Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологические механизмы и способы воздействия на других людей/

  • 37 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 20.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Общее исследование категории «психологическое воздействие»
1.1. Общее понятие категории «психологическое воздействие»
1.2. Типология категории «психологическое воздействие»
1.3. Содержательная сторона психологического воздействия
Глава 2. Исследование категории «психологическое воздействие» в межличностных отношениях
2.1. Направленности психологического воздействия в межличностных отношениях
2.2. Виды психологического воздействия в межличностных отношениях
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В психологии заражение характеризуется как неосознаваемая, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям. В социальной психологии заражения - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта. Заражение осуществляется через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Исследователи утверждают, что заражение является одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия. Действенность силы психической заразительности заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора. Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.
Исследования природы психического заражения указывают на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, которые взаимодействуют, как основной катализатор этого феномена. Есть непосредственная коммуникативная связь, которая является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, которая образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе. Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом - от уровня развития их самосознания. В связи с этим актуально известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критическим является отношение людей к тем или иным силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаний.
Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.
3. Внушение.
Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к его источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения. Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др.. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.
Итак, внушение или суггестия (от лат. Suggestio) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанного со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания его понять, проанализировать и оценить, с доверием источники информации [5, С. 11]. Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении. При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено такого рода влияние: его способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости и т.д.. Немаловажным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация суггестора. Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между суггестором (тот, кто внушает) и суггерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетности, зависимости и др.. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.
В социальной психологии внушения рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованный вид коммуникативного воздействия, используемый в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др. Попытку проанализировать внушение по социально-психологической точке зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушения (суггестии) и конcтруирования (контрсуггестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом. Так, суггестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев. Контрсуггестия, наоборот, связана с недоверием к информации, неповиновением господствующему положению вещей, она приводит к рождению внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.
Единство действия механизмов суггестии и контрсуггестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека.
Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимости и ценности в генезисе исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия суггестии и контрсуггестии, Б. Парыгин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения. В частности, исследователь не вполне согласен с Б. поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б. Парыгин утверждает, что хотя между заражением и внушение есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, затем перерастает в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют в большой степень взаимовлияния друг на друга), однако не стоит делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:
в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индуктором и реципиентом;
искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, то есть тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому;
если заражение как процесс взаимодействия может иметь неперсонифицированный характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то у внушения преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи) вербальный характер.
По содержанию и конечным результатом воздействия выделяют внушение положительное и отрицательное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, этический фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности - производственной, учебной и др.. Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, что происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренного и безответственного манипулирования сознанием индивида или группы людей. Внушение может осуществляться в форме гетеросуггестии (влияние со стороны) и аутосуггестии (самовнушения). Самовнушение относится к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния и действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявления недостатков, от которых индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.
Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенному действию, который передается суггестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. При косвенном внушении содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде. Оно рассчитано на некритическое восприятие сообщения, для чего используются не приказ, а повествовательные формы. Умышленное внушение - это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что суггестор знает, для чего он оказывает влияние, кому пытается внушить запланировано, и соответственно этому подбирает приемы воздействия. Неумышленное внушение не ставит перед собой специальной задачи, но своими словами и действиями суггестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом суггеренд во время внушение может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).
4. Подражание.
Это самая распространенная форма воздействия человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии.
У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Подражание во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство). Однако его нельзя рассматривать как однонаправленное движение информации, образцов поведения от индуктора (коммуникатора) к реципиенту. Всегда существует (иногда минимальный) обратный процесс - от реципиента индуктора.
Понятно, что невозможно свести подражания лишь до одностороннего акта автоматического и бессознательного повторения заданного внешнего образца поведения, действия, жеста и т. п. Следует рассматривать это сложное социально-психологическое явление в единстве феноменов, которыми являются слепое копирование, абсолютное повторение и творческое воспроизведение того или иного примера.
5. Мода.
Это форма стандартизированного массового поведения людей, возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.
Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, наследования и противопоставление. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д..
Мода очень тесно связана со вкусами и обычаями людей. С первыми ее сближает изменчивость и подвижность с другими - повторяемость и устойчивость.
Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к быстротечности, новизне и одновременно она консервативна. Что-то отрицая, отбрасывая старое, мода, вместе с тем, претендует на роль образца, эталона. Другими словами, мода - это частичное, внешнее изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.
6. Слухи.
Когда люди сталкиваются с чем-то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда стараются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимое разъяснение. Слух - это сообщение, поступающее от одного или более лиц, про ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затрагивают актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовольствие в информации является главным мотивом восприятия и отображения услышанного слуха.



Заключение
Подытоживая рассмотрение проблемы межличностного воздействия, следует подчеркнуть, что у каждого человека есть право влиять на других, одновременно у каждого индивида есть такое же право не поддаваться на чужое воздействие, отвлекать и отклонять его. Воздействуя на других, каждый человек выражает им свои чувства, эмоции, собственные потребности, отстаивает их и, следовательно, сознательно или бессознательно отстаивает значимость собственного существования. Наконец, всякая правота индивида относительная, субъективная, люди могут расходиться в потребностях, взглядах на то, что полезно для них и других. С одной стороны, любое воздействие считают неправильным, ведь попыткой воздействовать, исходя из собственных потребностей, человек замахивается на то, что выше него.
Одновременно может возникнуть возражения по поводу того, а кто в каждом конкретном случае определять степень развития потребностей и преимущество правоты во воздействии друг на друга. Переводя проблему с морально-этической плоскости в психологическую, следует поддержать тех исследователей, которые считают правомерным говорить не о том, кто имеет право влиять, а кто - нет (право имеют все), а о том, насколько конструктивными и действенны способы взаимного влияния, насколько они полезны, эффективны и перспективны для участников взаимодействия.
В процессе написания работы мы достигли поставленной цели и изучили психологические механизмы и способы воздействия на людей.
В процессе работы мы достигли поставленные задачи:
Исследовали общее понятие и типологию категории «психологическое воздействие».
Исследовали категорию «воздействие» в межличностных отношениях.
Рассмотрели виды психологического воздействия.

Список литературы
Андреева, Г. М. Социальная психология [ЭР]: учебник / Г. М. Андреева. - М.: Русский Гуманитарный Интернет Университет. 2003. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su).
Казанцев, В.Н. Социальная психология [ЭР] / В. Н. Казанцев, А.Н. Сухов, А.А. Бодалев. - М. Академия, 2001. Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su).
Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] : учеб. пособие / Р.Л. Кричевский – М. : Аспект-Пресс, 2009.(Гриф УМО).
Сыромятников И. В. Прикладные исследования в социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
Сущенко, С. А. Социальная психология [ЭР] : учеб. пособие / С. А. Сущенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005 Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su) (ГР МО).
Сыромятников И. В. Групповая психология. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
Сыромятников И. В. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
Сыромятников И. В. Социальная психология личности. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
Сыромятников И. В. Социально-психологические закономерности общения. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Гриф УМО [Текст] : учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с. - ISBN 5-238-00713-2.








5

Список литературы
1.Андреева, Г. М. Социальная психология [ЭР]: учебник / Г. М. Андреева. - М.: Русский Гуманитарный Интернет Университет. 2003. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su).
2.Казанцев, В.Н. Социальная психология [ЭР] / В. Н. Казанцев, А.Н. Сухов, А.А. Бодалев. - М. Академия, 2001. Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su).
3.Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы [Текст] : учеб. пособие / Р.Л. Кричевский – М. : Аспект-Пресс, 2009.(Гриф УМО).
4.Сыромятников И. В. Прикладные исследования в социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
5.Сущенко, С. А. Социальная психология [ЭР] : учеб. пособие / С. А. Сущенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005 Электронная библиотека "открытая книга". (www.openbook.su) (ГР МО).
6.Сыромятников И. В. Групповая психология. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
7.Сыромятников И. В. Социальная психология как наука. История развития социальной психологии. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
8.Сыромятников И. В. Социальная психология личности. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
9.Сыромятников И. В. Социально-психологические закономерности общения. 2008 - [ЭР] : рабочий учебник - http://lib/library.
10.Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход. Гриф УМО [Текст] : учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штребе. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 622 с. - ISBN 5-238-00713-2

Теоретические основы исследования способов психологического воздействия электронных СМИ на население

Теоретические основы исследования способов психологического воздействия электронных СМИ на население 1. Введение

Развитие информационного общества является одним из ведущих мировых концепций на рубеже тысячелетий. Сегодня мощь каждого государства определяется не столько отрасли, и тем более не военным потенциалом, а в первую очередь способностью органично и своевременно вписаться в информационное пространство глобальной, активно создавать и использовать информационные ресурсы и знание - главный фактор благополучия в информационном веке.

Лидеры формирования информационного общества во многих странах, при поддержке крупнейших городах, зачастую, имеют самые передовые информационной инфраструктуры и богатых информационных ресурсов, владеющих самыми современными информационными и коммуникационными технологиями. И Россия, конечно, не является исключением.

Формирование информационного общества - сложная проблема, которая включает в себя как политико-экономические, социально-культурные, правовые и технологические аспекты. В последнее время активно развиваются технологии, направленные на психологическое воздействие, психическая обработка, "промывания мозгов". И в такие технологии используют самые современные достижения науки и техники, в частности, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Причиной развития таких технологий являются самые разнообразные потребности деловых людей, политиков, преподавателей, ученых. Описание технологии, участвующих в таких общественно значимых феноменах и процессах как продвижение товаров, политическая реклама, выборы геополитических различные процессы, войны, прочие конфликты и так далее,

Целью диссертационной работы является обсуждение широкого круга вопросов, связанных с исследованием психологических воздействий электронных СМИ на человека.

Мы рассмотрим механизм такого воздействия, отметим ряд психологических теорий на эту тему, проанализируем проблему безопасности и защиты личности в условиях информационного общества, в котором все более и более эксплуатируются различные электронные средства массовой информации (радио, телевидение, компьютеры, Интернет и др.), рассмотрены перспективы развития самого постиндустриального информационного общества и человека в нем.

воздействие электронных СМИ на человека можно выделить как положительные моменты, так и отрицательные. Задача человека-создать воспользоваться все положительные и избежать негативных, часто неконтролируемые последствия использования современных средств массовой информации, которые используют радио, телевидение, компьютеры, коммуникационные технологии.

Узнать стоимость работы