Проблема соотношения биологического и социального в личности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 1111 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 11.05.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Соотношение биологического и социального в личности
Взаимодействие социального и биологического в эволюции человека
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Эволюционное изменение состояния было постепенным и историческим процессом [6, 8].
Специфика эволюции предков человека состояла в том, что она затрагивала не только биологию. Количественные и качественные преобразования, характеризовавшие происхождение Homo sapiens, совершались в русле процессов, не свойственных ни одному виду животных, и заключавшихся в нарастании степени взаимозависимости, взаимообусловленности общественно-практической деятельности и биологии, что обеспечило направленное преобразование гоминидов. Направление этой эволюции задавал труд. Она могла осуществляться только при наличии двух форм наследования – биологического, и социального, при котором опыт общественно-исторической практики передавался из поколения в поколение путем обучения.
Единая социально-биологическая эволюция продолжалась в течение 20 млн. лет, и, хотя роль социального постепенно нарастала, все же можно сказать, что сущность предков человека оставалась в основном биологической. Взаимообусловленность социального и биологического была связана как с наличием двух форм наследования, так и с постепенным формированием социального в качестве ведущего фактора развития. Так возникли и начали свое существование, с одной стороны, социальная форма движения материи, а с другой – особая фаза биологической эволюции предков человека.
Появление социальной формы движения материи в корне изменило принципы приспособленности человека к условиям окружающей среды. Предки человека в своей эволюции изменяли не только свою биологическую природу и содержание социального наследования, но и природу – в соответствии со своими нуждами.
Многие приспособительные структуры и функции, столь важные для животных предков человека, постепенно утрачивали свое значение. В новых условиях побеждал не самый сильный, быстрый, обладающий более острыми когтями и т.д., а группы с наиболее высоким уровнем социальной организации и общественно-трудовой деятельности, со все более усложнявшимися формами воспитания, т.е. с передачей потомкам опыта истории, что требовало эволюционного развития мозга [3, 5].
В процессе изменения природы под влиянием все возраставших социальных потребностей, в биологии предков человека появился целый комплекс телесных особенностей, и в первую очередь мозга, который у представителей Homo sapiens достиг невероятной сложности (это касается и его строения, и функций). То было время нескончаемых скачков, в результате которых возникали переходные виды. Ф. Энгельс писал: «...промежуточные звенья доказывают только, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков». Огромный по важности скачок 40 тыс. лет назад вызвал к жизни особый вид – Homo sapiens. Возник, по словам Ф. Энгельса, «готовый человек». Биологическое утратило для него свое сущностное значение.
Заключение

Научный подход к характеристике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии человека предполагает понимание личности как целостной системы с ее профессиональными, национальными, семейно-бытовыми, психологическими и другими признаками, которые формируются в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами. При этом понятие «социальное» охватывает условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфику системы воспитания, распространения информации, которые определяют и в свою очередь определяются социальной активности индивида, его творческой самодеятельностью.
С момента рождения человек находится в мире себе подобных, в социально-экономических, политических, социально-психологических условиях; среди предметов, наполненных человеческим содержанием, имеющим социальные функции. Ею используются предметы и средства, созданные в истории человечества, она владеет языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого усваивает общечеловеческий опыт и общается с другими людьми. В этих процессах усвоения человеком социального опыта и культуры участвуют зрение, слух, обоняние, вкус, мышление, чувства, желания и т.д. При этом сами эти органы, сами возможности восприятия мира - в цветах, музыке, слове - это все завоевано человеком и усваивается ней в постоянном взаимодействии с другими людьми, в результате изучения явлений, предметов, в процессе превращая деятельности. Следовательно, при генетической запрограмированности всех присущих человеку биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей. Конечно, каждый человек имеет своеобразные индивидуальные особенности организма, в том числе и нервную систему. Но пи особенности, свойства организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а только необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Данные современной психологии убеждают в том, что необходимые качества личности могут быть сформированы у каждого здорового человека в процессе организации ее жизнедеятельности при любых природных особенностей нервной системы. То есть все нормальные люди способны практически до неограниченного духовного развития [4].
Литература

Ильенков Э.В. Что такое личность? / Э.В. Ильенков. – М. : Наука, 1991. – 213 с.
Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность / А.М. Каримский. – М. : Мысль, 1984. – 244 с.
Карпинская Р.С. Социобиология : критический анализ / Р.С. Карпинская, С.А. Никольский. – М. : Мысль, 1988. – 323 с.
Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. – М. : Аспект Пресс, 1996. – 365 с.
Кравченко А.И. Социология : Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 382 с.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. – М. : Литератор, 2001. – 243 с.
Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. – 4-е издание. – М. : Просвещение, 1990.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.
Хьелл Д. Теории личности / Д. Хьелл, Д Зиглер. – М. : Наука, 1997. – 593 с.











12

Литература

1.Ильенков Э.В. Что такое личность? / Э.В. Ильенков. – М. : Наука, 1991. – 213 с.
2. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направ-ленность / А.М. Каримский. – М. : Мысль, 1984. – 244 с.
3.Карпинская Р.С. Социобиология : критический анализ / Р.С. Карпинская,
С.А. Никольский. – М. : Мысль, 1988. – 323 с.
4.Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. – М. : Ас-пект Пресс, 1996. – 365 с.
5.Кравченко А.И. Социология : Учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М. : Изда-тельская корпорация «Логос», 2000. – 382 с.
6.Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда /
Р. Левонтин. – М. : Литератор, 2001. – 243 с.
7.Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Проблемы развития психики. – 4-е издание. – М. : Просвещение, 1990.
8.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и до-полн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.
9.Хьелл Д. Теории личности / Д. Хьелл, Д Зиглер. – М. : Наука, 1997. – 593 с.

Вопрос-ответ:

Каково соотношение биологического и социального в личности?

Соотношение биологического и социального в личности является сложным и многогранным. Биологические факторы (генетика, гормональный баланс и т.д.) определяют наши основные черты характера и склонности, в то время как социальная среда (культура, общение, воспитание) влияет на формирование наших ценностей, убеждений и поведения. Оба аспекта взаимосвязаны и влияют друг на друга, что делает их взаимодействие сложным и уникальным для каждого человека.

Как социальное и биологическое взаимодействуют в эволюции человека?

Взаимодействие социального и биологического было существенным фактором в эволюции человека. Биологические изменения, такие как увеличение объема мозга и развитие интеллектуальных способностей, позволили людям создавать и использовать социальные структуры. Социальные группы обеспечивали защиту, обмен ресурсами и развитие культуры, что в свою очередь способствовало лучшему выживанию и размножению. Таким образом, социальное и биологическое взаимодействуют, ускоряя и формируя эволюцию человека.

Какие изменения происходили в процессе эволюции предков человека?

В процессе эволюции предков человека происходили количественные и качественные преобразования. Биологические изменения включали увеличение мозгового объема, развитие интеллектуальных способностей, преобразование анатомии и рост тела. Однако, эволюция предков человека затрагивала не только биологию, но и социальные аспекты. Взаимодействие социального и биологического было ключевым фактором в формировании Homo sapiens и составило специфику его эволюции.

Что изучается в книге "Проблема соотношения биологического и социального в личности"?

В книге изучается вопрос о взаимосвязи и взаимодействии между биологическими и социальными факторами в формировании личности.

Какие преобразования происходят в эволюции человека?

Происходят количественные и качественные преобразования, которые приводят к появлению новых видов, в том числе и человека Homo sapiens.

Что характеризует эволюцию предков человека?

Специфика эволюции предков человека заключается в том, что она затрагивает не только биологию, но и социальные факторы.

Как происходит эволюционное изменение состояния?

Эволюционное изменение состояния происходит постепенно и является историческим процессом, который включает количественные и качественные преобразования.

Как происходит взаимодействие социального и биологического в эволюции человека?

Взаимодействие социального и биологического происходит в русле процессов эволюции человека и приводит к появлению новых видов и изменению личности.

Какое соотношение существует между биологическим и социальным в личности?

Соотношение между биологическим и социальным в личности является сложным и взаимозависимым. Биологические факторы определяют некоторые естественные характеристики личности, такие как наследственность, физические особенности и некоторые инстинкты. Социальные факторы, в свою очередь, формируются под влиянием культуры, образования, социального окружения и опыта. Взаимодействие этих двух факторов определяет индивидуальные особенности и поведенческие стратегии личности.

Как социальное и биологическое влияют друг на друга в эволюции человека?

В эволюции человека социальное и биологическое взаимодействуют и влияют друг на друга. Биологические факторы, такие как изменение генетического материала или физические особенности, могут повлиять на подбор партнера и формирование социальных связей. В свою очередь, социальные факторы, такие как общественный строй, культура и технологии, могут влиять на биологические процессы, например, на развитие умственных способностей или изменение физической формы человека. Таким образом, социальное и биологическое взаимодействие в эволюции человека являются важными факторами, формирующими его развитие и приспособление к окружающей среде.