.А.Невский, Р.В.Овчарова и др. -М.-Архангельск,2009. -164с.
47.Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно¬летних / Под ред. С.А.Беличевой, М.А.Алемаскина, Г.Ф.Бочкарё¬вой . -Тюмень, 2005.-89с.
48.Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп / Отв.ред.А.С.Белкин, -вердловск,2005. -30с.
49.Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник // Тео¬рия и практика социальной работы, т.2 - М.-Тула, 2003.-389с.
50.Социальная адаптация детей в детских учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е.Шмидт, А.Атанасовой-Вуковой. -М., 1980.
51.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подрост¬ков / Под ред. Н.В.Востриковой и др. -М.:ЦСП, 1996.-108с.
52.Социальные отклонения /Под ред.А.А.Тихоновой -М.,1992. -319с.
53.Старцева О.А. Особенности профилактики девиантного поведения учащихся в региональных условиях развития профессиональной шко¬лы. Дисс. канд. пед. наук. - СПб., 1996.
54.Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы соци¬ального сиротства: межвуз. сб.науч.тр.- Пермь: Пермс. гос. уни-верситет, 1995. - 100с.
55.Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А.Татенко. - Киев: Радянська школа, 1985. - 172с.
56.Трудные дети в массовой школе / Под ред. В.Н.Мясищева. - Л., 2003.
57.Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. 1985.N2.
58.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психоло¬гии. -М.: МПА,1995. -366с.
59.Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. - Душанбе: ИРФОН, 1972. -182с.
60.Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. 1990. N6. С.29-34.
61.Фоменко В.Т., Кульнина Т.И. Система ценностей современного школьника // Ученик в структуре личностно-ориентированного об-разования. - Ростов н/Д: РОА, Южное отделение, 1997. С.29-37.
62.Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у под¬ростков при психопатиях, акцентуациях характера, невроза и нев-розоподобных состояний. -Обнинск,1992. -22с.
63.Эльконин Б.Д. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. -554с.
64.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. А.А.Алексеева -СПб.: Лена-то, 1992. -588с.


Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

"Нижегородский государственный университет. Н. И. Лобачевского"

Арзамасский филиал

Психолого-педагогический факультет

Курсы

Социальная работа с подростками агрессивных в общеобразовательном учреждение

и Выполнил

Алексеева Ю. И

студентка 2 курса

форма обучения

направления Психолого-педагогического образования

профиль "Социальная помощь"

Арзамас 2015

Введение

Актуальность темы исследования: каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, незаконных действий... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинить вред себе и окружающим? Как избежать этого?

Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.

Агрессивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, учителей, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема агрессивного поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием "социальная норма" многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика агрессивного поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

Агрессивное поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Она выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической.

Анализ проблемы изучения особенностей личности подростка с агрессивным поведением позволяет выделить противоречие между необходимостью целенаправленной работы социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков и недостаточной теоретической и методологической изученностью вопроса.

Узнать стоимость работы