Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Причины приобщения школьников к табакокурению.

  • 45 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 27.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Курение, как форма девиантного поведения школьников
1.1. Понятие девиантного поведения в литературе
1.2. Причины возникновения девиации
1.3. Курение, как форма девиации
Глава 2. Изучение причин приобщения школьников к курению
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, установлено, что, во-первых, именно в детском и подростковом возрасте вред от курения наибольший; во-вторых, курение, как правило, становится первой формой девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается употребление алкоголя, а в ряде случаев — и наркотиков.
В результате исследования так же было выявлено, что реальный процесс общения подростков, в том числе в группе сверстников, так же может негативно сказываться на процессе формирования позитивной направленности и возникновении девиации, в том числе и начало употребления табака. Особенно негативно данные процесс происходит в случае бесконтрольного «уличного общения» подростков, которые предоставлены сами себе и нередко попадают под влияние личностей, прививающих им асоциальные, девиантные формы поведения.
Нестабильность современной экономической обстановки привела к тому, что родители вынуждены достаточно много времени уделять работе, чтобы обеспечить ребенка необходимым, особенно в свете того, что детские потребности постоянно растут. Взрослые уже не нацелены показать ребенку свою заботу и любовь отношением. Данные чувства измеряются в материальном эквиваленте как родителями, так и детьми. Ребенок оценивает любовь родителей подарками и уровнем своей обеспеченности. Если он хуже одет, имеет меньше карманных денег, чем его сверстники у него нет в индивидуальном пользовании ноутбука он чувствует себя ущемленным и будет вынужден терпеть насмешки сверстников. Родители для него становятся неудачниками, с его позиции они не любят его. Родители же стремятся избежать данной ситуации и решают проблему за счет дефицита внимания ребенку. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи в целом и уровне обеспеченности детей в частности.
Ситуация может складываться и в ином русле – когда родители не имеют потребности и стремления в общении детьми. Дети им по сути не нужны. Для того, чтобы ребенок не мешал взрослым жить полноценной жизнью и заниматься своими вопросами они «откупаются» от него, в своем роже компенсируют отсутствие духовного общения материально. У многих родителей на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т.д.
Противоположный тип воспитания подрастающего поколения – гиперопека – так же является значительным стимулятором для устремление подростка на улицу, к времяпрепровождению вне дома и семьи. Опека и постоянный контроль начиная с раннего возраста ограничивает самостоятельность и не дает формироваться чувству ответственности за самого себя. За ребенка все всегда решает кто-то. Ребенку либо потакают во всех его капризах, и он получает все, практически без ограничений, либо он становится объектом постоянного давления и требований определенной модели поведения. Которая будет вызвать одобрение у авторитарного родителя. Невыполнение требований будет вызывать стресс у ребенка и стремление как-то смягчить состояние постоянной напряженности, уйти от реальности.
Таким образом, привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.
Не имея поддержки родителей и возможности находится в комфортном состоянии дома подростки ориентируются на процесс социализации в группах, которые их принимают и прививают им свой образ жизни и поведение, в том числе начинают курить за компанию, что было отмечено подростками, как ведущая причина того, что они курят, либо пробуют курить.
В результате исследования было выявлено, что зачастую подростки оказываются в десоциализирующих условиях не исходя из своих устремлений, а исходя из сложившейся ситуации. Они оказываются в условиях, которые тормозят или искажают процесс их конструктивной социализации по причине того, что не имеют возможности быть понятыми, принятыми и направленными в необходимое для них русло взрослыми.
К подобным формам условий необходимо отнести саму семью, где воспитывается подросток. Наблюдая за тем, как родители проявляют девиантные формы поведения он сам приобретает к ним склонность.
В связи с этим, главные задачи по популяризации негативного отношения к курению в массовом сознании школьников предусматривают:
- повысить уровень медицинской информированности;
- научить объективной оценке состояния своего здоровья;
- повысить ранговое место здоровья в системе жизненных ценностей;
- научить умению остерегаться повреждающих факторов;
- привитие навыков по здоровому образу жизни.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена и действительно существует прямая зависимость между склонностью к девиантному поведению, низким уровнем самосохранительного поведения и информированности о вреде курения и склонностью к курению.







Заключение

По результатам проведенного теоретического и практического исследования возможно выделить следующие основополагающие аспекты проблематики.
Социальные отклонения, как явление основываются на биологических, психологических и социальных факторах, и при этом могут быть признаны опасными для социума, что влечет за собой изоляцию индивида с девиантным поведением, и безопасным, когда в изоляции индивида нет необходимости.
На современном этапе развития общества существует огромное количество форм девиантных отклонений, как социального, так и психологического характера. Девиация, как социальное отклонение, возникла одновременно с возникновением социума, как такового. Общество формирует определенные нормы и устои поведения, соблюдение которых необходимо для удобства большинства и защиты интересов большинства.
Среди школьников наиболее склонны к возникновению девиантного поведения подростки. Новообразования подросткового возраста сопутствуют яркому выражению социального протеста, поведению, отличному от одобряемого обществом.
Процесс усвоения подростком норм и правил связан с деятельностью окружающего его социума, в который входят родители, сверстники, учителя и пр. Значительную роль так же играют сформировавшиеся личностные мотивы – ценности, моральные принципы и пр. Данные факторы в совокупности формируют нормы его социального поведения.
Мотивов социального поведения может быть несколько.
Во-первых, это стремление привести свое поведение в соответствие с собственными убеждениями, взглядами и отношением к человеку, которого это поведение непосредственно касается.
Во-вторых, это желание соответствовать ожиданиям окружающих людей.
В-третьих, это стремление оказывать определенное воздействие на окружающих людей.
В-четвертых, это прямое желание сделать что-либо определенное для человека, на которого направлен данный поступок.
Наконец, в-пятых, это просто желание быть как все, не отличаться от окружающих людей, или, напротив, быть не похожим на них.
Среда, в которой воспитывается подросток играет основополагающую роль, так как школьник с самого раннего детства может усваивать негативные модели поведения, которые в дальнейшем окажут отрицательное влияние на формирование у него самосохранительного поведения и возникновения у него пристрастия к различного рода пагубным привычкам.
Достаточно часто первый раз ребенок пробует алкоголь либо выкуривает свою первую сигарету в семье. Он наблюдает за родителями, которые проявляют различного рода девиантные формы поведения и усваивает данный вариант, как норму. В дальнейшем на него будет иметь весьма слабое воздействие заверение в том, что та или иная форма девиации вредна для его здоровья и ведет к саморазрушении. В частности, если подростка будут убеждать, что курение вредно, ведет к определенным отклонениям, он может отметить, что отец курит столько, сколько он его помнит и курил еще до его рождения. И папа вполне себе жив – здоров, а потому во вред курения он верит весьма слабо. К тому моменту, когда осознание вреда от курения все-таки придет у человека уже может возникнуть тяжелейшая форма физической и психической зависимости, а возможно и ряд сопутствующих заболеваний.
Курение возможно расценивать, как одну из форм девиантного поведения, направленного на саморазрушение и слабую сформированность самосохранительного поведения.
Рассматривая проблему приобщения школьников к курению было проведено исследование. Выборка эмпирического исследования: в исследовании приняли участие дети, посещающие среднюю школу г. Москвы.
Было выявлено, что опрошенные респонденты осознают, что курение наносит вред их здоровью, но при этом недооценивают тяжесть вреда. Так же необходимо отметить, что большинство опрошенных так или иначе пробовали курить.
В результате исследования было выявлено, что зачастую подростки оказываются в десоциализирующих условиях не исходя из своих устремлений, а исходя из сложившейся ситуации. Они оказываются в условиях, которые тормозят или искажают процесс их конструктивной социализации по причине того, что не имеют возможности быть понятыми, принятыми и направленными в необходимое для них русло взрослыми. К подобным формам условий необходимо отнести саму семью, где воспитывается подросток.
В качестве главных задач по популяризации негативного отношения к курению в массовом сознании школьников были выделены:
- повысить уровень медицинской информированности;
- научить объективной оценке состояния своего здоровья;
- повысить ранговое место здоровья в системе жизненных ценностей;
- научить умению остерегаться повреждающих факторов;
- привитие навыков по здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования была подтверждена и действительно существует прямая зависимость между склонностью к девиантному поведению, низким уровнем самосохранительного поведения и информированности о вреде курения и склонностью к курению.




Список литературы

Авдеева-Федосеева Ж.А., Мулик А.Б. Методические рекомендации по выявлению предрасположенности к девиантному поведению. - Волгоград: Издательство ВолГУ, - 2001.
Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с. 131 – 140.
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.
Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2008.
Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук./Д.В. Берко – Ставрополь, 2000. – 152 с.
Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237 с.
Быков С.А. Наркомания среди молодежи / С.А. Быков // Социс. – 2000 - № 4.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.
Девиантность и социологический контроль в России (XIX-XX вв.) / Отв. ред. Я. И. Гилипский. СПб.: Питер, 2000.
Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии - СПб.: Речь, 2007.
Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. – 2000. - № 1. – с. 28 – 36.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М.: Владос, 2000.
Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию. – Ростов-на-Дону, - 2003.
































Приложения

АНКЕТА: «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ»

Просим серьезно отнестись к заполнению анкеты и ответить на все вопросы, подчеркнув выбранный Вами ответ прямой линией.
Если Вы не уверены в своих знаниях по тому или иному вопросу, то ответ подчеркните волнистой чертой или допишите свой ответ.
Можно подчеркнуть два и более ответов.

Ваш пол:
М
Ж

2. Ваш возраст ____________
4. Как часто вы болеете?
- имею хронические заболевания
- чаще сезонными заболеваниями (орвз, грипп)
- не чаще 1 раза в год
- очень редко
- свой вариант__________________________________________

3. Какие жизненные ценности являются для вас наиболее важными (проранжируйте)
- счастье в семье
- материальная обеспеченность
- здоровье
- любовь
- карьера
- нравственность
- образование
+ свой вариант______________________________________
4.Вы считаете уровень своего здоровья:
- отличным
- хорошим
- удовлетворительным
- плохим
- затрудняюсь ответить       
- свой вариант________________________                                                      
5. Есть ли у вас распорядок дня?
- да
- нет
- есть, но я не всегда его соблюдаю
- свой вариант_______________________________________________

6. На здоровье человека влияют такие факторы как (нужное подчеркнуть):
- наследственность
- вредные привычки 
- питание
- экология 
- режим дня 
- свой вариант_______________________________________________
7. Вы посещаете уроки физкультуры
- потому что они помогают укреплять мое здоровье
- чтобы развивать волю и целеустремленность
- чтобы получить оценку
- свой вариант_______________________________________________
8. Как ты проводишь свое свободное время?
- читаю книги
- хожу в кино, театр
- смотрю телевизор
- «сижу» в интернете
- гуляю с другом
- занимаюсь спортом
- другое _____________________________________________

9.Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни» (проранжируйте)
- заниматься спортом
- вести осмысленную жизнь
- отказ от вредных привычек
- не вести беспорядочную половую жизнь
- личная гигиена
- оптимальный двигательный режим
- рациональное питание
- закаливание
- положительные эмоции
- владение навыками безопасного поведения
- другое _______________

10. Считаете ли вы для себя необходимым поддерживать здоровый образ жизни
- да
- нет
- частично
- эта проблема меня пока не волнует
- другое _______________
11. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересуют?
-  Физическая культура и спорт                                                
-  Рациональное питание                                                            
-  О вреде табакокурения                                                          
- О вреде алкоголя                                                                                
-  Злоупотребление наркотиков                                                
-  Половое воспитание                                                               
-  Другие темы (укажите, какие)____________________________
__________________________________________________________

  12. Из каких источников Вы узнаете о проблемах, связанных с курением?
-  Из телевизионных передач                                                    
-  Из кинофильмов                                                                                 
-  Из книг, журналов, газет                                                        
-  Из радиопередач                                                                                 
-  От учителей (на уроках, беседах, лекциях)                         
- От родителей                                                                           
-  От других взрослых                                                                
-  От друзей                                                                                             
-  Из других источников (укажите, из каких)
____________________________________________________________   

13. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить о вреде:
 -    курения
в 6 лет                                                                                            
с 14 до 16 лет
другое_____________                                                                  
14. Как Вы считаете, что больше вредит здоровью? (не более четырёх ответов)
-  Нарушение режима труда и отдыха                                                 
- Нарушение питания  (переедание, недоедание, нерегулярность
      приема пищи, питание всухомятку)                                     
- Курение                                                                                     
- Потребление алкогольных напитков                                    
- Потребление наркотиков                                                       
-  Малоподвижный образ жизни                                               
- Несоблюдение личной гигиены                                            
-  Другое (что именно)_______________________________                 
15. Курите ли Вы? -Да
-Нет
-Изредка
-До 10 сигарет в день
-Более 10 сигарет в день
- другое ________________________
16. Почему вы курите? -От нечего делать
-Казаться более взрослым,
Независимым
- друзья курят
- другое ______________________
17. Знаете ли Вы, как влияет курение на состояние здоровья?
-Вредно для здоровья
-Полезно для здоровья
-Затрудняюсь ответить
- другое ______________________

18. Вредно ли курение для окружающих некурящих – «пассивное курение»
-Вредно
-Не вредно
-Затрудняюсь ответить
- другое _____________________
19. Стоит ли отказаться от курения, чтобы быть здоровым?
-Да
-Нет
-Не знаю
- другое ______________________
20. Курит ли кто-то из ваших родных?
- да
- нет
- иногда
- другое__________________________________________________________
Благодарим за участие в опросе!

Зернов Д. Критический очерк аналитических оснований криминологической теории Ломброзо // Криминология. М.: Знание, 1991. с.59.
Мертон Р. Социальная структура и аномалия // Социология преступности. М.: Наука, 1966. с.34.
Авдеева-Федосеева Ж.А., Мулик А.Б. Методические рекомендации по выявлению предрасположенности к девиантному поведению. - Волгоград: Издательство ВолГУ, - 2001. с. 6
Девиантность и социологический контроль в России (XIX-XX вв.) / Отв. ред. Я. И. Гилипский. СПб.: Питер, 2000. с. 141.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М.: Владос, 2000. с.234.
Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект – пресс, 2007. с.81.
Андреева Т. И. Если родители курят ..: Кн. для дет. врача, а также для курящих и некурящих родителей / Т . Андреева ; Информ. центр по проблемам алкоголя и наркотиков. – [2-е изд., перераб. и доп.]. - Киев, 2003.
Сколько человек умирает от курения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.russlav.ru/tabak/skolko_chelovek_ymiraet_ot_kyreniya.html (дата обращения 18.02.2012)
Сколько человек умирает от курения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.russlav.ru/tabak/skolko_chelovek_ymiraet_ot_kyreniya.html (дата обращения 18.02.2012)
Андреева Т. И. Если родители курят ..: Кн. для дет. врача, а также для курящих и некурящих родителей / Т . Андреева ; Информ. центр по проблемам алкоголя и наркотиков. – [2-е изд., перераб. и доп.]. - Киев, 2003.
Сколько человек умирает от курения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.russlav.ru/tabak/skolko_chelovek_ymiraet_ot_kyreniya.html (дата обращения 18.02.2012)
Андреева Т. И. Если родители курят ..: Кн. для дет. врача, а также для курящих и некурящих родителей / Т . Андреева ; Информ. центр по проблемам алкоголя и наркотиков. – [2-е изд., перераб. и доп.]. - Киев, 2003.
Сколько человек умирает от курения [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.russlav.ru/tabak/skolko_chelovek_ymiraet_ot_kyreniya.html (дата обращения 18.02.2012)












2

Список литературы

1.Авдеева-Федосеева Ж.А., Мулик А.Б. Методические рекомендации по выявлению предрасположенности к девиантному поведению. - Волгоград: Издательство ВолГУ, - 2001.
2.Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с. 131 – 140.
3.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Ю.В. Копылов – Ростов-на-Дону, 1998. – 448 с.
4.Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – М.: МГУ, 2008.
5.Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук./Д.В. Берко – Ставрополь, 2000. – 152 с.
6.Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии./Л.Г. Корно – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
7.Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. … канд. псих. наук./Е.В. Буренкова – Пенза, 2000. – 237 с.
8.Быков С.А. Наркомания среди молодежи / С.А. Быков // Социс. – 2000 - № 4.
9.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.
10.Девиантность и социологический контроль в России (XIX-XX вв.) / Отв. ред. Я. И. Гилипский. СПб.: Питер, 2000.
11.Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
12.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
13.Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии - СПб.: Речь, 2007.
14.Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
15.Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений./В.А. Петровский // Психологический журнал. – 2000. - № 1. – с. 28 – 36.
16.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М.: Владос, 2000.
17.Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию. – Ростов-на-Дону, - 2003.



Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ области

ВОЛОГОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ










Выпускной квалификационной работы

по дисциплине: музыка и методика преподавания

На тему: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ младших школьников К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Студентки 5 курса

Глебовой А. С.

Научный руководитель

учитель музыки и

методы музыкального

образование

Васильев P. A.

EX

2010

Введение

Целостность образовательного процесса в школе обеспечивается за счет единства принципов развивающей образовательной работы по всем направлениям. Реализация единой линии развития ребенка на всех этапах образования, придает педагогическому процессу последовательный и перспективный характер. Решая на каждой ступени школы свою совокупность образовательной деятельности, мы можем имитировать современный стиль ученика.

Выпускник школы появляется человек, для которого важны общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к близким, любовь к родине. Его нравственный потенциал заключается в осознании целей и смысла жизни, усвоение ценностей "Отечество", "творчество", "любовь", чувство гордости за принадлежность к нации, за свою Родину, проявлении в отношениях с окружающими людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, милосердия. Это все составляющие понятия "культура".

Развитие современной культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения в образовательном процессе. Радио-и телевизионные программы, Интернет, направленные только на развлекательность, реклама вредных для здоровья напитков, сигарет, показ насилия, а также современная семья, которая, как правило, не обеспечивает музыкально-эстетического развития ребенка - все это способствует ошибочное восприятие мира и нежеланию ребенка делиться истинной и народной культуры, традиции. Кроме того, в самом деле, этот процесс не достаточно внимания и морально-этического воспитания, очень мало представлены музыкально-эстетические занятия.

тем не менее, именно эти мероприятия художественно-эстетического цикла, такие как фольклорные праздники, имеют более широкие возможности получения образования, чтобы стать человеком культуры.

Узнать стоимость работы