Вам нужна курсовая работа?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема Тайваня в китайско-американских отношениях.

  • 27 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 17.05.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
1. Исторические аспекты возникновения тайванской проблемы
1.1. Отделение Тайваня от КНР
1.2. Отношения Китая и США во II XX века на фоне проблемы Тайваня
2. Проблема Тайваня в период роста значимости Китая на мировой арене
2.1. «Новая эра» в отношениях Китая и США
2.2. Особенности современных отношений США и Китая
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим руководством КПК выдвигается тезис о «новых объединениях различных СИЛ на мировой арене». Проблема лишь в том, что из всех перечисленных стран и политических образований только с ЕС у Китая не существовало и не существует значимых противоречий.








2.2. Особенности современных отношений США и Китая
Современные отношения Китая и США на базе нерешенности проблемы Тайваня являются одним из приоритетных во внешней политике. В настоящее время государственный суверенитет Китайской Республики признают 23 государства: Белиз, Буркина Фасо, Сальвадор, Гамбия, Гватемала, Гаити, Гондурас, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Панама, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы Острова, Свазиленд, Тувалу и Святой Престол. Китайская Республика осуществляет по сути дипломатические отношения через свои «экономические и культурные представительства» (фактически, посольства)
Благополучные на общем фоне проблемы взаимоотношения Китая и США в своей глубинной структуре оцениваются, как натянутые именно исходи из нерешенности проблемы Тайваня. США все еще продолжают поддерживать Тайвань. В ходе визита в Китай в июле 1998 г. президент Б. Клинтон сделал заявление, которое в американской печати было расценено как самое важное по Тайваню за последние 15 лет. Суть состоит в том, что США приняли «три нет» по Тайваню. Американский президент указал, что «США не будут поддерживать независимость Тайваня; любое решение, направленное на создание "двух Китаев" или одного Китая и одного Тайваня; принятие Тайваня в такие организации, как ООН». При этом, судя по реакции Токио в тот момент, Вашингтон сделал свое заявление, идя навстречу Пекину, без предварительного обсуждения со своим ближайшим военно-политическим союзником в Азии, каким для США является Япония.
О том, что японский партнер оказался не вполне готов к принятию нового подхода Вашингтона к Тайваню свидетельствуют, к примеру, некоторые суждения японских экспертов, сделанные незадолго до визита Б. Клинтона в КНР. Так, известный политолог, ранее дипломат высокого ранга Х. Окадзаки подчеркивал: «Если бы США согласились с китайской целью блокировать тайваньскую декларацию о независимости, то компенсацией за принятие такого обязательства, чреватого риском и сомнительной эффективностью, должен бы быть, как минимум, отказ Китая от использования силы против Тайваня... Воспрепятствование независимости Тайваня, подчиняясь китайскому диктату без минимальной компенсации, означает, что единственным вознаграждением являются интересы американского бизнеса. ...Такой результат был бы моральной катастрофой».
Но признаки того, что Вашингтон, идя на сближение с Китаем, был готов скорректировать свой курс в отношении Тайваня, японскими наблюдателями фиксировались. Не прошло, в частности, без внимания высказанное в печати мнение бывшего помощника министра обороны США, профессора Джозефа Ная о том, что»"пришло время внести ясность», и что Тайвань следует побудить к заявлению об отказе декларировать свою независимость. США при этом должен заявить, что «они воздержатся от использования военной силы в случае возникновения конфликта между Китаем и Тайванем».
После того, как США официально сформулировали свою позицию, ситуация подталкивала Токио уточнить линию поведения в тайваньском вопросе. Но, вероятно, на это необходимо время. Требуется отказаться от прежней позиции при «сохранении лица». Во всяком случае, на токийском саммите лидеров Японии и Китая в 1998 г. японское руководство этого не сделало. В Совместном коммюнике по итогам встречи содержание пункта по тайваньской проблеме мало отличалось от того, что было зафиксировано в тексте документа о восстановлении японо-китайских отношений 1972 г.
На современном этапе США все еще пытаются сохранить свои позиции, не взирая на то, что мир стал многополярным и устремления Штатов к преобладанию во всех политических сферах реализовать достаточно проблематично. Однако, в отношениях с Китаем у США на современном этапе складываются достаточно специфические отношения. Их специфичность заключается именно в отсутствии явного противодействия, ориентируясь на скрытое. В частности, США, как один из основателей ООН имеет достаточно серьезные сферы влияния и наложение ограничений в структуре организации. Именно чрез ООН США и пытаются показать Китаю, что вопрос о Тайване открыт.
Приоритетной целью для правительства Тайваня является вступление в ООН. Китайская республика неоднократно пыталась стать членом данной организации, но получала отказ. В частности, 1 августа 2004 года Китайская Республика в двенадцатый раз подала заявку на вступление в ООН — по мнению властей Китайской Республики, это поможет разрешить его конфликт с КНР. Китайская Республика пытается повторно вступить в ООН с 1993 года, но каждый раз получает отказ — прежде всего из-за противодействия Китайской Народной Республики, которая считает Тайвань и прилегающие острова частью своей территории (это положение закреплено в Конституции КНР) и выступает против вступления Китайской Республики в ООН, полагая, что членство в этой международной организации фактически будет равносильно признанию Китайской Республики как независимого государства. Ситуация вновь обострилась после того, как 14 марта 2005 г. Национальное собрание КНР приняло закон о сохранении территориальной целостности Китая. США оказывает поддержку КНР в дном направлении, препятствуя вступлению Тайваня в ООН.
 Переломным моментом в решении проблемы Тайваня является середина 2005 года, когда лидеры двух оппозиционных правительств встретились на территории КНР. Пекин и США расценили это, как значительный успех в продвижении вопроса о возможности воссоединения.
Однако, весьма явно сохраняется проблема безопасности Тайваня, о которой США проявляют заботу. Ребром в данном направлении встал вопрос в середине 90-х годов XX века, когда Китай активизировал свою политику в области возврата утерянных им земель в период «смуты». На данный период Вашингтон фактически являлся сторонним наблюдателем и в принципе не собирался при необходимости придти Тайваню на помощь.
В частности, газеты США отмечали: «В Вашингтоне больше озабочены безопасностью Лос-Анджелеса, а не Тайваня». Содержащийся в этой фразе совершенно прозрачный намек на способность КНР поразить цель на территории США с помощью межконтинентальных баллистических ракет побудил конгрессменов к действию: 31 января Дж. Соломон и Р. Торричелли внесли две параллельные резолюции, подтверждающие американскую заинтересованность в безопасности Тайваня и готовность придти на помощь острову. Ни одна из этих резолюций не дошла до стадии пленарного обсуждения – 7 февраля в комитете по внешней политике сената прошли слушания по тайваньской проблеме и представители госдепартамента заверили конгрессменов, что они держат ситуацию под контролем.
Таким образом, не взирая на номинальную поддержку со стороны США, Китая обращает все более пристальное внимание на возможность разрешения проблемы Тайваня, возможно даже силовыми методами. США же в свою очередь не поддерживают Китай в данном направлении, так, как не заинтересованы в начале присоединения Тайваня с материком.
Согласно Китайско – Американскому соглашению Белый Дом не должен продавать оружие на остров. Однако, данный запрет нарушается своими штатами. В реальности, свобода Тайваня является для США столь же значимым аспектом. США требуют от Пекина не предпринимать агрессивных действий. Однако, ни одна из сторон на данном этапе не способна пойти на уступки.
Таким образом, на современном этапе отношения Китая и США сглаживаются более приоритетными для сотрудничества областями. Тем не менее проблема Тайваня в их взаимоотношениях продолжает оставаться одной из значимых для всего мирового сообщества.
Заключение

Таким образом, китайская революция 1945-1949 года привела к разгрому правительства Гоминьдана и его полному изгнанию с континентальной части страны. Потерпев поражение Гоминьдан принимает решение покинуть материковый Китай и искать убежище на о. Тайвань. Вместе с ними на остров эвакуируются весьма значительные военные части, а так же многие деятели науки, культуры предприниматели. На Тайвань же отправляется огромное количество культурных ценностей и архивов правительства.
Правительство гоминьдана, получив неожиданную поддержку со стороны США, начинает укреплять свои позиции непосредственно на острове, прилагая усилия к избеганию возможности проникновения оппозиционеров с материковой части. В своих опасениях режим власти становится фактически диктаторским.
Неофициально Тайвань оказался под юрисдикцией США, которые имели собственные интересы на территории Дальнего Востока. Условия, которые сложились после поражения правительства Гоминьдана, привели к возникновение фактического противостояния между КНР, который требовал немедленного прекращения функционирования автономного правительства и возвращения острова КНР.
Проблема Тайваня на длительный период времени вылилась в фактическое противостояние между Китаем и США. Каждое из оформившихся правительств, как Тайваньское, так и Пекинское, претендовали на легитимность и признание, как единственно законного.
 Стабилизация внешнеполитической ситуации в мире приводит к тому, что тайваньская проблема постепенно начинает терять свою актуальность, а экономические отношения с Китаем становятся все более выгодными, что сказывается не в пользу Тайваня.
США оказывали Тайваню военную защиту согласно договору вплоть до 1969 года. С момента 1969 года патрулирование прибрежной территории американскими кораблями было прекращено. Причиной тому послужило изменение политических и экономических приоритетов США, которые стали рассматривать материковый Китай, как более выгодного партнера, в отличие от преимущественно сельскохозяйственного и ориентированного на мелкую частную промышленность Тайваня.  
Таким образом, 1972 год фактически стал годом изменения внешнеполитической ориентации США, которые разрывают дипломатические отношения с Тайванем и переориентируются на Пекин. Однако, не взирая на фактических разрыв дипломатических отношений отношения с избранным президентом Тайваня сохраняются, в соответствие с чем негласно США продолжали оказывать Тайваню военную помощь.
В 90-е годы XX века во внешней политике современный Китай производит достаточно сбалансированный, прагматичный курс. Девальвация роли идеологических догм и постоянное внимание к проблемам экономического развития страны ведут к проведению последовательной и осмысленной, вполне целесообразной стратегии отвечающей потребностям хозяйственных реформ и направленной на развитие политического диалога и экономического сотрудничества с различными странами мира. В 90-е годы решающую роль для стремительно растущего Китая играют его отношения с единственной оставшейся сверхдержавой современного мира - США.
Основная проблема заключается в том, что согласно Китайско – Американскому соглашению Белый Дом не должен продавать оружие на остров. Однако, данный запрет нарушается своими штатами. В реальности, свобода Тайваня является для США столь же значимым аспектом. США требуют от Пекина не предпринимать агрессивных действий. Однако, ни одна из сторон на данном этапе не способна пойти на уступки.



Список литературы


Галенович Ю.М. Тайвань - отрезанный ломоть Китая? - Режим доступа: http://www.iass.msu.ru, свободный.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. - М., 1997.
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2.
История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М., 1998.
Новое в изучении Китая: Сб. ст. / Под ред. М.А. Титаренко. - М., 1987
Цветков И. Роль конгресса в формировании тайванской политики США. – режим доступа// http://www.ushistory.ru/stati/16-congress.html
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. - М., 1998.
Visits across the Taiwan Strait. - Режим доступа: http://www.tecro.org, свободный.



История Китая с древнейших времен и до наших дней. М., 1985. С. 276 - 277
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. - М., 1998. - С. 46.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. - М., 1997. - С. 70.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М., 1998. - С. 357 - 358.
Новое в изучении Китая: Сб. ст. / Под ред. М.А. Титаренко. - М., 1987. - С. 25 - 26.
Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. - М., 1998. с.79.
Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. - М., 1997. с.87.
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. с.24.
Цветков И. Роль конгресса в формировании тайванской политики США. – режим доступа// http://www.ushistory.ru/stati/16-congress.html
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2.
Меликсетов А.В. Тайваньский прецедент. - Режим доступа: http://www.iaas.msu.ru
Галенович Ю.М. Тайвань - отрезанный ломоть Китая? - Режим доступа: http://www.iass.msu.ru, свободный.
Visits across the Taiwan Strait. - Режим доступа: http://www.tecro.org, свободный.
Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2. - С. 45.
Congressional Record. May 2, 1995. P. H4450.












3

Список литературы


1.Галенович Ю.М. Тайвань - отрезанный ломоть Китая? - Режим доступа: http://www.iass.msu.ru, свободный.
2.Гудошников Л.М., Кокарев К.А. Политическая система Тайваня. - М., 1997.
3.Семин А.В. Что мешает достижению согласия между Токио и Пекином // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 2.
4.История Китая с древнейших времен и до наших дней. - М., 1985
5.История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. - М., 1998.
6.Новое в изучении Китая: Сб. ст. / Под ред. М.А. Титаренко. - М., 1987
7.Цветков И. Роль конгресса в формировании тайванской политики США. – режим доступа// http://www.ushistory.ru/stati/16-congress.html
8.Цыганов Ю. Тайвань в структуре безопасности Восточной Азии. - М., 1998.
9.Visits across the Taiwan Strait. - Режим доступа: http://www.tecro.org, свободный.

Новосибирский государственный университет экономики и управления.

Курсы

На тему: "Китайская карта" в советско-американских отношениях 70-80-х годов XX века"

Выполнил:

студент ИМОиП,группы МО-02

Папушин Алексей Юрьевич

Научный руководитель:

d. i. н.,проф.

Ивонина Ольга Ивановна

Новосибирск,

2011

Введение

Актуальность темы исследования. Отношения США-СССР-КИТАЙ называется политический треугольник, стороны которого имеют серьезный вес в мире и могут влиять на мировой политике. Основными игроками были СССР и США, но в который войдет КИТАЯ, тот и будет играть важную роль в мире. Соединенные Штаты Америки и Китайская Народная Республика, как две великие державы играют важную роль на мировой арене и в двусторонних отношениях занимает приоритетом внешней политики каждой страны. Однако, после образования КИТАЯ, Соединенных Штатов америки потребовалось почти двадцать лет, чтобы понять глобальное значение Китая во внешней политике стратегии. КИТАЙ пошел на контакт с США только после разрыва отношений с СССР. Поворотным событием в истории отношений между этими силами считается визит лидера США в КИТАЕ и публикации на высшем уровне P. M. Никсон - Мао, в феврале 1972 года, в "сообщении из Шанхая", в котором нашли отражение, как противоречия, так и основные проблемы и направления перспективного сотрудничества двух стран. Эта конвергенция подрывает силы СССР, но в какой-то степени стабилизировало ситуацию в мире.

Степень изучения проблемы.

Некоторые аспекты сути дипломатической подготовки американо-китайского сближения, отражены в трудах В. В. Кузьмин, В. Б. Воронцова, С. С. Меркулова Кузьмина В. В. Китай в стратегии американского империализма. М., 1978; В. Воронцов Б. Китай и США в 60-70 годы. М., 1979;.Меркулов S. C. Американо-китайское сближение (вторая половина 70-х). М., 1980.

Объект и предмет исследования. Объект треугольник США-КИТАЙ-СССР, политика этих стран по отношению друг к другу.

учитывая обширность объекта анализа, необходимо выделить преlмет исследования, а именно, дипломатический процесс сближения КИТАЯ и США, а также показать изменение политики СССР в отношении этих стран.

Хронологические рамки охватывают лет своего существования с середины 60-х до конца 80-х годов. События после военного конфликта на острове Даманский (Чженьбаодао).

Узнать стоимость работы