Вам нужна курсовая работа?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Росия и АТЭС: приоритетные направления сотрудничества.

  • 31 страница
  • 27 источников
  • Добавлена 20.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе
1.1 Глобализация как основа экономической интеграции
1.2 Теоретические основы интеграционных процессов
Глава 2. Сотрудничество России и АТЭС на современном этапе
2.1 Особенности приоритетов России в Азиатско-тихоокеанском регионе
2.2 Перспективы сотрудничества России и АТЭС
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Экспорт природных ресурсов, особенно энергетических является важным приоритетом внешнеэкономической политики РФ. Экспорт энергетического сырья формирует значительную долю государственного бюджета и доходов государства.
Россия занимает 13% от суммарной площади территорий всех стран мира, 41% природных ресурсов Земли, 22% лесов земного шара, 23% запасов пресной воды и т.д.
В последние годы власти России уделяют все больше внимания развитию национальной экономики. В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, принятой 12 мая 2009 года, развитие государственной экономики поставлено на первое место, так как именно ее стабильное положение помогает государству занять достоянное место в мирохозяйственных отношениях.
Так, в каждом Послании Федеральному собранию Президент РФ ставит задачу увеличения ВВП. В частности, в 2003 году он предложил за 10 лет увеличить этот показатель в два раза.
Реальный объем ВВП России в 2010 году увеличился лишь на 3,6%, в 2008 году его рост составил 5,6%, а в 2007 году этот показатель был еще выше и составлял 8,1%. Номинальный объем ВВП России за 2010 году составил 44 трлн. 939 млрд. рублей в текущих ценах.
Россия занимает лидирующие позиции в мире не только по добыче нефти и газа, но входит в первую десятку государств по выработке электроэнергии, выплавке чугуна и стали, производству проката черных металлов, минеральных удобрений, сбору зерновых и бобовых культур и некоторых других видов продукции.
Таким образом, отсюда видно, что России есть что предложить ее партнерам по АТЭС.
В качестве наиболее перспективных направлений сотрудничества РФ и других участников АТЭС можно назвать укрепление экономического взаимодействия с такими партнерами как Китай, Япония и др.
Китай и Россия как две великие державы играют важную роль на мировой арене, а китайско-российские отношения занимают приоритетное место во внешней политике каждой из стран. Развитию партнерских отношений между двумя крупнейшими (Россия по территории, Китай по населению) государствами-соседями Евразии способствуют объективные предпосылки. Среди них можно отметить: границу протяженностью более четырех тысяч километров, почти четырехвековую историю межгосударственных отношений, взаимодополняемость экономических потенциалов, общность вызовов на международной арене и ряд других факторов.
Китай, как одна из самых динамично развивающихся стран не только Азии, но и мира, не может быть оставлена вне внимания российской дипломатии. Поэтому связи России и Китая развиваются очень динамично, создана солидная договорно-правовая база и разветвленная организационная структура двустороннего взаимодействия.
Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.
В торгово-экономическом сотрудничестве на первое место выходят связи в сфере энергетики, а именно экспорте российских энергетических ресурсов в Китай.
Россия со своей стороны отдает приоритет поставкам в Китай энергоресурсов – нефти, энергоносителей, природного газа. Сегодня уже есть примеры подобного взаимодействия, однако в ближайшие пятнадцать лет РФ планирует стать крупнейшим для КНР экспортером энергетического сырья.
В настоящее время в российско-китайской товарной структуре торгово-экономических отношений на первое место выходит нефть. Основные поставки сегодня продолжают идти через железную дорогу, однако в силу высоких затрат на транспортные расходы российские власти больший приоритет отдают развитию проекта нефтепровода Тайшет – Перевозная.
Перспективным направлением на сегодняшний день можно назвать и поставки угля из России в Китай. Даже несмотря на то, что сегодня КНР полностью сам себя обеспечивает этим видом сырья, учитывая темпы его экономического развития, ему могут понадобиться дополнительные источники, которые могут быть предоставлены Россией, которая, со своей стороны, также заинтересована в росте экспорта своего угля.
Таким образом, потенциал энергетического сотрудничества наших стран велик, так же как и заинтересованность властей и компаний.
Однако не только потенциал России важен для Китая. КНР обладает большими перспективами для РФ, особенно это видно на основе показателей внешнеторгового оборота. Так, для России импорт из Китая значительно превышает ее экспорт в это государство.
Эффективное сотрудничество в сфере экономики может позволить России и Китаю решить некоторые свои проблемы как на внутреннем уровне (снизить уровень безработицы вследствие укрепления связей в приграничных регионах, например, посредством создания трансграничных кластеров), а также на двустороннем – укрепить политические, культурные, социальные и другие области взаимодействия.
Российско-японские отношения развиваются в последние годы достаточно активно и позитивно. На высшем уровне декларируется стремление к дальнейшему укреплению связей обеих стран – президент России и премьер-министр Японии, а также остальные официальные лица наших стран постоянно делают заявления о желании скорейшего решения существующих сложностей во взаимоотношениях России и Японии. На современном этапе обе стороны признают высокую важность торгово-экономического взаимодействия между странами.
В настоящем году наблюдается положительная динамика развития российско-японской торговли, о чем свидетельствуют показатели оборота, в том числе экспорт и импорта (таблица 3). Товарооборот в январе-сентябре 2010 года вырос на 56,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт увеличился на 82,9%, а импорт – на 31,5%. Можно сделать вывод, что для России наибольшее значение играют ее поставки в Японию.








Таблица 3. Внешняя торговля России с Японией в 2009-2010 гг.
Январь – сентябрь 2009 г. Январь-сентябрь 2010 г. Оборот 10313,4 16114,5 Экспорт 4966,7 9084,8 Импорт 5346,8 7029,7 Доля Японии в общем обороте РФ, % 3,2 3,7
Перспективным направлением становится энергетическое сотрудничество, в первую очередь в области освоения нефтегазовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири. Запущены нефтегазовые проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2», изучаются возможности инвестиционного участия в освоении якутских газовых и новых угольных месторождений, программах энергосбережения на предприятиях российского ТЭК, в сфере атомной энергетики. Ведутся переговоры о формах участия японского бизнеса в сооружении нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
12 мая 2009 года был подписан Российско-японский меморандум о сотрудничестве в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. Данный документ подписали Министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко и Министр экономики, торговли и промышленности Японии Никай Тосихиро.
Важным направлением сотрудничества в рамках АТЭС для России является развитие инвестиционных связей. Согласно статистике, из всех участников Форума, только США входят в число крупнейших инвесторов в российскую экономику – см. график 1.
Большая доля иностранных инвестиций из США шла в сферу полезных ископаемых, переработку древесины, сферу услуг. Однако в целом государства АТЭС не рассматривают Россию как перспективный рынок для инвестирования по ряду причин – политическая нестабильность, несовершенство законодательства, проблемы в экономике. Поэтому властям РФ следует более внимательно отнестись к решению проблем в данной сфере.

График 1. Крупнейшие иностранные инвесторы в экономику РФ, 2008 г.

Наиболее перспективным направлением взаимодействия России с государствами АТЭС является развитие транспортного потенциала РФ. Здесь следует обратить внимание на уже указанный географический фактор. Россия может выступать транспортным коридором. Сегодня транзитный потенциал страны используется далеко не в полной мере, поэтому ему следует уделить особое внимание.



Заключение

Позиции России после распада Советского Союза были сильно подорваны, ей пришлось искать себе новое место в структуре современного мира. Сегодня ее преимуществом является огромный территориальный перевес перед остальными акторами. Сегодня в научных кругах можно встретить мнение, что Россия сейчас может рассчитывать не более чем на лидерство в рамках Евразии.
Азиатско-тихоокеанский регион является одним из важнейших приоритетов внешней политики России, его роль очень велика для достижения российским государством нужного положения на мировой арене, поэтому во внешнеполитической и внешнеэкономической концепции АТР уделено достаточное внимание.
Важное значение российские власти уделяют взаимодействию на многостороннем уровне через интеграционные структуры, в частности АТЭС. Россия вступила в эту структуру в 1998 году. В нынешнем 2012 году она является страной-председателем, что придает особую актуальность взаимодействия в рамках этого форума.
Россия является евразийской страной, поэтому для нее принципиально важно строить крепкие и стабильные отношения с государствами АТЭС. Китай, как одна из самых динамично развивающихся стран не только Азии, но и мира, не может быть оставлена вне внимания российской дипломатии. Поэтому связи России и Китая развиваются очень динамично, создана солидная договорно-правовая база и разветвленная организационная структура двустороннего экономического взаимодействия. Особый приоритет отдается сфере энергетики, что является в целом особенностью потенциала России, который интересен для всех государств АТЭС. Крупнейшим инвестором от АТЭС выступают США.
Перспективы развития сотрудничество России и государств АТЭС в настоящее время могут быть сфокусированы на таких направлениях как транспортное, инвестиционное и др.




Список использованных источников и литературы

Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ // URL: http://www.mid.ru
АТЭС. Структура и правила функционирования // URL: http:// ciscenter.ru/docs/Structura_i_pravila.docx
Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38-54.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005.
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года // URL: http://www.mid.ru
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы. М., 1998.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003.
Материалы «круглых столов» Санкт-Петербургского Экономического форума 2003 г. // Экономист. 2003. №11. С. 3.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2006.
Островская Е.Я. Фирсова И.С. Современные тенденции сотрудничества в рамках АТЭС // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1220223386/Современные%20тенденции%20сотрудничества%20в%20рамках%20АТЭС.pdf
Островская Е.Я., Фирсова И.С. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основные%20векторы%20экономического%20сотрудничества.pdf
Перская В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007.
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2000/11/28426.shtml
Реальный объем ВВП России – Росстат // URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=880850&ct=news
Российско-японские торгово-экономические отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Саймон Э. Возрождение интереса России к Юго-Восточной Азии // Asia Times. 19.09.2007 // URL: http://www.inosmi.ru/translation/236696.html
Участие России в многосторонних диалоговых структурах АТР // URL: http://www.mid.ru
Федеральная таможенная служба // URL: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php?id286=714
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003.
Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.











Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 236.
Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999. С. 65.
Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38.
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997. С. 54.
Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
Там же.
Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003. С. 59.
Там же.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003. С. 9.
Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 49.
Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы. М., 1998. С. 16.
Перская В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007. С. 157.
Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2006. С. 572.
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006. С. 6.
Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006. С. 8.
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001. С. 54.
Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003. С. 12.
Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 68.
Материалы «круглых столов» Санкт-Петербургского Экономического форума 2003 г. // Экономист. 2003. №11. С. 3.
Островская Е.Я. Фирсова И.С. Современные тенденции сотрудничества в рамках АТЭС // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1220223386/Современные%20тенденции%20сотрудничества%20в%20рамках%20АТЭС.pdf
Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ // URL: http://www.mid.ru
АТЭС. Структура и правила функционирования // URL: http:// ciscenter.ru/docs/Structura_i_pravila.docx
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 223.
Там же.
Там же.
Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 224.
Саймон Э. Возрождение интереса России к Юго-Восточной Азии // Asia Times. 19.09.2007 // URL: http://www.inosmi.ru/translation/236696.html
Участие России в многосторонних диалоговых структурах АТР // URL: http://www.mid.ru
Там же.
Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2000/11/28426.shtml
Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года // URL: http://www.mid.ru
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
Реальный объем ВВП России – Росстат // URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=880850&ct=news
Федеральная таможенная служба // URL: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php?id286=714
Российско-японские торгово-экономические отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
Островская Е.Я., Фирсова И.С. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основные%20векторы%20экономического%20сотрудничества.pdf









1

Список использованных источников и литературы

1Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (справочная информация) // Министерство иностранных дел РФ // URL: http://www.mid.ru
2АТЭС. Структура и правила функционирования // URL: http:// ciscenter.ru/docs/Structura_i_pravila.docx
3Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью // Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. №37. М., 1997.
4Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №3. С. 38-54.
5Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
6Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2005.
7Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года // URL: http://www.mid.ru
8Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. СПб.: Питер, 1999.
9Ленский Е.В., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная интеграция: реальность и перспективы. М., 1998.
10Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М., 2003.
11Материалы «круглых столов» Санкт-Петербургского Экономического форума 2003 г. // Экономист. 2003. №11. С. 3.
12Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2006.
13Островская Е.Я. Фирсова И.С. Современные тенденции сотрудничества в рамках АТЭС // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1220223386/Современные%20тенденции%20сотрудничества%20в%20рамках%20АТЭС.pdf
14Островская Е.Я., Фирсова И.С. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества // URL: http://we.hse.ru/data/2011/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основные%20векторы%20экономического%20сотрудничества.pdf
15Перская В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007.
16Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2003. 17 мая.
17Пространственные характеристики трансграничной безопасности: концептуальные контексты // Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., 2002. С. 29-36. // URL: http://www.obraforum.ru/book/chapter1.htm
18Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2000/11/28426.shtml
19Реальный объем ВВП России – Росстат // URL: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=880850&ct=news
20Российско-японские торгово-экономические отношения // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: http://www.mid.ru
21Саймон Э. Возрождение интереса России к Юго-Восточной Азии // Asia Times. 19.09.2007 // URL: http://www.inosmi.ru/translation/236696.html
22Участие России в многосторонних диалоговых структурах АТР // URL: http://www.mid.ru
23Федеральная таможенная служба // URL: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.php?id286=714
24Фундаментальные проблемы развития экономики ЕС. Составители: Громыко В.В., Окрут З.М., Гагарина Г.Ю., Сагинова О.В. М., 2006.
25Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М.: Экономика, 2003.
26Черковец О.В. Глобализация: экономические реалии и политические мифы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
27Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. М., 2001.

Введение

Актуальность рассмотрения проблем председательства России в АТЭС необходимо для того, чтобы представить и решить эти проблемы в этом регионе. Россия, как никогда, нужно держаться и поддерживать отношения с восточноазиатскими странами, и в частности с Китаем. Отношения с Китаем и Россией развивались на протяжении многих лет. Россия должна взять курс на Китай и далее развивать отношения в таких областях как: экономика, политика, вопросы, касающиеся социальных проблем и многое другое. И субъекты России, в частности дальневосточные, должны способствовать этому.

Активное участие в региональном сотрудничестве в азии / ТИХООКЕАНСКОМ регионе, как и срочные меры по модернизации и роста экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока - необходимым условием для решения важной национальной задачи -обеспечение безопасности и территориальной целостности России, чтобы предотвратить новую войну на Дальнем Востоке, чтобы облегчить процессы мирного урегулирования существующих проблем и коннфликтов.

Однако, до недавнего времени, Росссия оставалась для стран АТЭС гораздо менее интересным торговооэкономическим партнером, чем они для нее.

Для большинства стран азиатско-ТИХООКЕАНСКОГО региона, Россия не является основным фактором в экономике. Она по-прежнему может предложить региону, главным образом, лишь сырье, в то время как саму ее интересует в первую очередь высокотехнологичной продукции.

С начала XXI века медленно, но верно, инвестиционной деятельности российской экономики начал смещаться в сторону Сибири и Дальнего Востока. В краткосрочной перспективе, вы должны начать, чтобы дать практике рентабельность мер, принятых для экономического роста и развития производительных сил и встраиванию российской экономики в интеграционные процессы в азиатско-ТИХООКЕАНСКОМ регионе. Это, по мнению российского научного сообщества, зависит от того, по какому пути будет идти развитие российского Конус востоке региона. Если русский, внутреннее развитие будет продолжаться в среднесрочной перспективе, в рамках сырья и ресурсодобывающей модели участия РОССИИ в процессах региональной экономической пройдет на невыгодных ему условиях, и Россия, со временем, из субъекта регионального развития превратится в объект соперничества внешних сил. В случае, если он будет идти на инновационный путь России установила, что один из направляющих факторов регионального развития.

В последнее время сформировались основные направления, по которым Россия и частные российские компании при поддержке государства могут внести и уже вносит свой вклад в развитие многостороннего экономического сотрудничества России со странами азиатско-ТИХООКЕАНСКОГО региона, значительно повысить его эффективность. На первый план, конечно же, энергии, и речь идет не только о бесперебойных поставок энергетических ресурсов, но и о предоставлении высокотехнологических услуг строительства и модернизации энергообъектов, использование российского опыта управления энергосетями и так далее, Несмотря на состоявшейся трагедии, произошедшей в Японии, уже в стадии разработки, сотрудничество в развитии ядерной энергетики остается не менее перспективным. Реализуются важные проекты в области использования космоса, в военноотехническом сотрудничестве в области образования, науки и культуры.

Узнать стоимость работы