Вам нужна курсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Суеверия и Предрассудки в жизни современной Италии: история возникновения и сферы влияния.

  • 31 страница
  • 17 источников
  • Добавлена 16.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. История и происхождение
1.1 Римская античность
1.2 Средневековье
Глава 2. Суеверия сегодня
2.1 Суеверия и их разновидности. Региональная привязанность
2.2 Сравнительный анализ повседневных суеверий в современных США, России и Италии
Заключение
Список источников и литературы
Фрагмент для ознакомления

Дерево или железное изделие теперь – талисман, необходимое магическое средство для достижения новой цели – защиты человека путем запугивания злых духов. Теперь не дерево как первопредок, кровный родственник, а стук как былое напоминание – главное содержание приметы. Стук должен спасти человека в его наиболее важных, а значит – тайных, начинаниях от дурного глаза злых сил, заглушить собой сокровенные желания от вредоносного «дурного уха».
Так же изменилось содержание «чуров и шишей».То, что служило оберегом, фетишем сил плодородия, теперь защищает только в магических действиях устрашения, само став предметом отпугивания.
Несмотря на то, что русская культура сильно отличается от итальянской и американской, а наши страны проходили разный исторический путь, многие приметы и суеверия совпадают. В первую очередь это приметы, которые общие во всем мире, такие, как, например, счастливые и несчастливые числа.
Например, многие пугаются числа 13. Действительно, для некоторых людей это число может стать роковым, приносящим несчастья и разрушительную силу. В Америке, к примеру, во многих учреждениях, отсутствует 13-й этаж: после 12-го этажа может сразу следовать 14-й, в здании могут существовать этажи 12А и 12Б, или же 13-й этаж может называться как «12+1». Иногда это также относится к номерам домов и помещений. В оперных театрах Италии отсутствуют места с этим номером, и практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд отсутствует в самолётах (после 12-го ряда идёт сразу 14-й). Из-за суеверности многих пилотов в США никогда не было истребителя F-13. За YF-12 (прототип SR-71) сразу же последовал F-14. Также, номер 13 не используется в автогонках, за 12 сразу идет 14. Бытовало суеверие (возможно, связанное с Тайной вечерей): если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрёт в течение года. Существовала даже профессия «четырнадцатого гостя», которого приглашали на встречу, чтобы избежать несчастливого числа. В США для борьбы с этим суеверием был создан «Клуб Тринадцати».
В России число 13 так же считается несчастливым, и называют его «чёртовой дюжиной».
С числами, вообще, связано много суеверий. Число 666 считается числом Дьявола, и его стараются не употреблять в повседневной жизни.
А, вот, число три у многих народов пользуется огромной популярностью. Считается, что «Бог любит Троицу!». А еще Бисмарк говорил, что: «Сила в троичности». Это выражение было его личной приметой, и он придерживался ее. У него было три поместья, трое детей. Служил он трем императорам, прошел три войны и заключил три мирных договора.
Числа 17 боятся в Италии и других странах, входивших в Римскую империю. Все потому, что римская анаграмма «VIXI» переводится с латыни «Я пожил».
Логика бриколажа очевидна и в изменении отношения к левой стороне. В мифе оппозиция «правое – левое», как правило, осознается как «сакральное – профанное» или «свое – чужое», «безопасное – опасное» без дополнительных значений «хорошее – плохое». Сегодня (практика фэн-шуй) все стороны необходимы и важны, и левая сторона, скорее, наиболее уязвима, та, которая требует наибольшего магического участия (сторона сердца).
Неоднозначно в данном случае может быть расценено и плевание. Магическая практика плевания, например, на перекрестках, в местах, открытым всякой опасности (в отсутствие апотропея), была призвана не столько «заклеймить» злые силы, сколько защитить себя, сохранить свое сокровенное (дыхание, душу, жизнь, «живот», сердце). Это значение и сегодня вполне сохраняется в суеверной привычке поплевать через левое плечо, чтобы не сглазить; хотя и эту примету современный человек, скорее, наполняет значением противостояния каким-либо силам, чем значением оберега.
Бриколаж, обеспечивающий непротиворечивость структуры и ее стабильность, может служить объяснением сосуществования суеверий и примет, по сути противоположных друг другу. Сберегается сам образ и мифологическая модель, наполняемая новым содержанием на новом витке спирали.
Магический фетишизм видоизменено сохранился и в популярной до сих пор примете о несчастьях и ссорах, которые влечет за собой рассыпанная соль. Напомним, что дорогая и редкая в древности пищевая добавка, соль, оценивалась как магический фетиш.
Фетишизм суеверий довольно продуктивен. И сегодня очень популярны талисманы «на счастье», вера в «счастливую одежду» (в которой все складывается удачно, например, сдаются экзамены), вера в «фартовые предметы на удачу». Магический фетишизм до сих пор сохранен в вере в порчи, которые «наводят» по личным вещам человека. По сути, современная ситуация, когда люди часто обращаются к какому-либо вероисповеданию не в силу искренней веры, а в силу моды на атрибуты веры (в ряду восточных гороскопов, гаданий на картах таро, буддистских мантр и т.п.), даже иконы, тексты молитв и нательные кресты, к сожалению, могут выступать только в роли фетишей.
Наибольший след в системе суеверий, оставил период персонифицированного анимизма.
Наше существование и сегодня протекает в живом, одушевленном пространстве, наполненном нашими анимистическими «соседями»: домовыми и водяными, ангелами-хранителями, кикиморами и лешими, русалками и шишками. Современная ситуация не только практически не сужает, но расширяет этот список за счет мифологических новообразований типа барабашек, инопланетян, снежного человека и т.п. С постепенным «расселением» духов предков по ярусам мирового древа, с их обоснованием в жилищах, под порогом, окнами и воротами дома, в реках, лесах, болотах, человечество разнообразило обрядовую практику поведения с ними, воздействия на них с целью обеспечения помощи или невмешательства духов, задабривания их. Если домовой забирает первого, переступившего порог дома, то нужно пустить кошку; на столе необходимо что-нибудь оставить из еды на ночь «дедушке» и т.п.
Анимистические образы чрезвычайно стабильны не только в бытовых суевериях и в произведениях искусства, но и в современной массовой культуре. Например, такая сфера массовой культуры, как реклама, ориентированная, прежде всего, на подсознательный принцип воздействия, чрезвычайно неравнодушна к таким образам. И здесь показателен факт бриколажа.
Например, домовой, первоначально бывший хранителем дома и его обитателей, затем ставший устрашающей фигурой, в рекламе снова изображается как добродушный старик, разливающий чай всем домочадцам. Теперь его образ лишен и языческого величия предка, и христианского неприятия нечистой силы. Он снова бриколажно использован как пустая структура, матрица, наполненная содержанием, необходимым новому этапу культуры: уюта и домашнего тепла.
Сегодня человек сберегает суеверия в их типизме, в нежелании выделяться из мира, принимать на себя ответственность за последствия самостоятельных поступков, решительного шага, собственных судьбоносных решений. Но в такой «бесхарактерности» современного человека есть, вероятно, и другая смысловая составляющая. Суеверность служит своеобразным залогом стабильности собственной судьбы в мире энтропии, в мире переизбытка информации, в мире, катастрофически утратившем и цельность, и самость, в мире психических стрессов и депрессий. И тем более показательно, что в столь анти-мифологической ситуации коллективное бессознательное использует традиционные мифологические структуры, обеспечивающие консерватизм, стабильность и традиционность культуры.
Заключение
Итак, можно сказать, что суеверия - это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным трудом. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логических доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познавательную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.
Суеверия регулируют поведение людей посредством персонификации социальных и моральных норм. В них поощряется социально полезное поведение и качества характера - трудолюбие, доброжелательность, бесконфликтность, послушание. Суеверия также табуируют различные виды деятельности в той или иной степени.
Благодаря суевериям сохраняются и распространяются социальные ценности и нормы поведения. Суеверное поведение является эффективным способом контроля над группой посредством императивного приобщения к системе моральных норм и запретов. Заимствованный из прошлого способ поведения служит эталоном, исключающим всякое нововведение, а отклонения от эталона вызывают негативные санкции. Норму поведения, закрепленную в суеверии, характеризует всеобщее признание в обществе или группе. Разрешения и запреты подобного рода не нуждаются в переосмыслении или оправдании: вопрос о том, какова цель запрета и от кого он исходит, вообще не встает перед индивидом.
В рамках эволюционистского подхода суеверия осмысливаются как пережиток религиозных традиций, существовавших в первобытной и древней культурах; как поведение, ранее имевшее смысл, но затем его утратившее.
Построение типологии смыслов суеверий и предрассудков сопоставляемых региональных культур позволило выявить при общем сходстве типов некоторое национально-культурное своеобразие, заключающееся в различной степени насыщенности обыденной сферы жизни рассматриваемыми смысловыми лингвокультурными единицами.
Проведённое исследование позволило выявить случаи национально-культурного своеобразия смыслопостроения суеверий и предрассудков в итальянской, американской и русской культурах. Иррациональные компоненты обыденного сознания, к которым относятся суеверия, предрассудки, народные приметы, поверья, являясь неотъемлемой частью национальной языковой картины мира, отражают особенности деятельности, сознания и мышления носителей данной культуры. Демонстрируя особенности исторического и социально-культурного развития нации, исследуемые нами языковые единицы помогают яснее выделить особенности менталитета и национального характера. Можно с уверенностью заключить, что суеверия и предрассудки обладают мощным философско-культурологическим потенциалом и представляют собой ценнейший материал для культурологического анализа.



Список источников и литературы
I. Источники.
Cicero, Marcus Tullius. Scripta quae manserunt omnia / Ed. C.F.W.Muller. Vol.1-10, Lipsiae. 1880-1891. - Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского М., 1985.-382 с.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М.: Юристъ, 1996.-592 с.
Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. — 1-е изд. 1950 г.; 2-е изд., перераб. 1982. — 407 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подг. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). 1-е изд. В 3 т. — М.-Л., Издательство АН СССР. 1961—1964. 2-е изд., испр. и доп. — М., Наука. 1994. Т.1. 704 с., Т.2. 672 с.
II. Литература.
Alfonso Maria Di Nola Gli aspetti magico-religiosi di una cultura subalterna italiana, Torino: Boringhieri, 1976.- 707 p.
Felton D. Haunted Greece and Rome: ghost stories from classical antiquity. University of Texas Press, 1999. - 148 p.
Гусакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1994.
Даль В. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. Издательство «Литера», 1996. - 480 с.
Лакенмайер Н. Чёртова дюжина. История одного суеверия / Натаниэль Лакенмайер / пер с англ. А. Турова. — М.: КоЛибри, 2006. — 212 с.
Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / М.: Эксмо, 2007.- 416с.
Мортон Г. В. От Милана до Рима: прогулки по Северной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович ; прим. Е. Кривцовой, Н. Омельянович].- Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008. - 733 с.
Мортон Г. В. От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович]. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008.- 510 c.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.
De Vries J. Magic and Religion // History of Religion.1962. №1. Р.214-221.
III. Справочная литература и словари.
Большой толковый социологический словарь (Collins) Т 2 (П-Я) : Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.
Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. — СПб.: «Азбука», 2000.- 672 с.
Энциклопедия суеверий. -М.: Локид, Миф, 1997.- 560 с.
Гусакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1994.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.De Vries J. Magic and Religion // History of Religion.1962. №1. Р.214-221.Kolenkow A.B. Relationships between Miracle and Prophecy in the Greco-Roman World and Early Christianity // ANRW. Tl.2. Bd.23. Hbbd.2. 1980. S.1471-1506.
Cicero, Marcus Tullius. Scripta quae manserunt omnia / Ed. C.F.W.Muller. Vol.1-10, Lipsiae. 1880-1891. - Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского М., 1985.-382 с.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М.: Юристъ, 1996.-592 с.
Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / М.: Эксмо, 2007.-416с.
Alfonso Maria Di Nola Gli aspetti magico-religiosi di una cultura subalterna italiana, Torino: Boringhieri, 1976.- 707 p.
Мортон, Г. В. От Милана до Рима: прогулки по Северной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович ; прим. Е. Кривцовой, Н. Омельянович].- Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008. - 733 с., От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович]. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008.- 510 c.
Лакенмайер Н. Чёртова дюжина. История одного суеверия / Натаниэль Лакенмайер / пер с англ. А. Турова. — М.: КоЛибри, 2006. — 212 с.
Felton D. Haunted Greece and Rome: ghost stories from classical antiquity. University of Texas Press, 1999. - 148 p.
Гусакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1994.- С. 6-7.
Даль В. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. Издательство «Литера», 1996. - 12 с.
Felton D. Haunted Greece and Rome: ghost stories from classical antiquity. University of Texas Press, 1999. - 29 p.
Там же.- 32 p.
Cicero, Marcus Tullius. Scripta quae manserunt omnia / Ed. C.F.W.Muller. Vol.1-10, Lipsiae. 1880-1891. - Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского М., 1985.- 14 с.
Там же.- С. 15-21.
Там же.- С. 25-36.
Большой толковый социологический словарь (Collins) Т 2 (П-Я) : Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. - 496 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подг. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). 1-е изд. В 3 т. — М.-Л., Издательство АН СССР. 1961—1964. 2-е изд., испр. и доп. — М., Наука. 1994. Т.1.- 45 с
Там же.- 50 с.
Там же.- С. 51-56.
Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.- 9 с.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М.: Юристъ, 1996.- С. 3-76.
Там же- С. 79-145.
Энциклопедия суеверий. -М.: Локид, Миф, 1997.- 306 с.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М.: Юристъ, 1996.- С. 163-190.
Там же. - С. 201-256.
Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / М.: Эксмо, 2007.- 56 с.
Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. — СПб.: «Азбука», 2000.- 376 с.
Мортон Г. В. От Милана до Рима: прогулки по Северной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович ; прим. Е. Кривцовой, Н. Омельянович].- Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008. - С 15-46.
Там же.- С. 49-58.
Мортон, Г. В. От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович]. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008.- С. 273-311.
Alfonso Maria Di Nola Gli aspetti magico-religiosi di una cultura subalterna italiana, Torino: Boringhieri, 1976.- 126 p.
Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / М.: Эксмо, 2007.- 75 с.
De Vries J. Magic and Religion // History of Religion.1962. №1.- Р.214-221.
Мортон, Г. В. От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович]. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008.- 400 с.
Леман А. Там же.- С. 77-111.
Там же.- С. 112- 160.
Лакенмайер Н. Чёртова дюжина. История одного суеверия / Натаниэль Лакенмайер / пер с англ. А. Турова. — М.: КоЛибри, 2006. — С. 2-15.
Леман А. Там же.- С. 162-211.












2

Список источников и литературы
I. Источники.
Cicero, Marcus Tullius. Scripta quae manserunt omnia / Ed. C.F.W.Muller. Vol.1-10, Lipsiae. 1880-1891. - Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И.Рижского М., 1985.-382 с.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии, М.: Юристъ, 1996.-592 с.
Письма Плиния Младшего: Кн. I—Х / Изд. подгот. Сергеенко М. Е., Доватур А. И. — 1-е изд. 1950 г.; 2-е изд., перераб. 1982. — 407 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подг. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). 1-е изд. В 3 т. — М.-Л., Издательство АН СССР. 1961—1964. 2-е изд., испр. и доп. — М., Наука. 1994. Т.1. 704 с., Т.2. 672 с.
II. Литература.
1.Alfonso Maria Di Nola Gli aspetti magico-religiosi di una cultura subalterna italiana, Torino: Boringhieri, 1976.- 707 p.
2.Felton D. Haunted Greece and Rome: ghost stories from classical antiquity. University of Texas Press, 1999. - 148 p.
3.Гусакова Т.Ф. Предрассудок как предмет философского исследования: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1994.
4.Даль В. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. Издательство «Литера», 1996. - 480 с.
5.Лакенмайер Н. Чёртова дюжина. История одного суеверия / Натаниэль Лакенмайер / пер с англ. А. Турова. — М.: КоЛибри, 2006. — 212 с.
6.Леман А. История колдовства и суеверий. Современная версия / М.: Эксмо, 2007.- 416с.
7.Мортон Г. В. От Милана до Рима: прогулки по Северной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович ; прим. Е. Кривцовой, Н. Омельянович].- Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008. - 733 с.
8.Мортон Г. В. От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии / Генри В. Мортон; [пер. с англ. Н. Омельянович]. - Москва: Эксмо; Санкт-Петербург: Мидгард, 2008.- 510 c.
9.Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.
10.De Vries J. Magic and Religion // History of Religion.1962. №1. Р.214-221.
III. Справочная литература и словари.
1.Большой толковый социологический словарь (Collins) Т 2 (П-Я) : Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. - 528 с.
2.Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. — СПб.: «Азбука», 2000.- 672 с.
3.Энциклопедия суеверий. -М.: Локид, Миф, 1997.- 560 с.

Содержание

Введение

1. Предпосылки возникновения и периодизация эпохи просвещения

2. Основные идеи европейского Просвещения,

3. Наиболее яркие представители эпохи Просвещения, их вклад в развитие философской науки

Вывод

Список литературы

Введение

Эпоха Просвещения является достаточно хорошо изученным периодом человеческой истории и развития науки, тем не менее, для анализа идей, они прибегают все новые и новые поколения философов и историков. Создатель немецкой классической философии Иммануил Кант назвал эпоху Просвещения "выход человека из состояния несовершеннолетия". Она была отмечена процесс модернизации всех сфер социальной действительности и переход от традиционного общества к современному обществу. Но каждый переход и трансформации имеют как свои положительные, так и отрицательные, так что мы в реферативной работе мы попытаемся раскрыть содержание основных идей эпохи Просвещения, отслеживать на развитие человечества и сделать вывод о достоинствах и недостатках перспективы этого исторического периода.

Актуальность выбора темы исследования объясняется тем, что современная философская наука ищет пути духовного возрождения общества, так сказать, векторы развития и для них это очень важно понимать, какие идеи можно взять из эпохи просвещения, и что лучше отказаться. Тем более, что это легче сделать именно так, в ретроспективном анализе, с "высоты" нашего времени. В то же время, мы должны также рассмотреть предпосылки и условия возникновения нового мировоззрения в эпоху Просвещения, чтобы изучить его основные идеи, в целом и в примере учения наиболее выдающихся представителей Просвещения. Современному человеку может показаться, что Образование является далекий исторический период, что представляет интерес только для узкого круга ученых.

Однако, это не так, даже в нашем современном мире с высокими технологиями и общей образованностью населения остается место для "просвещения" - личного совершенствования и оптимизации общественных отношений в условиях глобализации. Кто знает, может, наша цивилизация стоит на пороге новой эпохи просвещения?!

1. Предпосылки возникновения и периодизация эпохи просвещения

Период развития научной и философской мысли в Европе XVII - начало XIX века называют эпохой Просвещения. Но, прежде чем перейти к характеристике прямой, необходимо учитывать социально-экономические, политические и культурные условия, вдохновленный знаменитой этой эпохи.

Узнать стоимость работы