Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Детско-родительские отношения и тревожность старших дошкольников.

  • 71 страница
  • 22 источника
  • Добавлена 16.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Изучение детско-родительских отношений в трудах психологов и педагогов
1.2. Понятия и характеристики тревоги и тревожности
1.3. Психологические особенности личности дошкольника
1.4 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста
1.5. Родительские отношения и их взаимосвязь с проявлением тревожности у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Программа исследования
2.2. Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений и тревожности старших дошкольников
2.2.1 Диагностика типа родительского отношения к ребёнку
2.2.2. Диагностика отношения ребёнка к своему окружению
2.2.3. Диагностика тревожности у детей
2.2.4. Выявление особенностей взаимосвязи родительского отношения с эмоциональным отношением ребенка и уровнем тревожности
2.3. Интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фрагмент для ознакомления

То есть, более высокому уровню требовательности в родительском отношении к ребёнку соответствует более высокий уровень тревожности ребёнка ((2 =0,024).
Также выявлена достоверная взаимосвязь уровня тревожности и показателей шкалы «автономность-контроль» опросника И. И. Марковской. То есть, более высокому уровню контроля родителей по отношению к ребёнку соответствует более высокий уровень тревожности ребёнка ((2 =0,046).
Достоверная взаимосвязь выявлена между уровнем тревожности и показателями шкалы «эмоциональная дистанция-близость» опросника И.И.Марковской. То есть, большей эмоциональной дистанции родителей с ребёнком соответствует более высокий уровень его тревожности ((2 =0,026).
Также выявлена достоверная взаимосвязь уровня тревожности и показателей шкалы «отвержение-принятие» опросника И. И. Марковской. То есть, более высокому уровню отвержения ребёнка родителями соответствует более высокий уровень его тревожности ((2 =0,016).
Достоверная взаимосвязь выявлена между показателями эмоциональных отношений ребенка (по тесту «Почта») и показателями шкалы «эмоциональная дистанция-близость» опросника И.И.Марковской. То есть, более высокому уровню близости родителей с ребёнком соответствует большая теплота эмоциональных отношений ребёнка к своим близким ((2 =0,024).
По остальным показателям методик достоверной взаимосвязи не выявлено.
2.3. Интерпретация результатов исследования

Полученные результаты можно объяснить тем, что одним из значимых факторов, влияющих на появление тревожности у детей являются родительские отношения. На такую зависимость указывают и такие специалисты, как А.И. Захаров [4], А.М. Прихожан [14] и другие.
Как было показано в литературном обзоре, жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием. В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е.Т.Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности [21]. Это подтверждается нашим исследованием: более высокому уровню близости родителей с ребёнком соответствует большая теплота эмоциональных отношений ребёнка к своим близким.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека или, наоборот, чрезмерный диктат.
Таким образом, результаты эмпирического исследования согласуются с данными литературных источников. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: характер взаимоотношений в семье имеет взаимосвязь с уровнем тревожности у ребенка, а именно: чем выше требовательность родителей и жесткость контроля, больше эмоциональная дистанция и отвержение родителями ребёнка, тем выше уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.


ВЫВОДЫ

1. Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников показало, что родители в данной выборке отличаются, в основном, излишней требовательностью, строгостью, контролем; близость с детьми и сотрудничество - недостаточны; хотя принятие родителями своих детей и последовательность – в основном на высоком и среднем уровне; у большинства родителей тревожность за ребёнка – на низком и среднем уровнях; выявлены воспитательная конфронтация во многих семьях; у трети родителей – низкая удовлетворённость отношений с ребёнком. Исследование эмоционального отношения детей к членам своей семьи показало, что большинство детей испытывают взаимную симпатию и близость к членам семьи, в основном - положительное отношение к маме и бабушке. Противоречивое отношение к членам семьи выявлено у трети детей. Бедность контактов выявлена у 8% детей. Негативное отношение не выявлено ни у кого из детей.
2. Определение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста показало, что у дошкольников преобладает средний и высокий уровни тревожности. Детей с низким уровнем тревожности не выявлено. Это требует особого внимания взрослых – родителей и воспитателей.
4. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи уровня тревожности и показателей шкал «нетребовательность-требовательность», «автономность-контроль», «эмоциональная дистанция-близость» и шкалы «отвержение-принятие» опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И. И. Марковской. Достоверная взаимосвязь выявлена между показателями эмоциональных отношений ребенка (по тесту «Почта») и показателями шкалы «эмоциональная дистанция-близость» опросника И.И.Марковской.
По остальным показателям методик достоверной взаимосвязи не выявлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что особая актуальность изучения проблемы влияния детско-родительских отношений на тревожность старших дошкольников связана с тем, что именно в период детства, характеризующимся сензитивностью в освоении окружающего мира, формируются основные структуры личности. При этом родительско-детские отношения исключительно важны для формирования личности подрастающего человека.
Проведенный теоретический анализ понятий тревожности детей старшего дошкольного возраста и детско-родительских отношений позволяет отметить, что повышенный уровень тревожности – субъективное проявление неблагополучия личности – может привести к затруднению контактов ребенка с окружающим миром, к формированию заниженной самооценки, низкого уровня притязаний и мрачного пессимизма. Дети дошкольного возраста, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Детско-родительские отношения это, прежде всего, гармоничная взаимосвязь между родителями и детьми, благоприятно влияющая на становление личности ребенка. Нарушение гармонии в детско-родительских отношениях, непосредственно оказывает влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и развитие личности в целом, так же приводит к негативному развитию личности ребенка, к различным личностным деформациям, одной из которых является повышенная тревожность.
Результаты эмпирического исследования взаимосвязи тревожности дошкольников с детско-родительскими отношениями говорят о том, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на возрастание у детей тревожности.
Так, исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников показало, что родители в данной выборке отличаются, в основном, излишней требовательностью, строгостью, контролем; близость с детьми и сотрудничество - недостаточны; хотя принятие родителями своих детей и последовательность – в основном на высоком и среднем уровне; у большинства родителей тревожность за ребёнка – на низком и среднем уровнях; выявлены воспитательная конфронтация во многих семьях; у трети родителей – низкая удовлетворённость отношений с ребёнком. При этом выявлено, что большинство детей испытывают симпатию и близость к членам семьи, в основном - положительное отношение к маме и бабушке. Негативное отношение не выявлено ни у кого из детей. Однако, определение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста показало, что у дошкольников преобладает средний и высокий уровни тревожности.
Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу исследования: характер взаимоотношений в семье имеет взаимосвязь с уровнем тревожности у ребенка, а именно: чем выше требовательность родителей и жесткость контроля, больше эмоциональная дистанция и отвержение родителями ребёнка, тем выше уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.





ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М. 1996.
Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Т. 2. / Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308 с.
Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.35.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007.
Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- С.5-14.
Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.- С.11-13.
Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2.  -       С. 94 – 108.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. -М. : Академия, 2007. - 638 с.
Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 230с.
Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ: Питер, 2007.
Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра-тест «Почта» модификация теста Е. Антони и Е. Бине

В игре используется 20 писем:
1) 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. Об этом человеке я скучаю.
4. Об этом человеке я не скучаю.
5. С этим человеком я люблю играть, читать.
6. Иногда я боюсь этого человека.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью.
2) 10 содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлении):
1. Этот человек меня любит.
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек на меня злится и сердится.
5. Этот человек меня всегда жалеет.
6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый, хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.



Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Содержание экспериментального материала:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МАТРИЦА
Тест1 Тест2 Нетр.
Треб. Мягк.
Строг. Автон.
Контр. Эмоц.
дист.
Близ. Отвер.
Прин. Отсут.
сотр.
Сотр. Трев.
за реб. Непосл.
Послед. Восп.
конфр.
в семье Удовл.
отнош.
с реб. 1 1 1 1 1 3 2 2 3 3 3 1 3 2 2 1 3 2 3 2 3 2 2 3 2 3 3 1 1 2 3 2 1 2 1 2 2 3 1 4 2 1 3 2 1 3 3 3 3 3 2 2 5 2 1 2 3 3 3 2 3 3 1 2 3 6 2 1 2 2 3 3 3 2 3 2 2 2 7 2 1 3 3 1 2 3 3 2 2 2 2 8 1 2 2 3 2 1 2 2 2 3 2 2 9 2 4 3 3 3 2 2 2 3 2 3 3 10 2 1 3 3 1 2 2 3 2 1 3 2 11 2 4 3 3 1 2 3 3 2 2 3 2 12 1 1 3 2 3 1 2 2 2 3 1 2 13 2 4 3 1 2 2 3 2 1 3 1 3 14 2 1 2 3 1 3 3 1 2 3 2 3 15 2 1 3 3 3 2 3 2 3 3 1 2 16 1 4 2 3 2 2 2 2 3 3 2 2 17 1 1 1 3 2 3 3 2 1 3 2 2 18 2 1 2 3 2 1 1 1 2 2 3 1 19 2 4 2 2 2 2 2 2 3 2 2 3 20 2 1 2 3 1 2 3 2 1 3 2 2 21 2 4 3 3 1 2 3 2 2 2 3 2 22 1 4 1 2 3 3 3 2 3 2 2 2 23 2 1 2 3 3 2 1 1 2 2 2 3 24 2 1 2 3 3 2 1 1 2 2 2 2 25 1 2 3 3 3 1 1 1 1 1 3 1

Частотные таблицы

Диагностика типа родительского отношения к ребёнку

Нетребовательность-требовательность Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные нетребовательность 3 12,0 12,0 12,0 среднее 11 44,0 44,0 56,0 требовательность 11 44,0 44,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Мягкость строгость Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные мягкость 2 8,0 8,0 8,0 среднее 6 24,0 24,0 32,0 строгость 17 68,0 68,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Автономность контроль
Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные автономностьт 7 28,0 28,0 28,0 среднее 7 28,0 28,0 56,0 контроль 11 44,0 44,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0



Эмоциональная дистанция близость
Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные эмоциональная дистанция 5 20,0 20,0 20,0 среднее 14 56,0 56,0 76,0 близость 6 24,0 24,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0 Отвержение принятие Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные отвержение 4 16,0 16,0 16,0 среднее 9 36,0 36,0 52,0 принятие 12 48,0 48,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Отсутствие сотрудничества сотрудничество Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные отсутствие сотрудничества 6 24,0 24,0 24,0 среднее 13 52,0 52,0 76,0 сотрудничество 6 24,0 24,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Тревожность за ребенка Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные высокая 4 16,0 16,0 16,0 средняя 12 48,0 48,0 64,0 низкая 9 36,0 36,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0 Непоследовательность последовательность Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные непоследовательность 3 12,0 12,0 12,0 среднее 11 44,0 44,0 56,0 последовательностть 11 44,0 44,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0


Воспитательная конфронтация в семье
Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные высокая 4 16,0 16,0 16,0 средняя 14 56,0 56,0 72,0 низкая 7 28,0 28,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Удовлетворенность отношения с ребенком Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные высокая 3 12,0 12,0 12,0 средняя 14 56,0 56,0 68,0 низкая 8 32,0 32,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0
Диагностика отношения ребёнка к своему окружению
эмоциональные отношения Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные взаимная симпатия и близость 16 64,0 64,0 64,0 бедность контактов 2 8,0 8,0 72,0 противоречивость чувств 7 28,0 28,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0

Диагностика тревожности у детей
индекс тревожности Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент Валидные высокий 8 32,0 32,0 32,0 средний 17 68,0 68,0 100,0 Итого 25 100,0 100,0


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблицы сопряженности



индекс тревожности * нетребовательность-требовательпость

Таблица сопряженности Частота нетребовательностьтребовательпость Итого нетребовательность среднее требовательность индекс тревожности высокий 3 3 2 8 средний 0 8 9 17 Итого 3 11 11 25

Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 7,453a 2 ,024 Отношение правдоподобия 8,021 2 ,018 Линейно-линейная связь 4,887 1 ,027 Кол-во валидных наблюдений 25

индекс тревожности * мягкостьстрогость


Таблица сопряженности Частота мягкостьстрогость Итого мягкость среднее строгость индекс тревожности высокий 1 2 5 8 средний 1 4 12 17 Итого 2 6 17 25


Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона ,355a 2 ,837 Отношение правдоподобия ,336 2 ,846 Линейно-линейная связь ,282 1 ,595 Кол-во валидных наблюдений 25

индекс тревожности * автономность-контроль


Таблица сопряженности Частота автономностьконтроль Итого автономностьт среднее контроль индекс тревожности высокий 0 4 4 8 средний 7 3 7 17 Итого 7 7 11 25 Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 5,424a 2 ,046 Отношение правдоподобия 7,362 2 ,025 Линейно-линейная связь 1,880 1 ,170 Кол-во валидных наблюдений 25
индекс тревожности * эмоциональнаядистанция-близость

Таблица сопряженности Частота эмоциональнаядистанцияблизость Итого эмоциональная дистанция среднее близость индекс тревожности высокий 4 2 2 8 средний 1 12 4 17 Итого 5 14 6 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 7,318a 2 ,026 Отношение правдоподобия 7,218 2 ,027 Линейно-линейная связь 2,167 1 ,141 Кол-во валидных наблюдений 25
индекс тревожности * отвержение-принятие

Таблица сопряженности Частота отвержениепринятие Итого отвержение среднее принятие индекс тревожности высокий 1 5 2 8 средний 3 4 10 17 Итого 4 9 12 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 3,682a 2 ,0159 Отношение правдоподобия 3,666 2 ,160 Линейно-линейная связь ,799 1 ,371 Кол-во валидных наблюдений 25
индекс тревожности * отсутствие сотрудничества сотрудничество

Таблица сопряженности Частота Отсутствие сотрудничества сотрудничество Итого отсутствие сотрудничества среднее сотрудничество индекс тревожности высокий 2 5 1 8 средний 4 8 5 17 Итого 6 13 6 25

Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона ,903a 2 ,637 Отношение правдоподобия ,975 2 ,614 Линейно-линейная связь ,368 1 ,544 Кол-во валидных наблюдений 25

индекс тревожности * тревожность за ребенка

Таблица сопряженности Частота тревожностьзаребенка Итого высокая средняя низкая индекс тревожности высокий 2 3 3 8 средний 2 9 6 17 Итого 4 12 9 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона ,873a 2 ,646 Отношение правдоподобия ,845 2 ,655 Линейно-линейная связь ,132 1 ,716 Кол-во валидных наблюдений 25
индекс тревожности * непоследовательность-последовательность
Таблица сопряженности Частота непоследовательностьпоследовательность Итого непоследовательность среднее последовательностть индекс тревожности высокий 1 2 5 8 средний 2 9 6 17 Итого 3 11 11 25


Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 1,883a 2 ,390 Отношение правдоподобия 1,935 2 ,380 Линейно-линейная связь ,800 1 ,371 Кол-во валидных наблюдений 25
индекс тревожности * воспитательная конфронтация в семье

Таблица сопряженности Частота воспитательнаяконфронтациявсемье Итого высокая средняя низкая индекс тревожности высокий 2 4 2 8 средний 2 10 5 17 Итого 4 14 7 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона ,709a 2 ,702 Отношение правдоподобия ,671 2 ,715 Линейно-линейная связь ,382 1 ,536 Кол-во валидных наблюдений 25

индекс тревожности * удовлетворенность отношения с ребенком


Таблица сопряженности Частота удовлетворенностьотношениясребенком Итого высокая средняя низкая индекс тревожности высокий 2 5 1 8 средний 1 9 7 17 Итого 3 14 8 25

Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 3,144a 2 ,208 Отношение правдоподобия 3,247 2 ,197 Линейно-линейная связь 2,982 1 ,084 Кол-во валидных наблюдений 25
Таблицы сопряженности

эмоциональные отношения * нетребовательностьтребовательпость


Таблица сопряженности Частота нетребовательностьтребовательпость Итого нетребовательность среднее требовательность эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 2 8 6 16 бедность контактов 0 1 1 2 противоречивость чувств 1 2 4 7 Итого 3 11 11 25

Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 1,245a 4 ,871 Отношение правдоподобия 1,514 4 ,824 Линейно-линейная связь ,334 1 ,564 Кол-во валидных наблюдений 25




эмоциональные отношения * мягкость-строгость

Таблица сопряженности Частота мягкостьстрогость Итого мягкость среднее строгость эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 1 4 11 16 бедность контактов 0 0 2 2 противоречивость чувств 1 2 4 7 Итого 2 6 17 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 1,538a 4 ,820 Отношение правдоподобия 2,082 4 ,721 Линейно-линейная связь ,429 1 ,512 Кол-во валидных наблюдений 25

эмоциональные отношения * автономностьконтроль


Таблица сопряженности Частота автономностьконтроль Итого автономностьт среднее контроль эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 5 3 8 16 бедность контактов 0 1 1 2 противоречивость чувств 2 3 2 7 Итого 7 7 11 25




Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 2,534a 4 ,639 Отношение правдоподобия 3,060 4 ,548 Линейно-линейная связь ,226 1 ,634 Кол-во валидных наблюдений 25
эмоциональные отношения * эмоциональная дистанция близость

Таблица сопряженности Частота эмоциональнаядистанцияблизость Итого эмоциональная дистанция среднее близость эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 3 8 5 16 бедность контактов 2 0 0 2 противоречивость чувств 0 6 1 7 Итого 5 14 6 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 11,245a 4 ,024 Отношение правдоподобия 10,947 4 ,027 Линейно-линейная связь ,000 1 ,986 Кол-во валидных наблюдений 25






эмоциональные отношения * отвержение-принятие


Таблица сопряженности Частота отвержениепринятие Итого отвержение среднее принятие эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 3 5 8 16 бедность контактов 1 1 0 2 противоречивость чувств 0 3 4 7 Итого 4 9 12 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 4,036a 4 ,401 Отношение правдоподобия 5,567 4 ,234 Линейно-линейная связь ,540 1 ,463 Кол-во валидных наблюдений 25

эмоциональные отношения * отсутствиесотрудничествасотрудничество


Таблица сопряженности Частота отсутствиесотрудничествасотрудничество Итого отсутствие сотрудничества среднее сотрудничество эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 5 6 5 16 бедность контактов 1 1 0 2 противоречивость чувств 0 6 1 7 Итого 6 13 6 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 5,878a 4 ,208 Отношение правдоподобия 7,706 4 ,103 Линейно-линейная связь ,182 1 ,669 Кол-во валидных наблюдений 25

эмоциональные отношения * тревожностьзаребенка


Таблица сопряженности Частота тревожностьзаребенка Итого высокая средняя низкая эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 2 9 5 16 бедность контактов 1 1 0 2 противоречивость чувств 1 2 4 7 Итого 4 12 9 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 4,049a 4 ,399 Отношение правдоподобия 4,207 4 ,379 Линейно-линейная связь ,527 1 ,468 Кол-во валидных наблюдений 25








эмоциональные отношения * непоследовательность-последовательность


Таблица сопряженности Частота непоследовательностьпоследовательность Итого непоследовательность среднее последовательностть эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 2 6 8 16 бедность контактов 1 0 1 2 противоречивость чувств 0 5 2 7 Итого 3 11 11 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 6,006a 4 ,199 Отношение правдоподобия 6,518 4 ,164 Линейно-линейная связь ,089 1 ,766 Кол-во валидных наблюдений 25
эмоциональные отношения * воспитательная конфронтация в семье


Таблица сопряженности Частота воспитательнаяконфронтациявсемье Итого высокая средняя низкая эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 3 10 3 16 бедность контактов 0 1 1 2 противоречивость чувств 1 3 3 7 Итого 4 14 7 25



Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 2,144a 4 ,709 Отношение правдоподобия 2,397 4 ,663 Линейно-линейная связь ,925 1 ,336 Кол-во валидных наблюдений 25

эмоциональные отношения * удовлетворенность отношения с ребенком

Таблица сопряженности Частота удовлетворенностьотношениясребенком Итого высокая средняя низкая эмоциональные отношения взаимная симпатия и близость 2 9 5 16 бедность контактов 1 1 0 2 противоречивость чувств 0 4 3 7 Итого 3 14 8 25
Критерии хи-квадрат Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.) Хи-квадрат Пирсона 4,165a 4 ,384 Отношение правдоподобия 4,548 4 ,337 Линейно-линейная связь ,633 1 ,426 Кол-во валидных наблюдений 25












49




Отвержение


Эмоциональная дистанция



Контроль


Требовательность



Тревожность

Эмоциональные отношения ребенка

(2 =0,024

(2 =0,046

(2 =0,024

(2 =0,026

(2 =0,016

ЛИТЕРАТУРА

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. М. 1996.
2.Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Т. 2. / Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982.
3.Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.
4.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
5.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
6.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- 308 с.
7.Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.35.
8.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007.
9.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- С.5-14.
10.Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.- С.11-13.
11.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94 – 108.
12.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. -М. : Академия, 2007. - 638 с.
13.Общая психология: Курс лекций. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998.
14.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
15.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
16.Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
17.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 230с.
18.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
19.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ: Питер, 2007.
20.Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
21.Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
22.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 384с.

Опубликовано

Введение

Производственная (преддипломная) практика предназначена для отработки профессиональных умений и навыков работы в процессе выполнения профессиональных обязанностей, относящихся к должности психолога в определенном учреждении.

Задачи производственной (преддипломной) практики:

- закрепление, углубление и совершенствование теоретических знаний;

- тестирование способностей и практических навыков разработки и реализации социально-психологических исследований, коррекционно-развивающих программ;

- развитие профессионального мышления, формирование профессионального самосознания, приобретение мотивационной готовности к работе психолога;

В ходе прохождения практики должен:

- подготовить и провести независимый практике психологического исследования;

- для обработки, анализа результатов исследования, по результатам его, чтобы дать необходимые рекомендации;

- собрать и подготовить необходимые практические материалы в целях работы на SRS.

- и, кроме того, активно участвовать в деятельности психолога ДОУ в соответствии с планом его работы.

Продолжительность практики: 5 недель и 2 дня.

Сроки проведения практики, с 22 августа-27 сентября 2016.

Место прохождения производственной практики: ДОУ.

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели с 12-часового пребывания детей (6.30 - 18.30). В ДОУ функционирует 10 групп: 5 групп общеразвивающей направленности (из них 1 группа раннего возраста, 4 дошкольных групп), 5 групп компенсирующей направленности. Общее количество учащихся - 119 человек, в том числе: в возрасте до 3 лет-19 человек, в возрасте от 3 до 8 лет - 100 человек. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья - 46 человек (39% от общего числа детей). Список групп и количество учащихся ДОУ в 2015-2016, представлен в Приложении 1.

Режим работы ДОУ:

- для детей с задержкой психического развития, пятидневная рабочая неделя с 6.30-18.30;

- для детей образовательных групп пребывания 6.30-18.30.

Цель деятельности ДОУ:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства;

- формирование основной базовой культуры личности, развитие физических качеств и психических, в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и склонностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;

Узнать стоимость работы