Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности отношения к болезни в зависимости от типа акцентуации характера у лиц употребляющих ПАВ.

  • 101 страница
  • 40 источников
  • Добавлена 27.05.2012
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический анализ особенностей отношения к болезни в зависимости от типа акцентуации характера у лиц употребляющих ПАВ
1.1. Психологические особенности больных, употребляющих ПАВ
1.2. Характеристика понятия «отношение к болезни»
1.3. Характеристика акцентуаций характера
1.4. Особенности отношения к болезни у различных типов акцентуации характера
Выводы по главе
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей отношения к болезни в зависимости от типа акцентуации характера у лиц употребляющих ПАВ
2.1. Организация эмпирического исследования
2.1.1. Программа исследования
2.1.2. Характеристика выборки исследования
2.1.3. Методики исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения



Фрагмент для ознакомления

В результате корреляционного анализа выявились значимые взаимосвязи акцентуаций и типов отношений к болезни в обеих группах испытуемых.
У гипертимов чаще эгоцентрический, эйфорический, анозогнозический и реже апатический тип отношения к болезни. У застревающих реже встречается тревожный и ипохондрический тип. У циклотимов чаще обсессивно – фобический и меланхолический тип отношения к болезни, у эмотивных – обсессивно – фобический и ипохондрический тип. У педантических личностей чаще встречается эргопатический и паранояльным тип, у тревожных – тревожным, ипохондрический и обсессивно – фобический тип. У демонстративных испытуемых чаще встречается эйфорический и реже неврастенический тип. Возбудимые чаще проявляют неврастенический и реже эгоцентрический и паранояльный тип, дистимы также чаще имеют неврастенический тип. А экзальтированные личности чаще имеют эйфорический, гармоничный и реже анозогнозический тип отношения к болезни.











Заключение
Цель данной работы состояла в выяснении особенностей отношения к болезни у лиц, употребляющих ПАВ, в зависимости от типа их акцентуации.
В ходе работы был решен ряд теоретических и эмпирических задач.
При анализе научной литературы выяснилось, что зависимость от ПАВ включает в себя комплекс биологических, психологических и социальных факторов. Пациенты, зависимые от психоактивных веществ, отличаются потерей контроля над поведением, эмоциональной нестабильностью. Они принимают, но не понимают себя, склонны к самообвинению, имеют негативный взгляд на природу человека, не ценят самоконтроль и гармоничные отношения с другими люди. Относятся к другим людям, так как они относятся к ним. Для обозначения субъективного представления больного о своем заболевании и о самом себе, как о больном используется несколько терминов, термин «внутренняя картина болезни» является наиболее общим и интегративным. ВКБ имеет свою структуру, течение, возрастную динамику, зависит от множества личностных факторов заболевшего. Акцентуация характера – это гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими. Выделяют следующие акцентуации характера: гипертимная, циклоидная, эмоционально-лабильная, сенситивная, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная, истероидная, неустойчивая, конформная. Любая болезнь имеет определенную общую схему своего «развертывания», но конкретное воплощение этой схемы опосредуется индивидуальными особенностями физиологических механизмов, характерными для конкретного организма. У различных типов акцентуаций характера могут присутствовать различные типы отношения к болезни. Отношение к болезни может быть различным не только у разных людей с различными акцентуациями характера, но и у одного и того же человека в разные периоды времени.
В результате эмпирического исследования выяснилось, что среди наркозависимых больше молодых людей до 30 лет, больше городских жителей, семейных людей и людей с высшим образованием. Среди алкогользависимых больше людей с низким уровнем дохода, с алкоголизмом у родственников. Образ Я и у наркозависимых и у алкогользависимых положительный, причем у наркозависимых менее положителен, чем у алкогользависимых. То есть, испытуемые принимают себя, но они не понимают себя и свое заболевание, что показали различия восприятия образа «Я» и образа «алкоголя и наркомана» в обеих группах. Испытуемые, употребляющие ПАВ, не принимают свои зависимости как болезни и не принимают образ себя как наркомана или алкоголика.
В группе алкогользависимых наиболее распространенными типами отношения к болезни являются апатический, эйфорический и анозогнозический, а в группе наркозависимых – гармоничный и неврастенический. То есть алкоголики менее серьезно относятся к алкоголизму. Выявились значимые взаимосвязи всех акцентуаций и типов отношений к болезни в обеих группах испытуемых, в основном они сходны в обеих группах.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Имеется влияние определенных индивидуально типологических личностных особенностей, в частности акцентуаций характера, лиц употребляющих ПАВ на их отношение к болезни.
Результаты проведенного исследования могут быть полезны в клинической психологии, стать основой для разработки коррекционных, профилактических программ и более глубоких исследований.





Список литературы
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
Бухаров Я.М., Голубев М.В. Психотерапия в практике врача – не психотерапевта. – М., 2007.
Веселовская Н. В., Коваленко А. Е. Наркотики. Свойства, Действие, Фармакокинетика, Метаболизм. Пособие для работников наркологических больниц, наркодиспансеров, химико-токсикологических и судебно-химических лабораторий. — Москва: Триада-Х, 2000. — С. 45-73. — 196 с.
Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995. – 328 с.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 2004.
Елфимова Е.В., Елфимов М.А. Личность и болезнь: «внутренняя картина болезни», качество жизни и приверженность лечению. // Заместитель главного врача, № 11, 2009.
Иванов И.Я Популяционные нормы для определяемых с помощью ПДО показателей акцентуаций характера у подростков.- В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1985, с.44-46.
Клиническая психология. Учебник для вузов. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб, Питер, 2010.
Клиническая эндокринология - руководство (3-е изд.) / Под ред. Н. Т. Старковой. — СПб: Питер, 2002. - 576 с.
Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991. - 312 c.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – М.: Авиценум, 1983.
Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - МЕДпресс-Информ, 2003. – 416 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с.
Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты. (Руководство для врачей). – М.: Медицина, 1990.
Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии. – СПб., 2005.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с.
Личко А.Е. Истерики, рвущиеся к власти (Александр Керенский и Георгий Гапон).- Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, №1, с.130-142.
Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. – М., 1977.
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
Минко А. И. Алкогольная болезнь : Новейший справ. М.: Эксмо, 2006. – 420с.
Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 463 с.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.
Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер. 2001. - 432 с.
Павлов О. Мнимое наслаждение.//Народное образование. №1. М., 2000.
Перре М., Бауман У. Клиническая психология. – СПб: Питер, 2003. – 1312 с.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: изд. центр «Академия», 2006. – 320 с.
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2008 – 672с.
Психологические аспекты зависимостей / Под ред. А. Ш. Тхостова и С. П. Елшанского. - М., 2005.
Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.
Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. — М.: Издательство «Медицина», 2008. — С. 84-104. — 640 с.
Рейнвальд Н.И. Психология личности. – М: УДН, 1987.- 197 с.
Рохлин Л. Л. Очерки психиатрии. Под ред. директора Московского института психиатрии проф. Д. Д. Федотова. – М., 1975.
Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 384 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, 2000. - Т. II.
Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М., 2001.
Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 230 с.
Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. – СПб., 2004.
Шабанов П.Д Наркология. Практическое руководство для врачей.. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 560 с.
Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004.




Приложения
Приложение 1
Семантический дифференциал
Инструкция Образ «Я». Отметьте цифру, которая в наибольшей степени характеризует Ваше «Я». Например, «Неприятный -3 -2 -1 0 1 2 3 Приятный», то есть я считаю себя на +2 балла приятным человеком.
Инструкция «наркоман». Отметьте цифру, которая в наибольшей степени характеризует слово «Наркоман». Например, «Неприятный -3 -2 -1 0 1 2 3 Приятный», то есть Вы считаете наркомана на +2 балла приятным человеком.
Инструкция «алкоголик». Отметьте цифру, которая в наибольшей степени характеризует слово «Алкоголик». Например, «Неприятный -3 -2 -1 0 1 2 3 Приятный», то есть Вы считаете алкоголика на +2 балла приятным человеком.
Список
Неприятный -3 -2 -1 0 1 2 3 Приятный
Тёмный -3 -2 -1 0 1 2 3 Светлый
Безобразный -3 -2 -1 0 1 2 3 Красивый
Жестокий -3 -2 -1 0 1 2 3 Добрый
Грязный -3 -2 -1 0 1 2 3 Чистый
Грубый -3 -2 -1 0 1 2 3 Нежный
Несчастный -3 -2 -1 0 1 2 3 Счастливый
Пессимистичный -3 -2 -1 0 1 2 3 Оптимистичный
Тяжёлый -3 -2 -1 0 1 2 3 Лёгкий
Болезненный -3 -2 -1 0 1 2 3 Здоровый
Наказуемый -3 -2 -1 0 1 2 3 Поощряемый
Бесполезный -3 -2 -1 0 1 2 3 Полезный
Грустный -3 -2 -1 0 1 2 3 Весёлый
Безжизненный -3 -2 -1 0 1 2 3 Живой
Страдающий -3 -2 -1 0 1 2 3 Наслаждающийся
Пассивный -3 -2 -1 0 1 2 3 Активный
Возбужденный -3 -2 -1 0 1 2 3 Расслабленный
Порывистый -3 -2 -1 0 1 2 3 Плавный
Тусклый -3 -2 -1 0 1 2 3 Яркий
Равнодушный -3 -2 -1 0 1 2 3 Страстный
Хаотичный -3 -2 -1 0 1 2 3 Упорядоченный
Изменчивый -3 -2 -1 0 1 2 3 Устойчивый
Неподвижный -3 -2 -1 0 1 2 3 Движущийся
Кратковременный -3 -2 -1 0 1 2 3 Длительный
Ограниченный -3 -2 -1 0 1 2 3 Неограниченный
Неосознанный -3 -2 -1 0 1 2 3 Осознанный
Слабый -3 -2 -1 0 1 2 3 Сильный
Твёрдый -3 -2 -1 0 1 2 3 Мягкий
Опасный -3 -2 -1 0 1 2 3 Безопасный
Холодный -3 -2 -1 0 1 2 3 Тёплый














Приложение 2
Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)
№ выбора Предлагаемые выборы Баллы для раскодирования Самочувствие 1 С тех пор, как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие Т 2 Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил 3 3 Дурное самочувствие я стараюсь перебороть Г 4 Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим ПП 5 У меня почти всегда что-нибудь болит И 6 Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений Н 7 Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей Т 8 Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания – 9 Мое самочувствие вполне удовлетворительно 10 С тех пор, как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски ТН 11 Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие – 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Настроение 1 Как правило, настроение у меня очень хорошее Ф 2 Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным ННТЯ 3 У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в будущем ООС 4 Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти Г 5 Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение ИЯ 6 Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия ТН 7 У меня стало совершенно безразличное настроение А 8 У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим – 9 У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточение и гнев – 10 Малейшие неприятности сильно задевают меня П 11 Из-за болезни у меня всегда тревожное настроение ТТО 12 Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей – 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Сон и пробуждение ото сна 1 Проснувшись, я сразу заставляю себя встать – 2 Утро для меня – самое тяжелое время суток – 3 Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть ТНО 4 Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем А 5 Я сплю мало, но встаю бодрым, сны вижу редко 6 С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером – 7 У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают тоскливые сновидения 8 Бессонница у меня наступает периодически без особых причин – 9 Я не могу спокойно спать если утром надо встать в определенный час – 10 Утром я встаю бодрым и энергичным 11 Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать СС 12 По ночам у меня бывают приступы страха О 13 С утра я чувствую потное безразличие ко всему 14 Я могу свободно регулировать свой сон 15 По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни О 16 Во сне мне видятся всякие болезни 0 Ни одно из определении ко мне не подходит – Аппетит и отношение к еде 1 Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях С 2 У меня хороший аппетит ФП 3 У меня плохой аппетит И 4 Я люблю сытно поесть 5 Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде 3 6 Мне легко можно испортить аппетит 7 Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность И 8 Еда меня интересует прежде всего как средство под держать здоровье Р 9 Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал И 10 Еда не доставляет мне никакого удовольствия 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Отношение к болезни 1 Моя болезнь меня пугает Т 2 Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет АА 3 Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью ФФ 4 Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня С 5 Без конца думаю о всех возможных осложнениях, связанных с болезнью ОО 6 Я думаю что моя болезнь неизлечима и ничего хорошего меня не ждет И 7 Считаю что моя болезнь запущена из за невнимания и неумения врачей П 8 Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают З 9 Стараюсь перебороть болезнь работать как прежде и даже еще больше РР 10 Я чувствую, что моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи И 11 Я здоров, и болезни меня не беспокоят З 12 Моя болезнь протекает совершенно необычно – не так как у других, и поэтому требует особого внимания ЯЯ 13 Моя болезнь меня раздражает делает нетерпеливым, вспыльчивым НН 14 Я знаю, по чьей вине я заболел, и не прощу этого никогда П 15 Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни Г 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Отношение к лечению 1 Избегаю всякого лечения – надеюсь, что организм сам переборет болезнь, если о ней поменьше думать – 2 Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением –– 3 Я был бы готов на самое мучительное и даже опасное лечение, только бы избавиться от болезни – 4 Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным – 5 Я ищу новые способы лечения но, к сожалению во всех них постепенно разочаровываюсь – 6 Считаю, что мне назначают много ненужных лекарств, процедур, меня уговаривают на никчемную операцию
7 Всякие новые лекарства, процедуры и операции вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях, с ними связанных
8 От лечения мне становится только хуже – 9 Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей
10 Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить П 11 Считаю, что меня лечат неправильно П 12 Я ни в каком лечении не нуждаюсь – 13 Мне надоело бесконечное лечение хочу только чтобы меня оставили в покое – 14 Я избегаю говорить о лечении с другими людьми Г 15 Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения – 0 Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена) ЗФР Отношение к врачам и медперсоналу 1 Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному Г 2 Я хотел бы лечиться у такого врача, у которою большая известность И 3 Считаю, что заболел я больше всею по вине врачей П 4 Мне кажется, что врачи мало что понимают в моей болезни и только делают вид, что лечат – 5 Мне все равно, кто и как меня лечит 6 Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу что то важное, что может повлиять на успех лечения 7 Врачи и медперсонал нередко вызывают меня не приязнь – 8 Я обращаюсь то к одному, то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения Я 9 С большим уважением я отношусь к медицинской профессии Г 10 Я не раз убеждался, что врачи и медперсонал не внимательны и недобросовестно выполняют свои обязанности НП 11 Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и персоналом и потом сожалею об этом – 12 Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь 13 Считаю, что врачи и персонал на меня попусту тратят время – 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Отношение к родным и близким 1 Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких меня перестали волновать – 2 Я стараюсь родным и близким не показывать виду, как я болен, чтобы не омрачать им настроения СР 3 Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжелобольного – 4 Меня одолевают мысли, что из за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды - 5 Мои родные не хотят понять тяжести моей болезни и не сочувствуют моим страданиям И 6 Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие – 7 Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими Я 8 Из за болезни потерялся всякий интерес к делам и волнениям близких и родных 9 Из-за болезни я стал в тягость близким 10 Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывают у меня неприязнь – 11 Я считаю, что заболел из за моих родных 12 Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из за моей болезни ГРР 0 Ни одно из определений ко мне не подходит –

Отношение к работе (учебе)
1 Болезнь делает меня никуда не годным работником (неспособным учиться) А 2 Я боюсь, что из за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения)
3 Моя работа (учеба) стала для меня совершенно без различной – 4 Из за болезни мне стало не до работы (не до учебы) – 5 Все время беспокоюсь, что из за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой) С 6 Считаю, что болезнь моя из за того, что работа (учеба) причинили вред моему здоровью
7 На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне 0 8 Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе) Ф 9 Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) по меньше бы знали и говорили о моей болезни Р 10 Я считаю, что, несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу) РР 11 Болезнь сделала меня на работе (учебе) неусидчивым и нетерпеливым
12 На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни – 13 Все удивляются и восхищаются тем, что я успешно работаю (учусь), несмотря на болезнь – 14 Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу – 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Отношение к окружающим 1 Мне теперь все равно, кто меня окружает и кто около меня – 2 Мне хочется только, чтобы окружающие оставили меня в покое –– 3 Когда я заболел, все обо мне забыли – 4 Здоровый вид и жизнерадостность окружающих вызывают у меня раздражение
5 Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни
6 Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется ЗЗ 7 Мне бы хотелось, чтобы окружающие испытали на себе, как тяжело болеть –– 8 Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из за моей болезни
9 Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий Я 10 Моя болезнь и то, как я ее переношу, удивляют и поражают окружающих – 11 С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни – 12 Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу – 13 Среди окружающих я теперь вижу, как много людей страдает от болезней
14 Общение с людьми мне теперь стало быстро надоедать и даже раздражает меня И 15 Моя болезнь не мешает мне иметь друзей Г 0 Ни одно из определений ко мне не подходит – Отношение к одиночеству 1 Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится лучше АС 2 Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество
3 В одиночестве я стараюсь найти какую-нибудь интересную и нужную работу – 4 В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях
5 Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди меня стали сильно раздражать НЯ 6 Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям - 7 Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни - 8 Мне стало все равно: что быть среди людей, что оставаться в одиночестве – 9 Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения ГФ 10 Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью СЯ 0 Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена) Ф Отношение к будущему 1 Болезнь делает мое будущее печальным и унылым АА 2 Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспокоиться за будущее ЗФ 3 Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях – 4 Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем ЗЗ 5 Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем ГТ 6 Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе)
7 Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем А 8 Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за мое будущее ИСЯЯ 9 Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел П 10 Когда я думаю о своем будущем, меня охватывают тоска и раздражение на других людей – 11 Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее 0 Ни одно из определений ко мне не подходит –
Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:
Тип отношения Г Т И М А Н 0 С Я Ф 3 Р П Минимальное диагностическое число 7 4 3 3 3 3 4 3 3 5 5 6 3
Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2– 3 типа, где превышение наиболее велико Если же этого еде дать не удается, то никакой тип не диагностируется. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется.
Характеристики типов
1. Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе quo ad vitam сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.
2. Тревожный (Т). Непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск «авторитетов». В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.
3. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.
4. Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
5. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.
6. Неврастенический (Н). Поведение по типу «раздражительной слабости». Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.
7. Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
8. Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.
9. Эгоцентрический (Я). «Уход в болезнь». Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только «конкурентов» и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.
10. Эйфорический (Ф). Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.
11. Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».
12. Эргопатический (Р). «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.
13. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь–результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим.
Система отношений, связанных с болезнью, может не укладываться в один из описанных типов. Здесь речь может идти о смешанных типах, особенно близких по картине (тревожно-обсессивный, эйфорически-анозогно-зический, сенситивно-эргопатический и др.). Но система отношений может еще не сложиться в единый паттерн–тогда ни один из перечисленных типов не может быть диагностирован и черты многих или всех типов бывают представлены более или менее равномерно.


















Приложение 3
Методика определения акцентуаций характера Леонгарда – Шмишека
Инструкция. Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет.
Текст опросника
У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение. Вы чувствительны к оскорблениям. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.? Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе? Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании? Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать? Вы серьезный человек. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь? Предприимчивы ли Вы? Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит. Мягкосердечны ли Вы? Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него? Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников? Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)? Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств. Любят ли вас ваши знакомые? Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды? У вас часто бывает несколько подавленное настроение. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв? Трудно ли вам долго усидеть на месте? Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу? Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения ? Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев? Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным? Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас? Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте? Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью? Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал? Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки. Общительны ли Вы? В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли Вы в детстве из дома? Кажется ли Вам жизнь трудной? Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым? Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора? Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению? Вы очень любите животных. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво? Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей? Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове? В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте? Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день? Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям? Бывают ли у Вас головные боли? Вы часто смеетесь. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете. Вы подвижный человек. Вы очень переживаете из-за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери? Вы очень боязливы. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя? В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости. Часто ли Вас тянет путешествовать? Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании? Долго ли Вы переживаете обиду? Долго ли Вы переживаете горести других людей? Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью. Часто ли Вы видите страшные сны? Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже? В веселой компании Вы обычно веселы. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения? Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя. В беседе вы скупы на слова. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?


Ключ:
Гипертимные х3 (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,  –: нет
Застревающие х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81,  – : 12, 46, 59
Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79,  – : 25
Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, – : 36
Тревожные х3 + : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82,  –: 5
Циклотимные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84,  – : нет
Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88,  – : 51
Возбудимые х3 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86,  – : нет
Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87,  – : 31, 53, 65
Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76,  – : нет
При подсчете баллов по каждой шкале нужно суммировать ответы на пункты в строках “+” со своим знаком и на пункты в строках “–” с обратным знаком, затем сумму умножить на соответствующее данной шкале число.
Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов.












Приложение 4
Таблица 1
Анкетные данные группы алкогользависимых испытуемых
вопрос 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й 13-й 14-й 15-й 16-й 17-й 1 3 1 1 3 4 2 1 1 1 2 2 1 3 1 5 3 2 2 3 1 2 2 3 3 1 3 1 3 2 2 2 1 5 5 2 3 3 1 2 3 2 3 4 2 1 4 3 2 3 1 4 2 2 4 2 1 1 5 5 3 2 1 1 4 2 2 2 2 3 5 2 5 3 1 1 3 4 1 4 2 1 4 1 1 2 2 5 3 2 6 3 1 1 5 1 3 3 2 1 4 3 2 2 1 3 5 2 7 3 1 1 4 2 3 2 1 1 4 2 1 2 1 2 5 1 8 2 1 2 2 1 3 1 1 1 2 3 1 2 1 4 5 2 9 2 1 2 3 1 3 1 1 2 3 2 2 3 1 3 3 2 10 3 2 1 5 2 3 1 3 1 1 2 1 3 2 5 4 2 11 3 1 2 3 1 2 3 1 1 3 2 2 2 1 3 2 2 12 3 1 1 4 3 1 4 1 1 2 2 2 3 1 3 4 1 13 3 1 2 3 4 2 3 2 2 4 2 2 3 1 3 2 2 14 3 1 2 3 2 1 4 1 1 3 3 2 3 1 2 3 2 15 2 2 1 5 7 4 2 5 1 2 2 2 3 1 2 1 2 16 3 1 2 2 5 3 3 2 1 3 3 2 2 1 4 4 2 17 3 1 1 2 4 3 3 2 1 3 2 2 2 1 3 3 2 18 3 1 1 3 6 2 3 2 1 3 1 1 2 1 4 4 2 19 3 1 1 2 3 3 1 2 2 4 3 2 1 1 3 5 2 20 3 1 1 2 7 3 3 1 2 2 3 2 2 1 5 4 2 21 2 1 1 3 5 3 1 2 1 3 2 1 2 1 4 5 2 22 2 2 1 5 2 4 1 4 2 1 1 2 2 2 1 1 1 23 3 1 1 3 4 3 1 1 1 3 3 1 3 1 2 5 1 24 2 1 1 3 1 3 2 1 1 3 2 1 2 1 4 5 1 25 3 1 2 4 5 1 1 1 1 3 3 1 2 1 3 5 1 26 2 1 2 2 7 2 2 1 1 4 2 1 3 1 5 5 2 27 3 1 1 3 6 1 2 1 1 4 2 1 2 1 3 5 2 28 3 1 2 2 3 1 2 2 2 3 3 1 3 1 2 4 2 29 2 1 2 3 4 3 2 2 1 4 2 2 2 1 4 5 2 30 2 1 2 3 5 3 1 1 1 4 3 2 2 1 3 5 2
Таблица 2
Анкетные данные группы наркозависимых испытуемых
вопрос 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й 11-й 12-й 13-й 14-й 15-й 16-й 17-й 1 1 1 1 5 1 2 1 4 1 3 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 6 3 2 1 2 2 1 1 1 2 1 1 2 3 1 2 1 5 7 2 2 3 1 1 1 1 1 2 2 1 2 4 1 1 1 4 1 2 1 2 1 3 1 1 1 2 1 1 2 5 2 1 1 3 4 3 3 4 2 2 2 2 1 2 1 4 2 6 2 1 1 2 5 2 2 1 1 1 1 1 2 1 2 4 2 7 3 2 1 5 4 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 8 1 2 1 5 5 1 3 4 2 1 1 1 1 1 2 4 1 9 2 2 1 5 5 1 3 4 2 1 2 1 2 2 2 4 1 10 1 1 1 4 6 1 3 3 2 2 1 1 1 2 1 4 2 11 1 1 1 3 6 3 3 4 2 2 1 1 1 2 1 4 1 12 1 2 1 5 4 2 1 4 1 2 1 1 1 1 2 1 1 13 1 1 1 5 4 1 2 3 1 1 1 1 2 2 1 4 1 14 1 2 1 5 5 2 2 3 1 2 1 2 1 2 3 1 1 15 1 2 1 5 5 2 4 2 1 3 1 2 3 2 1 2 1 16 2 1 1 4 6 1 2 4 1 1 1 2 2 1 2 4 1 17 1 1 1 4 6 3 1 3 1 2 1 2 1 2 3 1 1 18 2 1 1 4 6 2 1 2 1 3 1 1 2 1 2 4 2 19 2 2 1 5 4 3 2 4 2 1 1 1 2 2 1 2 2 20 2 1 1 4 5 1 2 3 1 2 1 1 1 2 1 1 1 21 2 1 1 4 4 2 2 4 1 1 2 2 3 2 1 4 2 22 1 1 1 3 1 3 2 3 1 1 1 1 1 2 2 4 1 23 2 1 1 4 1 2 1 3 1 2 1 1 2 2 1 4 2 24 1 2 1 5 1 3 2 4 2 1 1 1 2 1 2 1 2 25 2 2 1 5 4 1 2 3 2 3 1 1 3 2 2 4 2 26 2 2 1 5 1 2 1 2 2 2 1 1 3 2 3 4 2 27 2 1 1 4 5 2 2 3 1 1 1 1 3 2 2 2 2 28 1 2 1 5 5 1 2 3 2 3 1 2 1 2 3 2 1 29 3 1 1 4 6 1 3 3 1 2 1 1 2 2 2 1 2 30 2 1 1 3 6 1 2 2 1 2 1 1 1 2 2 1 1







Приложение 5
Таблица 5
Результаты личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) в группе алкогользависимых
Исп. Г Т И М А Н О С Я Ф 3 Р П 1 2 3 1 1 2 1 2 0 1 8 2 2 1 2 3 3 2 2 1 1 0 1 0 9 3 3 2 3 9 3 0 0 2 0 1 1 0 3 2 5 0 4 4 4 0 1 0 7 0 1 0 2 3 3 3 5 4 1 0 2 0 2 2 0 1 1 0 1 6 6 5 3 0 0 0 0 4 2 2 7 4 4 2 7 5 2 0 2 0 1 3 1 0 5 8 2 1 8 10 3 1 0 1 2 0 0 3 3 3 5 3 9 7 2 2 1 2 6 2 0 1 5 2 4 2 10 6 4 0 0 7 0 1 2 0 2 5 2 1 11 5 3 2 0 6 2 4 0 0 0 2 1 2 12 9 1 1 0 2 0 0 0 1 2 3 3 2 13 4 3 0 0 1 8 2 0 0 1 1 0 2 14 9 2 1 0 0 1 3 0 2 3 0 3 1 15 10 3 0 0 3 2 1 0 0 2 3 4 0 16 3 1 2 0 2 7 3 1 0 1 2 2 2 17 5 2 1 0 7 2 4 2 3 2 0 6 0 18 3 1 2 3 6 2 1 3 0 3 4 1 0 19 4 2 1 0 0 0 3 1 2 0 7 3 0 20 6 1 2 1 2 1 0 2 1 8 2 4 1 21 4 2 1 2 3 2 0 1 0 2 3 5 2 22 5 4 0 0 7 3 0 3 1 4 4 2 1 23 7 1 0 0 2 2 0 0 2 2 8 3 3 24 6 2 0 2 0 0 2 0 1 9 3 0 0 25 5 7 1 0 3 1 0 0 1 0 4 3 0 26 4 0 2 1 2 0 0 0 2 3 7 4 0 27 5 0 0 0 0 0 0 2 0 3 9 1 0 28 6 1 2 0 6 0 2 1 0 2 5 4 1 29 4 6 0 0 1 0 0 3 0 4 2 3 0 30 3 2 1 0 2 1 1 1 2 8 1 2 0
Таблица 6
Результаты личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ) в группе наркозависимых
Исп. Г Т И М А Н О С Я Ф 3 Р П 1 1 4 3 2 1 2 7 2 0 2 4 3 5 2 2 3 2 0 0 3 8 4 2 3 0 4 3 3 3 9 0 0 0 3 3 2 1 2 3 2 4 4 4 4 1 0 0 1 2 3 2 0 1 8 1 5 5 9 2 1 0 3 3 1 3 3 4 0 2 6 6 5 3 0 0 2 0 3 1 1 3 2 3 7 7 4 0 0 1 7 3 2 2 3 2 4 1 8 8 3 3 0 0 3 1 0 6 3 5 3 2 9 9 6 0 0 2 1 7 1 2 2 2 2 4 10 10 10 0 0 0 0 2 2 0 1 4 1 3 11 11 4 4 0 7 2 1 3 0 2 1 3 6 12 12 5 8 1 2 3 3 0 0 0 4 0 3 13 13 4 2 3 3 0 0 2 0 0 2 8 5 14 14 2 0 2 3 3 7 3 1 2 3 5 1 15 15 4 1 3 6 2 2 1 0 1 1 5 2 16 16 3 1 3 2 3 8 3 0 3 4 2 4 17 17 6 1 3 3 2 0 2 2 7 0 3 4 18 18 9 0 2 3 3 2 0 1 0 5 4 2 19 19 5 2 3 1 3 3 1 3 1 1 1 4 20 20 6 3 6 0 0 1 1 0 3 3 0 6 21 21 5 1 8 3 2 3 2 2 2 2 2 5 22 22 9 2 0 0 0 2 1 3 0 2 0 4 23 23 3 2 1 0 0 3 0 7 0 2 0 6 24 24 8 2 2 0 1 1 2 1 2 2 0 3 25 25 4 0 3 2 0 6 3 3 1 4 0 2 26 26 4 2 7 3 0 0 1 2 0 2 2 6 27 27 3 3 1 1 0 2 0 2 0 3 8 1 28 28 5 1 0 2 1 1 0 2 0 2 4 0 29 29 3 7 0 3 2 3 0 0 1 0 4 2 30 30 4 2 0 1 3 2 3 1 2 1 5 0
Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991. - 312 c.
Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер. 2001. - 432 с.
Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм. Медико-социальные аспекты. (Руководство для врачей). – М.: Медицина, 1990.
Психологические аспекты зависимостей / Под ред. А. Ш. Тхостова и С. П. Елшанского. - М., 2005.
Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. – СПб., 2004, с. 240.
Шабалина В.В. Психология зависимого поведения. – СПб., 2004.
Клиническая психология. Учебник для вузов. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб, Питер, 2010.
Елфимова Е.В., Елфимов М.А. Личность и болезнь: «внутренняя картина болезни», качество жизни и приверженность лечению. // Заместитель главного врача, № 11, 2009.
Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 463 с.
Бухаров Я.М., Голубев М.В. Психотерапия в практике врача – не психотерапевта. – М., 2007.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. - М.: Академический проект, 2000. - Т. II.
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – М.: Авиценум, 1983, с. 46.
Бухаров Я.М., Голубев М.В. Психотерапия в практике врача – не психотерапевта. – М., 2007, с. 11.
Бухаров Я.М., Голубев М.В. Психотерапия в практике врача – не психотерапевта. – М., 2007, с. 36 – 48.
Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. – 328 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 256 с., с. 114.
Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии. – СПб., 2005.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 2004.
Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии. – СПб., 2005.

Личко А.Е. Истерики, рвущиеся к власти (Александр Керенский и Георгий Гапон).- Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, №1, с.130-142.
Ганнушкин П. Б. Избранные труды. – М., 2004.
Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии. – СПб., 2005.
Иванов И.Я Популяционные нормы для определяемых с помощью ПДО показателей акцентуаций характера у подростков.- В кн.: Психологическая диагностика при нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1985, с.44-46.
Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – 463 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2008 – 672с.
Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб., 2004.
Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии. – СПб., 2005.
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.









2


- алкогользависимые - наркозависимые

40

Особенности восприятия времени у лиц с различными типами акцентуации характера

БЕЛАРУСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ










Особенности восприятия времени у лиц с различными типами акцентуации характера

КУРСЫ

студентки 4 курса отделения психологии

Чернюк Юлии Витальевны

Научный руководитель –

кандидат психологических наук,

доцент А. И. Кулак

 

 

 

Минск, 2010

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретический анализ понятия восприятия времени

1.1 Понятие восприятия времени

1.2 Свойства восприятия времени

Выводы по главе 1

Глава 2 Теоретический анализ понятия акцентуации характера

2.1 Понятие характера и акцентуаций характера

2.2 Типы акцентуаций характера

Выводы по главе 2

Глава 3 Эмпирические исследования

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Анализ и интерпретация данных

Выводы по главе

Вывод

Библиография

Приложения

Введение

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, появление или исчезновение, происходит во времени. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени. Таким образом, важно знать, что такое "время", как оно воспринимается человеком, от чего зависит его восприятие. Это может помочь человеку в организации деятельности, рационально использовать время.

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другой, день - другой, проходят месяцы, годы, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого человека один и тот же промежуток объективно последнее время может быть короче или длиннее, чем был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека на неделю "стрелял", как месяц, для другого же неделя "летят", как будто бы пару дней.

Экспериментально установлено, что оценка времени в достаточной мере зависит от личностных и характерологических особенностей человека, от его восприятия наполняющих данный промежуток времени мероприятий. Отношение человека к предметам или явлениям, позитивное или негативное их восприятие меняется ход своего внутреннего времени.

Узнать стоимость работы