Фрески Феофана Грека в Новгороде.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 1111 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 15.05.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение.
Фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде.
Заключение.
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В изображениях нижней части стен цвет фона и драпировок равный по силе, колорит более светлый, а блики мягкие и более размытые. Причиной этому можно назвать оптические приему, возникающие по мере удаления фигур, которые учитывал Феофан, а также фактор освещенности этих изображений.
ФеофанаГрека можно назвать мастером, который во всех тонкостях постиг искусство ансамбля. В зависимости от условий восприятия составных частей большого художественного цикла он менял манеру письма, силу цвета и света, размеры фигур, акценты и ритмы. Поэтому истинное представление о стиле этого мастера можно получить только путем соотношение всех этих признаков.

Заключение.
Несмотря на то, что фрески церкви Спаса представляют собой стилистически выдержанный единый ансамбль, роспись такой обширной церкви была не под силу одному человеку. Поэтому можно сделать вывод, что живописец имел помощников. Это предположение можно доказать самими фресками. Некоторые из них производят менее сильное впечатление. Например, фрески в переходной зоне от купола к барабану, на которых изображены четыре архангела и серафима. Если сравнивать их с фреской самого купола, изображающей Христа Вседержителя, то, не смотря на торжественный и строгий стиль, выдержанный в традициях Феофана, рисунок кажется менее уверенным, что выдает руку другого автора, в них нет присущей Феофану точности. Они сделаны неуверенно, в них как бы чувствуется дрожание неопытной руки. Поэтому лики архангелов купола значительно отличаются, например, от ликов ангелов «Троицы», где использован похожий типаж, но в другом, более артистическом исполнении.
Хотя мы указали только на единичные фрески, не принадлежащие, как нам кажется, Феофану, в действительности доля участия его помощников в росписи церкви Спаса была, вероятно, намного больше. Рядом с Феофаном должны были трудиться как простые помощники (рабочие, месившие раствор, подносчики раствора, штукатуры, подготовлявшие стены здания для их росписи), так и художники, также подчинявшиеся Феофану, но уже писавшие отдельные фрески или исполнявшие надписи и неответственные детали. Возможно, что Феофан приехал в Новгород не один, а уже с помощниками-греками. Однако, непременно в работе над фресками церкви Спаса Феофан использовал и русских учеников. Иначе невозможно объяснить изобилие на фресках церкви Спаса не только греческих, но и обширных русских надписей. К сожалению, в стиле росписи совсем не прослеживаются специфические черты русского, точнее - новгородского искусства. Можно прийти к выводу, что русские художники не принимали активного творческого участия в росписи храма Спаса, и что их роль свелась к наблюдению за работой заезжего греческого мастера и к незначительной помощи при исполнении русских надписей.
Однако, не смотря на это, творчество Феофана Грека оказало значительное влияние на современных мастеров. В основном это влияние можно отметить в росписях новгородских церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле (1370-е — 1380-е гг.). Изначально значительно отличаясь от традиционных приемов, феофановская живопись начала органично взаимодействовать с местными живописными навыками, значительно их приукрасив и обогатив.

Список используемой литературы
1. Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900.
2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985.
4. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
5. http://feofan-grek.ru Сайт, посвященный работе Феофана Грека.

Палеологовское возрождение— период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов, последний взлёт культуры в истории Византии.
http://feofan-grek.ru/novgorod-27.php









2

Список используемой литературы
1. Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900.
2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985.
4. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
5. http://feofan-grek.ru Сайт, посвященный работе Феофана Грека.

Вопрос-ответ:

Какими являются особенности фресок Феофана Грека в Новгороде?

Особенности фресок Феофана Грека в Новгороде заключаются в том, что цвет фона и драпировок на нижней части стен равны по силе, но имеют более светлый колорит. Блики на этих фресках также являются более размытыми и мягкими. Это связано с оптическими приемами, которые Феофан использовал, и фактором освещенности этих изображений.

Почему цвет фона и драпировок на фресках Феофана Грека в Новгороде равны по силе?

Цвет фона и драпировок на фресках Феофана Грека в Новгороде равны по силе для создания гармоничного общего впечатления от искусства ансамбля. Такая равномерность помогает сосредоточить внимание на изображенных фигурах и сохранить целостность композиции.

Какой колорит можно увидеть на фресках Феофана Грека в Новгороде?

Колорит на фресках Феофана Грека в Новгороде является более светлым. Это значит, что используется более светлая цветовая гамма, что придает изображениям особую нежность и легкость. Такой колорит помогает создать атмосферу света и воздуха в хранилище религиозных образов.

Каковы причины размытости и мягкости бликов на фресках Феофана Грека в Новгороде?

Размытость и мягкость бликов на фресках Феофана Грека в Новгороде объясняются оптическими приемами, которые художник использовал для создания глубины и перспективы на изображениях. По мере удаления фигур на фресках, блики становятся более размытыми, что помогает создать ощущение трехмерности и дальности в пространстве.

Что делает Феофана Грека мастером искусства ансамбля?

Феофана Грека можно считать мастером, который в полной мере постиг искусство ансамбля. Он уделял внимание всем тонкостям и деталям в создании фресковых композиций, чтобы они вписывались гармонично в интерьер церкви. Его работы были великолепными примерами того, как художественное искусство может сочетаться с архитектурой и декором.

Какие работы Феофана Грека можно увидеть в Новгороде?

В Новгороде можно увидеть фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения.

Что можно сказать о цветовой гамме фресок Феофана Грека?

В фресках Феофана Грека цвет фона и драпировок имеет равную силу, колорит более светлый, а блики мягкие и более размытые.

Какие оптические приемы использовал Феофан Грек в своих работах?

Феофан использовал оптические приемы, которые возникали по мере удаления фигур, чтобы создать равенство цветового фона и драпировок, а также мягкие и размытые блики.

Чем отличается искусство Феофана Грека?

Феофан Грек можно назвать мастером, который во всех тонкостях постиг искусство ансамбля, он учел все детали и создал уникальные фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде.