Вам нуженреферат?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Фрески Феофана Грека в Новгороде.

  • 11 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 15.05.2012
539 руб.770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение.
Фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде.
Заключение.
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В изображениях нижней части стен цвет фона и драпировок равный по силе, колорит более светлый, а блики мягкие и более размытые. Причиной этому можно назвать оптические приему, возникающие по мере удаления фигур, которые учитывал Феофан, а также фактор освещенности этих изображений.
ФеофанаГрека можно назвать мастером, который во всех тонкостях постиг искусство ансамбля. В зависимости от условий восприятия составных частей большого художественного цикла он менял манеру письма, силу цвета и света, размеры фигур, акценты и ритмы. Поэтому истинное представление о стиле этого мастера можно получить только путем соотношение всех этих признаков.

Заключение.
Несмотря на то, что фрески церкви Спаса представляют собой стилистически выдержанный единый ансамбль, роспись такой обширной церкви была не под силу одному человеку. Поэтому можно сделать вывод, что живописец имел помощников. Это предположение можно доказать самими фресками. Некоторые из них производят менее сильное впечатление. Например, фрески в переходной зоне от купола к барабану, на которых изображены четыре архангела и серафима. Если сравнивать их с фреской самого купола, изображающей Христа Вседержителя, то, не смотря на торжественный и строгий стиль, выдержанный в традициях Феофана, рисунок кажется менее уверенным, что выдает руку другого автора, в них нет присущей Феофану точности. Они сделаны неуверенно, в них как бы чувствуется дрожание неопытной руки. Поэтому лики архангелов купола значительно отличаются, например, от ликов ангелов «Троицы», где использован похожий типаж, но в другом, более артистическом исполнении.
Хотя мы указали только на единичные фрески, не принадлежащие, как нам кажется, Феофану, в действительности доля участия его помощников в росписи церкви Спаса была, вероятно, намного больше. Рядом с Феофаном должны были трудиться как простые помощники (рабочие, месившие раствор, подносчики раствора, штукатуры, подготовлявшие стены здания для их росписи), так и художники, также подчинявшиеся Феофану, но уже писавшие отдельные фрески или исполнявшие надписи и неответственные детали. Возможно, что Феофан приехал в Новгород не один, а уже с помощниками-греками. Однако, непременно в работе над фресками церкви Спаса Феофан использовал и русских учеников. Иначе невозможно объяснить изобилие на фресках церкви Спаса не только греческих, но и обширных русских надписей. К сожалению, в стиле росписи совсем не прослеживаются специфические черты русского, точнее - новгородского искусства. Можно прийти к выводу, что русские художники не принимали активного творческого участия в росписи храма Спаса, и что их роль свелась к наблюдению за работой заезжего греческого мастера и к незначительной помощи при исполнении русских надписей.
Однако, не смотря на это, творчество Феофана Грека оказало значительное влияние на современных мастеров. В основном это влияние можно отметить в росписях новгородских церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле (1370-е — 1380-е гг.). Изначально значительно отличаясь от традиционных приемов, феофановская живопись начала органично взаимодействовать с местными живописными навыками, значительно их приукрасив и обогатив.

Список используемой литературы
1. Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900.
2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985.
4. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
5. http://feofan-grek.ru Сайт, посвященный работе Феофана Грека.

Палеологовское возрождение— период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, совпадающий со временем правления династии Палеологов, последний взлёт культуры в истории Византии.
http://feofan-grek.ru/novgorod-27.php









2

Список используемой литературы
1. Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900.
2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1985.
4. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
5. http://feofan-grek.ru Сайт, посвященный работе Феофана Грека.

Творчество Феофана Грека

Живое наследие

Иконопись появилась в России в 10 веке, после того, как в 988 год Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому врмени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в сторого узаконенную, признали канонической системе образов. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христиансского догмы и культа. T. o., Россия получила икону как одно из "оснований" новой религии.
N: Символизм храма: 4 стены храма, объединенных одной главы - 4 стораны света под властью единой вселенской церкви; храм во все церкви помещался на востоке: в Библии, в восточной европы, находится в раю land - Eden; Евангелие, на востоке произошло вознесение Христа. И так далее, т. ., в целом система росписей христианского храма представляла строго продуманное целое.
Очень выражением свободомыслия на руси в 14-м веке стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников: p. учили, что религия есть внутреннее дело каждого и каждый чел-имеет право быть учителем веры; они отрицали церковь, дух, церкви обряды и таинства, призывали народ не исповедоваться у папов, а каяться в грехах "матери сырой земле". Искусство Новгорода и Пскова в 14 века в целом ярко отражает рстущее мысли. Худ-ки стремятся к более яркие изображения и динмичным, чем раньше. Появляется интерес к темам, драматические, пробуждается интерес к внутреннему миру человека. Художественные искания мастеров 14 века объясняют, почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самых мятежных художников средневековья - византийца Феофана Грека.
Феофан попал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал в Константинополе и близлежащих к столице городах, затем переехал в Каффу, откуда, вероятно, и был приглашен в Новгород. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде - расписал фресками церковь Спаса-Преображения.
Достаточно сравнить старца Мельхиседека из этой церкви с Ионой из Сковородского монастыря, чтобы понять, насколько ошеломляющее впечатление должно было произвести искусство Фаофана на русских совремнников. Персонажи от F-не только внешне не похожи друг на друга, они живут, проявляется по-разному. Каждый символ F- - незабываемого человека. Через движения, позу, жест художник умеет сделать хорошего "внутреннего человека". Седобородый Мельхиседек величественным движением, достойным потомка эллинов, держит свиток с пророчество. В позе нет христианской покорности и благочестия.

Узнать стоимость работы