Трудности профориентационной работы со старшими школьниками.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 5858 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1. Понятие профессиональной ориентации
1.1.1. История становления профессиональной ориентации
1.1.2. Основные функции и направления профориентации
1.2. Основы профессионального самоопределения и профориентации старших школьников
1.2.1. Особенности старшего школьного возраста в выборе профессии
1.2.2. Изучение старших школьников в целях профориентации
1.3. Формы и методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава 2. Эмпирическое исследование самоопределения и выбора профессии старших школьников
2.1. Цели и задачи исследования
2.2. Организация и процедура исследования
2.3. Характеристика методик исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования самоопределения и выбора профессии старшеклассников
Глава 4. Программа сопровождения профессионального самоопределения старших школьников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Для них характерны такие особенности как аналитический склад ума, рациональность, независимость суждений. Таким школьникам нужно выбирать профессии, связанные с научно-исследовательской деятельностью. В 11а классе 3 % учеников, в 11б классе 2% учеников обладают ярко выраженной склонностью к практической деятельности, т.е. наиболее оптимальные для них профессии – это изготовление изделий, ремонт, монтаж, сборка, производство и т.п. Среди учеников 11а и 11б класса никто из школьников не обладает ярко выраженной склонностью к эстетическим видам деятельности.В 11а классе 34% учеников обладает склонностью к экстремальным видам деятельности, что говорит о том, что они предъявляют высокие требования к своему здоровью, волевым качествам, физической подготовке и т.п. Именно поэтому такие ученики должны выбирать профессии, связанные со спортом, службой, охраной, экспедиционной деятельностью, путешествиями и др. В 11б классе нет учеников, которые обладают высоким уровнем склонности к экстремальной деятельности. В 11а классе 21% учеников, в 11б классе 7% учеников обладают ярко выраженной склонностью к планово-экономическим видам деятельности, а именно к таким профессиям как бухгалтер, экономист, редактор, лингвист, топограф и т.п. Такие профессии предъявляют высокие требования к аккуратности и собранности личности. Представим полученные данные в виде диаграммы (рис.3.2). Рис.3.2. Количество школьников (%), склонных к видам профессиональной деятельности Таким образом, учащиеся 11а класса в большей степени склонны к профессиям, связанным с работой с людьми, к планово-экономическим видам деятельности, а также к экстремальным профессиям. Учащиеся 11б класса больше склонны к профессиям, связанным с работой с людьми, а также с исследовательской (интеллектуальной) деятельностью. Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностическийопросник» Е.А КлимоваПоказатели исследования профессиональной деятельности по Е.А.Климову говорят о том, что у учащихся 11х классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 11 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. Таблица 3.1.Сравнительная таблица средних значений видов профессиональной деятельностипо методике Е.А. КлимоваВидыпрофессиональнойдеятельностичеловек - природачеловек -техникачеловек – человекчеловек -знаковаясистемачеловек -художественныйобраз11а2,34,66,35,42,111б3,64,25,95,22,5Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки учеников 11а класса и 11б класса были обнаружены различия между средними значениями измеряемых показателей. Рис. 3.3. Средние значения профессиональной деятельностипо методике Е.А. КлимоваВ 11а классе 44% учеников, в 11б классе 41% учеников имеют профессиональную направленность на деятельность «человек – человек».Направленность на сферу «человек - знаковая система» в 11а классе имеют 31% учеников, в 11б классе – 28%.В 11а классе 14% учащихся склоняются к выбору профессий из области «человек - техника», в 11б классе данную группу составляет 13% учеников.Склонность к сфере деятельности «человек - природа» имеют в 11а классе 9% школьников, в 11б – 12%.В 11а классе направленность на деятельность «человек-художественный образ» имеют 4 % учеников, в 11б классе – 8%учащихся.Рис.3.4. Количество человек (%) с разной сферой деятельности выбора профессии Процентное соотношение доказывает (рис.3), что именно сфера деятельности человек- человек преобладает у учащихся и 11а, и 11б классов. Направленность на сферу деятельности «человек-знак» также распространена среди учеников 11х классов. Склонность к профессиональной деятельности в области «человек-природа» и «человек-художественный образ» учеников является достаточно низкой. Направленность на сферу «человек-техника» школьников имеет средний уровень. Результаты исследования по методике профессионального самоопределения Дж. ХолландаРассмотрим результаты исследования преобладающего типа личности, влияющего на профессиональное самоопределение. Поскольку в чистом виде профессиональные типы личности практически не встречаются, мы выделим группы школьников, который имеют четкую направленность к одному из типов, измеряемых данной методикой. Исследователи утверждают, что школьник выбираю дальнейшую сферу своей профессиональной деятельности, должен учитывать свой профессиональный тип личности. Если выбранная профессия не подходит его типу, то человек будет не удовлетворен трудом, а работа вызывать нервно-психическое напряжение. В 11а классе у 21% учеников преобладает социальный тип, у 13% преобладает предпринимательский тип, у 11% - интеллектуальный тип, у 9 % - реалистический тип. Преобладание таких типов личности как артистический и офисный в 11а классе не было выявлено. В 11б классе у 32% школьников преобладает социальный тип, у 12% - интеллектуальный тип, у 13% - реалистический тип, у 15% - реалистический тип, у 6% - артистический тип, у 21% - офисный тип личности. Ни у кого из учащихся 11б класса не был выявлен преобладающий предпринимательский тип личности.Школьники с преобладающим реалистическим типом предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Они реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир.Учеников, относящихся к интеллектуальному типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.Старшеклассники, которые относятся к социальному типу предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.Учащиеся с преобладающим офисным типом проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.Ученики предпринимательского типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.Для учеников артистического типа личности характерны следующие особенности: они оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.Рис.3.5. Преобладающие типы личности у исследуемых школьниковАнализируя преобладающий тип личности у старшеклассников, мы видим, что в 11а классе наиболее распространенными являются такие типы социальный, интеллектуальный и предпринимательский, в 11б классе распространены социальный тип личности, реалистический и офисный. В соответствии с полученными данными учащимся были выданы рекомендации по определенным видам деятельности, которые наиболее подходят к каждому выделенному типу личности.В результате проведения исследования с целью профориентации были даны определенные рекомендации по каждой из областей профессиональной деятельности, т.е. в каких областях исследуемые школьники будут наиболее успешными после получения образования, будут получать удовлетворение от работы, заинтересованность, не испытывать нервно-психического напряжения.Глава 4. Программа сопровождения профессионального самоопределения старших школьниковКогда мы говорим о сопровождении профессиональном и социальном самоопределения старших школьников, о формировании у них готовности к окончанию школы, то считаем необходимым решение следующих задач:1. Формирование у старшеклассника образа желаемого будущего, временной трансспективы, ощущения неразрывности времени в собственной жизни и непрерывности самой жизни.2. Наполнение мира школьников разнообразными профессиональными сферами деятельности, позволяющими поддерживать.3. Построение образа личного будущего и «размещение» себя в этом профессиональном мире.4. Построение индивидуальной образовательной и деятельностной траектории, позволяющей реализовать образ собственного будущего.Для достижения поставленных задач мы предлагаем использовать активизирующую игровую программу. Рассмотрим общий ход процедуры. Необходимое время проведение – 12-16 академических часов. Проводить занятия лучше в интенсивном режиме в течение 1-2 дней (при условии освобождения школьников от уроков).Необходимый инструментарий: яркие маркеры или фломастеры для каждого участника, ватман, доска, на которую будет крепиться бумага. По возможности можно обеспечить аудиозапись или видеозапись, для получения обратной связи.Тренинг очень важно проводить в отдельном помещении. По возможности мебель должна давать возможность ее передвижения во время занятий.Охарактеризуем основные этапы работы.1. Проведение вступительного слова, постановка для участников целей и задач тренинга, ознакомление участников с программой и правилами занятий. Проведение игровой процедуры «Эпитафия», описаннойН.С.Пряжниковым. Смысл заключается в следующем: участникам предлагается «придумать» какого-то человека (обычно это бывает сверстник или человек младшего возраста) и, называя по очереди какие-либо события его жизни, «прожить» с ним всю жизнь.Предлагаемый тренинг дает возможность школьникам задуматься не только о собственных ценностях, но и о смыслах и ценностях человеческой жизни и общества в целом. Организаторы тренинга могут сформировать представление об учащихся, участниках тренинга, об их жизненных и профессиональных представлениях, убеждениях и намерениях. Большой опыт проведения подобного рода тренингов показывает, что молоды юноши и девушки действительно не устанавливают никакой связи своего будущего с определенной профессиональной сферой деятельности. Старшеклассники не связывают свою профессиональную деятельность и с материальным благополучием. О собственной жизни они задумываются не более чем в 5-8летней перспективе. В более отдаленной перспективе начинают использоваться мифы, почерпнутые, в основном, из телесериалов.2. Дляпостроение временной трансспективы в рамках данной процедуры используются упражнения «Круги времени» и «Линия жизни», описанные в работах А. Кроника и Е.Головахи.Сущность данных процедур состоит в том, что учащихся просят представить все свою жизнь, подумать о прошлом, настоящем и будущем, о своем понимании времени, изобразить в виде кругов свое прошлое, настоящее и будущее. После получения рисунков происходит их анализ: оценить соотношение кругов (расположение, связи, площадь и другие особенности), проанализировать свое понимание времени и записать свои мысли в тетради. Далее участникам тренинга предлагает проанализировать свою жизнь от рождения и до смерти, выделить наиболее значимые события в ней (примерно 10-20 событий). После этого проводится оценка контроля собственной жизни, эмоциональной окрашенности прошлого, настоящего и будущего, связность событий в жизни, их содержание. Данные игровые занятия подтверждают результаты друг друга, а особенно игры «Эпитафия». Как правило среди старшеклассников наблюдаются следующие результаты: будущее слабо связано с настоящим и прошлым, событиям, связанным с профессиональной деятельностью не уделяется внимание, контроль собственной жизни происходит на отрезке 8-10 лет. Предложенные в тренинге игровые занятия для организатора позволяют сделать вывод о готовности учащихся к профессиональному самоопределению, могут стать мотиватором участников на дальнейшую работу, дают возможность школьникам поработать над собой, осмыслить и понять собственные цели и смыслы, осознать свои проблемы. 3. На следующем этапе происходит формирование индивидуальных и групповых представлений о будущем. Организатор формирует из учащихся группы по 5-7 человек. Обязательное условие данного упражнения состоит в том, что поскольку участники тренинга учатся в одном классе и очень хорошо знают друг друга, по возможности группы нужно составлять так, что в одну группу не входили близкие друзья, а по возможности перемешивать группы случайным образом.Каждой группе предлагают с помощью различных ассоциативных средств выразить свои представления о будущем. Средство для ассоциации каждой группе определяет организатор тренинга. Можно использовать пантомиму, зрительные, вербальные, звуковые ассоциации, логическую схему. Каждая группа работает самостоятельно в течение 20-30 минут. Причем есть такое условие, что группы со зрительными и вербальными ассоциациями только суммируют результаты каждого участника группы, которые составляет ассоциации индивидуально. Существуют некоторые правила: безоценочность, принятие всех предложенных ассоциаций, отсутствие вмешательства взрослых, психолога в работу каждой группы, что может снизить творческий потенциал учеников, изменить содержание некоторых ассоциаций. Для презентации полученных результатов необходимо участие всех членов группы, остальные участники задают вопросы, сохраняя принцип безоценочности, отсутствия соревновательности. 4. На этом этапе проходит обсуждение полученных результатов, создание образа желательного притягательного будущего, т.е. идеального. Выделение круга проблем и препятствий, которые нужно решить и преодолеть для приближения идеального будущего. Для этого можно использовать метод рейтингового голосования или «мозговой штурм».5. На следующем этапе школьники делятся на новые группы в соответствии с наиболее важными для них проблемами. Работа групп заключается в том, что участники для решения выявленных проблем определяют сферы профессиональной деятельности, профессии. После этого необходимо устроить встречу учащихся с представителями определенных профессий, которые по их мнения приближают идеальное будущее. По причине того, что заранее неизвестно, какие именно это будут профессии, то можно позвать на встречу наиболее успешных в профессиональной деятельности людей, например, наиболее успешных в своей работе родителей. Разговор с успешными деятелями позволит школьникам наиболее четко и ясно представить мир профессиональной деятельности, ознакомиться с требованиями к определенным профессиям, разобраться в преимуществах, перспективах конкретных профессий. В результате проведения данного этапа тренинга учащиеся выбирают проблему, которой хотели бы заниматься. Складываются новые рабочие группы. В ходе обсуждения группы в течение часа разрабатывают проект по решению выбранной проблемы и определяют свое место в ее решении. Результаты озвучиваются на общем обсуждении. Этот этап тренинга позволяет углубиться не в далекое будущее, школьники разрабатывают общественные проекты, осознавая проблемы своего района, города, школы в частности. Разработанные проекты они начинают реализовывать во внеучебное время. 6. На шестом этапе тренинга проводится личностная диагностика самого себя, рефлексия. Это делается по инструкции ведущего, каждый индивидуально. На этом этапе каждый уже определился с профессией. Ученики выделяют определенные знания, умения, навыки, способности, личностные черты представителя той или иной профессии, которую они выбрали. Некоторые представления об идеальном профессионале обсуждаются, вносятся поправки. Далее ученики оценивают по 10балльной шкале у себя наличие и выраженность необходимых для выбранной профессии качеств и черт личности. Здесь каждый ученик индивидуально консультируется с психологом. В рамках данного этапа проводится психологическая диагностика личностных качеств для уточнения достоверности данных самостоятельной диагностики. Здесь необходима индивидуальная работа с каждым учеником. Для этого могут вызываться дополнительно консультанты-психологи, либо проводится перерыв в тренинге для проведения индивидуальных консультаций с каждым учащимся. Как показывает практика, недопустима выдача ключа к методикам старшеклассникам на руки для самостоятельной обработки данных, что исключить субъективное мнение к собственным результатам. Предложенный нами тренинг дает возможность ученикам сделать выводы о профессиях, требованиях к ним, выявить преимущества и недостатки.По результатам проведенной диагностики составляется индивидуальная программа личностного развития, которая поможет в выборе сферы профессиональной деятельности и в дальнейшем быть успешным в ней. В профессиональном самоопределении старшеклассников очень велика роль психолого-педагогической службы школы. В заключение приведем пример тренинга профессионального самоопределения в целях профориентации. Он позволяет проигрывать в воображении процесс выбора профессии и построение дальнейшей профессиональной судьбы. ТренингпрофессиональногосамоопределенияТаблица 4.1.НазваниеигрыФормаорганизацииСутьигрыСамопрезентацияБольшойтренинговыйкругКаждый говорит о своём самом любимом и самом нелюбимом делеМяч + профессияБольшойтренинговыйкругУчастники, бросая мяч др. др., называют профессии («Кто больше»)Само-рекламаИндивидуальная работа. Большой тренинговый кругЗа 25-30 минут написать работодателю письмо с предложением своих услуг и описанием своих психологических особенностей, способностей, склонностей, успехов. Автор подписывает письмо и сдаёт его ведущему. Ведущий, не называя автора, читает письмо вслух. ОбсуждениеСкульпторРабота в парах«Скульптор» «лепит» из участника группы представителя той профессии, которая, с его точки зрения, наиболее соответствует данному человекуДиалог о профессиях: «Да, но»Работа в парахВ каждой паре выбирают профессию, которую в будущем хотел иметь один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Диалог строится по принципу «да, но…»1-й: «Мне нравится профессия…, потому что…»2-й: «Да, но…»Встречачерез 10 летРабота в парахВедущий: «Давайте переведём часы на 10 лет вперёд. Теперь мы в … году. В нашей жизни многое изменилось, Сейчас вы в отпуске. Лето. Приехали в город, где учились в школе, Идёте по улице и встречаете одноклассника. Вы беседуете о том, что произошло за эти годы. Вам даётся 5 минут». ОбсуждениеПриёмнаякомиссияИндивидуальная работа. Большой тренинговый кругВедущий: «Все вы скоро будете куда0то поступать – в ВУЗ, техникум, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а достаточно пройти собеседование с приёмной комиссией, которая решит, зачислять вас или нет. Приёмная комиссия состоит из 5 человек. Остальные будут проходить собеседование. Посмотрим многим ли удастся поступить? Поступающий называет учебное заведение или предприятие, в котором он собирается учиться, На подготовку 5-10 минут». ОбсуждениеЖизненноеалибиИндивидуальная работа. Большой тренинговый кругВедущий: «Все неудачники схожи в одном: они знают все причины неудач и представят вам жизненное алиби, почему оно сами ни в чём не преуспели. Некоторые из этих объяснений остроумны, а отдельные даже подтверждаются фактами». Давайте перечислим наиболее часто употребляемые причины, которые называют окружающие в собственное оправдание. Каждуюфразубудемначинатьсослов «Еслибы…». ОбсуждениеПортрет в лучахсолнцаИндивидуальнаяработаУчастники рисуют солнце. В центре солнечного круга пишут своё имя и рисуют свой портрет. Вдоль лучей записывают все свои достоинства, всё хорошее, что знают о себеЗаключениеИз теоретического обзора литературы и результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что роль школьного психолога очень велика. Главной задачей его и социального педагога является психологическое сопровождение самоопределения старшеклассников в профессиональной сфере.В настоящее время профессиональное самоопределение старшеклассников затрудняется некоторыми обстоятельствами.Во-первых, не существует четкого образа социального будущего, нет ясных перспектив развития общества в целом, нестабильность в политической и социально-экономической сферах страны, неустойчивость нормативов общества, ценностных ориентаций. Поэтому у школьника отсутствует сам предмет самоопределения. Во-вторых, периодически меняется престижность в обществе тех или иных профессий, их доступность. Школьники не всегда обладают информацией о престиже конкретных профессий, появлении новых специальностей. В настоящее время меняется содержание даже уже давно существующих профессий. В этом потоке изменений школьник теряется, не может определиться.В-третьих, со времени пропадают существовавшие ранее источники информации. Раньше школьники могли ходить на экскурсии на фабрики и заводы, общаться с успешными работниками. Родители многих детей уже сменили место работы, не могут рассказывать детям о существовавших профессиях. Сейчас не снимаются передачи, фильмы на производственную тему. Таким образом, школьники, учась в общеобразовательном учреждении, не имеют достаточной информации и мире профессиональной деятельности. Наконец, как показывает практика, большинство школьников психологически не готовы к выбору профессиональной сферы деятельности, не имеют представление даже об известных им профессиях, их содержании, испытывают большие трудности в профессиональном самоопределении.СписоклитературыАбрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184с. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 288с.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. – М: Знание, 2002. – 265с. Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2003. – 284с.Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск: Народная асвета, 1978. –112с.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164с.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.:Просвещение, 2004.–159с.Климов Е.А. Школа …а дальше? - СПб.: Лениздат, 1971. –190с.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. –207с.Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.:Питер, 2007. –560с.Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2005. – 688с.Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301с.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004. – 432с.Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад.школа, 1980. – 143с.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.:Просвещение, 2001. –224с.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В.Л. Ословского. - Киев: НауковаДумка, 1978. – 306с.Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 2003. - 223с. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.-56с.Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667с.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. – 416с.Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274с.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. –544с.Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -283с.Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. –176с.Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96с.Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284с.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981. –96с.Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –544с.

Список литературы
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267с.
2.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184с.
3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 288с.
4.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. – М: Знание, 2002. – 265с.
5.Драгунова Т.В. Подросток. - М.: Знание, 2003. – 284с.
6.Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. - Минск: Народная асвета, 1978. –112с.
7.Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164с.
8.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.–159с.
9.Климов Е.А. Школа …а дальше? - СПб.: Лениздат, 1971. –190с.
10.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. –207с.
11.Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2007. –560с.
12.Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2005. – 688с.
13.Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301с.
14.Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004. – 432с.
15.Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143с.
16.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 2001. –224с.
17.Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи / Под ред. В.Л. Ословского. - Киев: Наукова Думка, 1978. – 306с.
18.Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. - М.: Просвещение, 2003. - 223с.
19.Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.-56с.
20.Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667с.
21.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
22.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. – 416с.
23.Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274с.
24.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. –544с.
25.Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -283с.
26.Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. –176с.
27.Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96с.
28.Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284с.
29.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981. –96с.
30.Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –544с.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет профессиональная ориентация?

Основные функции профессиональной ориентации включают: информационную функцию (предоставление информации о профессиях и рынке труда), диагностическую функцию (оценка интересов, наклонностей и способностей старшеклассников), формирующую функцию (развитие навыков выбора и принятия решений), коррекционную функцию (помощь в преодолении проблем и трудностей в выборе профессии), а также социальную функцию (развитие социальных умений и осознание себя в профессиональном окружении).

Какие особенности старшего школьного возраста влияют на выбор профессии?

В старшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование личности, возникают новые интересы и ценности, укрепляется самоопределение. В это время многие старшеклассники начинают задумываться о своем будущем и выборе профессии. Однако, они еще не обладают достаточным жизненным и профессиональным опытом, что может затруднить процесс профориентации.

Какими методами можно изучать старших школьников в целях профориентации?

Для изучения старших школьников в целях профориентации используются различные методы, такие как анкетирование, беседы, наблюдение, тестирование и психологические игры. Анкетирование позволяет получить информацию о интересах и предпочтениях старшеклассников. Беседы позволяют выявить мотивы выбора профессии и обсудить возможности и перспективы каждой из них. Наблюдение помогает выявить таланты и способности старшеклассников. Тестирование позволяет определить профессиональные предпочтения и способности. Психологические игры способствуют развитию самоопределения и навыков выбора.

Какова история становления профессиональной ориентации?

История становления профессиональной ориентации начинается с конца XIX века, когда возникла необходимость подготовки рабочих и специалистов для промышленного производства. В дальнейшем, с развитием образования и общества, профессиональная ориентация стала все более важной для учащихся, поскольку помогает им определиться с выбором профессии и достичь успеха в будущей работе.

Каковы основные функции и направления профессиональной ориентации?

Основные функции профессиональной ориентации включают помощь старшеклассникам в выборе профессии, информирование о существующих профессиях и требованиях к ним, а также развитие навыков самоопределения и самоанализа. Направления профориентации могут быть разнообразными и зависят от конкретных потребностей учащихся: направление в образование, науку, искусство, спорт и другие области деятельности.

Какие особенности старшего школьного возраста в выборе профессии?

В старшем школьном возрасте у подростков начинается формирование своего профессионального "Я" и идентификация с определенной областью деятельности. Однако, выбор профессии может быть сложным из-за недостатка опыта и знаний о различных профессиях. К тому же, подростки могут испытывать внешнее давление от родителей или общества, что может затруднить процесс профориентации.

Как можно изучать старших школьников в целях профориентации?

Для изучения старших школьников в целях профориентации можно использовать различные методы, такие как тестирование, анкетирование, интервью и наблюдение. Эти методы позволяют получить информацию о интересах, способностях, ценностях и мотивациях учащихся, что помогает определиться с выбором профессии.

Какова роль семьи в профориентационной работе со старшими школьниками?

Семья играет важную роль в профориентационной работе со старшими школьниками. Родители могут помочь их детям в выборе профессии, обсуждая с ними их интересы, способности и цели. Они также могут обеспечить дополнительное образование и поддержку встреч с представителями различных профессий. Также важно, чтобы родители не оказывали нежелательного давления на выбор профессии и позволяли детям самостоятельно принимать решения.

Каковы основные функции профориентации?

Основными функциями профориентации являются помощь старшеклассникам в выборе профессии на основе их интересов, способностей и целей, а также информационная поддержка, развитие навыков самоопределения и принятия решений в области профессиональной деятельности.